Автор конспекта:
Автор(ы): — Петрова Наталия Николаевна

Место работы, должность: — МОУ Каменниковская средняя школа, Рыбинский район, учитель русского языка и литературы

Регион: — Ярославская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — обобщить всю информацию по произведению, осознать особенности пьесы-сказки как жанра, способствовать развитию творческих и актёрских навыков, воспитывать в детях ответственность за свои поступки, честность, умение сопереживать и помогать друг другу.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина "Литература 5 класс". М.: Вентана-Граф, 2008

Юрий Алянский «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.

Используемое оборудование: —

ноутбук, экран, проектор

Краткое описание: — Это урок-обобщение, задания группам обсуждаются и даются заранее, требуется помощь учителя.Прикреплённые файлы: презентация 1 поделена на три части.

Урок литературы с элементами театрализации
Е.Л.Шварц «Два клёна» (пьеса-сказка)
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение;
Вид урока: защита творческих работ
Аннотация: на изучение пьесы отводится 3 часа. Первые два урока – презентация о Е.Л.Шварце (учитель. Приложение 1), чтение статьи учебника «Что такое пьеса», чтение текста, анализ эпизодов, чтение по ролям, художественные пересказы фрагментов. Третий урок – урок-обобщение. Его задачи – обобщить всю информацию по произведению, осознать особенности пьесы-сказки как жанра, способствовать развитию творческих и актёрских навыков, воспитывать в детях ответственность за свои поступки, честность, умение сопереживать и помогать друг другу.
Чтобы провести такой урок, необходимо дать опережающие задания. Так класс был поделён на творческие группы и при совместном обсуждении определены задания:
Теоретики (Задание: подготовить сообщения: «Что такое пьеса», «Мы в театре», «Сходство и отличие пьесы-сказки «Два клёна» от народной сказки»).

Философы (Задание: выявить, по каким правилам в жизни подчиняются герои сказки – Баба-Яга и Василиса; какие жизненные уроки нужно извлечь из сказки).

Актёры (Задание: выбрать и инсценировать фрагмент сказки).
План урока: 1) слово учителя
2) выступление теоретиков
3) выступление актёров
4) выступление философов
5) итоги работы
Материалы к уроку
Группа «Теоретики»
1) Презентация «Что такое пьеса» (Приложение 2)
2) Сообщение «Мы в театре» (по книге Юрия Алянского «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.).
Слово театр – греческого происхождения, оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Сначала в театре показывали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» — добрые и злые силы. В играх рождались диалоги. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в 5 и 6 веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Интересно, что уже в те далёкие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновьего долга, товарищества, преданности.
Презентация буклета «Словарик юного актёра» (Приложение 3)
Группа «Актёры»
Инсценировка фрагментов: «Разговор двух братьев-клёнов», «Битва Василисы с Бабой-Ягой», «Встреча Василисы с сыновьями».
Группа «Философы»
Жизненные правила Василисы (читают по очереди две девочки в костюмах):
· «А что если с лаской подойти?»
· «Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».
· «Работа меня от всех бед спасла».
· «Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».
· «Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».
· «Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».
Вывод: Эти правила помогли Василисе-труженице пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей.
А теперь послушаем Бабу-Ягу и узнаем её жизненные правила (выразительное прочитывание реплик несколькими девочками в костюмах):
· «Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».
· «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».
· «Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».
· «Совести у меня нет и не было».
· «Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».
· «Я, умница, больше люблю в спину бить».
· «Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».
· «Я терпеть не могу, когда люди радуются».
Вывод: Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги, нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, хитрости и трудолюбия.
Итоги урока:
— Ребята, понравился вам такой урок?
— Чем он необычен?
— Какой фрагмент урока больше понравился, запомнился? Почему?
— Чему каждый из вас научился на уроке или при подготовке к нему?
— Напоследок озвучу несколько ваших высказываний-отзывов, которые вы писали на втором уроке. Напомню, вы должны были продолжить начатую мной фразу: Сказка «Два клёна» — это … . Вот как вы написали: «… это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пошли их спасать»; «… это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»; « … это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве»; «… это жизненный урок для нас: кто из дому сбежал – не растёт и не умнеет».
— — В качестве домашнего задания – подготовиться к конкурсу рисунков к этой сказке или художественному пересказу монолога Бабы-Яги.

Файлы: прилож.3 Словарик.zip
Размер файла: 58471 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология