Автор конспекта:
Автор(ы): — Чербаева Наталия Анатольевна

Место работы, должность: — филиал МБОУ Сосновская сош №1 в деревне Заречье, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

знакомство учащихся с жанром программной увертюры; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 6 класс. — Москва: Просвещение, 2007.

2) Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.

Используемая методическая литература: —

1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х книгах.: Кн. 1: начальная школа. — 5 за знания, 2006.

2) Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5 – 7 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. — Москва: Просвещение, 2007.

1) «Эгмонт» Л. Бетховена: Оперное либретто. — М.: М13Музыка, 1989.

2) Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. Худ. Б.Чупрыгин. — М.: Дет. Лит., 1985.

3) И.В. Гете. Избранные произведения. Государственное издательство художественной литературы.- М, 1950.

Используемое оборудование: —

компьютер, Интернет – ресурсы.

Используемые ЦОР: —

1) Музыкальное собрание сочинений. Л.Бетховен — увертюра «Эгмонт» (ООО «Дрофа», 2002г.).

2) Музыкальный диск: Классика. 1000% — М., 2003.

Краткое описание: — Урок проводится в 6 классе, во 2-ом полугодии, и вводит в мир красоты произведений Л. Бетховена, знакомит учащихся с его замечательным произведением к знаменитой трагедии Гёте «Эгмонт», нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; выявление особенностей использования композитором литературных источников в процессе создания программной увертюры; демонстрацию умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа увертюры композитора; классификацию средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.

Разработка конспекта урока

"Л.Бетховен. Программная увертюра".

1. Класс: 6.

2. Предмет : музыка.

3. Цель урока: знакомство учащихся с жанром программной увертюры; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры.

4. Тип урока: знакомство с новым материалом.

5. Учащихся в классе: 15.

6. Используемые учебники и учебные пособия:

1) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 6 класс. — Москва: Просвещение, 2007.

2) Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.

7. Используемая литература:

1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х книгах.: Кн. 1: начальная школа. — 5 за знания, 2006.

2) Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5 – 7 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. — Москва: Просвещение, 2007.

3) «Эгмонт» Л. Бетховена: Оперное либретто. — М.: М13Музыка, 1989.

4) Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. Худ. Б.Чупрыгин. — М.: Дет. Лит., 1985.

5) И.В. Гете. Избранные произведения. Государственное издательство художественной литературы.- М, 1950.

8. Используемое оборудование: компьютер, Интернет – ресурсы.

9. Используемые ЦОР:

1) Музыкальное собрание сочинений. Л.Бетховен — увертюра «Эгмонт» (ООО «Дрофа», 2002г.).

2) Музыкальный диск: Классика. 1000% — М., 2003.

10. Краткое описание урока:

Урок проводится в 6 классе, во 2-ом полугодии, и вводит в мир красоты произведений Л. Бетховена, знакомит учащихся с его замечательным произведением к знаменитой трагедии Гете «Эгмонт», нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; выявление особенностей использования композитором литературных источников в процессе создания программной увертюры; демонстрацию умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа увертюры композитора; классификацию средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.

11. Ход урока.

1) Орг. момент (приветствие, тема и цели урока. «здравствуйте» в игровой форме по методике К. Орфа — установление рабочей обстановки на уроке.

2) Сообщение нового материала.

а) Знакомство с новым жанром. (Слушание учащихся рассказа учителя о создании немецким композитором Л. Бетховеном нового жанра по произведению И. Гете «Эгмонт».)

— Программная увертюра родилась как новый симфонический жанр. Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией.

Увертюра — характерное обобщение или выражение духа музыки какой-либо драматической концепции или поэтического произведения, или целой страны, или целой эпохи, или даже личности, так что в некотором отношении увертюра есть монография.

Построение увертюры: вступление, экспозиция (главная и побочная партия), разработка, реприза, кода.

б) Чтение статьи учебника.

в) Слушание произведения «Эгмонт» Л.Бетховена.

г) Активизация знаний учащихся об увертюре к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Хованщина» М.Мусоргского.

д) Наигрывание учителем 1-ой темы вступления. Учащиеся следят по нотной записи за особенностями ее построения.

— Что можно сказать о герое этого сочинения? (- В герое отмечается мужество, сила.)

— Какую силу он несет? — Как при этом звучит музыка?

( — Эта сила несет в себе угрозу, зло, т.к. музыка звучит властно, зловеще и вместе с тем торжественно.)

е) Наигрывание учителем 2-ой темы вступления.

— Как она звучит? ( — Как жалоба, как просьба. Образ первой темы властвует над образом второй.)

— Какие интонации нам слышны?

— Что можно проследить по нотной записи в построении 2-ой темы?

ж) Учащимся предлагается спеть обе темы вступления, стараясь как можно ярче подчеркнуть их контраст.

— Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эти темы?

— Каким бы инструментам поручили бы их исполнение?

з)- Как может развиваться основная часть увертюры? (Слушание увертюры с начала до разработки).

и) — Какой будет главная партия экспозиции?

Наигрывание главной партии.

к) — А что содержит в себе рабочая партия? (Слушание увертюры с начала до коды.)

л) — К чему приводит взаимодействие тем в краткой разработке и репризе? Какие образы получают здесь развитие? (Работа с учебником — с.141 + Скульптура Микеланджело «Битва кентавров», изображающая напряженную борьбу, которая ассоциируется с образом борьбы в музыке.)

м) — Какова же будет кода? (Чтение учащимися монолога Эгмонта из 5 действия драмы «Эгмонт» Гете в учебнике — с.140 или художественного произведения).

— К чему может привести такой призыв героя?7

— Кончается ли трагедия его гибелью?

— Почему данный разворот в учебнике назван «Скорбь и радость»?

н) Исполнение учащимися мелодии канона «Скорбь и радость».

— Как композитор соединил в одном сочинении такие контрастные чувства?

— Как ими интонациями композитор передал их?

о) Далее проводится аналогия между 2-мя этими состояниями , выраженными в мелодии простой песни и в симфоническом произведении.

п) Заключительное прослушивание увертюры. ( И выполнение задания в творческой тетради.

3) Физкультминутка.

4) Закрепление изученного материала. (Повторение изученного песенного материала. — Индивидуальная и коллективная работа.))

5) Итог урока.

6) Домашнее задание. (Создать подготовительный текст сообщения об увертюре Бетховена «Эгмонт» как лаконичной музыкальной драме, «маленькой трагедии» с использованием Интернет – ресурсов.)

Файлы: Разработка конспекта урока в 6 классе.docx
Размер файла: 20878 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология