Автор конспекта:
Автор(ы): — Авшарян Светлана Михайловна

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Регион: — Еврейская автономная область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная программа

Краткое описание ресурса: — Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Таким образом, широкому пониманию грамотности чтения помогает осознание его назначения, его функций в деятельности человека. (Далее в материале…)

Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности первоклассников в области чтения по программе М.С. Соловейчик

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Таким образом, широкому пониманию грамотности чтения помогает осознание его назначения, его функций в деятельности человека.

Под «грамотностью чтения» понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной.

Формирование грамотности младших школьников в области чтения должно начинаться с первых дней обучения ребенка в школе. При этом сопровождение выступает как комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций: диагностика существа возникающей проблемы; информация о существе проблемы и путях её решения; консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы; оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения. Сопровождение — это процесс деятельности, который направлен на создание психолого-педагогических условий для успешного развития, саморазвития учащихся.

В программе М.С. Соловейчик, обучение чтению в первом классе не сводится только к обучению овладением техникой чтения, а буквально с первых уроков ребята учатся внимательно относится к каждому слову, наблюдать за словами и предложениями.

Именно задаче первичного освоения букв и становления механизма чтения подчинены отбор и расположение материала в букваре. Уже с первых уроков, в процессе работы над культурой речевого поведения в различных ситуациях, а именно при приветствии и прощании, проводится данная работа. Ребята рассматривают картинки на страницах и решают, на какой говорится о том, как люди прощаются, а на какой – как здороваются. Для проверки решения дети, умеющие читать, читают заголовки и убеждаются в правильности решения. Рассматривая страницу букваря, школьники знакомятся с первым условным знаком — звездочкой (если сможешь прочитай; не можешь – найди знакомые буквы). На этом же уроке ребята читают слова приветствия и прощания, а все остальные определяют, к какой картинке подходят эти слова.

На каждом уроке при чтении слогов, слов, предложений ведется большая работа над значениями слов. На уроках знакомства со словом, после рассматривания картины В. М. Васнецова «Алёнушка», читающие ученики знакомят класс со словами, а все решают, какие слова подходят к картине, а какие нет. После этого ребята составляют предложения по картине, включая прочитанные слова. При подведении итогов обобщается, что были прочитаны разные хорошие слова, но они только называли что-то, а чтобы выразить мысль, чувства понадобилось составить предложения. Помогает привлечь внимание детей к значению слова стихотворение И. Токмаковой «Плим». В нем надо найти смешное слово и обсудить, почему оно не только смешное, но и ненастоящее – такими словами люди не пользуются. Подсказку дети нашли в самом стихотворении: «и ничего не значит». Эта мысль очень важна для систематической работы над выяснением значения слов. Наблюдать над значениями слов – это выяснять, что слова называют, обозначают, в чем сходство или различие значений. Ученики должны осознать, если понимают что слово называет, значит, понимают значение слова. А если нет, то обязательно нужно спросить учителя, друг друга, родителей. Красной нитью на уроках должна быть мысль – слова своего языка нужно постепенно узнавать. Для этого на уроках чтения у первоклассников формирую умение самостоятельно обнаруживать непонятные им слова и умение задавать вопросы о таких словах. Значение слова уточняю не только путем прямого словесного толкования, но и показываю реальный предмет, признак, действие, направление, изображение предмета. Также можно заменять слово синонимом или сопоставлять с антонимом. Объясняю почему, кого так называют, указываю слово от которого данное слово произошло; описываю где, когда можно увидеть, что им обозначено, как это выглядит, на что похоже и конечно же можно объяснять слово из контекста. Приемов объяснения значения слова очень много. Важно выбрать для каждого такого слова наиболее точный и понятный детям. Такую работу необходимо вести и на других уроках: письма, математики, окружающего мира, музыки, технологии и других.

На уроках чтения важны наблюдения за родственными связями слов, за тем, как от одного слова образовалось другое. Наблюдения нужно вести в первую очередь за смысловой стороной этой связи, а не за формой слов. Так при знакомстве с записью предложения отдельными словами дети встречаются со словом пробел. Я обращаю внимание детей на это слово и прошу подумать, от какого слова оно могло родиться, что означает.

В добуквенный период, который предшествует изучению букв и собственно обучению чтению, необходимо проводить данные наблюдения за словами. Ученики используя на уроках квази-письмо учатся внимательно относиться к каждому слову. Такую работу можно проводить и работая устно. Ребята, рассматривая иллюстрации в букваре, сначала просто набирают слова, потом с помощью учителя они осознают, что называют все, что видят: людей, их действия, игры и др.

На последнем уроке добуквенного периода одно из заданий направлено на создание мотивации для обучения чтению. Сначала мы с ребятами рассматриваем репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри». Потом я предлагаю прочитать текст о богатырях для того, чтобы познакомиться с ними. Далее организую чтение текста читающими детьми и общее знакомство с каждым из богатырей по картине. В конце работы делаем обобщение, как хорошо, что кто-то умеет уже читать, а то мы могли бы и не узнать, как зовут этих богатырей. Эта работа завершается чтением предложения «Как хорошо уметь читать!» и сообщением, что завтра на уроке мы начнем знакомиться с буквами.

На уроках знакомства с буквами гласных звуков дети читают столбики сочетаний букв. Они предназначены для чтения-пения, мелодию же подсказывает ударение. На уроке обобщающем знания детей о буквах гласных звуков для чтения этих букв использую игру «Скажи наоборот». Школьники читают сначала по строчкам с целью догадаться, почему игру так назвали. После этого организую чтение по ролям. Так, дети незаметно для себя знакомятся и успешно справляются с новым для них видом работы – чтением по ролям. Сам процесс обучения собственно чтению начинается с предъявления букв согласных звуков. На данных уроках ребята сначала учатся читать закрытые и открытые слоги, появляется новый условный знак – среди записей найди слова. Таким образом один и тот же набор слогов читается первоклассниками с разными установками: одни под руководством учителя осваивают механизм чтения, а другие читают те же слоги самостоятельно, решая, какие из них являются словами, а какие – нет.

По-разному можно организовать чтение слов с изученными буквами. Одно из заданий — это чтение заголовка к картинке, его соотнесение с картинкой, первичное чтение слов, относящихся к этой картинке, составление предложений по картинке с данными словами. С этими же словами можно организовать повторное выборочное чтение, направляемое грамматическими заданиями, например, прочитать слова, которые отвечают на вопрос кто?; прочитать слово, называющее то, что Мила держала в руках, когда мылила руки, прочитать слово к которому можно поставить вопрос что делала? и др. Также при чтении слов с новой буквой можно подобрать слова, которые относятся к мальчику и девочке и предложить детям, прочитать сначала слова, которые можно отнести к девочке, а потом к мальчику. Чаще всего перед чтением предложений предлагаю школьникам прочитать слова, которые встречаются в предложениях, т. е. провожу своего рода разминку. Обязательно после чтения задаю вопросы, которые помогают выяснить, как дети понимают прочитанные слова и вопросы, направленные на наблюдение за формой слов. На одном из уроков, когда первоклассники познакомятся с буквой «эн», предлагаю детям прочитать в первом столбике местоимения. Вместе мы обсуждаем, пользуемся ли такими словами и в каких случаях. Рассуждения детей дополняю, что это слова, которые никого и ничто не называют, а только указывают на кого-то или что-то. После чтения слов второго столбика дети находят лишнее слово, как правило подбираю несколько вариантов лишних слов, объясняют что объединяет все слова. Выполнив задания, направленные на выяснения понимания слов, соотносим местоимения со словами-названиями. Часто на уроках для чтения предлагаю детям слова, которые отличаются всего одной буквой. Прочитав такие слова, выясняем различия в буквах и значении, а потом делаем вывод: ошибешься при чтении, заменишь одну букву – получится другое слово и все окажется непонятным.

Работа над предложением начинается задолго до основного периода обучения грамоте. На данном этапе предусматривается активное включение в работу читающих первоклассников. Но это не означает, что дети, которые не умеют читать, не участвуют в работе. Например, на уроке закрепления знаний о гласных и согласных звуках, ребята рассматривают картинку на стр. 41 букваря. Провожу беседу: куда вы попали, куда привела вас картинка, кто ученики этой школы, что они делают на уроке? Ребята придумывают название рисунку, составляют предложения. Здесь же органично включается чтение предложения в букваре. На уроках знакомства с буквами гласных звуков читающие дети читают предложения, а остальные дети решают как их закончить, т. е. подбирают обобщающее слово. Все предложения, небольшие тексты тематически связаны с основным материалом страниц, все они отмечены звездочкой. Нередко эти строки сопровождаются и еще одним знаком, «хитрым вопросом», который предупреждает о наличии «ловушки». Как показывает практика, такие задания очень нравятся детям. Чтение таких материалов способствует совершенствованию умения понимать читаемое. Нередко на страницах букваря встречаются задания «буква заблудилась». На первых порах такие строки прочитывают читающие дети, а поиск ошибки идет коллективно. Выясняется причина изменения смысла слов: замена всего одной буквы. Одновременно находятся и подчеркиваются изученные буквы. По мере того, как дети знакомятся с буквами и овладевают механизмом чтения, к чтению предложений привлекаю и нечитающих детей. Сначала это одинаковые предложения по содержанию, но разные по интонации. Еще до чтения ребята сравнивают предложения и решают, в каком содержится сообщение, а в каком вопрос, а затем предложения прочитываются. Повторное чтение таких предложений можно организовать как диалог: один спрашивает, а другой отвечает. Так работа над технической стороной чтения сочетается с обучением детей пониманию прочитанного.

От чтения предложений ребята постепенно переходят к чтению текстов. Также, как раньше перед чтением предложений школьники читали слова, которые встречались в предложении, теперь они читают слова встречающиеся в тексте. Перед чтением таких слов даю целевую установку внимательно вглядывайтесь в слова, чтобы потом легче узнать их в тексте. Но как первокласснику при чтении текста быстро опознать такое слово? Наиболее трудные слова напечатаны в тексте голубым цветом. Такая подсказка позволяет начать использовать еще один прием предварительной подготовки: вслед за чтением столбиков слов просматривать текст и искать в нем только что прочитанные слова. Приступая к чтению самого текста, даю установку: постараться понять, о чем мы узнаем из рассказа. Конечно сначала при первом чтении это смогут установить только дети, имеющие опыт чтения. Остальные смогут ответить на этот вопрос по окончании работы. Повторное чтение каждого предложения можно подчинять разным задачам: соотнесение предложения и картинки, подготовка к чтению по ролям, о ком говорится и др. На первых уроках работы с текстом для проверки понимания текста используются картинки в букваре. Ту же задачу решают и вынесенные на страницы учебника вопросы к текстам, которые предназначены для чтения всеми учащимися – в них нет неизученных букв. Вопросы к текстам обозначены условным знаком (красным квадратом). Постепенно работа с текстом усложняется. Картинки к тексту даны не в том порядке, в котором происходили действия. Выяснив, какие предложения с какой картинкой связаны, определяем правильную последовательность рисунков. Очень нравится детям читать предложения под рубрикой «Так ли это?». Сначала такие предложения читают первоклассники уже имеющие опыт чтения, а ошибки с помощью рисунков находят остальные дети. Постепенно в работу включаются все дети. Смысл таких «ошибок» в проверке понимания читаемого. Для обучения осмысленному чтению можно предлагать предложения с одинаковым набором слов, но расположенных в разном порядке. Прочитав предложения, ребята должны увидеть, чем они похожи и чем отличаются, а затем решить, какое предложение правильное и объяснить свое решение. Так школьники будут учиться не только осмысленному чтению, но и пониманию, что в письменной речи важно все: правильность букв, выбор слов, их порядок.

Дидактический материал букваря одновременно с тренировкой в чтении позволяет наблюдать за значением и особенностями употребления слов, за верной постановкой ударения, учить правильной сочетаемости слов, построению разных по цели и интонации предложений, пониманию темы и главной мысли текста, правильному расположению предложений.

С первых дней надо приучать ребят к самостоятельному общению с авторами букваря. Постепенно учащиеся должны сами без помощи учителя понимать, о чем предупреждает «хитрый» вопрос, какое задание данное значками на полях нужно выполнить. Со временем ученики поймут, что в букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова, предложения, тексты, которые нужно читать, а в нем есть еще и задания, которые нужно выполнять. Сначала первоклассники будут учиться понимать задания, обозначенные условными значками, а потом, научившись читать, станут понимать установки из заданий-заголовков, осмысливать тексты по прочитанным после них вопросам. Работая с материалами букварных страниц, ребята впервые встретятся с короткими сообщениями, в которых сформулированы результаты наблюдений за словами русского языка и их звуками. Все названные элементы готовят начинающего учиться ребенка к последующему самостоятельному общению с учебниками.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности первоклассников в области чтения направлено на создание условий для формирования у детей умений, овладение которыми свидетельствовало о полном понимании текста:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

- нахождение информации;

- интерпретация текста;

- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Все перечисленные умения чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное выполнение другого. Полное понимание текста предполагало определенный уровень компетентности учащегося по каждому из умений.

Файлы: Электронная версия материала.doc
Размер файла: 56320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология