Автор конспекта:
Автор(ы): — Полякова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: — МОУ»Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы», учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Рассмотреть градацию женских образов в лирике Блока.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Сборники стихов «ANTE LUKEM»1898-1900, «Стихи о Прекрасной Даме» 1901-1902, «Город» 1904-1908, «Фаина» 1906-1908.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор
Используемые ЦОР: —
Презентация "От Святой до Незнакомки"
Краткое описание: — Данный урок предназначен для изучения одной из ключевых тем ранней лирики Блока.Поиск Прекрасной Дамы вслед за автором,наблюдение за созданием идеального женского образа,градация идеала от Святой до Незнакомки в портретах и фотографиях, использование внепрограммных произведений — вот особенности этого урока литературы.
Ход урока
I Организационный момент. Определение темы и задач урока.
II Основная часть. Вступительное слово учителя.
« Сегодня у нас с вами будет долгий и, хотелось бы надеяться, интересный разговор о том, как А.Блок, который начинал как символист, искал свой собственный идеал женщины, получившей имя Прекрасной Дамы.
Поэтический поиск мы представим в зрительных образах или символах и попытаемся определить, какой из них является центральным, ключевым.
Посмотрим на портрет юного Блока…Глядя на него, вы должны понять, почему речь сегодня пойдет о поиске таинственной и недоступной Дамы и почему в качестве одного из эпиграфов выбраны строки: « Я и молод, и свеж, и влюблен…» Внешность Блока – образец человеческих представлений о том, как должен выглядеть молодой поэт. Это синтез всех образов известных нам поэтов. Кудри его ассоциируются у нас с Пушкиным и Есениным, глаза с Гумилевым, Маяковским.
Кажется, перед нами оживший лирический герой стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту» ( «Юноша бледный со взором горящим»).
Для меня же ранний Блок – это рыцарь в серебряных латах, рыцарь печального образа, разыскивающий в этом полувраждебном мире чистое, божественное создание – Даму своего сердца. Но ее зовут не Дульсинеей Тобосской. Поэт сам еще не знает ее имени».
1. Поэт начинает поиски прекрасной незнакомки в храме.
Чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»
1 слайд
Работа со стихотворением и со слайдом.
· Какой, по мнению Блока, должна быть Прекрасная Дама?
· Какое изображение на иконе больше всгео подойдет для обозначения зрительного образа Дамы?
2. Вторая картина тесно связана с биографией поэта. Часто в Шахматово Александр Александрович устраивал любительские спектакли по трагедиям Шекспира. Самым популярным был «Гамлет». Офелию играла будущая жена поэта и первая его любовь… Любовь Дмитриевна Менделеева.
Выразительное чтение «Песни Офелии».
2 слайд. Работа со вторым слайдом.
· Чем похожи Святая и Офелия?
· Какой цвет выбирает поэт для художественного изображения Офелии?
· Офелия вспоминает о возлюбленном. Кто он? (Рыцарь в серебряных латах.)
3. Искал Прекрасную Даму поэт и среди простых крестьянок, таких как Светлана Жуковского.
Чтение наизусть начала «Светланы» «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»
· Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?
Чтение стихотворения Блока «Ночь на Новый год».
3 слайд. Работа со слайдом.
· Сравните двух девушек на картинах. Чем они похожи?
· Обратите внимание на дату. Какой вывод можно сделать из очевидного сходства двух красавиц, принадлежащих к разным временам?
4. Слишком проста была Светлана для Блока. Поэтому, наверное, поэт ищет незнакомку на страницах книг.
Чтение наизусть «Странных и новых ищу на страницах…»
· Какой цвет буквально льется со страниц стихотворения?
· Как называет поэт свою незнакомку?
5. Белый цвет становится ослепительно-снежным в стихотворении «Снежная Дева»
Чтение наизусть.
4 слайд. Работа со слайдом и распечатками на партах.
6. Наш поэт страшится встречи с идеалом. Какая Она? Не ждет ли его разочарование?
Чтение «Мне страшно с тобою встречаться…»
7. Но все ближе шаги … Вот …в маленькой таверне…мы видим ее…
Чтение «Незнакомки» (учительское чтение как образец). Во время чтения появляется неизвестная и вскоре уходит.
· Если разделить стихотворение на две части: до появления Незнакомки и после, то как можно было назвать каждую из частей?
· Как можно интерпретировать последнюю фразу: «Я знаю: истина в вине»?
· Верите ли вы в существование Незнакомки?
5 слайд. Работа со слайдом.
· Наверное, все-таки она существовала, если портрет Неизвестной рисовали художники во все времена.
· Как вы можете объяснить сходство всех этих женщин?
· Найдем центральный образ.(Дети работают в режиме создания слайда, используя картинки, увиденные на уроке и располагая их в определенной градации).
8. Проверка результатов.
· Какой образ является центральным? И почему?
III Подведение итогов.
6 слайд Работа со слайдом
· Чем должны были закончиться эти поиски?
Тест по ранней лирике.
IV Домашнее задание. Наизусть «Незнакомку».
Файлы: Урок Онегинская строфа.ppt
Размер файла: 279552 байт.