Автор конспекта:
Автор(ы): — Мухаметзянова Лилия Ринатовна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов»

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Изучение основных подходов к определению понятия «информация».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Информатика и ИКТ 8 класс Н.Д. Угринович БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Используемое оборудование: —

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация, подготовленная в MSPowerPoint(файл);
  • конспект (файл Конспект урока.doc);

Краткое описание: — Изучаемые вопросы: 1.История понятия 2.Классификация информации 3.Значение термина в различных областях знания 3.1 В информатике 3.2 В физике 3.3 В математике 3.4 В юриспруденции 3.5 В кибернетике 4.Дезинформация

Основные подходы к определению понятия «информация»

Цель урока: изучение основных подходов к определению понятия «информация»

Задачи урока:

образовательные: ввести различные трактовки понятия информация;

развивающие: развитие познавательных интересов;

воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, коммуникативных качеств.

Материалы и оборудование к уроку:

v компьютер;

v интерактивная доска;

v презентация, подготовленная в MSPowerPoint(файл);

v конспект (файл Конспект урока.doc);

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: комбинированный

План урока:

  • Изучение нового материала.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.
  • Ход урока:

    Изучаемые вопросы:

  • История понятия
  • Классификация информации
  • Значение термина в различных областях знания
  • 1. История понятия

    ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ для вас? – это новые знания.

    Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе обозначаетсведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными филосовами.

    До начала промышленной информации, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. Далее рассматривать вопросы теории информации стала новая на то время наукак ибер.

    2. Классификация информации

    Учитель: попробуйте сформулировать какие – нибудь свои конкретные знания.

    Например:

    Я знаю, что земля вращается вокруг солнца

    Я знаю как выращивать помидоры

    Я знаю что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

    Я знаю как приготовит омлет

    Все эти знания можно разделить на 2 группы:

    Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю что …». Такие знания называются декларативными (от слова декларация, что значит утверждение).

    Знания второй группы, начинаются со слов «Я знаю как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой – либо цели.

    Информацию можно разделить на виды по разным критериям:

    Ø поистинности

    • истинная
    • ложная

    Ø поспособу восприятия

    § Визуальная— воспринимаемая органамизрения.

    § Аудиальная— воспринимаемая органамислуха.

    § Тактильная— воспринимаемаятактильнымирецепторами.

    § Обонятельная— воспринимаемаяобонятельнымирецепторами.

    § Вкусовая— воспринимаемаявкусовымирецепторами.

    Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел пирог.

    Ø поформе представления

    § Текстовая— передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

    § Числовая— в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

    § Графическая— в виде изображений, предметов, графиков.

    § Звуковая— устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

    С помощью органов чувств человек воспринимает информацию символьную и образную.

    Ø поназначению

    § Массовая— содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей частисоциума.

    § Специальная— содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

    § Секретная— передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

    § Личная (приватная)— набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

    Ø позначению

    § Актуальная— информация, ценная в данный момент времени.

    § Достоверная— информация, полученная без искажений.

    § Понятная— информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

    § Полная— информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

    § Полезная— полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

    3. Значение термина в различных областях знания

    Ø В информатике

    Предметом изучения наукиинформатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога— геологическая, предпринимателя— коммерческая ит.п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

    Ø В физике

    Объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения, которое характеризуется обменомэнергией объекта с окружающей средой. Изменение состояния одного объекта, всегда приводит к изменению состояния, некоторого другого объекта окружающей среды. Это явление, вне зависимости от того, как, какие именно состояния и каких именно объектов изменились, может рассматриваться, как передачасигнала от одного объекта, другому. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала, называется регистрацией сигнала.

    Сигнал или последовательность сигналов образуютсообщение , которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объёме. Информация в физике есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объёма информации.

    Одно и тоже сообщение (сигнал) разнымисистемами интерпретируется по-своему . Например, последовательно длинный и два короткихзвуковых (а тем более всимвольном кодировании -.. ) сигнала втерминологии азбуки Морзе — это букваД (или D), в терминологии БИОС от фирмы AWARD— неисправность видеокарты.

    Ø В математике

    В математикетеория информации (математическая теория связи)— раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для системпередачи данных . Основные разделы теории информации— кодирование источника (сжимающее кодирование ) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Математика является больше чем научной дисциплиной. Она создает единый язык всей Науки.

    Предметом исследований математики являются абстрактные объекты: число,функция ,вектор ,множество , и другие. При этом большинство из них вводится акcиоматически (аксиома ), то есть без всякой связи с другими понятиями и без какого-либо определения.

    Информация не входит в число предметов исследования математики. Тем не менее, слово «информация» употребляется в математических терминах—собственная информация ивзаимная информация , относящихся к абстрактной (математической) части теории информации. Однако, в математической теории понятие «информация» связано с исключительно абстрактными объектами— случайными величинами, в то время как в современной теории информации это понятие рассматривается значительно шире— как свойство материальных объектов.

    Связь между этими двумя одинаковыми терминами несомненна. Именно математический аппарат случайных чисел использовал автор теории информацииКлод Шеннон . Сам он подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое ). В теории Шеннона интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общуюнеопределённость иинформационную энтропию . Количество информации доступно измерению. Однако он предостерегает исследователей от механического переноса понятий из его теории в другие области науки.

    Ø В юриспруденции

    Правовое определение понятия «информация» дано вфедеральном законе от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация— сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

    Федеральный закон №149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

    Ø В кибернетике

    В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (в живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависти от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология