Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Валерий Евгеньевич

Место работы, должность: — Политехнический лицей-интернат ГОУ ВПО ТГТУ, учитель истории и обществознания

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвешение, 2009.351 с.

Используемое оборудование: —

Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвешение, 2009. 351 с.

Краткое описание: — Обществознание 10 класс, базовый уровень. Урок по теме: "Познание и знание" Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

п. 6 Познание и знание

Цель урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Охарактеризовать проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания.

Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира.

Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения.

Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.

Оборудование урока: Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – 351 с.

Тип и форма урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Орг. момент, 2 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Самопроверка готовности к уроку.

II. Подводящая беседа,

5 мин.

Актуализация:

Как вы понимаете слова английского писателя Б. Шоу „Деятельность – единственный путь к знанию”?

„В процессе своей деятельности человек постоянно узнает что-то новое. Знать — значит обладать информацией (совокупностью
сведений) о тех или иных областях реальности.”

Фронтальный опрос

Тема: п. 6 Познание и знание

План:

1. Познаваем ли мир

2. Познание чувственное и рациональное

3. Истина и ее критерии

4. Особенности научного познания

5. Социальные и гуманитарные знания

6. Многообразие человеческого знания

Запись темы урока в тетрадь

III.Изучение новых знаний, 28 мин.

Знание — это результат познания.

Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

1. Познаваем ли мир?

Познаваем ли мир?

1. Пессимисты отрицают познаваемость мира

2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем

3.Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания


Эти направления в философии зародились еще в глубокй древности:

1. Писсимисты

- Агностицизм — философское учение, отрицающее возможность познания (Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен.)

- Конвенционализм — философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, и эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

2. Оптимисты

Гносеологизм — философское учение, не отвергая сложности познания, утверждает, что познание мира возможно.

2. Познание чувственное и рациональное

Формы

Свойства

чувственное познание

ощущения

отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов

восприятие

целостное отражение предметов в многообразии их свойств

представление

отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение)

рациональное (логическое) познание

понятие

мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)

суждения

мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания

умозаключения

рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод)

Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением.

Мышление - речь – язык

соотношение чувственного и рационального познания:

1. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)

2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей
разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.


3. Истина и ее критерии

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

Относителъная истина это ограниченное верное знание о чем-либо. (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничени данным конкретным моментом)

Абсолютная истина это полное, исчерпывающее знание
о сложном объекте. (Из относительных истин складывается абсолютная истина)

Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Критерии истины:

1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;

2. признание истинным того, что полезно для человека;

3. практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.

заблуждение это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

4. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

Особенности:

Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)

Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.

В-третьих, науке свойственна особая системность знания. (знание
упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);

В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость.

5. Социальные и гуманитарные знания

Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

6. Многообразие человеческого знания

1. религиозно – мифологическое;

2. народная мудрость;

3. практическое знание;

4. искусство;

5. паранаука;

6. наука.

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь




Запись в тетрадь





Сомостоятельная работа, 5 мин.

(стр. 57)





Запись в тетрадь




Запись в тетрадь

Запись в тетрадь






Запись в тетрадь


Рассказ

Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя



Индивидуальная работа

IV. Закрепление, 5 мин.

Задание. В народной драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Беседа

V. Подведение итогов, 3 мин.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выставление оценок в дневник

Д/З. , 2 мин.

П. 6, вопросы в конце параграфа

Запись в дневник

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология