Автор конспекта:
Автор(ы): — Борисов Сергей

Место работы, должность: — педагог дополнительного образования МОБУ ДОД ЦВР п. Магдагачи

Регион: — Амурская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Создать условия для осознания и осмысления новой информации средствами активных форм и методов.

Триединая дидактическая цель занятия:

образовательная:

познакомить детей с основными правилами построения и проведения музейной экскурсии;

обогатить словарный запас учащихся.

развивающая:

продолжить развивать коммуникативные, информационные и творческие умения и навыки, а также развивать логическое мышлении и речь.

воспитательная:

воспитывать у детей чувство уважения к труду экскурсовода; бережного отношения к своей истории; гордости за страну, которая сохраняет исторические ценности и документы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

http://www.mcfr.ru/journals/91/244/45959/

книги по истории села Тыгда;

книги по предметам русского быта, находящимся в музее;

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие «Подготовка и проведение экскурсий», М. 1974

Используемое оборудование: —

карточки экспонатов школьного музея;

готовые экспозиции школьного музея;

мультимедийная презентация «Основные правила подготовки и проведения музейной экскурсии»;

Компьютер;

Проектор;

Краткое описание: — На данном занятии предполагается ознакомить обучающихся с методикой подготовки любой музейной экскурсии. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с теорией подготовки экскурсии, а затем закрепляют ее на практике в форме деловой игры. Домашнее задание предполагает самостоятельную работу по закреплению полученных на данном занятии навыков.

Тема: Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Ход занятия

  • Оргмомент.
  • -Все мы были в музее, там всегда интересно. Но можем ли мы сами догадаться о предназначении многих старинных вещей?

    — Обычно в любом музее есть человек, который нам все может рассказать и объяснить. Как он называется?

    -Сегодня предлагаю самим подготовить небольшую экскурсию по нашему школьному музею. Каждый из вас побывает в роли экскурсовода.

    2. Подготовка к проведению занятия.

    -Тема занятия «Подготовка и проведение музейной экскурсии».

    — Вы разделитесь на группы, каждой из которой достанется одна из экспозиций нашего музея. Вам предстоит самостоятельно подготовить рассказ о своей экспозиции.

    3. Проведение учебного занятия.

    1)-Ребята, вспомним значения некоторых слов с прошлого занятия: «экспонат», «экспозиция», «исторические ценности», «документ», «архив», «музей».

    -Расскажите, как понимаете их значение.

    — Второе задание – как строится экспозиция? Это мы также разбирали на прошлых занятиях. Расскажите.

    2)- Перед вами сейчас находятся экспозиции нашего школьного музея. Посмотрите, какие они разные. Вот стенд с подборкой старинных фотографий и документов, а здесь – подобраны предметы быта, одежда. Вам, как экскурсоводам, нужно будет рассказать посетителям: что это за вещи, для чего они предназначались, как ими пользовались. А для фотографий – что на них изображено. Ведь музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

    — Поэтому, сначала мы определяемся, какая тема нашей экскурсии, о чем мы сейчас хотим рассказать.

    — Подбираем информацию по нашей теме в библиотеке, интернете, архиве. Мы должны узнать о каждом экспонате все подробнее, составить «карточку экспоната». А все собранные нами сведения по экспозиции будут называться «Вспомогательный текст экскурсии». Он нам пригодится, когда посетители будут задавать вопросы. Бояться их не нужно – это значит, что их заинтересовал ваш рассказ.

    — Когда мы все выяснили, нам нужно построить рассказ так, чтобы мы смогли плавно перейти от одного предмета нашей экспозиции к другому, используя небольшие логические «мостики-переходы». Тогда наш рассказ будет слушаться с интересом. В начале мы должны представиться, назвать тему экскурсии, а в конце нашего рассказа мы должны поблагодарить посетителей за внимание. Так мы подготовили «Индивидуальный текст экскурсии».

    — Теперь мы готовы провести экскурсию. Скажите, а как нам нужно стоять, чтобы зрителям было все хорошо видно? (дети отвечают)

    — Правильно! Мы должны стоять лицом к зрителям так, чтобы наши экспонаты были от нас справа. А в руках должна быть указка – так удобнее, и не придется наклоняться или тянуться к предмету.

    — И, самое главное, нужно больше смотреть в сторону зрителей! Согласитесь, некрасиво, когда экскурсовод говорит, разглядывая свои ботинки, сутулится и бормочет себе под нос? Поэтому, еще одно требование – осанка и четкий рассказ.

    — Вот основные правила для подготовки музейной экскурсии.

    4. Закрепление полученных знаний.

    — А теперь я предлагаю вам распределиться по 3 человека на каждую экспозицию. Сейчас я вам раздам необходимые книги, карточки экспоната и подборки статей для каждой экспозиции. Вам необходимо подготовить экскурсию по своим экспонатам, а к концу занятия мы все с вами друг друга прослушаем и выберем, у кого лучше получилось.

    5. Домашнее задание.

    — Экскурсии можно проводить не только в музее, но и на улице, в движении. Там тоже есть несколько правил. Их мы разберем на следующем занятии. А ваше домашнее задание – составить список всех магазинов нашего села, указать, где они находятся, и какие виды товаров в них продаются. Каждый из вас для этого посетит один магазин и изучит его. Это пригодится нам на следующем занятии по составлению экскурсионного маршрута для гостей нашего села.

    6. Подведение итогов занятия.

    Рефлексия.

    — Наше занятие подходит к концу.

    — Что понравилось?

    — Что заинтересовало?

    — К чему хотелось бы вернуться?

    — Что показалось вам самым сложным?

    — Спасибо нашим экскурсоводам, и предлагаю в завершение нашей работы каждой группе высказать критические замечания своим товарищам и по возможности дать советы. Чтобы вам было легче это сделать, предлагаю начать со слов:

    1. Я считаю …

    2. На мой взгляд …

    3. По-моему мнению …

    4. Я бы посоветовал (а) …

    5. Я думаю, нужно учесть …

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология