Автор конспекта:
Автор(ы): — Борисов Сергей
Место работы, должность: — педагог дополнительного образования МОБУ ДОД ЦВР п. Магдагачи
Регион: — Амурская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: —
Создать условия для осознания и осмысления новой информации средствами активных форм и методов.
Триединая дидактическая цель занятия:
образовательная:
познакомить детей с основными правилами построения и проведения музейной экскурсии;
обогатить словарный запас учащихся.
развивающая:
продолжить развивать коммуникативные, информационные и творческие умения и навыки, а также развивать логическое мышлении и речь.
воспитательная:
воспитывать у детей чувство уважения к труду экскурсовода; бережного отношения к своей истории; гордости за страну, которая сохраняет исторические ценности и документы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
http://www.mcfr.ru/journals/91/244/45959/
книги по истории села Тыгда;
книги по предметам русского быта, находящимся в музее;
Используемая методическая литература: —
Методическое пособие «Подготовка и проведение экскурсий», М. 1974
Используемое оборудование: —
карточки экспонатов школьного музея;
готовые экспозиции школьного музея;
мультимедийная презентация «Основные правила подготовки и проведения музейной экскурсии»;
Компьютер;
Проектор;
Краткое описание: — На данном занятии предполагается ознакомить обучающихся с методикой подготовки любой музейной экскурсии. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с теорией подготовки экскурсии, а затем закрепляют ее на практике в форме деловой игры. Домашнее задание предполагает самостоятельную работу по закреплению полученных на данном занятии навыков.
Тема: Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Ход занятия
-Все мы были в музее, там всегда интересно. Но можем ли мы сами догадаться о предназначении многих старинных вещей?
— Обычно в любом музее есть человек, который нам все может рассказать и объяснить. Как он называется?
-Сегодня предлагаю самим подготовить небольшую экскурсию по нашему школьному музею. Каждый из вас побывает в роли экскурсовода.
2. Подготовка к проведению занятия.
-Тема занятия «Подготовка и проведение музейной экскурсии».
— Вы разделитесь на группы, каждой из которой достанется одна из экспозиций нашего музея. Вам предстоит самостоятельно подготовить рассказ о своей экспозиции.
3. Проведение учебного занятия.
1)-Ребята, вспомним значения некоторых слов с прошлого занятия: «экспонат», «экспозиция», «исторические ценности», «документ», «архив», «музей».
-Расскажите, как понимаете их значение.
— Второе задание – как строится экспозиция? Это мы также разбирали на прошлых занятиях. Расскажите.
2)- Перед вами сейчас находятся экспозиции нашего школьного музея. Посмотрите, какие они разные. Вот стенд с подборкой старинных фотографий и документов, а здесь – подобраны предметы быта, одежда. Вам, как экскурсоводам, нужно будет рассказать посетителям: что это за вещи, для чего они предназначались, как ими пользовались. А для фотографий – что на них изображено. Ведь музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
— Поэтому, сначала мы определяемся, какая тема нашей экскурсии, о чем мы сейчас хотим рассказать.
— Подбираем информацию по нашей теме в библиотеке, интернете, архиве. Мы должны узнать о каждом экспонате все подробнее, составить «карточку экспоната». А все собранные нами сведения по экспозиции будут называться «Вспомогательный текст экскурсии». Он нам пригодится, когда посетители будут задавать вопросы. Бояться их не нужно – это значит, что их заинтересовал ваш рассказ.
— Когда мы все выяснили, нам нужно построить рассказ так, чтобы мы смогли плавно перейти от одного предмета нашей экспозиции к другому, используя небольшие логические «мостики-переходы». Тогда наш рассказ будет слушаться с интересом. В начале мы должны представиться, назвать тему экскурсии, а в конце нашего рассказа мы должны поблагодарить посетителей за внимание. Так мы подготовили «Индивидуальный текст экскурсии».
— Теперь мы готовы провести экскурсию. Скажите, а как нам нужно стоять, чтобы зрителям было все хорошо видно? (дети отвечают)
— Правильно! Мы должны стоять лицом к зрителям так, чтобы наши экспонаты были от нас справа. А в руках должна быть указка – так удобнее, и не придется наклоняться или тянуться к предмету.
— И, самое главное, нужно больше смотреть в сторону зрителей! Согласитесь, некрасиво, когда экскурсовод говорит, разглядывая свои ботинки, сутулится и бормочет себе под нос? Поэтому, еще одно требование – осанка и четкий рассказ.
— Вот основные правила для подготовки музейной экскурсии.
4. Закрепление полученных знаний.
— А теперь я предлагаю вам распределиться по 3 человека на каждую экспозицию. Сейчас я вам раздам необходимые книги, карточки экспоната и подборки статей для каждой экспозиции. Вам необходимо подготовить экскурсию по своим экспонатам, а к концу занятия мы все с вами друг друга прослушаем и выберем, у кого лучше получилось.
5. Домашнее задание.
— Экскурсии можно проводить не только в музее, но и на улице, в движении. Там тоже есть несколько правил. Их мы разберем на следующем занятии. А ваше домашнее задание – составить список всех магазинов нашего села, указать, где они находятся, и какие виды товаров в них продаются. Каждый из вас для этого посетит один магазин и изучит его. Это пригодится нам на следующем занятии по составлению экскурсионного маршрута для гостей нашего села.
6. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
— Наше занятие подходит к концу.
— Что понравилось?
— Что заинтересовало?
— К чему хотелось бы вернуться?
— Что показалось вам самым сложным?
— Спасибо нашим экскурсоводам, и предлагаю в завершение нашей работы каждой группе высказать критические замечания своим товарищам и по возможности дать советы. Чтобы вам было легче это сделать, предлагаю начать со слов:
1. Я считаю …
2. На мой взгляд …
3. По-моему мнению …
4. Я бы посоветовал (а) …
5. Я думаю, нужно учесть …