Автор конспекта:
Автор(ы): — Сторожева Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6 г. Петровска» Саратовской области

Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — возродить российские традиции эпистолярного жанра, научить школьников видеть и понимать ценности родного языка, узнать об истории письма в России, о многовековой российской почте; научиться правильно писать личное письмо.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Ход урока

Определение темы урока.

На столе небольшая коробка, где лежат письма (думаю, у каждого учителя такая найдется)

В коробке, которая стоит у меня на столе находятся несколько государств, личности многих людей, их души. Как вы думаете, что там находится?

(предположения учащихся, если дети не называют правильный ответ, то учитель произносит его сам)

Письма

Государства – письма пришли из разных стран: Чехословакия (такого государства сейчас уже нет на карте, но есть печать на конверте), УССР (такая же ситуация), ГДР (такая же ситуация), СССР(такая же ситуация), Россия.

Личности – их написали разные люди, разных возрастов: дети, подростки, учащиеся, студенты, курсанты, солдаты, учителя, мои родственники…

Души - каждый пишущий вложил в них частицу своей души.

? Как вы думаете, почему они так дороги мне?

(потому что в них есть души тех, кто их написал)

Эксперимент – давайте вынем письма из конвертов, а по взгляду на лист бумаги я расскажу, кто их написал.

? Почему мне это удалось?

(ребята пытаются ответить, если нет ответа, то учитель объясняет, что у каждого свой подчерк, который воссоздаёт образ своего «хозяина»)

Может ли так рассказать о хозяине электронное письмо?

Какие ещё преимущества у «бумажного» письма?

Сегодня на уроке мы с вами попробуем научиться писать

Письма личного характера.

Но прежде чем приступить к написанию писем, скажите, как вы думаете, письма всегда существовали в таком виде, в каком они лежат на моём столе.

(ответы учащихся)

Учитель – Были времена, когда не было даже букв. Попробуйте прочитать одно из таких писем.

? О чём в нём говорится?

(предположения учащихся)

Объяснение учителя

Однажды девочка Таффи отправилась со своим отцом к реке наловить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё.

Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни писать, ни читать! В это время в сторону стоянки племени шёл Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила передать с ним записку для матери, чтобы кто-нибудь принёс копьё.

(На чем она решила написать письмо?

На берёсте? Правильно. А чем?

Острым камешком или обломком копья? Верно!)

Итак, она нацарапала такие рисунки: папу со сломанным копьём, копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его.

Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. Наконец она нарисовала маму с копьём в руке.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме! Мама поняла его так:

Незнакомец проткнул её мужа копьём, Таффи попала в плен, целая шайка злодеев их охраняет!

(Кого же мама приняла за злодеев? Точно, опять тех же бобров).

Ох, и попало же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени! А тот ничего не мог им объяснить: ведь он не знал их языка…

Ну, и чем же кончилось это дело? Когда всё выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать (теперь все так стали звать Таффи), ты сделала великое открытие! Придёт время, когда люди назовут его УМЕНИЕМ ПИСАТЬ! (Редьярд Киплинг)

О дальнейшем развитии истории писем и почты вы сможете узнать в книге Георгия Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

Представление книги.

Учимся писать письма.

Когда пишешь письмо на бумаге своей рукой, то задумываешься больше об излагаемых мыслях, вкладываешь больше души.

У вас на столе фрагмент замечательной книги «Письмовник», изданной в Петербурге в 1822 году.

НОВЕЙШИЙ САМЫЙ ПОЛНЫЙ И ПОДРОБНЫЙ ПИСЬМОВНИК,
или
ВСЕОБЩИЙ СЕКРЕТАРЬ,
В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ,
содержащий в себе
ПИСЬМА
всякого рода, в общежитии употребляемые и приспособленные ко всем случаям и обстоятельствам, с предварительными правилами и наставлениями сочинять и писать всякие письма к разным особам и о разных предметах.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Санктпетербургъ,
В Типографии Императорских Театров,
1822

НАСТАВЛЕНИЕ

Как должно образовать себя в письменном слоге

I. О письмах вообще

Письма изобретены для сообщения мыслей своих другим. Они служат вместо изустного разговора, и как бы перед глаза представляют людей, удаленных друг от друга, даже на великое расстояние. – Изобретение писем должно отнести к определенной древности; сначала они верно были самые простые. Друг писал письмо к своему искреннему, желая уведомить его о происшествиях как общих, так и частных, любопытных для него, или чтобы дать знать ему о намерении, в котором тот принимает участие. Сей новый способ изъясняться понравился всем; наконец дошло до того, что нет ничего обыкновеннее, как писать письма. Не смотря на то, писать письма хорошие, есть дело весьма необыкновенное. Чтоб научиться хорошо писать их, нужно иметь основательные правила и им следовать; нужно иметь хорошие примеры и подражать им. Для сего-то, предлагая сию книгу, под названием Новый Всеобщий Секретарь, или Полный Письмовник, приобщим наставление, содержащее главные правила письменного слога.

Желающий порядочно писать письма, должен замечать две главные вещи: материю, или содержание писем, и форму, или расположение материи.

Материя писем есть все то, что случается в разговорах; все то, что можно сказать лично приятелю, можно и написать к нему во время разлуки, с тою только осторожностию, что не всегда должно вверять тайну свою бумаге: она может затеряться или попасть в посторонние руки.

Сия материя переменяется по различию писем, т.е. она содержит или дела важные, или одни учтивости. Они бывают разных родов, на пример: иные содержат уведомление, другие совет, повеление, просьбу, рекомендацию; одни представляют услугу, другие жалобу, упрек, извинение и проч. и проч.

II. О слоге писем

Письменный слог должен быть не слишком высок, не принужден и не шутовской. Он должен быть прост, и похож на обыкновенный разговор, изображенный на бумаге. Чем простее, тем он приятнее, тем ближе к сердцу. Для него не нужны Риторические фигуры: множество восклицаний, прозопопей, обращений, равно как и длинные периоды, необходимые иногда в другом роде сочинений. Однакож, чтобы писать просто и свободно, должно основательно знать свой язык, дабы не потерять равновесия, и поднявшись слишком высоко, не подвергнуться падению.

В письмах, одну учтивость заключающих, сухость и бесплодность материи позволяется наградить выбором гладких, занимательных, не слишком обширных приветствий. Краткость придает ясности, а потому и приятности. Везде должна быть приметна Грация, заманивающая к чтению. Ничто так не противно слуху, как слова и обороты грубые и нескладные. В письме не стараются наблюдать великой связи между частями оного. Письмо есть картина словесного разговора, или нашего обращения: следовательно и небольшой беспорядок ему свойственен, а особливо в письмах, не одну материю содержащих. Самый порядок описываемого дела употребляется произвольно. Не смотря на то, должно заметить:

1). Что не должно разделять того, что относится к одному делу, или к одной особе.

2). Что не должно непосредственно связывать какого радостного известия с печальными обстоятельствами. Начиная говорить о другой материи, должно сделать приметное разделение.

N.B. Вообще сказать можно, что если кто природою произведен для преобразования слога или для очищения какого нибудь языка, то письма подадут ему лучший к тому случай. Тут более места, времени и свободы, чтобы показать свои дарования.

III. О благопристойности, ясности и чистоте писем

В письме должна быть благопристойность, нужнейшее свойство оного. Для сего надобно разбирать, кто мы, о чем пишем, где, куда и к кому? Что пристойно написать к равному себе, то будет оскорбительно в письме в Вельможе. Что прекрасно в письме старика и человека важного, то самое смешно в письме человека молодого и низкого рода и чина. О воине говорить нельзя так, как говорят о женском поле. Выходя из пределов своего состояния, или не сохраняя должного почтения к достоинствам, можно навлечь на себя презрение.

Письма должно писать слогом легким и внятным; но и ясность должно соображать с умом тех, к кому пишем; потому что одни понимают легко все то, что для других кажется трудным и запутанным. – Ясности много помогает краткость.

Надобно писать письма опрятно, без помарок и на хорошей бумаге. – Почерк в письме есть то, что телодвижение и мины в разговоре. Он не должен утомлять глаз читателя: один чистый почерк может заманить к чтению. – Может случиться, что кто нибудь, разбирая нечеткое письмо, легко пропустит очень нужное слово, или мысль.

IV. О форме писем

Чрез слово форма разумеется все то, что принадлежит к порядочному сочинению писем, включая материю.

Мы начнем с частей письма, кои суть особенные, или общие.

Особенные части письма суть: вступление, рассуждение и заключение.

Вступление обыкновенно содержит какое-нибудь небольшое приветствие, чтобы снискать благосклонность той особы, к которой пишем, также и главное предложение, о чем намерены писать. Но такое вступление употребляется не часто, и то разве в письмах больших и о важных вещах; в других же прямо приступают к материи.

Рассуждение бывает различно; надобно соображаться с материею, о которой пишем. В нем не нужно много ломать голову для чрезвычайной связи; перо изображает мысль, как она приходит в голову. Только в ответах должно следовать порядку того письма, на которое отвечаем; иногда употребляют переход, окончив одну материю и начиная другую.

В обычай вошло везде, чтобы в заключении свидетельствовать свою признательность и усердие, прибавляя некоторое прошение к Богу о благополучии того, к кому пишем. Тут должно стараться, чтоб наши выражения не были старинные и очень обыкновенные, или низкие.

Общие же части письма суть: надпись, подпись, год, месяц, число и адрес.

V. Должно ли трудиться над письмом?

Обыкновенно говорят, что письма должно писать свободно, не делая себе принуждения. Это справедливо и ложно, смотря потому, кто пишет. Справедливо для людей, довольно обращавшихся в свете, или знающих свет: они, взявшись за перо, пишут все сряду, и однако ж в письме их более порядку, нежели в обыкновенных разговорах; ложно для тех, кои мало обращались в свете, и коих понятия представляются не с такою ясностию, какая потребна для письма. Эти должны более трудиться при сочинении письма; однакож не должно забывать того, что тем более трудимся над письмом, тем неприметнее должно быть, что мы трудились. Мастерство состоит в том, чтобы скрыть искусство и подойти сколько можно ближе к Природе: чтоб все казалось натуральным, свободно излившимся; чтобы всякий мог сказать, что этого иначе лучше выразить нельзя. Должно испытывать себя, т.е. написать вдруг и скоро, потом показывать написанное людям с очищенным вкусом. Если письмо назовут хорошим, что должно продолжать писать точно таким же образом.

Есть люди, кои все стараются поправлять до тех пор, пока все перепортят. Через слово вдруг и скоро не хочу сказать, что всякий без исключения, взявшись за перо, тотчас может писать, не размышляя материи. Некоторые могут; но для большей части людей должно сделать прежде план в голове, по крайней мере тогда, когда позволяют обстоятельства. Прежде подумай, хорошо ли это выражение, нет ли лучшего, точнейшего; подумай, истинная ли мысль твоя, благопристойна ли, сообразна ли с характером и состоянием того, кому пишешь, идет ли к твоему делу? подумай – и тогда клади на бумагу. Однакож как те, так и другие должны употреблять слова в собственном значении, избегать ненужного повторения слов, фразов и мыслей, должны оставлять излишние, скучные приступы и обветшалые заключения. Иные учители столь строго соблюдают сие замечание, что не позволяют одного и того же слова употреблять в письме более двух раз, и то в крайней нужде. Знаки препинания должно наблюдать строго: от сего сохраняется краткость, умножается ясность и приятность.

Работа с текстом

Прочитайте текст, найдите слова, которые не понятны или не знакомы вам.

Поработайте со словарями.

?Какие словари вам понадобятся?

В тексте подчеркните ключевые слова, предложения, которые передают

  • правила написания письма
  • структуре письма

(проверка выполненной работы, коррекция)

Групповое написание писем на тему «Как я провёл лето»

! Используя памятку, напишите коллективное письмо

  • Первая группа – бабушке
  • Вторая группа – другу
  • Третья группа – учителю

Проверка работы

Чтение и анализ полученных писем.

? Почему письма получились разные?

Итог урока

Что нового узнали?

Чему научились?

Домашнее задание

Напишите письмо подруге или другу о своём городе.

Не забудьте об изученном на уроке материале.

Файлы: Урок по А. Грину. Презентация.ppt
Размер файла: 923648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология