Автор конспекта:
Автор(ы): — Полякова Татьяна Владимировна

Место работы, должность: — МОУ»Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы», учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Рассмотреть градацию женских образов в лирике Блока.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сборники стихов «ANTE LUKEM»1898-1900, «Стихи о Прекрасной Даме» 1901-1902, «Город» 1904-1908, «Фаина» 1906-1908.

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

Презентация "От Святой до Незнакомки"

Краткое описание: — Данный урок предназначен для изучения одной из ключевых тем ранней лирики Блока.Поиск Прекрасной Дамы вслед за автором,наблюдение за созданием идеального женского образа,градация идеала от Святой до Незнакомки в портретах и фотографиях, использование внепрограммных произведений — вот особенности этого урока литературы.

Ход урока

I Организационный момент. Определение темы и задач урока.

II Основная часть. Вступительное слово учителя.

« Сегодня у нас с вами будет долгий и, хотелось бы надеяться, интересный разговор о том, как А.Блок, который начинал как символист, искал свой собственный идеал женщины, получившей имя Прекрасной Дамы.

Поэтический поиск мы представим в зрительных образах или символах и попытаемся определить, какой из них является центральным, ключевым.

Посмотрим на портрет юного Блока…Глядя на него, вы должны понять, почему речь сегодня пойдет о поиске таинственной и недоступной Дамы и почему в качестве одного из эпиграфов выбраны строки: « Я и молод, и свеж, и влюблен…» Внешность Блока – образец человеческих представлений о том, как должен выглядеть молодой поэт. Это синтез всех образов известных нам поэтов. Кудри его ассоциируются у нас с Пушкиным и Есениным, глаза с Гумилевым, Маяковским.

Кажется, перед нами оживший лирический герой стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту» ( «Юноша бледный со взором горящим»).

Для меня же ранний Блок – это рыцарь в серебряных латах, рыцарь печального образа, разыскивающий в этом полувраждебном мире чистое, божественное создание – Даму своего сердца. Но ее зовут не Дульсинеей Тобосской. Поэт сам еще не знает ее имени».

1. Поэт начинает поиски прекрасной незнакомки в храме.

Чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

1 слайд

Работа со стихотворением и со слайдом.

· Какой, по мнению Блока, должна быть Прекрасная Дама?

· Какое изображение на иконе больше всгео подойдет для обозначения зрительного образа Дамы?

2. Вторая картина тесно связана с биографией поэта. Часто в Шахматово Александр Александрович устраивал любительские спектакли по трагедиям Шекспира. Самым популярным был «Гамлет». Офелию играла будущая жена поэта и первая его любовь… Любовь Дмитриевна Менделеева.

Выразительное чтение «Песни Офелии».

2 слайд. Работа со вторым слайдом.

· Чем похожи Святая и Офелия?

· Какой цвет выбирает поэт для художественного изображения Офелии?

· Офелия вспоминает о возлюбленном. Кто он? (Рыцарь в серебряных латах.)

3. Искал Прекрасную Даму поэт и среди простых крестьянок, таких как Светлана Жуковского.

Чтение наизусть начала «Светланы» «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»

· Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?

Чтение стихотворения Блока «Ночь на Новый год».

3 слайд. Работа со слайдом.

· Сравните двух девушек на картинах. Чем они похожи?

· Обратите внимание на дату. Какой вывод можно сделать из очевидного сходства двух красавиц, принадлежащих к разным временам?

4. Слишком проста была Светлана для Блока. Поэтому, наверное, поэт ищет незнакомку на страницах книг.

Чтение наизусть «Странных и новых ищу на страницах…»

· Какой цвет буквально льется со страниц стихотворения?

· Как называет поэт свою незнакомку?

5. Белый цвет становится ослепительно-снежным в стихотворении «Снежная Дева»

Чтение наизусть.

4 слайд. Работа со слайдом и распечатками на партах.

6. Наш поэт страшится встречи с идеалом. Какая Она? Не ждет ли его разочарование?

Чтение «Мне страшно с тобою встречаться…»

7. Но все ближе шаги … Вот …в маленькой таверне…мы видим ее…

Чтение «Незнакомки» (учительское чтение как образец). Во время чтения появляется неизвестная и вскоре уходит.

· Если разделить стихотворение на две части: до появления Незнакомки и после, то как можно было назвать каждую из частей?

· Как можно интерпретировать последнюю фразу: «Я знаю: истина в вине»?

· Верите ли вы в существование Незнакомки?

5 слайд. Работа со слайдом.

· Наверное, все-таки она существовала, если портрет Неизвестной рисовали художники во все времена.

· Как вы можете объяснить сходство всех этих женщин?

· Найдем центральный образ.(Дети работают в режиме создания слайда, используя картинки, увиденные на уроке и располагая их в определенной градации).

8. Проверка результатов.

· Какой образ является центральным? И почему?

III Подведение итогов.

6 слайд Работа со слайдом

· Чем должны были закончиться эти поиски?

Тест по ранней лирике.

IV Домашнее задание. Наизусть «Незнакомку».

Файлы: Урок Онегинская строфа.ppt
Размер файла: 279552 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология