Автор конспекта:
Автор(ы): — Макарова Наталья Владимировна

Место работы, должность: — Заведующая кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института. Заслуженный кадровик высшей школы РФ, профессор, д. п. н., к. т. н., аутентичный конечность Международной академии наук высшей школы.

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее медиаобразование
Уровень образования: — среднее (полное) общее медиаобразование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 5 сорт
Класс(ы): — 6 сорт
Класс(ы): — 7 сорт
Класс(ы): — 8 сорт
Класс(ы): — 9 сорт
Класс(ы): — 10 сорт
Класс(ы): — 11 сорт

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК по информатике и ИКТ лещадь ред. профессора Макаровой Н.В. (http://makarova.piter.com )

Краткое описание: — Материал с бесплатного DVD-приложения к УМК по информатике и ИКТ профессора Макаровой Н.В. (http://makarova.piter.com). Основные положения системно-информационной концепции преподавания информатики и ИКТ.

Основные положения системно-информационной концепции преподавания

информатики и ИКТ

3.1. Цели обучения на дисциплине «Информатика и ИКТ»

Нечеткость границ научной области «информатика» и фантастичность на рамках школьного образования осветить всецелый раманспектр ее направлений определяют на качестве первостепенный задачи разработку концепции преподавания. Наиболее перспективной нам представляется такая концепция, где-нибудь резче всего доброго выделены те направления, которые будут способствовать развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения, овладению ими современными информационно-коммуникационными технологиями, ровно на итоге обеспечит желательный базис информационной культуры выпускника. Предлагаемая автогенез школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, чтобы реализации которых используются компьютерные технологии, близ этом учитывается разделяемый на научном сообществе сообщительный подход.

Почему актуален подобный подходец к обучению информатике на школе? Мы исходим изо того, ровно на информационном обществе водка роль отводится развитию мышления, макроуровень которого определяется способностью действенно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

Обратимся к философскому словарю, где-нибудь дается такое определение: «…Мышление — высшая стереотип активного отражения объективной реальности, состоящая на целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, на творческом созидании новых идей, на прогнозировании событий и действий…» Исходя изо сей определения, позволяется утверждать, ровно близ обучении следует делать акцент на понимании того, ровно есть «предмет и явление», какова их структура, подобно организованы связи посерединке элементами этой структуры, каков устройство проведения исследования, отонудуже важны цели и идеи исследования, какие инструменты и методы близ этом полезно применять.

Наиболее близок к поставленным задачам развития мышления единый подход. Системный подходец — это разведгруппа методов, с помощью которых на этапе анализа определяются строение и строма системы, ее функции и свойства, взаимодействие со средой, а опять же разрабатывается пример системы. Моделирование является основным средством исследования.

Если встать на позиции масштабно развиваемого на информатике объектно-ориентированного проектирования и программирования, мера абсолютно очевидно, что, идя изо поставленной цели, близ рассмотрении структуры всяк системы («предмета разве явления») вперед всего доброго полезно научиться выделять его основные элементы, мера есть, используя макротезариус данного направления, — объекты. Поэтому первостепенный задачей, способствующей развитию мышления учащегося, следует считать задачу усвоения того, ровно есть объект, каковы его свойства, подобно оный соцкультобъект вероятно взаимодействовать с окружающей средой разве другими объектами. Это и есть анализ, каковой открывает сухопутье к зарождению новых идей по совершенствованию разве созданию объекта с новыми свойствами, а значит, способствует развитию мышления учащегося.

Исследование объектов и систем сам связано со сбором и переработкой информации, ровно также определяется своими законами, методами, подходами, средствами. В научном обществе сейчас развивается сообщительный подход, целью которого является расследование законов функционирования информации на природе и на обществе, вскрывание общих закономерностей информационных процессов на системах различной природы.

Преломляя и объединяя основные идеи сих подходов к образовательным целям информатики на школе на виде системно-информационной концепции, мы приходим к выводу о том, ровно дисциплине «Информатика и ИКТ» определена интегрирующая роль посредь всех школьных дисциплин. Благодаря наличию огромного спектра компьютерных технологий чтобы реализации разноплановых задач образовательная мир «Ин­форматика» позволяет аккумулировать знания изо разных предметных областей. Это просто мера откомандирование обучения, где-нибудь вещественно позволяется воплотить идею развития системного мышления каждого учащегося, научить его системному анализу, сформировать навыки исследовательской и познавательной деятельности.

В этой образовательной области после факторинг организации межпредметных связей, реализуемых на процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется вероятность закреплять и углублять знания, полученные близ изучении других предметов. При этом акцент следует делать на развитии мышления, которое определяет мочь человека действенно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить, ровно развитием мышления занимаются прагматично на всех школьных предметах, разумеется на базе системного и объектно-ориентированного подходов — нигде.

Известно, ровно единый фотоанализ — это целенаправленная творческая участие человека, на основе которой обеспечивается капустник о системе, объектах, связях. Изучение и рекуперация свойств системы становятся определяющими и решающими чтобы успешной практической деятельности. Одним изо современных инструментов системного анализа и синтеза является информационное (абстрактное) моделирование, выполняемое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и воспроизводить их поведение согласно с поставленной целью.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие на основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, цель, модель, моделирование, — мы приходим к необходимости раскрытия и изучения сих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием сей является дилатация сих понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся следующие: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное снабжение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.

Уровень развития школьника неприкрыто согласно зависит ото поставленной преподавателями близ передаче знаний и умений цели: научили ли мы его системно и логически мыслить близ постановке всяк проблемы, вероятно ли он решительно принимать решение, имеет ли он желательный горизонт на данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, подобно и когда его применять. Можно перечислять пока сонм различных аспектов цели, разумеется претенциозно одна — требуется сформировать намеченный макроуровень профессиональной культуры на данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме «делай, подобно мы», жутко распространенной близ передаче знаний изо областей точных наук.

Учитывая все сказанное, на качестве основных целей обучения согласно с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

формирование информационной культуры школьника, макроуровень которой определяют:

* апохромат базовых знаний, отражающих депозит информатики на литогенез современной научной картины мира, роль информационных процессов на обществе, биологических и технических системах;

* знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

* умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

приобретение опыта использования информационных технологий на индивидуальной и коллективной, на фолиант числе проектной деятельности;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Таким образом, одной изо сильнейших сторон дисциплины «Информатика и ИКТ» является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, позволяется изучать объекты и процессы изо разных предметных областей, применяя чтобы сей современные компьютерные средства и методы. Следует отметить плодотворный склад подобной деятельности, на основе которой лежит нацеливание на микроисследование и творчество. При этом кроме развития системного мышления вероятно быть достигнута не менее важная мечта — фундирование знаний и умений, полученных учеником близ изучении других школьных предметов.

3.2. Соответствие учебно-методического комплекта требованиям Государственного образовательного стандарта

При отборе содержания учебного материала авторы ориентировались на Государственный трафарет Министерства образования и науки РФ основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» чтобы базового уровня. Поставленные цели на авторской концепции обучения полностью соответствуют целям Государственного стандарта по информатике и ИКТ, а по некоторым позициям являются более широкой их интерпретацией.

Следует обратить призор на то, ровно углеподготовка учащегося на базовом уровне, инда если она реализуется по некоторым темам на расширенном и углубленном варианте, не вероятно полностью соответствовать требованиям ЕГЭ. Надо понимать, ровно требования ЕГЭ — это нацеливание на профильное, а не на базовое образование данному предмету, которое определяет рассматриваемая системно-информационная концепция. На сдачу ЕГЭ должны быть ориентированы те учащиеся, которые предполагают после профессионально реализоваться на компьютерной индустрии. Подготовку к этому экзамену позволяется организовать на рамках дополнительных занятий.

Учебный материал на учебниках и учебных пособиях обеспечивает оптимальное комбинирование принципов научности и доступности. Научные понятия рассматриваются на доступной форме и сопровождаются большим количеством заданий. Предлагается мехкомплекс заданий подобно чтобы работы на классе, примерно сказать и чтобы самостоятельной работы. Изложение материала отвечает критериям систематичности и последовательности изложения. Учебный материал направлен подобно на уяснение новых учебных единиц, примерно сказать и на повторение. Таким образом осуществляется обобщение материала и реализуются внутрипредметные связи.

В целях формирования у учащихся интегральных представлений обо окружающем мире и его закономерностях телекс учебника и задания опираются на знания, полученные близ изучении других предметов, и субъективный опыт. Это, на свою очередь, обеспечивает межпредметные связи.

Содержание разработанного и изданного учебно-методического комплекта «Информатика и ИКТ» лещадь редакцией проф. Н. В. Макаровой на основе системно-информационной концепции определяет развитый и фундаментальный базисный макроуровень по сравнению с необходимым минимумом содержания, отраженного на стандарте. Удалось выделить инвариантную и вариативную составляющие обучения. Инвариантное гаплоид содержания обучения не зависит ото конкретного программного инструментария компьютерной технологии. Вариативная составляющая содержания обучения определяется современным уровнем развития компьютерной области и, соответственно, программного обеспечения.

3.3. Инвариантное гаплоид содержания обучения

Инвариантное гаплоид содержания обучения информатике и ИКТ определяется системно-информационным подходом к познанию окружающего мира. Такой подходец базируется на системном анализе явлений, процессов и объектов окружающего мира, разработке их информационных моделей, технологии проведения компьютерного моделирования.

Методы системного анализа позволяют выявить харак­терные свойства изучаемых объектов, провести необходимую формализацию близ постановке проблемы и разработать информационную модель. При этом соцкультобъект на зависимости ото цели исследования вероятно рассматриваться с двух позиций: и подобно пароавтономный объект, и подобно апохромат более простых взаимосвязанных объектов. Используя возможности компьютера, изучающийся учится моделировать и проводить микроисследование согласно с поставленной целью. Технология моделирования осваивается на задачах изо разных предметных областей, ровно позволяет более накрепко понять академический материал второй дисциплины. Поэтому факультативно к рекомендуемому на Государственном стандарте содержанию образования вводится пункт «Информационная гуашь мира», где-нибудь излагаются основные теоретические аспекты раскрытия понятий объект, система, модель, информационная модель, моделирование, классифицирование и др.

В строение инвариантного ядра входят опять же традиционные темы компьютерной области, солесодержание которых не зависит ото конкретной модели компьютера разве конкретного вида программного продукта. Такими темами являются техническая купон компьютера, информационно-коммуникационные технологии, классифицирование программного обеспечения, основы алгоритмизации и программирования, основы кодирования и др.

3.4. Вариативная составляющая содержания обучения

Вариативная составляющая содержания обучения школьного курса информатики определяется современным уровнем развития компьютерной технологии, обеспеченной соответствующими программными продуктами. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его подобно близ моделировании, примерно сказать и близ создании информационных объектов. Изучению различных программных сред подобает уделяться немерено внимания, разумеется это не подобает быть основным направлением и целью обучения. Недопустимо на школьном курсе информатики изучать едва только технологию работы на различных программных средах. Следует познакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где-нибудь производительно вероятно применяться компьютерная технология.

Кроме того, учитывая требования Государственного стандарта по информатике и ИКТ, на строение вариативной составляющей вводится раздел, рукоположенный изучению основ технологии программирования. Следует заметить, ровно оный пункт призван обеспечить едва только ориентировочную участие учащегося. Ни на коем случае чудовищно требовать ото школьника, у которого величина освоения данного учебного предмета определяется базовым уровнем, тех знаний и умений, которые проверяются на ЕГЭ.

Системно-информационная автогенез отражает двоякую точку зрения на информатику и ИКТ подобно на академический предмет. С одной стороны, солесодержание учебного материала подобает способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умению анализировать основа объектов, явлений и процессов, целеустремленно их исследовать и делать на этой основе выводы. С второй стороны, оно призвано обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями использования современного компьютерного инструментария обработки информации, ровно и составляет фокус вариативной составляющей.

С внедрением данной программы появляется вероятность на уроках информатики и ИКТ закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях вещественно вероятно быть реализован взгляд межпредметных связей. Это достигается на процессе решения многочисленных задач изо разных предметных областей, на кой ляд используются неудовлетворительно методических подхода.

Первый подходец состоит на том, ровно любая программная среда осваивается на процессе реализации (решения) конкретной задачи. Целью является принятие результата, а чтобы сей учащемуся предлагаются желательный компьютерный инструментарий и придирчиво разработанная методология его освоения. Второй подходец определяется тем, ровно после того освоения технологии работы на офисных программных средах большое призор уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются компьютерным моделированием объектов, процессов, явлений изо любых предметных областей на прежде освоенной программной среде.

3.5. Основные содержательные направления обучения на базовом уровне

В дисциплине «Информатика и ИКТ» чтобы базового уровня предлагается выделить посредственно фундаментальных направления обучения (рис. 3.1): информационная гуашь мира, программное снабжение информационной технологии, техническое снабжение информационной технологии. Это системообразующие направления всего доброго периода обучения, и развиваются они на основе концентрического подхода.

Рис. 3.1. Основные содержательные направления обучения набазовом уровне дисциплины «Информатика и ИКТ»

Система понятий, вводимая на нижнем уровне обучения, получает течение на последующих ступенях близ изучении других объектов и моделей. Подходы к изучению всяк темы с позиций изучения свойств и поведения системы и объекта реализуются на всех уровнях обучения. Следует обратить призор на то, ровно близ этом акценты смещаются на сторону мера одного, мера другого направления на зависимости ото поставленных на каждом уровне обучения целей подобно по вертикали (7–11-е классы), примерно сказать и по горизонтали (по темам).

Содержание обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» на основе системно-информационной концепции соответствует углубленному базовому уровню. Успешное осваивание предлагаемого содержания дисциплины позволит выпускнику телосложение пользователем компьютера станет высокого профессионального уровня, способным производительно использовать приобретенные знания на работе и на учебе.

Базовый факультатив «Информатика и ИКТ» на основе системно-информационной концепции рассчитан на неустанность обучения, включая с 5-го класса.

В 5–6-х классах осуществляется введение основных понятий и технологий базового курса «Информатика и ИКТ». К сожалению, это пожалуй не на всех школах ради недостатка времени. Поэтому образование на этом уровне не является обязательным. Для начального курса по дисциплине «Информатика и ИКТ» создано методическое снабжение на виде учебника и двух рабочих тетрадей. Учебная вирус и предметный фотоплан обучения представлены ужотко на настоящем методическом пособии.

В 7-м классе учащиеся начинают осваивать базисный макроуровень информатики. Здесь закладываются основы системного мышления.

Знакомство с понятийным аппаратом предметной области и основами системного анализа начинается с рассмотрения понятий «информация» и «объект», которые засим закрепляются на темах, посвященных изучению компьютерных технологий.

Базовые технологии работы на компьютере изучаются на сис­темной среде Windows, на графическом редакторе Paint, на текстовом процессоре Word. Освоение информационных технологий происходит на процессе создания информационных объектов чтобы разных предметных областей.

Учащиеся знакомятся с основами алгоритмизации и программирования на среде ЛОГО, где-нибудь учатся управлять Черепашкой с помощью команд и простейших программ. Методика разработки простейших программ опять же реализует объектовый подход. Учащиеся знакомятся с аппаратной более разве менее компьютера.

В 8-м классе на основе концентрического подхода введенные прежде понятия закрепляются близ изучении технологии работы на системной среде и на табличном процессоре. Продолжается осваивание объектно-ориентированного подхода к разработке программ на среде ЛОГО. Изучается теротехнология работы на Интернете, с электронной почтой, основами языка HTML. Продолжается расследование аппаратной части компьютера и основ кодирования.

В 9-м классе учащиеся выходят на более здоровенный макроуровень познания, работая с моделями объектов и систем и исследуя их свойства и поведение. В процессе моделирования учащиеся имеют вероятность закрепить полученные на предыдущих уровнях обучения умения по базовым технологиям и выработать устойчивые навыки. Изучается теротехнология работы на системе управления базой данных Access.

В 10-м и 11-м классах предметная мир информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это сейчас макроуровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы на освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом образовывание учебной и познавательной деятельности проходит подобно на индивидуальной форме, примерно сказать и на процессе выполнения проектов, где-нибудь необходима сейчас коллективная стереотип работы. Продолжается расследование технологии моделирования, на кой ляд используется среда табличного процессора. Кроме того, учащиеся осваивают азы программирования на объектно-ориентированной среде Visual Basic.

3.6. Апробация и совершенствование учебно-методического комплекта

Системно-информационная автогенез обучения и сочетающийся учебно-методический нормокомплект счастливо проходят апробацию, включая с 1998 г. и по действительность время, на многих школах Российской Федерации. Основные книги имеют сип Министерства образования и науки РФ.

В действительность длительность имеется сонм положительных отзывов о данных учебниках изо разных регионов России. Учебно-методический нормокомплект крошечку раз как-то был признан «Лучшими учебниками России» и награждался дипломами (1999, 2000, 2002 гг.) на конференциях ИТО-1999, ИТО-2000, ИТО-2002. Учебник чтобы 5–6-х классов награжден дипломом лауреата Третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения РАО «Обновление образования Северо-Запада: разведпоиск путей на рубеже веков» на номинации «Экспериментальные учебные пособия чтобы средней школы».

Содержание учебно-методического комплекта после длительность апробации претерпело крошечку вариантов модернизации по следующим этапам:

1-й эон (1998–1999 гг.) — первоиздание учебно-методического комплекта № 1:

Информатика. 6–7-е классы.

Информатика. 7–8-е классы.

Информатика. 9-й класс.

Информатика. 10–11-е классы.

2-й эон (2000–2006 гг.) — первоиздание учебно-методического комплекта № 2.

Результаты апробации учебно-методического комплекта породили надобность модернизации 1-го варианта комплекта. Было выделено посредственно уровня обучения: зачаточный (пропедевтический), базальный (7–9-е классы), базисный (в старшей школе). Первые посредственно учебника изо первого комплекта были структурированы иначе, на результате чесо нормокомплект № 2 стал выглядеть следующим образом:

Для начального уровня — 5–6-е классы:

Информатика. Учебник. 5–6-е классы.

Информатика. Рабочая тетрадка чтобы 5-го класса.

Информатика. Рабочая тетрадка чтобы 6-го класса.

Для основного уровня — 7–9-е классы:

Информатика. Учебник. Теория. 7–9-е классы.

Информатика. Практикум по информационным технологиям. 7–9-е классы.

Информатика. Практикум-задачник. 7–9-е классы.

Для базового уровня на старшей школе — 10–11-е классы. Учебник «Информатика. 10–11-е классы» остался безо изменения.

3-й эон (с 2006 г.) — первоиздание учебно-методического комплекта № 3.

Утверждение Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» привело к необходимости модернизации предыдущего варианта комплекта учебников и учебных пособий чтобы 7–11-х классов. Кроме того, изменены названия учебников согласно с новым названием дисциплины.

Для начального уровня — 9–12 лет.

Учебный нормокомплект чтобы начального уровня остался неизменным. В учебном процессе его позволяется использовать, включая с 3-го класса. С содержанием обучения на этом уровне позволяется познакомиться на подразделе 4.1 и разделе 6 настоящего пособия.

Для основного уровня — 7–9-е классы.

Основные изменения затронули учебное руководительство «Информатика. Практикум по информационным технологиям» — он был полностью переделан. Появление новых версий офисных программных продуктов, а опять же снабжение школ современными компьютерами вызвало надобность изменения технологии на вариативной составляющей, отраженной на практикуме. В настоящем пособии вся теротехнология ориентирована на офисные продукты версии Microsoft Office 2003 и Windows XP. Введен новоприобретенный пункт — основы алгоритмизации.

Задачник по моделированию сохранился на прежнем виде. Изменения внесены едва только на программу обучения. Тема по моделированию на среде электронной таблицы полностью перенесена изо 9-го на 10–11-й классы.

Учебник большей более разве менее не изменился, внесены всего доброго небольшие поправки, отражающие современное порядок компьютерной области. С содержанием обучения на этом уровне позволяется познакомиться на подразделе 4.2 и разделе 7 настоящего пособия.

Для базового уровня на старшей школе — 10–11-е классы.

Полностью переделана вирус обучения чтобы базового уровня на 10–11-х классах. Учебник чтобы 10–11-х классов был переработан на неудовлетворительно учебника, содержащих законченно новоприобретенный и неустаревший академический материал, — чтобы 10-го и чтобы 11-го классов. Кроме того, издан новоприобретенный практикум по программированию на среде Visual Basic. Методика освоения технологии объектно-ориентированного программирования на этом практикуме, примерно сказать же подобно и на практикуме чтобы 7–9-х классов, ориентирована на ответ задач ото простых к сложным. По мере усложнения задач расширяется отрабатываемый инструментарий среды. С содержанием обучения на этом уровне позволяется познакомиться на подразделе 4.3 и разделе 8 данного пособия.


Материал с бесплатного DVD-приложения к УМК по информатике и ИКТ профессора Макаровой Н.В. http://makarova.piter.com

DVD-приложение включает:

• интерактивные тематические и поурочные планы со ссылками на практический

и духовный материал;

• ссылки на интернет-ресурсы, которые содержат своевременный академический материал;

• дополнительные программные ресурсы, видеоуроки по темам;

• самые последние тесты и задания чтобы успешной сдачи ЕГЭ.

Бесплатно скачать или заказать Почтой DVD-приложение -

http://makarova.piter.com/файловый-архив/dvd-приложение

Файлы: Элективный факультатив Системы счисления, доксограф Юрлова М.Ю., МОУ ООШ №1 г. Котовска.doc
Размер файла: 91136 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология