Автор конспекта:
Автор(ы): — Московская Т.Н.

Место работы, должность: —

МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А Гагариан

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: —

Цель урока:

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

Задачи урока:

1. Развитие активной познавательной деятельности.

2. Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).

3. Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).

4. Воспитание самоконтроля.

5. Активизация внимания учащихся.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

ПравилаДорожногоДвижения/2014 — текст, знаки и разметка.Схема и порядок прохождения практического экзамена научебнойплощадке.Авторамибилетов являются: Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С.Репин.

Используемая методическая литература: —

Учебно-методическое пособие «Школа безопасности». Авторы: Волкова Е.А. Макшакова Т.В. … 9. Диагностическая работа по ПДД 17с. 10.Сценарий праздника «В гостях у Светофора» 18-20с. 11. Игра по станциям «Закон улиц и дорог» 21-23с.

Используемое оборудование: —

Настольные игры по ПДД. знаки дорожного движения жезл регулировщика

Используемые ЦОР: —

Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Краткое описание: —

Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель просит вспомнить, кого называют пассажиром. Напоминает, что пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте, но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла.
К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Новые знания:
Согласно Правилам дорожного движения, все лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также входящие и выходящие из него, являются пассажирами.
Их обязанности по обеспечению безопасности в транспортных средствах содержатся в двух разделах Правил: Обязанности пассажиров и Перевозка людей и в пункте 2.1.2 раздела Общие обязанности водителей.
Подробные правила для пассажиров маршрутных транспортных средств вывешены в салонах трамваев, троллейбусов и автобусов.
1. Безопасность пассажиров при посадке в маршрутное транспортное средство и высадка из него
Посадка в транспорт и высадка из него чреваты своими опасностями.
Посадка в маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай) занимает незначительное время — несколько секунд, но требует большого внимания, чтобы избежать возможных неприятностей.
Автобус подъезжает к остановке. Подходи к дверям только при его полной остановке, спокойно, без суеты и толкотни. Пропусти выходящих пассажиров, а на посадке — инвалидов, пожилых людей и пассажиров с маленькими детьми. Им рекомендуется входить через переднюю дверь, поскольку она лучше видна водителю. Водитель наблюдает за выходом и посадкой пассажиров при помощи зеркал, установленных снаружи и внутри кабины.
Высадка из транспорта также требует внимательности. Автобус подошел к твоей остановке. К этому моменту ты уже должен быть готов к выходу и, по возможности, стоять ближе к дверям, но не на ступенях.
Когда автобус остановился и водитель открыл двери, пассажиры начинают выходить. Не медли и ты, но не суетись и не толкайся. Старшие дети должны помочь инвалидам, пожилым людям и малышам. Маленькие дети, едущие вместе со взрослыми, выходят после них.
Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии — на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.
Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.
Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.
Помни! При попытке посадки в последний момент перед отправкой автобуса и закрытием дверей водитель может не заметить тебя в зеркало, потому что уже наблюдает за движением транспорта. Он может закрыть дверь и тронуться, и ты окажешься ею зажат. Особенно опасно, когда оказывается зажатой нога, а ты остался снаружи.
2. Правила перевозки людей и требования безопасности
Перевозка людей относится к наиболее ответственным видам перевозок. Правилами предусмотрены специальные требования, выделенные в самостоятельный раздел. Познакомимся с основными из них, обратив особое внимание на правила перевозки детей.
Перевозка организованной* группы детей осуществляется в соответствии со специальными правилами в автобусах или грузовых автомобилях с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки Перевозка детей. При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий. (Организованная группа детей — это дети из одного коллектива (класс, кружок, спортсекция и т п.), специально объединенные для поездки в одну группу).

В автобусах междугородного, горного, туристского или экскурсионного маршрутов и при организованной перевозке детей число пассажиров не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
В кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, специально оборудованной для перевозки людей, перевозка детей допускается только в исключительных случаях (В Санкт-Петербурге и Ленинградской области организованная перевозка групп детей разрешается только на автобусах).
В кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, проезд разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
Перевозка людей в кабине грузового автомобиля, трактора, сельскохозяйственной машины разрешается по числу пассажирских мест. Перевозка вне кабины, в том числе на прицепах тракторов и самоходных машин, запрещена.
На мотоцикле с коляской перевозка детей разрешена по количеству мест (один в коляске, другой на заднем сиденье). Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
На велосипеде разрешается перевозить ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье велосипеда, оборудованном надежными подножками. Перевозка других пассажиров запрещается.
В легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, перевозка детей до 12-летнего возраста должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств (ДУУ) или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнями безопасности, а на переднем сидении легкового автомобиля — только с использованием специального детского удерживающего устройства.
3. Средства защиты пассажиров в автомобиле
Специальное детское удерживающее устройство — официальное наименование детского автокресла, предназначенного для обеспечения максимальной защиты ребенка в случае ДТП, экстренного торможения или резкого маневра.

Обязанности пассажиров и правила перевозки людей.

Цель урока:

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

Задачи урока:

1. Развитие активной познавательной деятельности.

2. Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).

3. Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).

4. Воспитание самоконтроля.

5. Активизация внимания учащихся.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель просит детей вспомнить, кого называют пассажиром. Напоминает, что пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте, но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла.

К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и . Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Новые знания:

Согласно Правилам дорожного движения, все лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также входящие и выходящие из него, являются пассажирами.

Их обязанности по обеспечению безопасности в транспортных средствах содержатся в двух разделах Правил: «Обязанности пассажиров» и «Перевозка людей» и в пункте 2.1.2 раздела «Общие обязанности водителей».

Подробные правила для пассажиров маршрутных транспортных средств вывешены в салонах трамваев, троллейбусов и автобусов.

1. Безопасность пассажиров при посадке в маршрутное транспортное средство и высадка из него

Посадка в транспорт и высадка из него чреваты своими опасностями.

Посадка в маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай) занимает незначительное время — несколько секунд, но требует большого внимания, чтобы избежать возможных неприятностей.

Автобус подъезжает к остановке. Подходи к дверям только при его полной остановке, спокойно, без суеты и толкотни. Пропусти выходящих пассажиров, а на посадке — инвалидов, пожилых людей и пассажиров с маленькими детьми. Им рекомендуется входить через переднюю дверь, поскольку она лучше видна водителю. Водитель наблюдает за выходом и посадкой пассажиров при помощи зеркал, установленных снаружи и внутри кабины.

Высадка из транспорта также требует внимательности. Автобус подошел к твоей остановке. К этому моменту ты уже должен быть готов к выходу и, по возможности, стоять ближе к дверям, но не на ступенях.

Когда автобус остановился и водитель открыл двери, пассажиры начинают выходить. Не медли и ты, но не суетись и не толкайся. Старшие дети должны помочь инвалидам, пожилым людям и малышам. Маленькие дети, едущие вместе со взрослыми, выходят после них.

Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии — на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Помни! При попытке посадки в последний момент перед отправкой автобуса и закрытием дверей водитель может не заметить тебя в зеркало, потому что уже наблюдает за движением транспорта. Он может закрыть дверь и тронуться, и ты окажешься ею зажат. Особенно опасно, когда оказывается зажатой нога, а ты остался снаружи.

2. Правила перевозки людей и требования безопасности

Перевозка людей относится к наиболее ответственным видам перевозок. Правилами предусмотрены специальные требования, выделенные в самостоятельный раздел. Познакомимся с основными из них, обратив особое внимание на правила перевозки детей.

Перевозка организованной* группы детей осуществляется в соответствии со специальными правилами в автобусах или грузовых автомобилях с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий. (Организованная группа детей — это дети из одного коллектива (класс, кружок, спортсекция и т п.), специально объединенные для поездки в одну группу).

В автобусах междугородного, горного, туристского или экскурсионного маршрутов и при организованной перевозке детей число пассажиров не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

В кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, специально оборудованной для перевозки людей, перевозка детей допускается только в исключительных случаях (В Санкт-Петербурге и Ленинградской области организованная перевозка групп детей разрешается только на автобусах).

В кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, проезд разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

Перевозка людей в кабине грузового автомобиля, трактора, сельскохозяйственной машины разрешается по числу пассажирских мест. Перевозка вне кабины, в том числе на прицепах тракторов и самоходных машин, запрещена.

На мотоцикле с коляской перевозка детей разрешена по количеству мест (один в коляске, другой на заднем сиденье). Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

На велосипеде разрешается перевозить ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье велосипеда, оборудованном надежными подножками. Перевозка других пассажиров запрещается.

В легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, перевозка детей до 12-летнего возраста должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств (ДУУ) или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнями безопасности, а на переднем сидении легкового автомобиля — только с использованием специального детского удерживающего устройства.

3. Средства защиты пассажиров в автомобиле

Специальное детское удерживающее устройство — официальное наименование детского автокресла, предназначенного для обеспечения максимальной защиты ребенка в случае ДТП, экстренного торможения или резкого маневра.

В детском кресле на переднем сидении рекомендуется перевозить ребенка только при отсутствии подушки безопасности.

ПДД большинства стран мира строго обязывают использовать в автомобиле специальные детские удерживающие устройства при перевозке детей ростом до 150 см, вне зависимости от их местоположения в салоне.

Ремни безопасности. Чтобы избежать смертельных исходов и снизить тяжесть травмирования людей в дорожных авариях, используются ремни безопасности. Обеспечивая человеку относительную свободу при нормальном движении транспортного средства, в момент аварии, при столкновении или опрокидывании автомобиля, они удерживают человека на месте и тем самым предохраняют от возможных травм и даже выбрасывания из автомобиля.

Использование ремней безопасности водителями и пассажирами привело к сокращению количества телесных повреждений в ДТП не менее чем на 60%, а смертельных исходов — втрое. Как правило, смертельные случаи при использовании ремней безопасности возможны при скоростях столкновения свыше 100 км/час. При отсутствии ремней безопасности тяжелые последствия могут наступить уже при скорости 20 км/час.

Последние поколения спортивных и дорогостоящих автомобилей оснащаются ремнями безопасности с пиропатронами, что моментально обеспечивает надежный прижим человека к креслу. Ремнем безопасности необходимо пристегиваться не только на переднем, но и на заднем сидении автомобиля.

Риск травматизма при перевозке ребенка на транспортном средстве с застегнутым ремнем безопасности — на 30 — 35% ниже, чем без каких-либо удерживающих систем, а для пассажира на заднем сиденье — на 15 — 25% ниже, чем на переднем.

Подголовники являются также важным элементом защиты пассажира от возможных травм, особенно в ситуациях, когда удар приходится в заднюю часть автомобиля. В этом случае при отсутствии подголовника могут быть травмированы или даже сломаны шейные позвонки.

Подушки безопасности, которыми оснащаются современные автомобили, также значительно уменьшают риск повреждений человека при ДТП. Подушки безопасности располагаются спереди и часто сбоку от водителя или пассажира. При столкновении в момент удара происходит взрыв специального устройства, и подушка в доли секунды заполняется газом, создавая буферную зону между человеком и корпусом автомобиля.

На рисунках показаны наиболее опасные места размещения пассажиров в легковом и грузовом автомобилях. Опаснее находиться на 2-м и 4-м местах в легковом автомобиле и на 2-м месте в кабине грузового.

Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %

ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Рулевое колесо

33,3 %

-

Лобовое стекло

21,1 %

28,4 %

Рулевая колонка

14,3 %

-

Панель приборов

13,4 %

38,4 %

Двери и передние стойки

10,4 %

20,2 %

Крыша

5,2 %

4,0 %

Спинки сидений

1,0 %

3,6 %

4.Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров

Самый надежный, самый безопасный в конструктивном отношении автомобиль в процессе его эксплуатации может стать причиной ДТП.

Через определенный период эксплуатации отдельные детали, узлы и агрегаты автомобиля изнашиваются, нарушаются регулировки. Возникает необходимость технического обслуживания и даже ремонта.

При оценке технического состояния автомобиля основное внимание уделяют тормозной и рулевой системам, от состояния которых впрямую зависит безопасность движения. Выход их из строя при современных скоростях транспортных средств почти гарантированно приведет к аварии. Но это ни в коей мере не означает, что остальные части автомобиля могут оставаться в неисправном состоянии.

Существует перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается. Он приводится в приложении к документу «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации.

Вопросы и задания для самопроверки и повторения

1. Что говорится о порядке посадки в транспортные средства и высадки из них в разделах Правил «Обязанности пассажиров», «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств» и «Перевозка людей»? Назови кратко эти требования Правил.

2. Почему существует большая опасность наезда на пешеходов в зоне мест остановок маршрутного транспорта?

3. Места остановок трамвая и автобуса (троллейбуса), расположенные вблизи перекрестков, как правило, удалены друг от друга. Назови места расположения остановок трамвая и автобуса (троллейбуса) и объясни, почему они расположены именно так.

4. Оба пассажира, выйдя из автобуса, нарушили Правила. Какие это нарушения и что между ними общего?

5. Перевозить пассажиров с не пристегнутыми ремнями безопасности на транспортных средствах, оборудованных ими, Правила запрещают. Для чего водитель и пассажиры легкового автомобиля должны пристегиваться ремнями безопасности? Кому и почему разрешено не пристегиваться ремнями безопасности?

6. При каких условиях велосипедисту разрешено перевозить пассажиров?

7. Сколько пассажиров и при каких условиях можно перевозить на мотоцикле с коляской?

8. В каких случаях и кому во время движения на транспортном средстве запрещается пользоваться телефоном и кому разрешено?

9. Пассажир какого транспортного средства должен быть в застегнутом мотошлеме?

10 Можно ли перевозить пассажиров на этих транспортных средствах?

11. Кто здесь является пассажиром?

12. Как должны поступить водители транспортных средств, проезжая мимо стоящего трамвая в месте его остановки?

13. Чем отличаются меры безопасности для пешехода после высадки его из маршрутного автобуса на загородной дороге по сравнению с поведением на остановке в городе.

14. Что обозначает знак, устанавливаемый на автобусе?

15. Какие места в салоне легкового автомобиля считаются самыми опасными?

16. Как ты думаешь, почему маленькие дети, едущие в транспорте вместе со взрослыми, должны выходить из транспорта после них? Дай подробное объяснение.

17. Пешеход, стремясь успеть на автобус, перебегал проезжую часть вне перехода, споткнулся и упал в 30 метрах от приближающегося автомобиля. Как должен поступить водитель? Дорожное покрытие — сухой асфальтобетон, скорость автомобиля — 60 км/час.

18. Что означает надпись на задней части кузова автобуса: «На повороте выносит на 1 метр»?

19. В Правилах сказано, что посадку в транспортное средство и высадку из него пассажиры обязаны производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Однако, у нас в стране эксплуатируются автомобили с правосторонним расположением руля. Как пассажиру, находящемуся в таком автомобиле рядом с водителем, выйти, не нарушая Правила дорожного движения?

20. Стоя у пешеходного перехода, ты пропустил ехавший слева автобус, больше транспорта не видно. Можно ли по пешеходному переходу пересекать проезжую часть?

Дополнительные материалы:

1. Практическое задание Учитель просит учащихся отгадать загадки про транспортные средства.

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Мы стоим на остановке,

Мы поедем за обновкой.

Рельсы есть, ты не зевай,

К нам спешит большой…

(трамвай)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить!

(пожарная машина)

Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает.

(экскаватор)

Сам не едет, не идет.

Не поддержишь — упадет.

А педали пустишь в ход

Он помчит тебя вперед.

(велосипед)

2. Игра

Ученики разбиваются на две группы — пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

Файлы: ПДД урок.doc
Размер файла: 47104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология