Автор конспекта:
Автор(ы): — Тулупова Елена Юрьевна

Место работы, должность: —

ГБОУ НПО "ПУ-44"

преподаватель физики

Регион: — Тверская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

1. повторить и обощить знания основных знаний и законов физики изученых на 1 курсе;

2.проконтролировать уровень знаний учащихся в игровой форме;

3.развивать интерес учащихся к предмету, логику мышления, предметную культуру речи;

4. содействовать формированию научного мировозрения;

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Используемая методическая литература: —

1. И.Я. Ланина "Внеклассная работа по физике"М. Просвещение, 1977

2. Л.А.Горлова "Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия", М. 2006

Используемое оборудование: —

ПК; Кодоскоп

Краткое описание: —

Урок проводится в конце учебного года.Позволяет подвести итог года. Группа разбивается на 6 команд. Кабинет разбит на 6 зон. Каждая зона соответствует какому либо КП. В начале урока учащиеся разыгрывают КП для каждой команды.Далее команды по очереди сменяют друг друга у столов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начальное профессиональное образование

«Профессиональное училище — 44», г.Старица, Тверской области.

Методическая разработка урока.

Разработала: учитель Тулупова Е.Ю.

Урок — игра «С физикой – и в шутку, и всерьез»

Цель мероприятия:

-повторить и обобщить знание основных понятий и законов физики изученных на 1 курсе, проконтролировать уровень знаний учащихся; мотивация изучения предмета;

— развивать интерес учащихся к предмету, логику мышления, память, предметную культуру речи;

— содействовать формированию научного мировоззрения; воспитание диалектико-материалистического восприятия природы;

Ход мероприятия:

Игра проводится в конце учебного года. Позволяет подвести итог года. В группе формируются команды по 5 человек.

Оборудование и оформление кабинета.

Кабинет разбит на 6 зон (столы) на которых указаны названия конкурсов. На демонстрационном столе располагается КП «Экспериментальный» с соответствующими приборами.

На доске два плаката с текстом:

А) «С физикой – и в шутку, и в серьез»

Б) «Физика! Какая емкость слова!

Физика – для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук!»

На стенах физические стенгазеты, выпущенные физическим кружком.

В начале игры разыгрывается КП для каждой команды. Далее команды по очереди сменяют друг друга у столов.

На КП № 1 «Теоретический» — вопросы по теории из курса «Физика — 10».

Учащиеся вытягивают вариант с вопросами.

1 вариант.

  • Назовите 3 агрегатных состояния вещества.
  • (Ответ: газы, жидкости, твердые вещества)

  • Какие виды тепловых двигателей Вы знаете?
  • (Ответ: Паровой, Двигатель внутреннего сгорания, реактивный, турбина)

  • Какие виды электрических зарядов существуют в природе?
  • (Ответ: положительные и отрицательные)

  • С какой целью подножки и поверхности педалей управления для сельскохозяйственных машин изготавливают с рельефным рисунком?
  • (Ответ: для того, чтобы уменьшить скольжение)

  • Почему нельзя сварить мясо высоко в горах?
  • (Ответ: из-за низкого атмосферного давления температура кипения воды, в которой варится мясо ниже 1000С)

    2 вариант

  • Укажите единицу измерения электрического заряда в СИ
  • (Ответ: Кулон)

  • Закончите фразу: «Электрический ток в металлах — это направленное движение…»
  • (Ответ: заряженных частиц)

  • Что будет, если в елочной гирлянде вывернуть одну лампочку? Почему?
  • (Ответ: гирлянда погаснет, т.к. цепь обрывается, потому что лампочки соединены последовательно)

  • Если кружка металлическая, то, налив в нее горячий чай, вы не сможете держать ее в руках. Почему?
  • (Ответ: металлы обладают хорошей теплопроводимостью, поэтому кружка очень быстро нагревается)

  • Разгадай загадку: «Два братца убегают,
  • Два догоняют»

    (Ответ: передние и задние колеса автомобиля)

    3 вариант

  • О какой величине идет речь: «Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшится. Её весь день определяют продавцы. Это величина скалярная, а не векторная».
  • (Ответ: масса тела)

  • Какие существуют виды механической энергии?
  • (Ответ: потенциальная энергия и кинетическая энергия)

  • Из чего состоят все тела?
  • (Ответ: из атомов и молекул)

  • Что называется влажностью воздуха?
  • (Ответ: содержание водяного пара в воздухе)

  • Почему недопустимо использование шин со стершимся рисунком протектора?
  • (Ответ: уменьшается сила трения, возрастает вероятность аварии).

    • вариант
    • Как взаимодействуют одноименные заряженные тела?

    (Ответ: отталкиваются)

  • Как называется тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения?
  • (Ответ: капилляр)

  • Некоторые пьют чай из блюдца. Очевидно, так он быстрее остывает. Почему?
  • (Ответ: у чая, налитого в блюдце большая поверхность соприкосновения с воздухом, поэтому интенсивно идет теплообмен и испарение – чай быстро остывает)

  • Какое изменение произошло в движении грузовика, если пассажира вдруг прижало к левому борту кузова?
  • (Ответ: поворот на право; пассажиры прижало из-за инерции)

  • Разгадай загадку: «Без разгона ввысь взлетает,
  • Стрекозу напоминает»

    (Ответ: вертолет)

    • вариант
    • Как взаимодействуют разноименные заряженные тела?

    (Ответ: притягиваются)

  • Разгадай загадку: «На четыре ноги
  • Надели сапоги.

    Перед тем как надевать,

    Стали обувь надувать»

    (Ответ: шины)

  • Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная?
  • (Ответ: холодная; с горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)

  • Куда вы погрузите токарный станок в кузов или в прицеп машины,- если знаете, что ей придется ехать по грязной скользкой дороге? Как вы объясните свое решение?
  • (Ответ: в кузов, т.к. масса машины станет больше, значит, сила действия на поверхность возрастет)

  • Какие виды деформации вы знаете?
  • (Ответ: растяжение (сжатия), сдвига, кручения, изгиба)

    © Критерии оценки: На обдумывание ответа – 1-2 минуты

    Оценка: за каждый правильный ответ — 1 балл

    На КП № 2 «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ»

    1 вариант

    Собрать по предложенной схеме электрическую цепь и в ней силу тока

    2 вариант

    Собрать по предложенной схеме электрическую цепь и измерить в ней в указанном месте напряжение

    3 вариант:

    Наэлектризовать предложенное тело: а) отрицательно б) положительно

    4 вариант

    Измерить влажность воздуха в помещении

    5 вариант

    При помощи предложенного оборудования доказать, что одноименные заряды притягиваются, разноименные отталкиваются.

    © Критерии оценки: Время на ответ- 10-15 минут

    Максимальный балл – 3 балла:

    Подобрать оборудование, собрать цепь -1 балл

    Провести эксперимент – 1 балл

    Четкое, правильное разъяснение -1 балл

    На КП № 3 «ФИЗИКИ — ИСКАТЕЛИ»

    1 вариант

  • Найти ошибку в литературном отрывке:
  • «Она жила и по стеклу текла,

    Но вдруг ее морозом оковало,

    И неподвижной льдинкой капля стала

    И в мире поубавилось тепла» А.И. Недогонов. Зима.

    (Ответ: Неверно, что в мире «поубавилось тепла», должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется)

  • Отрывок из «Снежной королевы»: «Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал – никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы»
  • ЗАДАНИЕ: Какой путь пролетел Кай на своих санках вместе с санями снежной королевы за 15 мин, если их скорость была 20 м/с? Каким вы приняли движение санок?

    (Ответ: равномерное движение; s= 18км)

    2 вариант

  • Какие неточности допущены поэтом?
  • « Пока весну томит истома

    Летучих звезд, текучих вод,

    Пока в прямой громоотвод

    Летит косая искра грома…» А.И. Недогонов. Дыхание.

    (Ответ: неверно «косая искра грома», гром это звуковое явление, а не искровой разряд)

  • Прочтите отрывок из сказки «Снежная королева»: «Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он, вскарабкался на стул и поглядел в маленький, оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти».
  • ЗАДАНИЕ: Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 мин она пролетела путь, равный 72м. Оформите решение задачи. Каким вы приняли движение снежинки?

    (Ответ: равномерным, прямолинейным; v= 0,6 м/с)

    3 вариант

  • Найдите ошибку в литературном отрывке: «…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули…»
  • С. Алексеев. Красные и белые.

    (Ответ: после купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека)

  • Прочитайте отрывок из «Снежной королевы»: «Вот мое родное северное сияние!- сказал олень.- Гляди, как горит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью. Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии».
  • ЗАДАНИЕ: Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800 км?

    (Ответ: 50ч; 2 сут.2ч)

    • Вариант
    • Какие неточности допущены поэтом:

    «Между тучами и морем

    Гордо веет буревестник,

    Черный молнии подобный» А.М. Горький. Буревестник.

    (Ответ: в природе нет черной молнии)

  • Прочитайте отрывок из сказки «Золушка»: «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке».
  • ЗАДАНИЕ: Определите плотность хрусталя, если известно, что одно туфелька имела плотность 403г и объем 155см3

    . Выразите плотность в кг/

    м3

    .

    (Ответ: 2600кг/м3

    )

    • вариант
    • Найдите неточность во фрагменте итальянской сказки «Пастушок – малый рост»: «Сидел на берегу человек и собирал в мешок вечерний туман. Пастушок у него и спросил про прекрасную Баргальину, о которой все время думал. Незнакомец ничего о ней не знал, но, чтобы юноша не расстраивался, подарил ему пригоршню тумана»

    (Ответ: туман – это, насыщенный водяной пар и его нельзя «собирать в мешок» и раздавать пригоршнями)

  • Прочитайте отрывок из сказки «Приключения Незнайки»:
  • «-Почему так рано?- удивился Незнайка – Уже можно лететь!

    -Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом».

    ЗАДАНИЕ: Найдите объем воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность теплого воздуха 1,1 кг/м3

    , а для проведения операции «надувания шара его потребуется 0,33 т»

    (Ответ 30м3

    )

    ©Критерии оценки: На обдумывание ответа 10-12 минут

    Оценка: Максимальный балл -3 балла:

    За правильный ответ на вопрос 1-1 балл

    За правильный ответ на вопрос 2- 2 балла

    НА КП № 4 «ПРИРОДНЫЙ» предлагает учащимся ответить на вопросы и с помощью этих ответов объяснить ряд природных явлений или экологических ситуаций.

    1 ВАРИАНТ.

  • Почему после дождя становится немного прохладнее?
  • (Отв. Начинается испарение и температура понижается)

  • Как объяснить, что кабан – секач может пробраться через густые заросли? Кабан имеет конусовидную, сжатую с боков форму тела и очень жесткую прилегающую к нему щетину. Связаны ли между собой эти факторы? Если «да», то как?
  • (Да, легче преодолевает сопротивление зарослей)

    2 ВАРИАНТ.

  • На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы?
  • ( Отв. Снегом, т.к. сохраняется от морозов и весной достаточное количество влаги)

  • Когда беркут стремглав падает на выбранную жертву, далеко слышен шум рассекаемого им воздуха. Как физик объяснит это явление?
  • (Беркут как бы образует воздушный канал с разряженным воздухом, туда с шумом поступает воздух)

    3 ВАРИАНТ

  • Почему экологи настаивают на замену в автомобиле двигатель внутреннего сгорания электрическим двигателем?
  • (Отв. Дешевле, меньше вред окружающей среде)

  • Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар? Как это можно определить?
  • (Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель; определить это можно по высоте звука, который издают насекомые)

    4 ВАРИАНТ

  • Между рядами посевов стремятся чаще рыхлить почву, разрушая тем самым образующуюся корку. Почему этот вид работ часто называют «сухим поливом»?
  • (Отв. Слежавшаяся почва содержит капилляры, по которым влага поднимается на поверхность и испаряется, рыхление разрушает капилляры)

  • Случайно залетая в окно, летучая мышь иногда садится людям на головы. Почему? Учтите, что волосы способны поглощать ультразвук.
  • (Волосы поглощают излучаемый летучей мышью ультразвук, а поэтому мышь, не воспринимая отраженных волн, не чувствует преграды и летит прямо на голову)

    5 ВАРИАНТ

  • Почему при переливании бензина из одной цистерны в другую он может воспламениться, если не принять специальных мер предосторожности?
  • (Отв. При вытекании из трубы бензин электризуется настолько, что возникает электрическая искра, воспламеняющая его)

  • Если раковину морского моллюска приблизит уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объясняется происхождение этого звука?
  • (Усилением слабых звуков, поступающих из окружающей среды, частота колебаний которых совпадает с собственной частотой колебаний воздуха в названных предметах)

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

    Максимальная оценка – 3 балла:

    За правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл;

    За правильный ответ на второй вопрос – 2 балла;

    Время на обдумывание и ответ – не более 7-8 минут

    НаКП № 5 «ОСТРОВ ЗАГАДОК» следующее задание: составить слово пароль, используя теоретические знания по темам курса и «найденные» буквы

    1 ВАРИАНТ

    Задание.Перед Вами буквы Qи m, обозначающие «тепловые» физические величины. Назовите единицы из измерения в СИ и из первого слова возьмите четвертую букву, а из второго слова – восьмую букву. Составьте слово пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и оно было связано с физикой.

    (Ответ. Q- Джоуль; m-килограмм; У; М например: вакуум)

    2 ВАРИАНТ

    Задание.Перед Вами буквы Tи m, обозначающие «тепловые» физические величины. Назовите единицы из измерения в Си. Из первого слова возьмите вторую букву, а из второго – третью. Составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и оно было связано с физикой.

    (Ответ. T- Кельвин; m- килограмм; Е; Л например, Ленц)

    3 ВАРИАНТ

    Задание.Перед Вами буквы Qи I, обозначающие физические электрические величины. Назовите единицы их измерения в СИ. Из первого слова надо взять четвертую букву, а из второго слова – вторую букву. Составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и оно было связано с физикой.

    (Ответ. Q– Джоуль; I– Ампер; У; М; например: вакуум)

    4 ВАРИАНТ

    Задание.Перед Вами буквы Uи I, обозначающие физические электрические величины. Назовите единицы из измерения в СИ. Из обоих слов возьмите вторые буквы и составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные вами буквы, и оно было связано в физикой.

    (Ответ. U- Вольт;I- Ампер; О; М например: Ом)

    5 ВАРИАНТ

    Задание.Перед Вами буквы Pи q, обозначающие физические электрические величины. Назовите единицы их измерения в СИ. Из первого слова надо взять первую букву, из второго слова – третью букву. Составьте слово – пароль, чтобы в него входили определенные Вами буквы, и слово было связано с физикой.

    ( Ответ. P- Ватт; q- Кулон В; Л например: вольтметр)

    Критерии оценки:

    Максимальный балл – 2 балла:

    Назвали единицы измерения – 1 балл

    Назвали слово – 1 балл

    Время на выполнение работы — 7-8 минут.

    На КП № 6 «ВДОХНОВЕНИЕ» конкурс проводится на основе домашнего задания. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление. Например, можно показать броуновское движение, электрический ток, диффузия и т.п.

    Критерии оценки:

    Оценка за исполнение – 1 балл

    За оригинальность сценария, артистизм, костюмы – 1 балл

    За отгаданное явление -1 балл

    В конце игры жюри подводит итоги игры, награждают победителей.

    Файлы: пример дидактического материала.notebook
    Размер файла: 1584253 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология