Автор конспекта:
Автор(ы): — Черняева Людмила Станиславовна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ с. Терса Вольского раона Саратовской области", учитель биологии

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж.Дьюи, его учеником В.Х.Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

Основоположники методов проекта предполагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важно, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести в ходе работы (Е.С.Полат).

Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.

Тема: «Проект как одна из

современных технологий обучения. Методика

подготовки и проведения защиты проекта по теме

«Мифы и реальность происхождения человека».

Работа учителя биологии, экологии

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразова-

тельная школа с.Терса Вольского рай-

она Саратовской области»

Черняевой Людмилы Станиславовны.

Домашний адрес: Саратовская область,

Вольский район, с.Терса, ул.

Советская, д.№ 28,

телефон: 88459369871


г. Вольск, 2011 г.

Оглавление

Стр.

Введение 2

1. Основная часть работы 2 – 13

1.1. Требования, предъявляемые к проекту 2 – 3

1.2. Персональные и групповые проекты 4
1.3. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся

в процессе проектной деятельности 4 – 5

1.4 Классификация проектов по доминирующей

деятельности учащихся 6 – 7

1.5. Формы продуктов проектной деятельности 7

1.6. Паспорт проектной работы 7 – 8

1.7. Организация работы над проектом 8 – 13

2. Заключение 13 – 14

3. Список используемой литературы 15

Приложение

1

Введение.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж.Дьюи, его учеником В.Х.Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

Основоположники методов проекта предполагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важно, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести в ходе работы (Е.С.Полат).

Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т.Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Требования, предъявляемые к проекту.

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой. Например: в роли заказчика может выступить сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии) и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

ü Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

ü Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

ü Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! 3

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Единой точки зрения на этот счет быть не может. Каждый имеет право на существование. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.Полат (Москва) считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

Преимущества персональных проектов:

  • План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
  • У учащегося полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
  • Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  • Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
  • Преимущества групповых проектов:

  • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества.
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  • Каждый этап работы над проектом как правило имеет своего ситуативного лидера (лидер – генератор идей, лидер – исследователь, лидер – оформитель, лидер – режиссер презентации), и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
  • Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

  • Рефлексивные умения:
  • ü умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    ü умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

    2. Поисковые (исследовательские) умения: 4

    ü умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

    ü умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    ü умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

    ü умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    ü умение выдвигать гипотезы;

    ü умение устанавливать причинно-следственные связи.

    3. Навыки оценочной самостоятельности.

    4. Умения работать, сотрудничая:

    ü умения коллективного планирования;

    ü умение взаимодействовать с любым партнером;

    ü умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    ü навыки делового партнерского общения;

    ü умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  • Менеджерские умения и навыки:
  • ü умение проектировать процесс (изделие);

    ü умение планировать деятельность, время, ресурсы;

    ü умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

    ü навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

  • Коммуникативные умения:
  • ü умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

    ü умение вести дискуссии;

    ü умение отстаивать свою точку зрения;

    ü умение находить компромисс;

    ü навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  • Презентационные умения и навыки:
  • ü навыки монологической речи;

    ü умение уверенно держать себя во время выступления;

    ü артистические умения;

    ü умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    ü умение отвечать на незапланированные вопросы. 5

    Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

    Классификация по содержательной специфике:

    Практико-ориентированный проект.

    Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    Исследовательский проект.

    Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

    Информационный проект.

    Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

    Творческий проект.

    Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    Ролевой проект.

    Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

    Перечисленные целевые направления деятельности учащихся – проектантов могут реализовываться в каждом проекте. А значит, каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому, у проекта может быть не единственная, а доминирующая направленность деятельности участников.

    Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:

    По комплексности. 6

    Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте учитель-предметник выступает руководителем, консультантом – учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.

    Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

    Формы продуктов проектной деятельности.

    Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

    Перечень возможных выходов проектной деятельности:

    Листовка, буклет, Web-сайт, журнал (брошюра), публикации, анализ социологического опроса.

    Паспорт проектной работы.

    Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Консультант(ы) проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
  • Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  • Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  • Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  • Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание). 7
  • Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  • Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
  • Организация работы над проектом.

    Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

    При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

    ü развитие познавательных умений и навыков учащихся;

    ü умение ориентироваться в информационном пространстве;

    ü самостоятельно конструировать свои знания;

    ü интегрировать знания из различных областей наук;

    ü критически мыслить.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

    Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

    Проектная технология предполагает:

    ü наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

    ü практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

    ü самостоятельную деятельность ученика;

    ü структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

    ü использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. 8

    Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

    Для этого учитель должен:

    ü владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умений организовать исследовательскую работу учащихся;

    ü уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

    ü направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

    ü уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

    При использовании проектной технологии каждый ученик:

    ü учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

    ü приобретает коммуникативные навыки и умения;

    ü овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

    Обычно, каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т.к.:

    ü учитель помогает ученикам в поиске источников;

    ü сам является источником информации;

    ü координирует весь процесс;

    ü поддерживает и поощряет учеников;

    ü поддерживает непрерывную обратную связь.

    Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

    Этапы работы над проектом.

    Содержание работы на
    этапе

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Подготовительный этап

    а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

    б) определение количества участников проекта, состав группы

    Обсуждают тему с учите-

    лем и получают при необходимости дополни-

    тельную информацию, устанавливают цели.

    Знакомит с сутью проект-

    ной технологии и мотиви-

    рует учащихся. Помогает в постановке целей.

    9

    Планирование работы

    а) определение источников информации

    б) планирование способов сбора и анализа информации

    в) планирование итогового продукта (формы представления результата)

    Продукт:

    — отчет (устный, письмен-

    ный, устный с демонстра-

    цией материалов)

    — издание сборника, макета, буклета, организация конференции, создание Web-сайта

    г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

    д) распределение обязан-

    ностей среди членов команды

    Вырабатывают план действий.

    Формулируют задачи.

    Предлагает идеи, высказывает предположения,

    определяет сроки

    работы (поэтапно)

    Исследовательская деятельность

    Сбор информации, реше-

    ние промежуточных задач.

    Основные формы работы:

    интервью, опросы, наблю-

    дения, изучение литератур-

    ных источников, истори-

    ческого материала, памят-

    ников. Организация экскур-

    сий, экспериментов, экспе-

    диций и т.д.

    Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

    Наблюдает, советует, кос-

    венно руководит деятель-

    ностью, организует и коор-

    динирует в случае необхо-

    димости отдельные этапы проекта.

    10

    Результаты или выводы

    Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

    Анализируют информацию. Оформляют результаты.

    Наблюдает, советует.

    Представление готового продукта

    Представление разнообразных форм результата работы

    Отчитываются, полемизи-

    руют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

    Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

    Оценка процесса и результатов работы

    Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

    Оценивает усилия учащих-

    ся, креативность мышле-

    ния, качество использова-

    ния источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

    С проектом «Мифы и реальностьпроисхождения человека» с учащимися 11 класса я принимала участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

    Цель проекта.

    Определить место человека в системе живой природы. Рассмотреть и изучить доказательства происхождения человека от животных.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с направлениями эволюции человека.

  • Продолжить формирование учебных умений (наблюдать, анализировать, проводить черты сходства и отличия, отстаивать свое мнение, работать с литературой, текстом, наглядностью, делать отчеты по проделанной работе, грамотно оценивая достоверность полученной информации).
  • 3. Развивать навыки проектной деятельности.

    Ожидаемый результат:

    · усвоение материала темы проекта — 100%

    · качество знаний — 85 – 90 %

    11

    Этапы работы над проектом.

    1. Аналитический – 2 недели.

    Знакомство с проектом. Выбор тем исследований, определение цели. Формирование групп для проведения исследований. В каждую группу входит «мыслитель», «исполнитель», «наблюдатель», соответственно высокий уровень, средний и слабый. Составление плана действий.

  • Сбор и обработка информации — 3 недели.
  • Определение тем исследований. Работа в группах по поставленным проблемам. Подбор материалов из книг, периодической печати, Интернета, помощь учителя. Работа с музейным материалом. Анализ первых результатов. Проведение консультаций со школьниками-участниками проекта. Ознакомление учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

  • Оформление результатов исследования – 2 недели.
  • Работа над презентацией проекта в Power Point:

    а) примеры презентаций, их просмотр;

    б) создание текстовых слайдов;

    в) внесение рисунков, сканирование.

    Оформление результатов. Исследования в виде презентации и буклета, создание «Web-сайта». Защита проекта.

    4.Оценивание проекта.

    Критерии оценки:

    ü содержательность;

    ü практическая направленность;

    ü познавательность.

    Полученный результат:

    • проведенный срез знаний показал: успеваемость – 100%

    качество знаний – 87,3%

    По результатам участия в создании проекта оценивается работа каждого ученика, данные вносятся в таблицу.

    На основании работы на предыдущих уроках выставляю итоговую тематическую оценку, заношу ее в таблицу «Учет знаний учащихся по теме: «Происхождение человека».

    12

    Таблица 1. Учет знаний учащихся по теме: «Происхождение человека»

    № п/п

    Фамилия, имя

    Предпола

    гаемый итоговый результат

    Письмен-

    ные от-

    веты

    Устные ответы

    Участие в работе над проектом

    Реферат или от-

    чет по результа-

    там экскурсий

    Участие в работе конферен

    ций

    Создание презента

    ций

    Фактич. получен. резуль-

    тат

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Материал, собранный в проекте, используется при изучении тем:

    «Жизнь на Земле. Ее история и развитие», «Учение об эволюции органического мира», «Индивидуальное развитие человека», «Организменный уровень организации жизни», «Основы генетики и селекции», «Взаимоотношения организма и среды», также на других предметах и во внеклассной работе. (Приложение-1 )

    Заключение.

    Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

    И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, должен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

    ü Что такое «проект» и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?

    ü Как правильно организовать деятельность учеников?

    ü Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

    Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно-ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

    Опыт работы показывает, что проектная технология востребована учащимися. Она создает простор для инициативы и творчества. Занимающиеся проектной деятельностью развиваются быстрее своих сверстников, им легче осваивать содержание учебного материала, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

    В последние годы учащиеся школы успешно участвуют в муниципальных, региональных и российских конкурсах проектных, творческих и исследовательских работ, где занимают призовые места: 13

    — Муниципальный и Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги».

    — Региональный этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников – 2010.

    — Областной заочный экологический конкурс учащихся «Наследие природы» в рамках областного проекта «Наследие природы».

    — Областной конкурс детского творчества «Саратовский край в прошлом, настоящем и будущем: духовно-экологическое пространство» в рамках проекта «Имя Саратова на карте страны».

    — Межмуниципальный конкурс проектных работ обучающихся ОУ ВМР,

    14

    Литература.

  • Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
  • Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
  • Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6.
  • Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  • Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.
  • 15

    Тема: «Проект как одна из

    современных технологий обучения. Методика

    подготовки и проведения защиты проекта по теме

    «Мифы и реальность происхождения человека».

    Работа учителя биологии, экологии

    Муниципального общеобразовательного

    учреждения «Средняя общеобразова-

    тельная школа с.Терса Вольского рай-

    она Саратовской области»

    Черняевой Людмилы Станиславовны.

    Домашний адрес: Саратовская область,

    Вольский район, с.Терса, ул.

    Советская, д.№ 28,

    телефон: 88459369871


    г. Вольск, 2011 г.

    Оглавление

    Стр.

    Введение 2

    1. Основная часть работы 2 – 13

    1.1. Требования, предъявляемые к проекту 2 – 3

    1.2. Персональные и групповые проекты 4
    1.3. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся

    в процессе проектной деятельности 4 – 5

    1.4 Классификация проектов по доминирующей

    деятельности учащихся 6 – 7

    1.5. Формы продуктов проектной деятельности 7

    1.6. Паспорт проектной работы 7 – 8

    1.7. Организация работы над проектом 8 – 13

    2. Заключение 13 – 14

    3. Список используемой литературы 15

    Приложение

    1

    Введение.

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж.Дьюи, его учеником В.Х.Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

    Основоположники методов проекта предполагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важно, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести в ходе работы (Е.С.Полат).

    Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.

    В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т.Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

    В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

    Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

    Требования, предъявляемые к проекту.

    Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2

    Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой. Например: в роли заказчика может выступить сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии) и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

    Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

    ü Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

    Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

    Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

    ü Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

    В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

    ü Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

    Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

    То есть проект – это «пять П»:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт — Презентация.

    Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! 3

    Персональные или групповые проекты: что эффективней?

    Единой точки зрения на этот счет быть не может. Каждый имеет право на существование. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.Полат (Москва) считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

    Преимущества персональных проектов:

  • План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
  • У учащегося полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
  • Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  • Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
  • Преимущества групповых проектов:

  • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества.
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  • Каждый этап работы над проектом как правило имеет своего ситуативного лидера (лидер – генератор идей, лидер – исследователь, лидер – оформитель, лидер – режиссер презентации), и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
  • Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

  • Рефлексивные умения:
  • ü умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    ü умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

    2. Поисковые (исследовательские) умения: 4

    ü умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

    ü умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    ü умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

    ü умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    ü умение выдвигать гипотезы;

    ü умение устанавливать причинно-следственные связи.

    3. Навыки оценочной самостоятельности.

    4. Умения работать, сотрудничая:

    ü умения коллективного планирования;

    ü умение взаимодействовать с любым партнером;

    ü умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    ü навыки делового партнерского общения;

    ü умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  • Менеджерские умения и навыки:
  • ü умение проектировать процесс (изделие);

    ü умение планировать деятельность, время, ресурсы;

    ü умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

    ü навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

  • Коммуникативные умения:
  • ü умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

    ü умение вести дискуссии;

    ü умение отстаивать свою точку зрения;

    ü умение находить компромисс;

    ü навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  • Презентационные умения и навыки:
  • ü навыки монологической речи;

    ü умение уверенно держать себя во время выступления;

    ü артистические умения;

    ü умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    ü умение отвечать на незапланированные вопросы. 5

    Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

    Классификация по содержательной специфике:

    Практико-ориентированный проект.

    Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    Исследовательский проект.

    Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

    Информационный проект.

    Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

    Творческий проект.

    Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    Ролевой проект.

    Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

    Перечисленные целевые направления деятельности учащихся – проектантов могут реализовываться в каждом проекте. А значит, каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому, у проекта может быть не единственная, а доминирующая направленность деятельности участников.

    Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:

    По комплексности. 6

    Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте учитель-предметник выступает руководителем, консультантом – учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.

    Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

    Формы продуктов проектной деятельности.

    Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

    Перечень возможных выходов проектной деятельности:

    Листовка, буклет, Web-сайт, журнал (брошюра), публикации, анализ социологического опроса.

    Паспорт проектной работы.

    Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Консультант(ы) проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
  • Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  • Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  • Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  • Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание). 7
  • Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  • Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
  • Организация работы над проектом.

    Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

    При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

    ü развитие познавательных умений и навыков учащихся;

    ü умение ориентироваться в информационном пространстве;

    ü самостоятельно конструировать свои знания;

    ü интегрировать знания из различных областей наук;

    ü критически мыслить.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

    Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

    Проектная технология предполагает:

    ü наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

    ü практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

    ü самостоятельную деятельность ученика;

    ü структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

    ü использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. 8

    Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

    Для этого учитель должен:

    ü владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умений организовать исследовательскую работу учащихся;

    ü уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

    ü направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

    ü уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

    При использовании проектной технологии каждый ученик:

    ü учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

    ü приобретает коммуникативные навыки и умения;

    ü овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

    Обычно, каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т.к.:

    ü учитель помогает ученикам в поиске источников;

    ü сам является источником информации;

    ü координирует весь процесс;

    ü поддерживает и поощряет учеников;

    ü поддерживает непрерывную обратную связь.

    Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

    Этапы работы над проектом.

    Содержание работы на
    этапе

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Подготовительный этап

    а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

    б) определение количества участников проекта, состав группы

    Обсуждают тему с учите-

    лем и получают при необходимости дополни-

    тельную информацию, устанавливают цели.

    Знакомит с сутью проект-

    ной технологии и мотиви-

    рует учащихся. Помогает в постановке целей.

    9

    Планирование работы

    а) определение источников информации

    б) планирование способов сбора и анализа информации

    в) планирование итогового продукта (формы представления результата)

    Продукт:

    — отчет (устный, письмен-

    ный, устный с демонстра-

    цией материалов)

    — издание сборника, макета, буклета, организация конференции, создание Web-сайта

    г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

    д) распределение обязан-

    ностей среди членов команды

    Вырабатывают план действий.

    Формулируют задачи.

    Предлагает идеи, высказывает предположения,

    определяет сроки

    работы (поэтапно)

    Исследовательская деятельность

    Сбор информации, реше-

    ние промежуточных задач.

    Основные формы работы:

    интервью, опросы, наблю-

    дения, изучение литератур-

    ных источников, истори-

    ческого материала, памят-

    ников. Организация экскур-

    сий, экспериментов, экспе-

    диций и т.д.

    Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

    Наблюдает, советует, кос-

    венно руководит деятель-

    ностью, организует и коор-

    динирует в случае необхо-

    димости отдельные этапы проекта.

    10

    Результаты или выводы

    Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

    Анализируют информацию. Оформляют результаты.

    Наблюдает, советует.

    Представление готового продукта

    Представление разнообразных форм результата работы

    Отчитываются, полемизи-

    руют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

    Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

    Оценка процесса и результатов работы

    Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

    Оценивает усилия учащих-

    ся, креативность мышле-

    ния, качество использова-

    ния источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

    С проектом «Мифы и реальностьпроисхождения человека» с учащимися 11 класса я принимала участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

    Цель проекта.

    Определить место человека в системе живой природы. Рассмотреть и изучить доказательства происхождения человека от животных.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с направлениями эволюции человека.

  • Продолжить формирование учебных умений (наблюдать, анализировать, проводить черты сходства и отличия, отстаивать свое мнение, работать с литературой, текстом, наглядностью, делать отчеты по проделанной работе, грамотно оценивая достоверность полученной информации).
  • 3. Развивать навыки проектной деятельности.

    Ожидаемый результат:

    · усвоение материала темы проекта — 100%

    · качество знаний — 85 – 90 %

    11

    Этапы работы над проектом.

    1. Аналитический – 2 недели.

    Знакомство с проектом. Выбор тем исследований, определение цели. Формирование групп для проведения исследований. В каждую группу входит «мыслитель», «исполнитель», «наблюдатель», соответственно высокий уровень, средний и слабый. Составление плана действий.

  • Сбор и обработка информации — 3 недели.
  • Определение тем исследований. Работа в группах по поставленным проблемам. Подбор материалов из книг, периодической печати, Интернета, помощь учителя. Работа с музейным материалом. Анализ первых результатов. Проведение консультаций со школьниками-участниками проекта. Ознакомление учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

  • Оформление результатов исследования – 2 недели.
  • Работа над презентацией проекта в Power Point:

    а) примеры презентаций, их просмотр;

    б) создание текстовых слайдов;

    в) внесение рисунков, сканирование.

    Оформление результатов. Исследования в виде презентации и буклета, создание «Web-сайта». Защита проекта.

    4.Оценивание проекта.

    Критерии оценки:

    ü содержательность;

    ü практическая направленность;

    ü познавательность.

    Полученный результат:

    • проведенный срез знаний показал: успеваемость – 100%

    качество знаний – 87,3%

    По результатам участия в создании проекта оценивается работа каждого ученика, данные вносятся в таблицу.

    На основании работы на предыдущих уроках выставляю итоговую тематическую оценку, заношу ее в таблицу «Учет знаний учащихся по теме: «Происхождение человека».

    12

    Таблица 1. Учет знаний учащихся по теме: «Происхождение человека»

    № п/п

    Фамилия, имя

    Предпола

    гаемый итоговый результат

    Письмен-

    ные от-

    веты

    Устные ответы

    Участие в работе над проектом

    Реферат или от-

    чет по результа-

    там экскурсий

    Участие в работе конферен

    ций

    Создание презента

    ций

    Фактич. получен. резуль-

    тат

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Материал, собранный в проекте, используется при изучении тем:

    «Жизнь на Земле. Ее история и развитие», «Учение об эволюции органического мира», «Индивидуальное развитие человека», «Организменный уровень организации жизни», «Основы генетики и селекции», «Взаимоотношения организма и среды», также на других предметах и во внеклассной работе. (Приложение-1 )

    Заключение.

    Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

    И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, должен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

    ü Что такое «проект» и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?

    ü Как правильно организовать деятельность учеников?

    ü Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

    Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно-ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

    Опыт работы показывает, что проектная технология востребована учащимися. Она создает простор для инициативы и творчества. Занимающиеся проектной деятельностью развиваются быстрее своих сверстников, им легче осваивать содержание учебного материала, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

    В последние годы учащиеся школы успешно участвуют в муниципальных, региональных и российских конкурсах проектных, творческих и исследовательских работ, где занимают призовые места: 13

    — Муниципальный и Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги».

    — Региональный этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников – 2010.

    — Областной заочный экологический конкурс учащихся «Наследие природы» в рамках областного проекта «Наследие природы».

    — Областной конкурс детского творчества «Саратовский край в прошлом, настоящем и будущем: духовно-экологическое пространство» в рамках проекта «Имя Саратова на карте страны».

    — Межмуниципальный конкурс проектных работ обучающихся ОУ ВМР,

    14

    Литература.

  • Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
  • Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
  • Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6.
  • Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  • Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.
  • 15

    Файлы: Приложение -1.ppt
    Размер файла: 4211712 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология