Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинова Роза Назифовна
Место работы, должность: — учитель физики и информатики
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: — 1.Воспитательная: развитие познавательного интереса к программированию, стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. 2.Учебная: закрепление понятия алгоритм, способов его записи, первичное формирование понятий о типах алгоритмических структур: линейная, ветвления, выбор , цикл , записи их в виде блок – схем. 3. Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти внимательности, расширение кругозора. Прогнозируемый результат : А) Знание разновидностей алгоритмических структур: следования, ветвления, цикла. Умение отличать структуры. Находить результат реализации данного алгоритма. Умение записать линейный алгоритм, простейшие алгоритмы ветвления и цикла в виде блок-схем. Б) Умение изменять команды при смене условия в ветвящихся структурах, знать структуру выборы и разновидности циклических структур. С) Уметь строить алгоритмы из нескольких простейших структур в виде блок-схемы . Умение составлять разные условия к данным алгоритмам.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 14
Используемые учебники и учебные пособия: — Учебник и.Семакин, Л.Залогова и др.» Информатика. Базовый курс-9», гл5 параграфы 30-31
Используемая методическая литература: — Н Угринович «Информатика и информационные технологии10-11»,п4.2,стр 150-157
Л.З.Шауцукова «Информатика 10-11», п 7.9, стр 173-177
3С.В.. Андреева «Основы алгоритмизации», тетрадь, стр 1-52
Используемое оборудование: —
проектор, экран, ЭВМ , тренажеры для упражнение для глаз
Используемые ЦОР: —
Презентция в POWERPOINT
Краткое описание: — Слайды для всех этапов урока
1.Организационныймомент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу по изучению алгоритмов и оченьскоро я буду приветствовать вас: «Здравствуйте , юные программисты». Все приготовимся для интенсивной работы на уроке. Урок будем сопровождать слайдами.
2. Актуализация знаний. Мотивационное начало урока.
Вы уж знаете что такое алгоритм? Напомните мне …..
Совершенно верно . Все данные вами определения верны. Но выберем из них те, в которых наиболее полно отражены свойства алгоритма. Какие?…
( понятность, дискретность , определенность, результативность, массовость)
Вы знаете что алгоритмы можно записать несколькими способами. Сегодня мы будем работатьс двумя из них :словесный и графический способ. Вспомним как называютсяизвестные вам элементы блок — схемы. ( демонстрируется слайд : фигуры с вопросами , а затем с полной информацией)
Для работы сегодня ком еще надо вспомнить команду присвоения? Как она записывается? Что означает выражение на слайде? Какое значение примет переменная а ?
Предлагаю поработать в группах:в словесной форме записать алгоритм
А) рецепт приготовления чая
Б) Правописание приставок без-и бес- ( бесстрашный , беззаботный, беспечный и др.)
С)Имея ведро, наполнить бочку из водоема.
Задания даются на карточках и проецируются слайды
После представленных алгоритмов делаем сравнение. Действительно . в первом случае команды выполняются одна за другой, во втором из двух команд выполняется только одна в зависимости от условия. А в третьей задаче повторяется одна и та же команда несколько раз. То есть мы видим разнообразие алгоритмов. Изучением основных алгоритмических структур мы и займемся сегодня.демонстрируется слайд с названием темы и перечнем обучающих задач новой темы.
3. Изложение нового материала
Можем ли мы записать алгоритмы рассмотренные ранеев виде блок – схемы? … С помощь слайдов рассматриваем блок — схемы каждойзадачи. Делаем выводы о существовании трех разных базовых структур- следования , ветвления, цикла и соответственно линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов. (Все определения записаны на слайдах и в опорных конспектах ).
Вернемся к задаче с ветвлением . Поменяем условиеесли корень начинается с гласной наесли корень начинается с согласной . Что нужно изменить в блок схеме , чтобы алгоритм работал правильно?
В жизни встречаются задачи разного содержания условий, оно может быть составным , например , при х>0 and y=5 . Решать задачи с составными условиями мы будем чуть позже.
Алгоритм ветвления имеет разные варианты. С помощью слайда рассмотрим разновидности :
если – то
если -то- иначе
выбор
выбор иначе
Какие задачи вы можете предложить к этим конструкциям?…
Алгоритм цикла такжеимеет разные варианты. С помощью слайда рассмотрим разновидности :
В задаче о заполнении бочки можно ли условиепоставить после команды действий принеси ведро воды и вылей в бочку. Как тогда запишется условие?
Отсюда, делает вывод о существовании цикла до и цикла пока. Вводим понятие тело цикла
С помощью слайда рассматриваем цикл для (цикл со счетчиком).Прошу привести примеры таких задач.
Итак, мы рассмотрели все основные типы алгоритмических структур . Зная их и конечно комбинируя вместе вы успешно справитесь с любой задачей.
Делаем физминутку. По тренажеру глаз все 5 упражнений повторить по 10 раз. Сделать для мышц шеи упражнение «Любопытная Варвара». Я в это время раздаю ОК.
Какой структуры алгоритмваших действий при выполнении упражнения для глаз? ( 5 раз конструкция цикл). Сколько раз повторяется команда тела цикла?( 10 раз)
4. Закрепление
задание 1 . Кданной блоксхеме составить условие задачи и реализовать ее для известных вводных величин.( Задание проецируется со слайда)
а) модуль числа. б) Сумма натуральных чисел от 1 до N
задание 2 . В группахсамостоятельная работа.
Написать блок – схему для нахождения
А)y= {4, если а>0 Б) по данному радиусу площадь и длину круга
3, если а