Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Любовь Дмитриевна
Место работы, должность: — МОУ Сатинская СОШ
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — -проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь; — применять приобретённые знания для создания связного текста ( устного и письменного) на заданную тему .
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
В.И Сахаров,С.А.Зинин.Литература 19 века.
Используемая методическая литература: —
Б.И.Турьянская.Литература в 10 классе.
Используемое оборудование: — 1.Информационно-коммуникационные технологии. Приэтомкомпьютер-этосредство:
— рационального использования времени науроке;
-повышениеэстетики инаглядностипроцесса обучения.
Краткое описание: — Тип урока: Урок изучения нового материала Метод: Частично- поисковый метод Структура урока: 1.Организационный момент. 2.Организация класса к учебной деятельности. 3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся. 4.Этап изучения нового материала. 5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого. 6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока. 7.Вывод. Подведение итогов. Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью: 1.Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер-это средство: — рационального использования времени на уроке; — повышение эстетики и наглядности процесса обучения. 2.Проблемное обучение.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Урок литературыв 10классе.
Проблемаличнойответственностичеловека засвоюжизнь врассказеА.П.Чехова «Ионыч».
Цели:
— проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя засвою жизнь;
-применятьприобретённыезнания длясоздания связного текста — ( устного и письменного) назаданнуютему .
— Типурока:
Урок изучениянового материала
Метод:
Частично- поисковый метод
Структураурока:
1.Организационныймомент.
2.Организация классак учебной деятельности.
3.Мотивация – этап актуализациисубъектногоотношения учащихся.
4.Этап изучения нового материала.
5.Обеспечениевосприятияиосмысленияизучаемого.
6. Обеспечение осмысления учащимися методов,приёмов анализа художественного произведениядлясодержательных выводов потеме урока.
7.Вывод. Подведениеитогов.
— Методыисредства,обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельностиучащихся,управление учебной деятельностью:
1.Информационно-коммуникационные технологии. Приэтомкомпьютер-этосредство:
— рационального использования времени науроке;
-повышениеэстетики инаглядностипроцесса обучения.
2.Проблемное обучение.
— — Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Организация класса к учебной деятельности.
А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.
Д.С.Лихачёв./слайд №1/
Учитель:
— Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.
/слайд № 2/
Б) Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)
/слайд № 3, портрет Чайковского/
Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» — любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.
Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.
Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.
В) «Чехов неуловим», — говорил художник В.А.Серов.
— /слайд № 4, портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/
— — Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?
III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.
Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»
/слайд № 5, портрет С.Залыгина/
Лексическая работа.
— — Учитель:
— Выясним значение слова нравственность
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
— /Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./
Нравственность.
/Толковый словарь русского языка. Д.Н.Ушаков /слайд № 6/
— Учитель:
— Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?
— Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?
IV. Этап изучения нового материала.
Учитель:
-Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».
/слайд № 7/
— Цель урока:
рассмотретьстепеньличнойответственности героя за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». — /слайд № 8/
— Для этого будут необходимы знания художественного текста, а также вашчитательский и жизненный опыт.
Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточайшее
мужество,
забирайте с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом.
Н.В.Гоголь
/слайд № 9/
— Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?
Учитель:
— Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.
Творческая история создания рассказа.
/слайд № 10/
Рассказнаписан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:
«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленнаяв этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.
Викторина.
Учитель:
— Я надеюсь, это произведение прочитано вами (ответьте «Да» или «Нет»). Хорошо, мне бы хотелось, чтобы вашиответы были такими же громкими, четкими, выразительными и эмоциональными.
— А теперь постарайтесь убедить меня и проверьте себя в том, насколько вы были внимательны к слову при чтении.
Проведем викторину.
Задание: — прочитайте выразительно отрывок, определите героя. Кто это говорит?
/слайд №11/ — Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч. (Екатерина Ивановна)
Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло без впечатлений, без мыслей. — /Дмитрий Ионыч/
Чей это портрет?
/Старцев/.
«Чьи это вещи …»
Задание:
на столе лежат вещи, которые «принадлежат» героям рассказа Чехова «Ионыч». Угадайте, кому и какие? (фонендоскоп, ноты, книга, перо и чернильница, шарады…).
«Отгадай героев»
Задание: из предложенных цитат выбрать те, которые соответствуют
1 вариант – Ек.Ив.
2 вариант – Дмитрию Ионычу.
«Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать новостей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думал о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…»
«О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… Любовь моя безгранична…»
«Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
«Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»
«Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни… Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас играть, ни говорить о музыке»
«Вы, доктор, не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее».
«Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда, …»
«Умри, Денис, лучше не напишешь».
V. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.
Беседа повопросам:
— Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
— Какие проблемы рассказа являются современными и для нас?
(Проблема духовной деградации личности)
Лексическая работа — /слайд № 12/
Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к выражению.
(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)
— Какова центральная тема рассказа?
(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовыражения человека)
— Какова основная идея произведения?
(Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)
— Назовите композицию.
(Пять глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С /семья Туркиных/ , трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины.)
Эти микротемы раскрываются по-чеховски – повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.
Выясним хронологию рассказа.
/слайд № 13/
-Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия Ионыча Старцева, а три главы – о всей остальной жизни?
— О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?
— В чём смысл названия рассказа?
(Показать жизненный путь от Старцева к Ионычу).
VI. Осмысление учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения .
Беседа:
— Каквы думаете, не было ли в самомДмитрииИоныче чего-то, что благоприятствовало его перерождению?
/слайд № 14/
—
Работа в группах.
Задания для учащихся.
I группа
Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно.
(Сравните 1 и 4 главы: каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева и Ионыча?)
— II группа
Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.
III группа
Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище?
Сравните 2 и 4 главы. Каково поведение героев на двух любовных свиданиях? Почему герои поменялись ролями? Почему любовь оказалась несостоятельной?
IV группа (сильная группа)
Приведите примеры с художественными приёмами, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:
а) описание картин природы
б) использование стихов и музыки
в) повтор слов и выражений
г) эмоционально окрашенные слова и выражения.
VII. Вывод. Подведение итогов.
/слайд № 15/
Вывод:
Не было сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
— Учитель:
— Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула таких людей, как врачи Кириллов («Врачи») и Дымов («Попрыгунья»).
Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
(высказывание почитательницы:
Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном — о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)
(Высказывание Д.С.Лихачёва)
Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто».
Домашнее задание:
Сочинение – миниатюра
1) «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?»
2) Продолжите Правила жизни (подбор цитат известных людей или свои мысли).
3) Сравнить рассказ А.П.Чехова «Ионыч» и В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!»
— —
Файлы: урок-праздник В царстве цветов..doc
Размер файла: 83456 байт.