Автор конспекта:
Автор(ы): — Чербаева Наталия Анатольевна
Место работы, должность: — филиал МБОУ Сосновская сош №1 в деревне Заречье, учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
знакомство учащихся с жанром программной увертюры; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 6 класс. — Москва: Просвещение, 2007.
2) Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.
Используемая методическая литература: —
1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х книгах.: Кн. 1: начальная школа. — 5 за знания, 2006.
2) Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5 – 7 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. — Москва: Просвещение, 2007.
1) «Эгмонт» Л. Бетховена: Оперное либретто. — М.: М13Музыка, 1989.
2) Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. Худ. Б.Чупрыгин. — М.: Дет. Лит., 1985.
3) И.В. Гете. Избранные произведения. Государственное издательство художественной литературы.- М, 1950.
Используемое оборудование: —
компьютер, Интернет – ресурсы.
Используемые ЦОР: —
1) Музыкальное собрание сочинений. Л.Бетховен — увертюра «Эгмонт» (ООО «Дрофа», 2002г.).
2) Музыкальный диск: Классика. 1000% — М., 2003.
Краткое описание: — Урок проводится в 6 классе, во 2-ом полугодии, и вводит в мир красоты произведений Л. Бетховена, знакомит учащихся с его замечательным произведением к знаменитой трагедии Гёте «Эгмонт», нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; выявление особенностей использования композитором литературных источников в процессе создания программной увертюры; демонстрацию умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа увертюры композитора; классификацию средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.
Разработка конспекта урока
"Л.Бетховен. Программная увертюра".
1. Класс: 6.
2. Предмет : музыка.
3. Цель урока: знакомство учащихся с жанром программной увертюры; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры.
4. Тип урока: знакомство с новым материалом.
5. Учащихся в классе: 15.
6. Используемые учебники и учебные пособия:
1) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 6 класс. — Москва: Просвещение, 2007.
2) Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.
7. Используемая литература:
1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х книгах.: Кн. 1: начальная школа. — 5 за знания, 2006.
2) Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5 – 7 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. — Москва: Просвещение, 2007.
3) «Эгмонт» Л. Бетховена: Оперное либретто. — М.: М13Музыка, 1989.
4) Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. Худ. Б.Чупрыгин. — М.: Дет. Лит., 1985.
5) И.В. Гете. Избранные произведения. Государственное издательство художественной литературы.- М, 1950.
8. Используемое оборудование: компьютер, Интернет – ресурсы.
9. Используемые ЦОР:
1) Музыкальное собрание сочинений. Л.Бетховен — увертюра «Эгмонт» (ООО «Дрофа», 2002г.).
2) Музыкальный диск: Классика. 1000% — М., 2003.
10. Краткое описание урока:
Урок проводится в 6 классе, во 2-ом полугодии, и вводит в мир красоты произведений Л. Бетховена, знакомит учащихся с его замечательным произведением к знаменитой трагедии Гете «Эгмонт», нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; выявление особенностей использования композитором литературных источников в процессе создания программной увертюры; демонстрацию умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа увертюры композитора; классификацию средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.
11. Ход урока.
1) Орг. момент (приветствие, тема и цели урока. «здравствуйте» в игровой форме по методике К. Орфа — установление рабочей обстановки на уроке.
2) Сообщение нового материала.
а) Знакомство с новым жанром. (Слушание учащихся рассказа учителя о создании немецким композитором Л. Бетховеном нового жанра по произведению И. Гете «Эгмонт».)
— Программная увертюра родилась как новый симфонический жанр. Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией.
Увертюра — характерное обобщение или выражение духа музыки какой-либо драматической концепции или поэтического произведения, или целой страны, или целой эпохи, или даже личности, так что в некотором отношении увертюра есть монография.
Построение увертюры: вступление, экспозиция (главная и побочная партия), разработка, реприза, кода.
б) Чтение статьи учебника.
в) Слушание произведения «Эгмонт» Л.Бетховена.
г) Активизация знаний учащихся об увертюре к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Хованщина» М.Мусоргского.
д) Наигрывание учителем 1-ой темы вступления. Учащиеся следят по нотной записи за особенностями ее построения.
— Что можно сказать о герое этого сочинения? (- В герое отмечается мужество, сила.)
— Какую силу он несет? — Как при этом звучит музыка?
( — Эта сила несет в себе угрозу, зло, т.к. музыка звучит властно, зловеще и вместе с тем торжественно.)
е) Наигрывание учителем 2-ой темы вступления.
— Как она звучит? ( — Как жалоба, как просьба. Образ первой темы властвует над образом второй.)
— Какие интонации нам слышны?
— Что можно проследить по нотной записи в построении 2-ой темы?
ж) Учащимся предлагается спеть обе темы вступления, стараясь как можно ярче подчеркнуть их контраст.
— Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эти темы?
— Каким бы инструментам поручили бы их исполнение?
з)- Как может развиваться основная часть увертюры? (Слушание увертюры с начала до разработки).
и) — Какой будет главная партия экспозиции?
Наигрывание главной партии.
к) — А что содержит в себе рабочая партия? (Слушание увертюры с начала до коды.)
л) — К чему приводит взаимодействие тем в краткой разработке и репризе? Какие образы получают здесь развитие? (Работа с учебником — с.141 + Скульптура Микеланджело «Битва кентавров», изображающая напряженную борьбу, которая ассоциируется с образом борьбы в музыке.)
м) — Какова же будет кода? (Чтение учащимися монолога Эгмонта из 5 действия драмы «Эгмонт» Гете в учебнике — с.140 или художественного произведения).
— К чему может привести такой призыв героя?7
— Кончается ли трагедия его гибелью?
— Почему данный разворот в учебнике назван «Скорбь и радость»?
н) Исполнение учащимися мелодии канона «Скорбь и радость».
— Как композитор соединил в одном сочинении такие контрастные чувства?
— Как ими интонациями композитор передал их?
о) Далее проводится аналогия между 2-мя этими состояниями , выраженными в мелодии простой песни и в симфоническом произведении.
п) Заключительное прослушивание увертюры. ( И выполнение задания в творческой тетради.
3) Физкультминутка.
4) Закрепление изученного материала. (Повторение изученного песенного материала. — Индивидуальная и коллективная работа.))
5) Итог урока.
6) Домашнее задание. (Создать подготовительный текст сообщения об увертюре Бетховена «Эгмонт» как лаконичной музыкальной драме, «маленькой трагедии» с использованием Интернет – ресурсов.)
Файлы: Разработка конспекта урока в 6 классе.docx
Размер файла: 20878 байт.