Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономарева Елена Васильевна
Место работы, должность: — МБОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва» учитель географии
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
:- сформировать понятия «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;
-развивать навыки работы с физической и контурной картой, определять географическое положение озёр;
-воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к природе.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник "География 6 класс", Летягин А.А.
Используемая методическая литература: —
авторская разработка
Используемое оборудование: —
физическая карта мира, физическая карта России, атлас 6 класс, видеофрагмент «Озеро Байкал», презентация «Озёра», проектор, интерактивная доска, компьютер
Используемые ЦОР: —
авторская презентация
Краткое описание: — Урок знакомит с озёрами, основными типами озёр (по солёности, сточности, происхождению котловины). Многочисленные задания позволяют как закрепить знания по теме "реки", так и по новой теме "озёра". Предлагается практическое задание по описанию географического положения озера.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный момент
Работа с журналом, проверка посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку
Рапорт дежурного
II. Проверка домашнего задания
Вспомните правила показа рек на карте
-Покажите на карте «самые, самые»…. реки.
-В чём их уникальность?
-Покажите на карте истоки и устья этих рек.
-Покажите на карте крупнейшие реки России.
— Покажите на карте истоки и устья этих рек.
-Покажите крупнейшие притоки рек, определите какие из них правые, левые.
2.Географический диктант
-Исток реки – это…
-Устье реки — это…
-Речная система – это…
-Часть речной долины, затапливаемая водой — …
-Режим реки – это…
-Самый низкий уровень воды в реке – это…
-Самая полноводная река в мире ….
-Самая длинная река в мире…
-Самая полноводная река России…
Ученики работают в парах
Географический диктант выполняется каждым учеником
Взаимопроверка (ученики работают в парах)
II.Изучение нового материала
Постановка цели занятия перед учащимися
Первичное усвоение знаний
-познакомиться с понятиями «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;
-продолжить развивать навыки работы с физической и контурной картой, научиться определять географическое положение озёр;
-Вводное слово учителя
Вопросы:
-Что такое озеро? Слайд 2
-Чем озеро отличается от моря?
-Чем озеро отличается от реки?
-Работа с физическими картамипо теме «Озёра рекордсмены» (показ объектов на интерактивной карте)
-Самое глубокое озеро – Байкал (1620 м)
-Самое большое по площади – Каспийское
-Самое длинное – Танганьика
-Самое высокогорное – Титикака
-Самое солёное – Мёртвое море
-Озёрная котловина – это природное углубление в котором находится воды озера.
Все озёра делятся на группы по происхождению котловины (слайд 3-7)
-Второй признак – по солёности (пресные, солёные, солоноватые)
Солёные озёра на карте показывают фиолетовым цветом.
Самое солёное – Мёртвое море
Вопрос: Найдите на карте России озеро Балхаш. Какое это озеро: пресное или солёное?
Пояснение: Озеро Балхаш разделено полуостровом на две половинки, между ними есть пролив, соединяющий эти части озера. В западную часть озера впадает река – Или. Западная часть озера – сточная, вода в ней пресная. В восточной части озера вода испаряется, соли остаются и накапливаются, так как ни одна река из озера не вытекает.
-Третий признак, по которому делятся озёра – сточные и бессточные.
Сточные – если вытекает хотя бы одна река.
Бессточные – реки впадают, но ни одна река не вытекает.
Задание: Определите по карте озеро Байкал и Каспийское озеро сточные или бессточные? Почему?
Солёность бессточных озёр выше.
-Использование озёр человеком.
Задание: Используя учебник, выпишите в тетрадь, как человек использует озёра.
Слайд 10
Записывают в тетрадь тему урока
Работа с учебником
Озеро-это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Озеро относится к водам суши и не является частью океана или моря.
В озере река не течёт.
-Нахождение озёр на карте
Заполнение в тетради таблицы «Происхождение озёрных котловин»
Составление схемы «Солёность озёр»
Слайд 9
Половина озера солёная, половина пресная.
Построение в тетради схемы «Сточные и бессточные озёра»
Слайд 8
Выполнение задания по картам атласа
Байкал – сточное, вытекает только Ангара. Каспийское – бессточное, не вытекает ни одна река).
-питьевая вода
-судоходство
-рыбная ловля
-отдых
III. Закрепление учебного материала
Задание:1.Найдите на карте и покажите по одному примеру озёр с разным происхождением котловин.
Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается. Когда идут дожди становится полноводной река Шари, она несёт воды в озеро Чад и оно разливается.
Вопрос: Что такое адрес озера?
Задание: Опишите географическое положение озера Байкал по плану:
1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится)
2.Происхождение котловины
3.Солёность
4.Сточное или бессточное. Почему?
5.Средняя глубина
6.Использование человеком
Ученики работают в парах
Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается.
Адрес объекта на поверхности Земли – это его географическое положение
Практическая работа
IV. Домашнее задание
П.36
Рабочая тетрадь: нанести на контурную карту крупнейшие озёра на каждый материке.
Файлы: Озеро Байкал — Всемирное наследие.mp4
Размер файла: 9496544 байт.