Автор конспекта:
Автор(ы): — Горелова Тамара Александровна

Место работы, должность: — г.Балаково, МБОУ СОШ №21, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Показать особенности современной детской литературы Саратовского края, развивать познавательные и исследовательские умения учащихся, формировать умение работать в группе, развивать навыки анализа текста, умения дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Писатели Саратова: Библиографический справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985..

2. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.

3. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.

Используемая методическая литература: —

1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.:ВАКО, 2010.

2. Писатели Саратова: Библиографический справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985..

3. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.

4. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.

Используемые сайты:

1. http://www.litkarta.ru/russia/saratov/news/poety-saratova/

2. http://www.saratovmer.ru/city/history/znamenitostsar/

Используемое оборудование: —

ПК, проектор, презентация, буклет, выставка книг Саратовских поэтов и писателей.

Используемые ЦОР: —

1. http://www.litkarta.ru/russia/saratov/news/poety-saratova/

http://www.saratovmer.ru/city/history/znamenitostsar/

Краткое описание: — Представленный урок – один из завершающих в 9 классе, соответствует программе под редакцией В.Я.Коровиной. Проводится как семинарское занятие, задания к которому учащиеся получают заранее. Предварительная работа была направлена на оказание помощи ученикам в комплектовании творческих групп, распределении ролей в группе, в выборе темы выступления, поиска источников, редактировании текстов выступлений, создании презентаций и буклетов. Во время урока учащиеся представляют свои творческие работы, участвуют в обсуждении, оценивании работ, а также выполняют задания по анализу текста.

Тема урока: Современная детская литература Саратовского края.

Цели урока:

Показать особенности современной детской литературы Саратовского края, развивать познавательные и исследовательские умения учащихся, формировать умение работать в группе, развивать навыки анализа текста, умения дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока:

Урок комплексного применения и совершенствования ЗУН.

Вид урока:

Урок-семинар.

Используемое оборудование:

ПК, проектор, презентация, буклет, выставка книг Саратовских поэтов и писателей.

Представленный урок – один из завершающих в 9 классе, соответствует программе под редакцией В.Я.Коровиной. Проводится как семинарское занятие, задания к которому учащиеся получают заранее. Предварительная работа была направлена на оказание помощи ученикам в комплектовании творческих групп, распределении ролей в группе, в выборе темы выступления, поиска источников, редактировании текстов выступлений, создании презентаций и буклетов.

Во время урока учащиеся представляют свои творческие работы, участвуют в обсуждении, оценивании работ, а также выполняют задания по анализу текста.

Предварительная работа.

В конце 3 четверти учащимся даны темы творческих работ для подготовки к семинару (работы могут быть индивидуальными или коллективными):

1. Истоки современной литературы Саратовского края.

2. Сообщение о жизни и творчестве одного из современных саратовских писателей или поэтов.

3. Отзыв (аннотация, рецензия) на произведение одного из современных саратовских писателей или поэтов.

Вопросы семинара:

1. Каковы основные темы современной детской литературы Саратовского края?

2. Каких героев показывают саратовские писатели и поэты?

3. Каково место литературы Саратовского края в современной русской литературе?

Учащимся представлен список литературы для подготовки к семинару:

1. Писатели Саратова: Библиографический справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985..

2. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.

3. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.

Назначено время для консультаций.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Запись учителем на доске и учащимися в рабочих тетрадях темы урока. Рекомендации по заполнению листа самооценки, по записям в рабочей тетради (учащимся предлагается записывать имена писателей, их основные произведения, вывод по теме урока).

Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
(слайд 1)

Формулирование вопросов семинара.

(слайд 2)

Формулирование цели семинара: учащимся предстоит показать, что они знают и как умеют применять умения и навыки, полученные на уроках; расширить свои знания по теме урока; развивать полученные умения и навыки; понять, что им удалось и чего они не умеют и не знают; оценить свои знания.

2. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.

Лекция учителя с элементами беседы и сообщение учащихся об истоках современной литературы Саратовского края, в частности, детской литературы.

(слайд 3)

Вывод: Современная литература Саратовского края имеет богатые традиции. Литература Саратовского края связана с традициями русской литературы, многие имена принадлежат не только Саратовской земле, а России в целом.

3. Этап усвоения новых знаний.

(слайд 4)

Сообщения учащихся. Свои сообщения ребята иллюстрируют портретами, изданиями книг, презентациями, буклетами и т.п. После каждого выступления учащиеся задают вопросы выступающему. Если работа коллективная, отвечать на вопросы, давать пояснения и комментарии можно попросить и других ребят из группы.

4. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Проводится в форме фронтальной беседы.

Вопросы обсуждения: Какие темы поднимают авторы произведений?

Кто герои этих произведений? Чем интересна современная детская литература Саратовских авторов?

Делается вывод о том, что в произведениях современной детской литературы Саратовских авторов ставятся проблемы, актуальные для современного общества, герои – близкие нам по времени, по образу мыслей, по духу. Те вопросы, которые волнуют современную молодёжь, поднимают авторы прочитанных произведений и пытаются дать своё решение этих проблем.

(слайд 5)

И это проблемы, характерные для всего нашего общества. Саратовский край богат творческими людьми. Читая их произведения, порой по-новому видишь привычное…

5. Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание по типу ГИА по литературе. (Задание раздаётся в распечатанном виде в двух вариантах)

(слайд 6) Звучит музыка.(Время выполнения задания – 4 минуты)

(Возможен вариант: учитель даст творческую работу ученикам на дом)

6. Подведение итогов урока .

Учитель собирает творческие работы, листы самооценки и даёт оценку успешности достижения цели урока .

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Задача учителя – стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения об уроке и о своих достижениях. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку .

7. Дополнительная активизация.

(слайд 7)

Слово учителя: современная детская литература – это целый мир, открыть который для себя может каждый, кто возьмёт в руки книгу. (Представление выставки книг, подготовленных к семинару буклетов и других творческих работ)

(слайд 8)

Выберите из летописи Саратовской литературы и её настоящего те страницы, которые затрагивают душу. Перелистайте старое, откройте новое. Пусть современная детская литература Саратовского края поможет вам заглянуть в завтрашний день, познать неизведанное, увидеть то, чего вы не замечали ранее.

Приятного вам чтения!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология