Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономарева Елена Васильевна

Место работы, должность: — МБОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва» учитель географии

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

:- сформировать понятия «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;

-развивать навыки работы с физической и контурной картой, определять географическое положение озёр;

-воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к природе.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник "География 6 класс", Летягин А.А.

Используемая методическая литература: —

авторская разработка

Используемое оборудование: —

физическая карта мира, физическая карта России, атлас 6 класс, видеофрагмент «Озеро Байкал», презентация «Озёра», проектор, интерактивная доска, компьютер

Используемые ЦОР: —

авторская презентация

Краткое описание: — Урок знакомит с озёрами, основными типами озёр (по солёности, сточности, происхождению котловины). Многочисленные задания позволяют как закрепить знания по теме "реки", так и по новой теме "озёра". Предлагается практическое задание по описанию географического положения озера.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Работа с журналом, проверка посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку

Рапорт дежурного

II. Проверка домашнего задания

  • Работа с картой
  • Вспомните правила показа рек на карте

    -Покажите на карте «самые, самые»…. реки.

    -В чём их уникальность?

    -Покажите на карте истоки и устья этих рек.

    -Покажите на карте крупнейшие реки России.

    — Покажите на карте истоки и устья этих рек.

    -Покажите крупнейшие притоки рек, определите какие из них правые, левые.

    2.Географический диктант

    -Исток реки – это…

    -Устье реки — это…

    -Речная система – это…

    -Часть речной долины, затапливаемая водой — …

    -Режим реки – это…

    -Самый низкий уровень воды в реке – это…

    -Самая полноводная река в мире ….

    -Самая длинная река в мире…

    -Самая полноводная река России…

    Ученики работают в парах

    Географический диктант выполняется каждым учеником

    Взаимопроверка (ученики работают в парах)

    II.Изучение нового материала

    Постановка цели занятия перед учащимися

    Первичное усвоение знаний

    -познакомиться с понятиями «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;

    -продолжить развивать навыки работы с физической и контурной картой, научиться определять географическое положение озёр;

    -Вводное слово учителя

    Вопросы:

    -Что такое озеро? Слайд 2

    -Чем озеро отличается от моря?

    -Чем озеро отличается от реки?

    -Работа с физическими картамипо теме «Озёра рекордсмены» (показ объектов на интерактивной карте)

    -Самое глубокое озеро – Байкал (1620 м)

    -Самое большое по площади – Каспийское

    -Самое длинное – Танганьика

    -Самое высокогорное – Титикака

    -Самое солёное – Мёртвое море

    -Озёрная котловина – это природное углубление в котором находится воды озера.

    Все озёра делятся на группы по происхождению котловины (слайд 3-7)

    -Второй признак – по солёности (пресные, солёные, солоноватые)

    Солёные озёра на карте показывают фиолетовым цветом.

    Самое солёное – Мёртвое море

    Вопрос: Найдите на карте России озеро Балхаш. Какое это озеро: пресное или солёное?

    Пояснение: Озеро Балхаш разделено полуостровом на две половинки, между ними есть пролив, соединяющий эти части озера. В западную часть озера впадает река – Или. Западная часть озера – сточная, вода в ней пресная. В восточной части озера вода испаряется, соли остаются и накапливаются, так как ни одна река из озера не вытекает.

    -Третий признак, по которому делятся озёра – сточные и бессточные.

    Сточные – если вытекает хотя бы одна река.

    Бессточные – реки впадают, но ни одна река не вытекает.

    Задание: Определите по карте озеро Байкал и Каспийское озеро сточные или бессточные? Почему?

    Солёность бессточных озёр выше.

    -Использование озёр человеком.

    Задание: Используя учебник, выпишите в тетрадь, как человек использует озёра.

    Слайд 10

    Записывают в тетрадь тему урока

    Работа с учебником

    Озеро-это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

    Озеро относится к водам суши и не является частью океана или моря.

    В озере река не течёт.

    -Нахождение озёр на карте

    Заполнение в тетради таблицы «Происхождение озёрных котловин»

    Составление схемы «Солёность озёр»

    Слайд 9

    Половина озера солёная, половина пресная.

    Построение в тетради схемы «Сточные и бессточные озёра»

    Слайд 8

    Выполнение задания по картам атласа

    Байкал – сточное, вытекает только Ангара. Каспийское – бессточное, не вытекает ни одна река).

    -питьевая вода

    -судоходство

    -рыбная ловля

    -отдых

    III. Закрепление учебного материала

    Задание:1.Найдите на карте и покажите по одному примеру озёр с разным происхождением котловин.

  • Найдите на карте и покажите по три примеру озёр сточных и бессточных.
  • Найдите озеро Чад и Виктория. Чем отличаются берега этих озёр?
  • Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается. Когда идут дожди становится полноводной река Шари, она несёт воды в озеро Чад и оно разливается.

    Вопрос: Что такое адрес озера?

    Задание: Опишите географическое положение озера Байкал по плану:

    1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится)

    2.Происхождение котловины

    3.Солёность

    4.Сточное или бессточное. Почему?

    5.Средняя глубина

    6.Использование человеком

    Ученики работают в парах

    Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается.

    Адрес объекта на поверхности Земли – это его географическое положение

    Практическая работа

    IV. Домашнее задание

    П.36

    Рабочая тетрадь: нанести на контурную карту крупнейшие озёра на каждый материке.

    Файлы: Озеро Байкал — Всемирное наследие.mp4
    Размер файла: 9496544 байт.

    Рубрики: География Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология