Автор конспекта:
Автор(ы): — Габидуллина Эльвира Равилевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 8

Регион: — Республика Чечня

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —  повторить и углубить свои знания по физике;  активизировать познавательную деятельность учащихся;  формирование познавательных умений: умение слушать, обобщать, анализировать, а также продолжить формирование интереса к предмету физика.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемое оборудование: —

доска, барабан, карточки с вопросами – 5 шт., буквы, призы.

Краткое описание: — игра «Поле Чудес», по аналогии с одноименной телевизионной игрой.

Цель:
Ø повторить и углубить свои знания по физике;
Ø активизировать познавательную деятельность учащихся;
Ø формирование познавательных умений: умение слушать, обобщать, анализировать, а также продолжить формирование интереса к предмету физика.
Тип урока: повторение и обобщение ранее изученного.
Вид урока: игра «Поле Чудес», по аналогии с одноименной телевизионной игрой.
Оборудование: доска, барабан, карточки с вопросами – 5 шт., буквы, призы.
Правило игры: Игра состоит из четырех туров. В каждом туре участвует по три игрока. Каждый игрок крутит барабан, и если не выпал сектор «переход хода» или «банкрот», называет букву. В первых трех турах выигрывает тот учащийся, который первым даст правильный ответ на задание ведущего. В четвертом туре участвуют те игроки, которые выиграли в первых трех турах. Также ведущий проводит игру со зрителями. Зритель, назвавший всё слово целиком, получает приз.
Участники:
1 тур: Закирова Алсу – 10 А кл.;
Шамсутдинова Альбина – 10 А кл.;
Шахлисламова Наиля – 10 А кл;
2 тур: Асташева Елена – 10 Б кл.;
Большагина Екатерина – 10 Б кл.;
Черевова Ирина – 10 Б кл.;
3 тур: Гирфанова Алиса – 10 А кл.;
Зиянгирова Гузель – 10 А кл.;
Шаймарданова Регина – 10 А кл.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, дамы и господа. Мы рады вас приветствовать на нашем интеллектуальном шоу «Поле Чудес». Представляю первую тройку игроков… (игроки занимают свои места за барабаном). Сегодняшняя наша игра посвящена выдающимся людям, сделавшим великие открытия в области физики.
Задание на 1 тур: Назовите великого физика XX века. Им создано новое учение о пространстве и времени – специальная теория относительности. Обобщая эту теорию на случай неинерциальных систем отсчета, он построил общую теорию относительности, представляющую собой современную теорию тяготения.
Он впервые ввел представление о частицах света – фотонах. Его работа по теории броуновского движения привела к окончательной победе МКТ строения вещества (Альберт Эйнштейн).
Рекламная пауза: Миниатюра «Суд над мистером Трение» (учащиеся 9 А класса).
Задание на 2 тур: Назовите ученного, который первым разработал парашют, и кто впервые в своих трудах написал об инерции (Леонардо да Винчи).
Рекламная пауза: Сказка «Эхо» (читает Ахметзянова Айгуль – ученица 9 А класса).
Задание на 3 тур: Назовите английского ученного с необыкновенной широтой научных интересов и многогранностью дарований. Он – одновременно известный врач и физик с огромной интуицией, астроном и механик, металлург и египтолог, физиолог и полиглот, талантливый музыкант и даже способный гимнаст.
Главными заслугами являются открытие интерференции света и объяснение явления дифракции на основе волновой теории. Он первым измерил длину световой волны (Томас Юнг).
Рекламная пауза: Стихотворение «Наука физика» (читает Гисматова Ралия – ученица 11 В класса).
Задание на игру со зрителями: Назовите английского ученного, который сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трех законов в основу механики (Исаак Ньютон).
Задание на 4 тур: Назовите немецкого физика, открывшего в 1895 году коротковолновое электромагнитное излучение – рентгеновские лучи. Открытие рентгеновских лучей оказало огромное влияние на всё последующее развитие физики, в частности привело к открытию радиоактивности. Первая Нобелевская премия была присуждена именно ему. Его открытие нашло свое применение в медицине (Вильгельм Рентген).
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Спасибо всем за внимание.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Приложение 1.
Суд над инерцией.

Наташа: Внимание! Внимание! Суд над инерцией! Суд над инерцией! Спешите! Не пропустите процесса! Суд над инерцией! Она повсюду! Суд над инерцией!
Оксана: А кто такая инерция?
Учитель физики: Обратимся к физическому энциклопедическому словарю. Инерция в механике – свойство материальных тел, находящее отражение в Iи II законах механики Ньютона. Когда внешнее воздействия на тело отсутствуют или взаимно уравновешиваются, инерция проявляется в том, что тело сохраняет неизменным состояние своего движения или покоя по отношению к так называемой инерциальной системе отсчета. Если же на тело действует неуравновешенная система сил, то инерция сказывается в том, что изменение состояния покоя или движен7ия тела, то есть изменение скоростей его точек, происходит постепенно, а не мгновенно: при этом движение изменяется тем медленнее, чем больше инерция тела. Мерой инерции тела является его масса.
Иван: Позвольте, зачем сразу же идти в зал заседания! Ведь у инерции такие замечательные родители! Вспомните, как с помощью инерции в Италии Галилео Галилей смог ответить древнегреческому императору Аристотелю, почему камень, выпущенный из его руки, продолжает двигаться, отделившись от руки. А в 1678 году было дано точное определение инерции Исааком Ньютоном!
Кристина: Благодаря инерции велосипедисты не все время крутят педали. Набрав скорость, они прекращают работать ногами, а велосипед продолжает ехать по инерции.
Денис: А я за суд над нею! Я ехал в автобусе. Вдруг он внезапно затормозил, а люди по инерции продолжали двигаться и многие из них ударились! Я не удержался, налетел на женщину. Сколько слов она мне наговорила! Все говорила, говорила!
Регина: Мне инерция всегда в помощь при уборке квартиры. Не пойду в суд. Я против процесса! При встряхивании ковра он отходит в сторону, а пыль из-за инерции остается на месте. Если я в суд, то только в защиту!
Вероника: Я очень люблю спорт и часто по телевизору смотрю спортивные передачи. Недавно транслировались велогонки. Я видел, как велосипедист, натолкнувшись на камень, случайно попавший на трассу, перелетел через руль велосипеда. Велосипед отлетел в сторону, а потом на трассу. Остальные гонщики, не сумев затормозить из-за всё той же инерции, налетели на него. Гонки были сорваны! Прощай, занятия спортом. Здравствуйте, лишние килограммы!
Сергей: Мой дядя – столяр. И мне много раз приходилось видеть, как он насаживает молоток на ручку. Он ударяет ручкой по столу, молоток по инерции продолжает двигаться, насаживаясь прочно и надежно на ручку.
Игорь: Моя бабушка лежит в больнице со сломанной ногой. Она шла по дороге, а дорога была скользкой. Ноги бабушки поехала вперед, а сама из-за инерции не могла двигаться так быстро, упала и сломала ногу.
Айдар: А я за спорт! Спортсмен отталкивает ядро, и оно летит дальше по инерции.
Кристина: А сколько дорожно-транспортных происшествий произошло по вине инерции!
Анна: А сколько хороший шофер, благодаря инерции, сохраняет литров бензина!
Лилия: А сколько легкомысленных и чересчур задумчивых пешеходов, к тому же не знающих элементарных правил уличного движения!
Учитель физики: Позвольте! Позвольте! Давайте прекратим споры! Быть может, на сегодняшней встрече мы рассмотрим хорошие стороны инерции и будем их использовать в быту и в жизни, а не очень хорошие запомним и будем их остерегаться.
Инерция – это свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, когда на тело не действуют другие тела.
Инерция принадлежит всем телам. Абсолютно всем! И применима она в физике, технике, быту. Я призываю вас не судиться с нею, не конфликтовать! А найти общий язык и использовать ее свойства во благо. Давайте останемся в нашем уютном классе и подружимся с этой капризной дамой ИНЕРЦИЕЙ!
Ребята, жизнь полна ситуациями, событиями, которые создаем мы сами и окружающий мир. Вы каждый день идете или едете в школу. Одну из ситуаций, которая может возникнуть на дороге, представит Гаврилова Екатерина.
Цель работы: определить тормозной путь автомобиля при экстренном торможении.
Задача:
Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 метров и начинает экстренное торможение. Произойдет ли авария, если скорость автомобиля 60 км/ч? Коэффициент трения шин об асфальт 0,7.
Дано: СИ Решение:
µ = 0,7
V = 60 км/ч 16,7 м/с


S — ?
Запишем второй закон Ньютона в векторной форме:
Ox = Fтр
O : N = mg
ma = µN = µmq
a = µq
Мы нашли ускорение.


Теперь найдем перемещение.
- конечная формула
Учитель физики: В данной ситуации все обошлось благополучно, а что было бы, если за 5 минут до этого прошел дождь. Воспользуемся справочниками по физике и технике и определим коэффициент трения в этом случае или во время гололеда.
Решите подобную задачу. (Учащиеся решают задачи в тетрадях.)
Дано: СИ Решение:
µ = 0,5
V = 72 км/ч 20 м/с Машина собьет человека, так как:
L = 20 м

S = 41 м
Учитель физики: Итак, мы убедились еще раз в том, что дорога – это объект повышенной опасности. Помогают избежать этих опасных ситуаций на дорогах, конечно же, знаки дорожного движения.
Анна: Запишите домашнее задание. На участке дороги, где установлен дорожный знак, водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГИБДД обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 метрам. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, если коэффициент трения равен 0,6? Поработайте инспекторами ГИБДД и определите, нарушил ли правила данный водитель.
Учитель физики: Ребята, в начале нашего урока я попросила вас остаться в классе и разобраться в столь сложном явлении – инерции. Кто-то был за нее, кто-то против. Действительно, многим она помогает, но явление инерции необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая (камень на дороге во время велогонки), но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители. И мы были правы, что не стали судить уважаемую инерцию, а разобрались в этом явлении.
Давайте будем учитывать ее и, чтобы избегать дорожно-транспортного травматизма, соблюдать правила дорожного движения. Пусть любая ваша дорога будет успешной!



Файлы: Lampa nakalivaniya.zip
Размер файла: 4384502 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология