Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Валерий Евгеньевич
Место работы, должность: — Политехнический лицей-интернат ГОУ ВПО ТГТУ, учитель истории и обществознания
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — Изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвешение, 2009.351 с.
Используемое оборудование: —
Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвешение, 2009. 351 с.
Краткое описание: — Обществознание 10 класс, базовый уровень. Урок по теме: "Познание и знание" Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
п. 6 Познание и знание
Цель урока:
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Охарактеризовать проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания.
Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира.
Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения.
Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
Оборудование урока: Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – 351 с.
Тип и форма урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока:
Этапы урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
I. Орг. момент, 2 мин.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Самопроверка готовности к уроку.
II. Подводящая беседа,
5 мин.
Актуализация:
Как вы понимаете слова английского писателя Б. Шоу „Деятельность – единственный путь к знанию”?
„В процессе своей деятельности человек постоянно узнает что-то новое. Знать — значит обладать информацией (совокупностью
сведений) о тех или иных областях реальности.”
Фронтальный опрос
Тема: п. 6 Познание и знание
План:
1. Познаваем ли мир
2. Познание чувственное и рациональное
3. Истина и ее критерии
4. Особенности научного познания
5. Социальные и гуманитарные знания
6. Многообразие человеческого знания
Запись темы урока в тетрадь
III.Изучение новых знаний, 28 мин.
Знание — это результат познания.
Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
1. Познаваем ли мир?
Познаваем ли мир?
1. Пессимисты отрицают познаваемость мира
2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем
3.Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания
Эти направления в философии зародились еще в глубокй древности:
1. Писсимисты
- Агностицизм — философское учение, отрицающее возможность познания (Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен.)
- Конвенционализм — философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, и эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
2. Оптимисты
Гносеологизм — философское учение, не отвергая сложности познания, утверждает, что познание мира возможно.
2. Познание чувственное и рациональное
Формы
Свойства
чувственное познание
ощущения
отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов
восприятие
целостное отражение предметов в многообразии их свойств
представление
отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение)
рациональное (логическое) познание
понятие
мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)
суждения
мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания
умозаключения
рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод)
Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением.
Мышление - речь – язык
соотношение чувственного и рационального познания:
1. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)
2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей
разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.
3. Истина и ее критерии
Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
Относителъная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничени данным конкретным моментом)
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание
о сложном объекте. (Из относительных истин складывается абсолютная истина)
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Критерии истины:
1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;
2. признание истинным того, что полезно для человека;
3. практика.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.
заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
4. Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание.
Особенности:
Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)
Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.
В-третьих, науке свойственна особая системность знания. (знание
упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);
В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость.
5. Социальные и гуманитарные знания
Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
6. Многообразие человеческого знания
1. религиозно – мифологическое;
2. народная мудрость;
3. практическое знание;
4. искусство;
5. паранаука;
6. наука.
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Сомостоятельная работа, 5 мин.
(стр. 57)
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Рассказ
Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя
Индивидуальная работа
IV. Закрепление, 5 мин.
Задание. В народной драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
Беседа
V. Подведение итогов, 3 мин.
Оценка деятельности учащихся на уроке.
Выставление оценок в дневник
Д/З. , 2 мин.
П. 6, вопросы в конце параграфа
Запись в дневник