Автор конспекта:
Автор(ы): — Петрова Наталия Николаевна
Место работы, должность: — МОУ Каменниковская средняя школа, Рыбинский район, учитель русского языка и литературы
Регион: — Ярославская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — обобщить всю информацию по произведению, осознать особенности пьесы-сказки как жанра, способствовать развитию творческих и актёрских навыков, воспитывать в детях ответственность за свои поступки, честность, умение сопереживать и помогать друг другу.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина "Литература 5 класс". М.: Вентана-Граф, 2008
Юрий Алянский «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.
Используемое оборудование: —
ноутбук, экран, проектор
Краткое описание: — Это урок-обобщение, задания группам обсуждаются и даются заранее, требуется помощь учителя.Прикреплённые файлы: презентация 1 поделена на три части.
Урок литературы с элементами театрализации
Е.Л.Шварц «Два клёна» (пьеса-сказка)
— Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение;
Вид урока: защита творческих работ
Аннотация: на изучение пьесы отводится 3 часа. Первые два урока – презентация о Е.Л.Шварце (учитель. Приложение 1), чтение статьи учебника «Что такое пьеса», чтение текста, анализ эпизодов, чтение по ролям, художественные пересказы фрагментов. Третий урок – урок-обобщение. Его задачи – обобщить всю информацию по произведению, осознать особенности пьесы-сказки как жанра, способствовать развитию творческих и актёрских навыков, воспитывать в детях ответственность за свои поступки, честность, умение сопереживать и помогать друг другу.
Чтобы провести такой урок, необходимо дать опережающие задания. Так класс был поделён на творческие группы и при совместном обсуждении определены задания:
Теоретики (Задание: подготовить сообщения: «Что такое пьеса», «Мы в театре», «Сходство и отличие пьесы-сказки «Два клёна» от народной сказки»).
Философы (Задание: выявить, по каким правилам в жизни подчиняются герои сказки – Баба-Яга и Василиса; какие жизненные уроки нужно извлечь из сказки).
Актёры (Задание: выбрать и инсценировать фрагмент сказки).
План урока: 1) слово учителя
2) выступление теоретиков
3) выступление актёров
4) выступление философов
5) итоги работы
Материалы к уроку
Группа «Теоретики»
1) Презентация «Что такое пьеса» (Приложение 2)
2) Сообщение «Мы в театре» (по книге Юрия Алянского «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.).
Слово театр – греческого происхождения, оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Сначала в театре показывали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» — добрые и злые силы. В играх рождались диалоги. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в 5 и 6 веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Интересно, что уже в те далёкие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновьего долга, товарищества, преданности.
Презентация буклета «Словарик юного актёра» (Приложение 3)
Группа «Актёры»
Инсценировка фрагментов: «Разговор двух братьев-клёнов», «Битва Василисы с Бабой-Ягой», «Встреча Василисы с сыновьями».
Группа «Философы»
Жизненные правила Василисы (читают по очереди две девочки в костюмах):
· «А что если с лаской подойти?»
· «Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».
· «Работа меня от всех бед спасла».
· «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».
· «Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».
· «Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».
Вывод: Эти правила помогли Василисе-труженице пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей.
А теперь послушаем Бабу-Ягу и узнаем её жизненные правила (выразительное прочитывание реплик несколькими девочками в костюмах):
· «Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».
· «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».
· «Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».
· «Совести у меня нет и не было».
· «Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».
· «Я, умница, больше люблю в спину бить».
· «Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».
· «Я терпеть не могу, когда люди радуются».
Вывод: Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги, нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, хитрости и трудолюбия.
Итоги урока:
— Ребята, понравился вам такой урок?
— Чем он необычен?
— Какой фрагмент урока больше понравился, запомнился? Почему?
— Чему каждый из вас научился на уроке или при подготовке к нему?
— Напоследок озвучу несколько ваших высказываний-отзывов, которые вы писали на втором уроке. Напомню, вы должны были продолжить начатую мной фразу: Сказка «Два клёна» — это … . Вот как вы написали: «… это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пошли их спасать»; «… это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»; « … это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве»; «… это жизненный урок для нас: кто из дому сбежал – не растёт и не умнеет».
— — В качестве домашнего задания – подготовиться к конкурсу рисунков к этой сказке или художественному пересказу монолога Бабы-Яги.
—
Файлы: прилож.3 Словарик.zip
Размер файла: 58471 байт.