Автор конспекта:
Автор(ы): — Друбина Анастасия Сергеевна

Место работы, должность: — МБОУ Комская СОШ №4

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина через анализ художественного текста

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература 5 класс Коровина В.Я., Журавлёв В.П.

Используемая методическая литература: —

Методические советы. Литература. 5 класс В.Я. Коровина, И.С. Збарский

Используемое оборудование: —

Слайды с фотографиями С.А. Есенина, компьютер, проектор, раздаточный материал с текстами, МР3-запись стихотворений С. Есенина

Используемые ЦОР: —

Фонохрестоматия (МР3 — запись)

Краткое описание: — Ход урока 1.Вступительное слово Учитель рассказывает ученикам биографию поэта, особенности поэзии С.Есенина его творчества и называет тему урока 2.Прослушивание фонохрестоматии: Учитель включает запись стихотворений С.Есенина 3.Работа над прослушанными текстами стихотворений 4. Анализ текста стихотворения «Я покинул родимый дом…» 5.Работа в группах. Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания по тексту стихотворения 6.Индивидуальная работа 7. Домашнее задание

Ход урока
1.Вступительное слово
Учитель: Презентация 1.pptx ( Учитель рассказывает ученикам биографию поэта, особенности поэзии С.Есенина его творчества и называет тему урока. )
Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, в частности к изучению одной из тем его творчества – теме Родины. Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве. (коллективно читаем с детьми вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта.)
Далее учитель предлагает послушать несколько стихотворений и попробовать понять, какая особенность их объединяет.

2. Прослушивание фонохрестоматии:
Учитель включает запись стихотворений С.Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

3.Работа над прослушанными текстами стихотворений
Вопросы после прослушивания стихотворения «Я покинул родимый дом…»?

— Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихотворения. Какие звуки преобладают в звукоряде этого стихотворения?
— Каким настроением окрашено стихотворение? Подтвердите свой ответ выразительным чтением.

Вопросы после прослушивания стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…».

— Отличаются ли интонации стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» от стихотворения «Я покинул родимый дом…»?
— В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти, сказочной красивости? А в каком чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью?
— Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?
4. Анализ текста стихотворения «Я покинул родимый дом…»
( Перед началом данного этапа учащимся выдаются тексты со стихотворением «Я покинул родимый дом…» для того, чтобы они могли на них работать: выделять эпитеты, находить метафоры, поставить логическое ударение и т.д. )
Ученикам даётся три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Учитель задает вопросы, например:
— Ребята, обратили ли вы внимание на дату его создания?
— Сколько лет было в этом году Есенину?
— Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
— Какие события за это время произошли в России?
(если эти вопросы вызовут затруднения, учитель показывает слайд, где написаны даты и расскажет о значимости происходивших событий)
1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны.
— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(Далее учащиеся вместе с учителем читают стихотворение построчно — с карандашом.)
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

— Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
— Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Перед нами сложная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой
— Почему вода названа тихой?

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции деревни.
В заключение, стихотворение читает один из учащихся ( по желанию), воплощая в чтении свое понимание текста.

4.Работа в группах.
Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания по тексту стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…».
Задание: выделить эпитеты, найти метафоры, поставить логическое ударение.
После выполнения заданий, группы рассказывают о своей работе с текстом. Вопросы.docx

5.Индивидуальная работа
Каждому учащемуся учитель выдаёт таблицу, которую он должен заполнить. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель выводит правильно заполненную таблицу на слайд, ученики проверят работу и оценивают её, ставят балл за каждый правильный ответ. Презентация2.pptx
6. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом…».

Файлы: УРОК.zip
Размер файла: 841721 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология