Автор конспекта:
Автор(ы): — Мохнова Людмила Юрьевна

Место работы, должность: — ГКОУ ВО «Муромский детский дом № 1″

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: —

Цель:1. Расширение знаний детей о природе.

2. Воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.

3. Формирование навыков поведения в лесу, умения оказать помощь природе.

Используемая методическая литература: —

Литература.

1. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1991.

2. Удивительный мир природы, — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1986.

3. Добрецова Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.- М.: Агропромиздат, 1988.

4. Рубцов В. Г. Зеленая аптека. Л.: Лениздат, 1980.

5. Строков В. В. Пернатые друзья лесов. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1975.

Городецкая Н. А. Природе – заботу молодых. М.: Лесная промышленность, 1983

Используемое оборудование: —

Оборудование: Плакат: « От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней», карточки – задания, конверты с письмами.

Краткое описание: — турнир знатоков природы

«Посмотри вокруг»

(турнир знатоков природы)

Турнир рассчитан для детей среднего звена. Проводится он в актовом зале или классной комнате. В нем участвуют две команды, ведущий, зрители, выбирается жюри.

Цель:1. Расширение знаний детей о природе.

2. Воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.

3. Формирование навыков поведения в лесу, умения оказать помощь природе.

Оборудование: Плакат: « От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней», карточки – задания, конверты с письмами.

Ход турнира.

1. Вступительная часть.

Ведущий.Чудесен и таинствен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Встречали ли вы солнышко на рассвете? Солнышко превращает пусть в небольшой, но все же праздник любой обычный и будничный день человека. Когда над нами солнце – становится лучше, теплее вокруг нас и в нас самих.

Удивительны наши сказочные леса! А поляны – настоящие «оранжереи природы»! Посмотрите внимательно на каждый цветок, каждую травинку, и вы сможете ощутить их обворожительную силу. Поднявшись на вершину холма, вы будто вознесетесь над планетой. Солнце, лес, песчаный берег, вода, ветер…приносят нам огромную радость.

Через несколько лет вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и везде – наша обязанность. Чтобы оберегать природу, ее надо знать…

Итак, начинаем турнир знатоков природы «Посмотри вокруг».

2. Проведение конкурса.

Представление команд и жюри.

Соревнуются две команды.

Конкурсы

1. «Определи дерево».

Вопросы командам:

Нужно отгадать, о каком дереве идет речь.

1. Медовое дерево. Это дерево – народная любимица. Опыляется насекомыми. Всего две недели цветет оно, но пчелы успевают заполнить соты белым медом. Он вкусен. Вкусны и ее семена – мелкие темные орешки. Это любимая пища мышей. Они съедают почти весь урожай. Ее древесина послушна ножу и не растрескивается, поэтому в старину из неё делали посуду, игрушки. Из лыка плели лапти, в которых ходила вся Русь. Ее крона густая и широкая. Поэтому эти деревья разводят в парках.

(Липа).

2. Дочь солнца. Ее зовут дочерью солнца, и не случайно. Оно не может жить в тени. Если другие деревья могут расти и ночью, то оно с заходом солнца засыпает. Эта ее тяга к свету помогает ей выжить даже за полярным кругом, где царит долгий день. Растет оно очень быстро, из ее просмоленной древесины в старину делали корабли. Даже гвозди, забитые в нее, не ржавеют. Дети собирают ее смолу и жуют, как жевательную резинку. Зубы тогда не портятся.

(Лиственница).

2. « Народные целители».

В имеющиеся перед вами тексты народных рецептов нужно вписать названия растений.

1. Хорошее средство от кашля…с… Готовят его так: взять черную…, вымыть, потом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки…Потом …в чашку, накрыть плотной бумагой и поставить на 3-4 часа. Жидкость, появившуюся внутри пить 4-5 раз в день до еды.

(Редька, мед).

2. Если кашель только начинается, то помогает сок…Несколько…надо порезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать…и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по 1 чайной ложке.

( Лук, сахар).

3. « Зеленая аптека».

(домашнее задание).

Ведущий.В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, от кровотечения, от расстройства желудка. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей. Ведь заменить лекарства природы мы не сможем ничем.

1. Друг путника – так еще называют это растение. Его можно найти на любой полевой дороге. Это подорожник. Сделайте рекламу этому растению.

Реклама.Собирайте подорожник! Он относится к числу самых древних лекарственных средств. Это замечательное средство для остановки кровотечения, заживления ран, застарелых и свежих язв. Сок его успокаивает боль в ушах, а полоскание отваром – зубную боль.

В настоящее время установлено, что препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие, стимулируют секрецию желудка, являются отхаркивающим средством. Косметологи рекомендуют добавлять сок подорожника в витаминизированные кремы, предназначенные для сухой кожи при появлении морщин.

В медицинской практике используют листья подорожника свежие или высушенные. Листья собирают в период цветения растения. Сушат под навесом, на чердаках или в проветриваемых помещениях, раскладывая тонким слоем на бумаге.

Для приготовления настоя одну столовую ложку высушенных и измельченных листьев заливают в эмалированной посуде стаканом кипятка, закрывают крышкой и настаивают на водяной бане 30 минут, затем процеживают.

2. Вторая команда рекламирует другое лекарственное растение – мяту.

Реклама. Не забудьте собрать и засушитьмяту! Современной наукой установлено, что содержащийся в мятном масле ментол при нанесении на кожу или слизистую оболочку возбуждает холодовые рецепторы и вызывает ощущение холода. Поверхностные кровеносные сосуды сужаются, а сосуды внутренних органов расширяются. Мятное масло благотворно действует на функцию печени. Заготавливают цветуще верхушки мяты с листочками в период бутонизации или начала цветения. Сырье сушат под навесом. На чердаках, в хорошо проветриваемых помещениях.

Для приготовления настоя столовую ложку высушенного и измельченного сырья заливают в эмалированной посуде стаканом кипятка, закрывают крышкой и настаивают на водяной бане 30 минут, затем процеживают.

В косметике мята применяется как вяжущее средство, уменьшающее раздражение кожи. Примочки и протирания настоем мяты тонизируют кожу, снимают зуд. Сухую мяту добавляют в чай для аромата.

4. Игра со зрителями.

Вопросы:

1. Сок какого дерева сладкий? (Березы).

2. Какие лесные растения заменяют мясо? (Грибы).

3. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки).

4. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

5. Какое дерево применяется для изготовления лыж? ( Береза).

6. Из какого дерева делают пианино? (Из ели).

5. «Птичьи письма».

Команды получают конверты, в которых находятся письма от птиц. Задача команд – определить какие птицы их прислали.

1. « Безотказно истребляю я вредных насекомых и их личинки. Только я ем волосато-мохнатых гусениц шелкопрядов. Бронзовые майские жуки – любимое мое лакомство. Не приношу я вреда ни семенам, ни ягодам. Очень уважают меня лесоводы, но зато страшно не любят меня птицы, да и люди тоже не любят, считают, что плохая я мать своим детям. А вы что думаете обо мне?»

(Кукушка).

2. « Не будь меня, кто защитит парки и скверы от вредителей? Вы спросите: а разве кроме меня, нет защитников природы в городе? В том-то и дело, что есть более 170 видов, да только не такие как я уничтожаю вредителей во много раз больше, чем все эти виды, вместе взятые. Если бы люди это знали, они изменили бы ко мне и моим собратьям свое отношение. Вот в Америке, Австралии, Новой Зеландии нашего брата совсем не было, так специально нас туда завезли, потому что пользу приносим огромную. А в городе Бостоне нам даже памятник поставили. Мы не просим для себя памятников. Только помните: мы едим лишь белый хлеб, от черного можем заболеть и погибнуть».

(Воробей).

6. «Да» или «нет».

На вопросы надо отвечать очень коротко «да» или «нет». Во время ответов уместны разъяснения.

1. Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Потому что он зимует на юге).

2. Может ли оса взлететь в небеса? (Да).

3. Может ли барсук залезть за шишкой на сук? (Нет. Потому что он приспособлен жить в норе).

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет. У птицы нет зубов).

5. Может ли синица на крыше веселиться? (Да).

6. Может ли медведь танцевать и петь? (Да, если он дрессированный).

7. «Стань актером»

Командам предлагаются на выбор закрытые карточки с изображением животных, надо показать мимикой какое семейство встретилось на вашем пути.

8. «Опытный путешественник».

1. В лесу вас может подстерегать опасность: иксодовые клещи, змеи… Иксодовые клещи по числу болезней, которые они переносят на человека и животных, занимают одно из первых мест среди кровососущих насекомых. Это самые крупные клещи, сильно увеличивающиеся в размерах при всасывании крови. Голодная самка весит 2-3 миллиграмма, а насасывает 200-300 миллиграммов. Каковы ваши действия, если обнаружили на теле клеща? (Если клещ присосался, его следует немедленно удалить, соблюдая при этом осторожность, чтобы не оторвать хоботок (оставшийся в ранке хоботок может вызвать нагноение). Если смазать клеща каплей масла или бензина, он сам извлечет хоботок из ранки, так как дыхальца его закроются. Удаление клеща производят пинцетом, медленно раскачивая его из стороны в сторону, или плотной ниткой: узел нитки завязывают у самого хоботка и, растягивая концы нитки в стороны, подтягивают клеща кверху. При отсутствии пинцета или нити производить удаление клеща пальцами, обернутыми марлей. Место извлечения клеща обязательно смазывают раствором йода или протирают спиртом. Клещей, снятых с одежды и тела, сжигают или погружают в дезинфицирующий раствор. Нельзя сбрасывать клеща на землю и раздавливать ногой. Особенно опасно раздавление руками, так как вирус зараженного клеща может попасть в организм человека через ранки и трещины.)

2. В лесу вы остановились на отдых, решили развести костер, чтобы отогнать тучи комаров и мошек, если прохладно – обогреться, сварить еду. Посоветуйте присутствующим в зале, как правильно развести костер. (На первый взгляд, кажется, что тут нет ничего сложного. Собрал хворост, сложил в кучу, поджег – и через минуту – две огонь костра обогреет…Но огонь – опасная стихия. Зажженный рукой неумелого или безответственного человека, он может натворить немало бед. Чтобы не навредить природе, запомните основные правила.

Правила

1. Прежде всего, не разводи костер в лесу, если в этом нет острой необходимости.

2. Если эта потребность возникла, вспомните, что костер запрещено разводить в зеленых зонах городов и других населенных пунктах, в хвойных молодняках, под пологом леса, среди корней больших деревьев, выступающих на поверхность, у пней, на вырубках, где много сухой травы, среди вереска, тростников и камышей, где огонь очень быстро распространяется. Тление торфяника может перерасти в губительный подземный пожар, бороться с которым очень трудно.

3. Полностью запрещается разведение костров в пожароопасную погоду, особенно при сильных ветрах.

4. В тех местах, где разведение костров разрешено, новый костер, как правило, разжигают на месте старого (чтобы причинить наименьший вред лесу).

5. Огонь следует разводить не од деревьями, а на открытых местах, лучше около воды на песчаном или лишенном растительности участке. Если таких мест поблизости нет, то надо расчистить площадку для костра до земли.

6. Запомните: кострище должно быть удалено от опушки леса не менее, чем на 10 метров, не ближе 10 метров от деревьев. Когда в лесу горит костер, то в радиусе 100-150 метров покидают гнезда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиженные яйца успевают остыть, кладка погибает.

7. Костер тщательно затушить.

…Нарушители правил пожарной безопасности в лесу могут быть оштрафованы, при возникновении пожара возбуждается уголовное дело).

Итоги подводятся после каждого конкурса.

3. Подведение итогов.

Ведущий. « Мы — хозяева нашей планеты, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину.

Жюри объявляет команду – победительницу.

Награждение и вручение призов

Файлы: Обитатели моря.ppt
Размер файла: 1781248 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология