Автор конспекта:
Автор(ы): — Тулупова Елена Юрьевна
Место работы, должность: —
ГБОУ НПО "ПУ-44"
преподаватель физики
Регион: — Тверская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
1. повторить и обощить знания основных знаний и законов физики изученых на 1 курсе;
2.проконтролировать уровень знаний учащихся в игровой форме;
3.развивать интерес учащихся к предмету, логику мышления, предметную культуру речи;
4. содействовать формированию научного мировозрения;
Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Используемая методическая литература: —
1. И.Я. Ланина "Внеклассная работа по физике"М. Просвещение, 1977
2. Л.А.Горлова "Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия", М. 2006
Используемое оборудование: —
ПК; Кодоскоп
Краткое описание: —
Урок проводится в конце учебного года.Позволяет подвести итог года. Группа разбивается на 6 команд. Кабинет разбит на 6 зон. Каждая зона соответствует какому либо КП. В начале урока учащиеся разыгрывают КП для каждой команды.Далее команды по очереди сменяют друг друга у столов.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начальное профессиональное образование
«Профессиональное училище — 44», г.Старица, Тверской области.
Методическая разработка урока.
Разработала: учитель Тулупова Е.Ю.
Урок — игра «С физикой – и в шутку, и всерьез»
Цель мероприятия:
-повторить и обобщить знание основных понятий и законов физики изученных на 1 курсе, проконтролировать уровень знаний учащихся; мотивация изучения предмета;
— развивать интерес учащихся к предмету, логику мышления, память, предметную культуру речи;
— содействовать формированию научного мировоззрения; воспитание диалектико-материалистического восприятия природы;
Ход мероприятия:
Игра проводится в конце учебного года. Позволяет подвести итог года. В группе формируются команды по 5 человек.
Оборудование и оформление кабинета.
Кабинет разбит на 6 зон (столы) на которых указаны названия конкурсов. На демонстрационном столе располагается КП «Экспериментальный» с соответствующими приборами.
На доске два плаката с текстом:
А) «С физикой – и в шутку, и в серьез»
Б) «Физика! Какая емкость слова!
Физика – для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!»
На стенах физические стенгазеты, выпущенные физическим кружком.
В начале игры разыгрывается КП для каждой команды. Далее команды по очереди сменяют друг друга у столов.
На КП № 1 «Теоретический» — вопросы по теории из курса «Физика — 10».
Учащиеся вытягивают вариант с вопросами.
1 вариант.
(Ответ: газы, жидкости, твердые вещества)
(Ответ: Паровой, Двигатель внутреннего сгорания, реактивный, турбина)
(Ответ: положительные и отрицательные)
(Ответ: для того, чтобы уменьшить скольжение)
(Ответ: из-за низкого атмосферного давления температура кипения воды, в которой варится мясо ниже 1000С)
2 вариант
(Ответ: Кулон)
(Ответ: заряженных частиц)
(Ответ: гирлянда погаснет, т.к. цепь обрывается, потому что лампочки соединены последовательно)
(Ответ: металлы обладают хорошей теплопроводимостью, поэтому кружка очень быстро нагревается)
Два догоняют»
(Ответ: передние и задние колеса автомобиля)
3 вариант
(Ответ: масса тела)
(Ответ: потенциальная энергия и кинетическая энергия)
(Ответ: из атомов и молекул)
(Ответ: содержание водяного пара в воздухе)
(Ответ: уменьшается сила трения, возрастает вероятность аварии).
- вариант
- Как взаимодействуют одноименные заряженные тела?
(Ответ: отталкиваются)
(Ответ: капилляр)
(Ответ: у чая, налитого в блюдце большая поверхность соприкосновения с воздухом, поэтому интенсивно идет теплообмен и испарение – чай быстро остывает)
(Ответ: поворот на право; пассажиры прижало из-за инерции)
Стрекозу напоминает»
(Ответ: вертолет)
- вариант
- Как взаимодействуют разноименные заряженные тела?
(Ответ: притягиваются)
Надели сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать»
(Ответ: шины)
(Ответ: холодная; с горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)
(Ответ: в кузов, т.к. масса машины станет больше, значит, сила действия на поверхность возрастет)
(Ответ: растяжение (сжатия), сдвига, кручения, изгиба)
© Критерии оценки: На обдумывание ответа – 1-2 минуты
Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл
На КП № 2 «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ»
1 вариант
Собрать по предложенной схеме электрическую цепь и в ней силу тока
2 вариант
Собрать по предложенной схеме электрическую цепь и измерить в ней в указанном месте напряжение
3 вариант:
Наэлектризовать предложенное тело: а) отрицательно б) положительно
4 вариант
Измерить влажность воздуха в помещении
5 вариант
При помощи предложенного оборудования доказать, что одноименные заряды притягиваются, разноименные отталкиваются.
© Критерии оценки: Время на ответ- 10-15 минут
Максимальный балл – 3 балла:
Подобрать оборудование, собрать цепь -1 балл
Провести эксперимент – 1 балл
Четкое, правильное разъяснение -1 балл
На КП № 3 «ФИЗИКИ — ИСКАТЕЛИ»
1 вариант
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала
И в мире поубавилось тепла» А.И. Недогонов. Зима.
(Ответ: Неверно, что в мире «поубавилось тепла», должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется)
ЗАДАНИЕ: Какой путь пролетел Кай на своих санках вместе с санями снежной королевы за 15 мин, если их скорость была 20 м/с? Каким вы приняли движение санок?
(Ответ: равномерное движение; s= 18км)
2 вариант
« Пока весну томит истома
Летучих звезд, текучих вод,
Пока в прямой громоотвод
Летит косая искра грома…» А.И. Недогонов. Дыхание.
(Ответ: неверно «косая искра грома», гром это звуковое явление, а не искровой разряд)
ЗАДАНИЕ: Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 мин она пролетела путь, равный 72м. Оформите решение задачи. Каким вы приняли движение снежинки?
(Ответ: равномерным, прямолинейным; v= 0,6 м/с)
3 вариант
С. Алексеев. Красные и белые.
(Ответ: после купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека)
ЗАДАНИЕ: Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800 км?
(Ответ: 50ч; 2 сут.2ч)
- Вариант
- Какие неточности допущены поэтом:
«Между тучами и морем
Гордо веет буревестник,
Черный молнии подобный» А.М. Горький. Буревестник.
(Ответ: в природе нет черной молнии)
ЗАДАНИЕ: Определите плотность хрусталя, если известно, что одно туфелька имела плотность 403г и объем 155см3
. Выразите плотность в кг/
м3
.
(Ответ: 2600кг/м3
)
- вариант
- Найдите неточность во фрагменте итальянской сказки «Пастушок – малый рост»: «Сидел на берегу человек и собирал в мешок вечерний туман. Пастушок у него и спросил про прекрасную Баргальину, о которой все время думал. Незнакомец ничего о ней не знал, но, чтобы юноша не расстраивался, подарил ему пригоршню тумана»
(Ответ: туман – это, насыщенный водяной пар и его нельзя «собирать в мешок» и раздавать пригоршнями)
«-Почему так рано?- удивился Незнайка – Уже можно лететь!
-Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом».
ЗАДАНИЕ: Найдите объем воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность теплого воздуха 1,1 кг/м3
, а для проведения операции «надувания шара его потребуется 0,33 т»
(Ответ 30м3
)
©Критерии оценки: На обдумывание ответа 10-12 минут
Оценка: Максимальный балл -3 балла:
За правильный ответ на вопрос 1-1 балл
За правильный ответ на вопрос 2- 2 балла
НА КП № 4 «ПРИРОДНЫЙ» предлагает учащимся ответить на вопросы и с помощью этих ответов объяснить ряд природных явлений или экологических ситуаций.
1 ВАРИАНТ.
(Отв. Начинается испарение и температура понижается)
(Да, легче преодолевает сопротивление зарослей)
2 ВАРИАНТ.
( Отв. Снегом, т.к. сохраняется от морозов и весной достаточное количество влаги)
(Беркут как бы образует воздушный канал с разряженным воздухом, туда с шумом поступает воздух)
3 ВАРИАНТ
(Отв. Дешевле, меньше вред окружающей среде)
(Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель; определить это можно по высоте звука, который издают насекомые)
4 ВАРИАНТ
(Отв. Слежавшаяся почва содержит капилляры, по которым влага поднимается на поверхность и испаряется, рыхление разрушает капилляры)
(Волосы поглощают излучаемый летучей мышью ультразвук, а поэтому мышь, не воспринимая отраженных волн, не чувствует преграды и летит прямо на голову)
5 ВАРИАНТ
(Отв. При вытекании из трубы бензин электризуется настолько, что возникает электрическая искра, воспламеняющая его)
(Усилением слабых звуков, поступающих из окружающей среды, частота колебаний которых совпадает с собственной частотой колебаний воздуха в названных предметах)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Максимальная оценка – 3 балла:
За правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл;
За правильный ответ на второй вопрос – 2 балла;
Время на обдумывание и ответ – не более 7-8 минут
НаКП № 5 «ОСТРОВ ЗАГАДОК» следующее задание: составить слово пароль, используя теоретические знания по темам курса и «найденные» буквы
1 ВАРИАНТ
Задание.Перед Вами буквы Qи m, обозначающие «тепловые» физические величины. Назовите единицы из измерения в СИ и из первого слова возьмите четвертую букву, а из второго слова – восьмую букву. Составьте слово пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и оно было связано с физикой.
(Ответ. Q- Джоуль; m-килограмм; У; М например: вакуум)
2 ВАРИАНТ
Задание.Перед Вами буквы Tи m, обозначающие «тепловые» физические величины. Назовите единицы из измерения в Си. Из первого слова возьмите вторую букву, а из второго – третью. Составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и оно было связано с физикой.
(Ответ. T- Кельвин; m- килограмм; Е; Л например, Ленц)
3 ВАРИАНТ
Задание.Перед Вами буквы Qи I, обозначающие физические электрические величины. Назовите единицы их измерения в СИ. Из первого слова надо взять четвертую букву, а из второго слова – вторую букву. Составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и оно было связано с физикой.
(Ответ. Q– Джоуль; I– Ампер; У; М; например: вакуум)
4 ВАРИАНТ
Задание.Перед Вами буквы Uи I, обозначающие физические электрические величины. Назовите единицы из измерения в СИ. Из обоих слов возьмите вторые буквы и составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные вами буквы, и оно было связано в физикой.
(Ответ. U- Вольт;I- Ампер; О; М например: Ом)
5 ВАРИАНТ
Задание.Перед Вами буквы Pи q, обозначающие физические электрические величины. Назовите единицы их измерения в СИ. Из первого слова надо взять первую букву, из второго слова – третью букву. Составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и слово было связано с физикой.
( Ответ. P- Ватт; q- Кулон В; Л например: вольтметр)
Критерии оценки:
Максимальный балл – 2 балла:
Назвали единицы измерения – 1 балл
Назвали слово – 1 балл
Время на выполнение работы — 7-8 минут.
На КП № 6 «ВДОХНОВЕНИЕ» конкурс проводится на основе домашнего задания. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление. Например, можно показать броуновское движение, электрический ток, диффузия и т.п.
Критерии оценки:
Оценка за исполнение – 1 балл
За оригинальность сценария, артистизм, костюмы – 1 балл
За отгаданное явление -1 балл
В конце игры жюри подводит итоги игры, награждают победителей.
Файлы: пример дидактического материала.notebook
Размер файла: 1584253 байт.