Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Любовь Дмитриевна

Место работы, должность: — МОУ Сатинская СОШ

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — -проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь; — применять приобретённые знания для создания связного текста ( устного и письменного) на заданную тему .

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.И Сахаров,С.А.Зинин.Литература 19 века.

Используемая методическая литература: —

Б.И.Турьянская.Литература в 10 классе.

Используемое оборудование: — 1.Информационно-коммуникационные технологии. Приэтомкомпьютер-этосредство:
— рационального использования времени науроке;
-повышениеэстетики инаглядностипроцесса обучения.

Краткое описание: — Тип урока: Урок изучения нового материала Метод: Частично- поисковый метод Структура урока: 1.Организационный момент. 2.Организация класса к учебной деятельности. 3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся. 4.Этап изучения нового материала. 5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого. 6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока. 7.Вывод. Подведение итогов. Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью: 1.Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер-это средство: — рационального использования времени на уроке; — повышение эстетики и наглядности процесса обучения. 2.Проблемное обучение.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы


Урок литературыв 10классе.
Проблемаличнойответственностичеловека засвоюжизнь врассказеА.П.Чехова «Ионыч».
Цели:
— проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя засвою жизнь;
-применятьприобретённыезнания длясоздания связного текста — ( устного и письменного) назаданнуютему .
Типурока:
Урок изучениянового материала
Метод:
Частично- поисковый метод
Структураурока:
1.Организационныймомент.
2.Организация классак учебной деятельности.
3.Мотивация – этап актуализациисубъектногоотношения учащихся.
4.Этап изучения нового материала.
5.Обеспечениевосприятияиосмысленияизучаемого.
6. Обеспечение осмысления учащимися методов,приёмов анализа художественного произведениядлясодержательных выводов потеме урока.
7.Вывод. Подведениеитогов.
Методыисредства,обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельностиучащихся,управление учебной деятельностью:
1.Информационно-коммуникационные технологии. Приэтомкомпьютер-этосредство:
— рационального использования времени науроке;
-повышениеэстетики инаглядностипроцесса обучения.
2.Проблемное обучение.
— — Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Организация класса к учебной деятельности.
А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.
Д.С.Лихачёв./слайд №1/
Учитель:
— Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.
/слайд № 2/
Б) Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)
/слайд № 3, портрет Чайковского/
Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» — любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.
Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.
Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.
В) «Чехов неуловим», — говорил художник В.А.Серов.
— /слайд № 4, портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/
— — Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?
III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.
Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»
/слайд № 5, портрет С.Залыгина/
Лексическая работа.
— — Учитель:
— Выясним значение слова нравственность
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
— /Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./
Нравственность.

  • Совокупность норм, определяющих поведение человека.
  • Моральные свойства.
  • /Толковый словарь русского языка. Д.Н.Ушаков /слайд № 6/
    — Учитель:
    — Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?
    — Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?
    IV. Этап изучения нового материала.
    Учитель:
    -Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».
    /слайд № 7/
    — Цель урока:
    рассмотретьстепеньличнойответственности героя за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». — /слайд № 8/
    — Для этого будут необходимы знания художественного текста, а также вашчитательский и жизненный опыт.
    Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:
    Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
    юношеских лет в суровое ожесточайшее
    мужество,
    забирайте с собою все человеческие движения, не
    оставляйте их на дороге, не подымете потом.
    Н.В.Гоголь
    /слайд № 9/
    — Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?
    Учитель:
    — Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.
    Творческая история создания рассказа.
    /слайд № 10/
    Рассказнаписан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:
    «Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленнаяв этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.
    Викторина.
    Учитель:
    — Я надеюсь, это произведение прочитано вами (ответьте «Да» или «Нет»). Хорошо, мне бы хотелось, чтобы вашиответы были такими же громкими, четкими, выразительными и эмоциональными.
    — А теперь постарайтесь убедить меня и проверьте себя в том, насколько вы были внимательны к слову при чтении.
    Проведем викторину.
    Задание: — прочитайте выразительно отрывок, определите героя. Кто это говорит?
    /слайд №11/ — Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч. (Екатерина Ивановна)
    Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло без впечатлений, без мыслей. — /Дмитрий Ионыч/
    Чей это портрет?

  • Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее. /Ек. Ив./
  • «… ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, и уже ходит откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками …, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…»
  • /Старцев/.
    «Чьи это вещи …»
    Задание:
    на столе лежат вещи, которые «принадлежат» героям рассказа Чехова «Ионыч». Угадайте, кому и какие? (фонендоскоп, ноты, книга, перо и чернильница, шарады…).
    «Отгадай героев»
    Задание: из предложенных цитат выбрать те, которые соответствуют
    1 вариант – Ек.Ив.
    2 вариант – Дмитрию Ионычу.
    «Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать новостей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
    «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думал о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…»
    «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… Любовь моя безгранична…»
    «Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
    «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»
    «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни… Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас играть, ни говорить о музыке»
    «Вы, доктор, не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее».
    «Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда, …»
    «Умри, Денис, лучше не напишешь».
    V. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.
    Беседа повопросам:
    — Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
    — Какие проблемы рассказа являются современными и для нас?
    (Проблема духовной деградации личности)
    Лексическая работа — /слайд № 12/
    Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к выражению.
    (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)
    — Какова центральная тема рассказа?
    (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовыражения человека)
    — Какова основная идея произведения?
    (Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)
    — Назовите композицию.
    (Пять глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С /семья Туркиных/ , трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины.)
    Эти микротемы раскрываются по-чеховски – повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.
    Выясним хронологию рассказа.
    /слайд № 13/
    -Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия Ионыча Старцева, а три главы – о всей остальной жизни?
    — О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?
    — В чём смысл названия рассказа?
    (Показать жизненный путь от Старцева к Ионычу).
    VI. Осмысление учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения .
    Беседа:
    — Каквы думаете, не было ли в самомДмитрииИоныче чего-то, что благоприятствовало его перерождению?

    /слайд № 14/

    Работа в группах.
    Задания для учащихся.
    I группа
    Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно.
    (Сравните 1 и 4 главы: каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева и Ионыча?)
    II группа
    Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.
    III группа
    Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище?
    Сравните 2 и 4 главы. Каково поведение героев на двух любовных свиданиях? Почему герои поменялись ролями? Почему любовь оказалась несостоятельной?
    IV группа (сильная группа)
    Приведите примеры с художественными приёмами, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:
    а) описание картин природы
    б) использование стихов и музыки
    в) повтор слов и выражений
    г) эмоционально окрашенные слова и выражения.
    VII. Вывод. Подведение итогов.
    /слайд № 15/
    Вывод:
    Не было сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
    — Учитель:
    — Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула таких людей, как врачи Кириллов («Врачи») и Дымов («Попрыгунья»).
    Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
    (высказывание почитательницы:
    Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном — о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)
    (Высказывание Д.С.Лихачёва)
    Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто».
    Домашнее задание:
    Сочинение – миниатюра
    1) «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?»
    2) Продолжите Правила жизни (подбор цитат известных людей или свои мысли).
    3) Сравнить рассказ А.П.Чехова «Ионыч» и В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!»
    — —
    Файлы: урок-праздник В царстве цветов..doc
    Размер файла: 83456 байт.

    Рубрики: Литература Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология