Автор конспекта:
Автор(ы): — Панкратова Жанна Александровна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево" Саратовской обл., учитель истории и обществознания

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Право

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

в проекте рассказывается о правах и обязанностях опекаемых детей, их опекунов, о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться сиротам и их опекунам.

Права детей и подростков,

Оставшихся без попечения родителей.

Выполнила: Белова Анна Петровна

ученица 11 класса МОУ «СОШ № 4»

Ртищево, ул. Свердлова д.№48 ,тел. 4-84-07

E-mail: belova.nura2011@yandex.ru

Руководитель: Панкратова Ж.А.

Содержание:

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….1-3 с.

Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению прав детей-

сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей и их опекунов . . . . ………..3-7 с.

§1.Права и обязанности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. . . . 3-5 с.

§2. Права и обязанности опекунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………5-7 с.

Глава II. Организация практической работы с детьми сиротами с целью обеспечения их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………..7-11 с.

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….7-8 с.

§2. Опекаемая в нашей семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………8-11 с.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………11-13 с.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………….14 с.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Платон

Введение.

Целью моей работы является изучение положения детей – сирот в нашей стране и в нашем городе, их проблем, прав и обязанностей, прав и обязанностей людей, которые их усыновили или взяли опеку над ними.

Задачами моего исследования является анализ федеральных документов по данному вопросу, правовых документов Саратовской области и г. Ртищево, исследование мнения по данной проблеме самих детей – сирот и тех, кто пытается заменить им самых близких людей.

Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для нашей семьи с недавних пор стали очень близкой проблемой. Моя подруга Байденко Лена является опекаемой моей матери. Именно поэтому я и выбрала эту тему для своего исследования.

Существует множество нормативно-правовых документов, которые регламентируют положение детей – сирот в обществе и защиту их прав. Из них наиболее важными и значимыми, по – моему мнению, являются «Декларация прав ребёнка», принятая 20 ноября 1959 г. Организацией объединённых Наций и «Конвенция по правам ребёнка», принятая ООН в 1989 г., в которых рассматриваются права ребёнка в целом.

Данные документы провозглашают своей целью обеспечить всем детям счастливое детство, права и свободы в соответствии с принципами:

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;[1]

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;[2]

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальных стадиях;[3]

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь;[4]

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[5]

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;[6]

Государства-участники уважают право ребенка, который разлучился с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения или прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка;[7]

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.[8]

Однако дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют дополнительные права, которые гарантируются Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», принятым в 2008 г. Государственной Думой, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.[9] ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятым в 1996 г, который определил общие

3

принципы, содержание и меры государственной поддержки таких детей. И Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты).[10]

Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению

прав детей-сирот и подростков,

оставшихся без попечения родителей и их опекунов

§1.Права и обязанности детей и подростков,

оставшихся без попечения родителей

Согласно нормативным документам, сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г:

Закон не проводит принципиального различия между категориями детей, оставшихся без попечения родителей и детьми – сиротами, все они имеют общие права. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

обеспечение им условий для содержания, воспитания, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

2. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[11]

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с выходом закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд.

4. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

5. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря.

6. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы.

7. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[12]

§2. Права и обязанности опекунов

Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.

Права и обязанности опекунов и попечителей[13] :

1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

4. Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

5. Попечитель (опекун) может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6. Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

Опекун не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать, а попечитель соглашаться на:

× отказ подопечного от принадлежащих ему прав (например, от доли в наследстве в пользу другого лица);

× отчуждение имущества (куплю-продажу, дарение, обмен);

× сдачу имущества (квартиры, жилого дома и прочего движимого и недвижимого имущества) в наем;

× сдачу имущества в безвозмездное пользование или залог;

× раздел имущества или выделение из него долей (например, раздел жилплощади между родственниками, владеющими ею совместно с ребенком);

× любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Глава II. Организация практической работы с детьми

сиротами с целью обеспечения их прав

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми,

оставшимися без попечения родителей

В Ртищевском районе ведётся активная, последовательная и постоянная работа по выявлению, обследованию условий проживания и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О данной работе нам удалось узнать из интервью с начальником отдела по опеке и попечительству Стрельниковой И.В., которая сообщила нам следующие сведения.

За 2010 г. общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, проживающих на территории района от рождения до 18 лет составляет 142 чел., из них до 7 лет – 20 чел., до 14 лет – 50 чел. Из них под опекой (попечительством) — 96, в приёмных семьях – 1 чел., в учреждениях профессионального образования обучается – 40 чел. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено за сентябрь 2010 г. – 10 чел., за текущий 2010 г. – 24 чел.; из них устроено под опеку (попечительство) за сентябрь 2010 г. – 5 чел., за текущий 2010г. – 16 чел. В сравнении с прошлым 2009 г. увеличение числа опекаемых и детей-сирот не наблюдалось. Периодически (1 раз в 3 месяца, 1 раз в полгода) проводится проверка условий жизни опекаемых и выполнение опекунами своих обязанностей (2 раза в год) на основании распоряжения главы администрации. Проводится

проверка отчётов о расходовании средств, предназначенных на содержание опекаемых (отчёты сдаются за прошедший год до февраля текущего года).

В нашей школе так же ведётся работа с опекаемыми детьми. 28.08.09г. приказом директора МОУ «СОШ №4» Авдеевой О.Н. на должность общественного инспектора по охране прав детства была назначена социальный педагог Ермакова А.Е. Она проводит учёт детей, учащихся в школе, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой. Алевтина Ефимовна составляет социальный паспорт школы, проводит обследование жилищно-бытовых условий этих детей, составляет соответствующие акты, определяет систему мер помощи школы детям – сиротам.

По её словам в последние годы наблюдается тенденция к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей школе, что наглядно отражено на графике:

В сентябре 2008 г. детей-сирот и опекаемых в нашей школе обучалось 5 чел, в сентябре 2009 г. – 7 чел., в сентябре 2010 г. – 8 чел.

§2. Опекаемая в нашей семье

В нашей семье воспитывается моя подруга и одноклассница – Байденко Лена. Меня заинтересовало, как и почему моя мама решилась на столь ответственный и поворотный для нашей семьи поступок, взять под опеку Леночку. Поэтому я взяла интервью у мамы, задав ей интересующие меня вопросы:

1. Какие причины двигали Вами, когда вы решили взять под опеку ребенка?

- Лена — лучшая подруга моей дочери Ани, они дружат с детского сада. После того, как мы узнали, что прежние опекуны отказались от нее и отправили в приют в г. Аткарск, я ни минуты не сомневалась, что мы возьмем ее в нашу семью. Вся моя семья поддержала меня в решении стать опекуном Лены. Я просто не могла допустить, чтобы ребенка отправили в детский дом.

2. Каковы условия проживания опекаемого Вами ребенка?

- Лена живет в одной комнате с моей дочерью Аней. У нее есть все условия для отдыха и занятий. Они учатся в одном классе, вместе учат уроки, ходят на занятия в танцевальный кружок в ЦДТ «Светлячок».

3. Как контролируются начисляемые финансовые потоки?

- Пенсию по потере кормильца (матери) мы перечисляем на пенсионный депозит, а пособие расходуем на нужды ребенка: на питание, одежду, обувь и другие необходимые вещи. На каждую покупку (кроме питания) необходимо брать товарный чек и отчитываться за потраченные средства перед органом опеки и попечительства.

4. Знаете ли вы, какими правами обладает опекаемый Вами ребенок? Какие у нее и у Вас обязанности?

- Конечно, знаю. Ребенок имеет право на заботу опекуна. С 14 лет он имеет право самостоятельно расходовать денежные средства, причитающиеся ему, может общаться с другими родственниками. Но в то же время он должен слушаться опекуна, вовремя приходить домой, не уходить никуда без разрешения, оказывать посильную помощь опекуну. А опекун, в свою очередь, обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, предоставить ему все

необходимые для этого условия. Также опекун должен представлять и отстаивать интересы ребенка в различных учреждениях. В то же время он вправе самостоятельно определять способы воспитания и образования ребенка.

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь?

- Особых трудностей в воспитании нет, так как Лена очень скромный и послушный ребенок и проблем в общении с ее бабушкой у меня, в отличие от прежних опекунов, нет. Трудно учитывать каждую покупку и не забывать брать чеки. И ведь не на всякую трату денег можно оформить чек, например: питание в школе, карманные расходы, покупки по мелочам и т.д. Однако в целом я считаю, что справляюсь со своими обязанностями и постараюсь воспитать Лену достойным человеком.

Так же меня волнует вопрос, как Леночка чувствует себя в новых условиях, комфортно ли живётся ей в нашей семье, знает ли она о своих правах и обязанностях:

1. Знаешь ли ты о своих правах?

- Да, я знаю о некоторых из своих прав. Например, я имею право жить в семье опекуна, на заботу и поддержку с его стороны. Также у меня есть право на нормальные условия проживания, воспитания и образования. Я знаю о том, что у меня имеется право на получение пенсии и пособия от государства, а еще на бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Имею я также и право на бесплатное высшее образование. Пожалуй, это все, что я знаю о своих правах.

2. Какие обязанности у тебя есть?

- Прежде всего, я должна слушаться своих опекунов, не перечить им и относиться к ним с уважением, чтобы избежать различных семейных конфликтов и достичь как можно большего взаимопонимания. Я должна хорошо учиться, быть аккуратной и содержать свои вещи и комнату в порядке. Также, я думаю, мне просто необходимо помогать моим опекунам по хозяйству, выполнять какую-либо работу по дому, которая мне по силам, чтобы не «сидеть на шее» у опекунов и не быть иждивенцем, что я, собственно, и делаю.

3. Какие трудности возникали у тебя, когда ты проживала у прежних опекунов?

- Когда я жила у прежних опекунов, я постоянно сталкивалась с различными трудностями. Например, я далеко не всегда могла посещать свою бабушку и друзей, которые живут совсем в другом районе, находящемся очень далеко от места проживания опекунов, так как они меня не отпускали, постоянно ссылаясь на то, что в любой момент может приехать проверка, и если меня не застанут у них дома, могут быть очень плохие последствия. В результате этого в семье нередкими стали ссоры, к бабушке отпускали все реже, и меня это совсем не устраивало, так как она уже довольно пожилая, и ей требовалась моя помощь по хозяйству, да и я просто-напросто скучала, ведь я жила с ней всю жизнь до смерти мамы. Также мне пришлось ходить в другую школу, в которой я никого не знала, и куда приходилось каждый день добираться на автобусе, поэтому мне было очень трудно приспособиться.

4. Довольна ли ты проживанием у своих нынешних опекунов?

- Сейчас я довольна проживанием в семье опекуна, и меня все полностью устраивает. Ведь я снова могу ходить учиться в свою родную школу, заниматься, как и раньше, танцами. А так же я могу посещать бабушку, которая живет недалеко и помогать ей в домашних делах, так как она очень нуждается в моей помощи.

Заключение

Я думаю, что люди не должны оставаться равнодушными к судьбам детей-сирот. Ведь с каждым годом их становится все больше, а люди относятся к ним все безразличнее, и это может обернуться социальной катастрофой общественного бездушия и безнравственности, бездуховности, морального обнищания сердец и душ. А ведь если бы каждый, кто имеет такую возможность взял хотя бы по одному ребенку в свою семью, в нашей стране было бы намного меньше детских домов и приютов и больше спасенных детских судеб. Поэтому, нужно, чтобы в нашей стране было бы как можно больше таких милосердных и самоотверженных людей как моя мама. Тогда будет и возрастать количество счастливых семей подобных нашей. Я горжусь поступком своей мамы, считаю, что так должен действовать каждый достойный человек. Поступок моей мамы – лучший пример высоконравственного поступка.

В процессе написания данной работы мне пришлось о многом задуматься, поразмышлять. Я узнала массу новой информации, изучила российские законы, относящиеся к данной теме. В связи с этим у меня возникли некоторые идеи, предложения. Во-первых, так как в детских домах многие дети все же имеют родителей, по той или иной причине лишенных родительских прав, то государство должно спрашивать строже с таких «родителей», чтобы они относились к своим обязанностям родителей более ответственно, а не бросали детей на произвол судьбы и не перекладывали бы свои обязанности на плечи государства. Например, взимать с них высокую плату на содержание своих детей. Во-вторых, нужно сделать процедуру проверки опекаемых детей менее бюрократичной, более упрощенной и прозрачной. Но вместе с тем тщательно подбирать кандидатуру опекунов, чтобы это были обязательно высоконравственные люди, действующие действительно из милосердия и сострадания, а не из корыстных побуждений. Ведь дети-сироты, которые уже имеют глубокий болезненный след в душе, понесли горькую утрату самых близких людей, и заставлять их страдать еще — это безнравственно, бесчеловечно. Закончить свою работу мне хотелось бы словами эпиграфа: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).

Список использованных источников,

литературы, Интернет-ресурсов:

1. Декларация прав ребёнка.// http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm .

2. Интервью с Байденко Е.

3. Интервью с Беловой В.П.

4. Интервью со Стрельниковой И.В.

5. Конвенция по правам ребёнка.// Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

6. Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

7. Семейный кодекс РФ//http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

8. Статистические данные отдела по опеке и попечительству за 2010 г.

9. Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

10. Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

11. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

12. Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.

13. http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812


[1] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 2.

[2] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 5.

[3] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 7.

[4] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 8.

[5] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 9.

[6] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

[7] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 104

[8] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 112

[9] http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

[10] http://www.legal.ru/?Text&ID=103

[11] Семейный кодекс РФ// http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

[12] http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812

[13] Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

Права детей и подростков,

Оставшихся без попечения родителей.

Выполнила: Белова Анна Петровна

ученица 11 класса МОУ «СОШ № 4»

Ртищево, ул. Свердлова д.№48 ,тел. 4-84-07

E-mail: belova.nura2011@yandex.ru

Руководитель: Панкратова Ж.А.

Содержание:

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….1-3 с.

Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению прав детей-

сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей и их опекунов . . . . ………..3-7 с.

§1.Права и обязанности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. . . . 3-5 с.

§2. Права и обязанности опекунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………5-7 с.

Глава II. Организация практической работы с детьми сиротами с целью обеспечения их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………..7-11 с.

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….7-8 с.

§2. Опекаемая в нашей семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………8-11 с.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………11-13 с.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………….14 с.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Платон

Введение.

Целью моей работы является изучение положения детей – сирот в нашей стране и в нашем городе, их проблем, прав и обязанностей, прав и обязанностей людей, которые их усыновили или взяли опеку над ними.

Задачами моего исследования является анализ федеральных документов по данному вопросу, правовых документов Саратовской области и г. Ртищево, исследование мнения по данной проблеме самих детей – сирот и тех, кто пытается заменить им самых близких людей.

Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для нашей семьи с недавних пор стали очень близкой проблемой. Моя подруга Байденко Лена является опекаемой моей матери. Именно поэтому я и выбрала эту тему для своего исследования.

Существует множество нормативно-правовых документов, которые регламентируют положение детей – сирот в обществе и защиту их прав. Из них наиболее важными и значимыми, по – моему мнению, являются «Декларация прав ребёнка», принятая 20 ноября 1959 г. Организацией объединённых Наций и «Конвенция по правам ребёнка», принятая ООН в 1989 г., в которых рассматриваются права ребёнка в целом.

Данные документы провозглашают своей целью обеспечить всем детям счастливое детство, права и свободы в соответствии с принципами:

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;[1]

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;[2]

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальных стадиях;[3]

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь;[4]

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[5]

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;[6]

Государства-участники уважают право ребенка, который разлучился с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения или прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка;[7]

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.[8]

Однако дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют дополнительные права, которые гарантируются Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», принятым в 2008 г. Государственной Думой, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.[9] ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятым в 1996 г, который определил общие

3

принципы, содержание и меры государственной поддержки таких детей. И Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты).[10]

Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению

прав детей-сирот и подростков,

оставшихся без попечения родителей и их опекунов

§1.Права и обязанности детей и подростков,

оставшихся без попечения родителей

Согласно нормативным документам, сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г:

Закон не проводит принципиального различия между категориями детей, оставшихся без попечения родителей и детьми – сиротами, все они имеют общие права. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

обеспечение им условий для содержания, воспитания, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

2. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[11]

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с выходом закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд.

4. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

5. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря.

6. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы.

7. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[12]

§2. Права и обязанности опекунов

Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.

Права и обязанности опекунов и попечителей[13] :

1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

4. Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

5. Попечитель (опекун) может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6. Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

Опекун не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать, а попечитель соглашаться на:

× отказ подопечного от принадлежащих ему прав (например, от доли в наследстве в пользу другого лица);

× отчуждение имущества (куплю-продажу, дарение, обмен);

× сдачу имущества (квартиры, жилого дома и прочего движимого и недвижимого имущества) в наем;

× сдачу имущества в безвозмездное пользование или залог;

× раздел имущества или выделение из него долей (например, раздел жилплощади между родственниками, владеющими ею совместно с ребенком);

× любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Глава II. Организация практической работы с детьми

сиротами с целью обеспечения их прав

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми,

оставшимися без попечения родителей

В Ртищевском районе ведётся активная, последовательная и постоянная работа по выявлению, обследованию условий проживания и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О данной работе нам удалось узнать из интервью с начальником отдела по опеке и попечительству Стрельниковой И.В., которая сообщила нам следующие сведения.

За 2010 г. общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, проживающих на территории района от рождения до 18 лет составляет 142 чел., из них до 7 лет – 20 чел., до 14 лет – 50 чел. Из них под опекой (попечительством) — 96, в приёмных семьях – 1 чел., в учреждениях профессионального образования обучается – 40 чел. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено за сентябрь 2010 г. – 10 чел., за текущий 2010 г. – 24 чел.; из них устроено под опеку (попечительство) за сентябрь 2010 г. – 5 чел., за текущий 2010г. – 16 чел. В сравнении с прошлым 2009 г. увеличение числа опекаемых и детей-сирот не наблюдалось. Периодически (1 раз в 3 месяца, 1 раз в полгода) проводится проверка условий жизни опекаемых и выполнение опекунами своих обязанностей (2 раза в год) на основании распоряжения главы администрации. Проводится

проверка отчётов о расходовании средств, предназначенных на содержание опекаемых (отчёты сдаются за прошедший год до февраля текущего года).

В нашей школе так же ведётся работа с опекаемыми детьми. 28.08.09г. приказом директора МОУ «СОШ №4» Авдеевой О.Н. на должность общественного инспектора по охране прав детства была назначена социальный педагог Ермакова А.Е. Она проводит учёт детей, учащихся в школе, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой. Алевтина Ефимовна составляет социальный паспорт школы, проводит обследование жилищно-бытовых условий этих детей, составляет соответствующие акты, определяет систему мер помощи школы детям – сиротам.

По её словам в последние годы наблюдается тенденция к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей школе, что наглядно отражено на графике:

В сентябре 2008 г. детей-сирот и опекаемых в нашей школе обучалось 5 чел, в сентябре 2009 г. – 7 чел., в сентябре 2010 г. – 8 чел.

§2. Опекаемая в нашей семье

В нашей семье воспитывается моя подруга и одноклассница – Байденко Лена. Меня заинтересовало, как и почему моя мама решилась на столь ответственный и поворотный для нашей семьи поступок, взять под опеку Леночку. Поэтому я взяла интервью у мамы, задав ей интересующие меня вопросы:

1. Какие причины двигали Вами, когда вы решили взять под опеку ребенка?

- Лена — лучшая подруга моей дочери Ани, они дружат с детского сада. После того, как мы узнали, что прежние опекуны отказались от нее и отправили в приют в г. Аткарск, я ни минуты не сомневалась, что мы возьмем ее в нашу семью. Вся моя семья поддержала меня в решении стать опекуном Лены. Я просто не могла допустить, чтобы ребенка отправили в детский дом.

2. Каковы условия проживания опекаемого Вами ребенка?

- Лена живет в одной комнате с моей дочерью Аней. У нее есть все условия для отдыха и занятий. Они учатся в одном классе, вместе учат уроки, ходят на занятия в танцевальный кружок в ЦДТ «Светлячок».

3. Как контролируются начисляемые финансовые потоки?

- Пенсию по потере кормильца (матери) мы перечисляем на пенсионный депозит, а пособие расходуем на нужды ребенка: на питание, одежду, обувь и другие необходимые вещи. На каждую покупку (кроме питания) необходимо брать товарный чек и отчитываться за потраченные средства перед органом опеки и попечительства.

4. Знаете ли вы, какими правами обладает опекаемый Вами ребенок? Какие у нее и у Вас обязанности?

- Конечно, знаю. Ребенок имеет право на заботу опекуна. С 14 лет он имеет право самостоятельно расходовать денежные средства, причитающиеся ему, может общаться с другими родственниками. Но в то же время он должен слушаться опекуна, вовремя приходить домой, не уходить никуда без разрешения, оказывать посильную помощь опекуну. А опекун, в свою очередь, обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, предоставить ему все

необходимые для этого условия. Также опекун должен представлять и отстаивать интересы ребенка в различных учреждениях. В то же время он вправе самостоятельно определять способы воспитания и образования ребенка.

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь?

- Особых трудностей в воспитании нет, так как Лена очень скромный и послушный ребенок и проблем в общении с ее бабушкой у меня, в отличие от прежних опекунов, нет. Трудно учитывать каждую покупку и не забывать брать чеки. И ведь не на всякую трату денег можно оформить чек, например: питание в школе, карманные расходы, покупки по мелочам и т.д. Однако в целом я считаю, что справляюсь со своими обязанностями и постараюсь воспитать Лену достойным человеком.

Так же меня волнует вопрос, как Леночка чувствует себя в новых условиях, комфортно ли живётся ей в нашей семье, знает ли она о своих правах и обязанностях:

1. Знаешь ли ты о своих правах?

- Да, я знаю о некоторых из своих прав. Например, я имею право жить в семье опекуна, на заботу и поддержку с его стороны. Также у меня есть право на нормальные условия проживания, воспитания и образования. Я знаю о том, что у меня имеется право на получение пенсии и пособия от государства, а еще на бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Имею я также и право на бесплатное высшее образование. Пожалуй, это все, что я знаю о своих правах.

2. Какие обязанности у тебя есть?

- Прежде всего, я должна слушаться своих опекунов, не перечить им и относиться к ним с уважением, чтобы избежать различных семейных конфликтов и достичь как можно большего взаимопонимания. Я должна хорошо учиться, быть аккуратной и содержать свои вещи и комнату в порядке. Также, я думаю, мне просто необходимо помогать моим опекунам по хозяйству, выполнять какую-либо работу по дому, которая мне по силам, чтобы не «сидеть на шее» у опекунов и не быть иждивенцем, что я, собственно, и делаю.

3. Какие трудности возникали у тебя, когда ты проживала у прежних опекунов?

- Когда я жила у прежних опекунов, я постоянно сталкивалась с различными трудностями. Например, я далеко не всегда могла посещать свою бабушку и друзей, которые живут совсем в другом районе, находящемся очень далеко от места проживания опекунов, так как они меня не отпускали, постоянно ссылаясь на то, что в любой момент может приехать проверка, и если меня не застанут у них дома, могут быть очень плохие последствия. В результате этого в семье нередкими стали ссоры, к бабушке отпускали все реже, и меня это совсем не устраивало, так как она уже довольно пожилая, и ей требовалась моя помощь по хозяйству, да и я просто-напросто скучала, ведь я жила с ней всю жизнь до смерти мамы. Также мне пришлось ходить в другую школу, в которой я никого не знала, и куда приходилось каждый день добираться на автобусе, поэтому мне было очень трудно приспособиться.

4. Довольна ли ты проживанием у своих нынешних опекунов?

- Сейчас я довольна проживанием в семье опекуна, и меня все полностью устраивает. Ведь я снова могу ходить учиться в свою родную школу, заниматься, как и раньше, танцами. А так же я могу посещать бабушку, которая живет недалеко и помогать ей в домашних делах, так как она очень нуждается в моей помощи.

Заключение

Я думаю, что люди не должны оставаться равнодушными к судьбам детей-сирот. Ведь с каждым годом их становится все больше, а люди относятся к ним все безразличнее, и это может обернуться социальной катастрофой общественного бездушия и безнравственности, бездуховности, морального обнищания сердец и душ. А ведь если бы каждый, кто имеет такую возможность взял хотя бы по одному ребенку в свою семью, в нашей стране было бы намного меньше детских домов и приютов и больше спасенных детских судеб. Поэтому, нужно, чтобы в нашей стране было бы как можно больше таких милосердных и самоотверженных людей как моя мама. Тогда будет и возрастать количество счастливых семей подобных нашей. Я горжусь поступком своей мамы, считаю, что так должен действовать каждый достойный человек. Поступок моей мамы – лучший пример высоконравственного поступка.

В процессе написания данной работы мне пришлось о многом задуматься, поразмышлять. Я узнала массу новой информации, изучила российские законы, относящиеся к данной теме. В связи с этим у меня возникли некоторые идеи, предложения. Во-первых, так как в детских домах многие дети все же имеют родителей, по той или иной причине лишенных родительских прав, то государство должно спрашивать строже с таких «родителей», чтобы они относились к своим обязанностям родителей более ответственно, а не бросали детей на произвол судьбы и не перекладывали бы свои обязанности на плечи государства. Например, взимать с них высокую плату на содержание своих детей. Во-вторых, нужно сделать процедуру проверки опекаемых детей менее бюрократичной, более упрощенной и прозрачной. Но вместе с тем тщательно подбирать кандидатуру опекунов, чтобы это были обязательно высоконравственные люди, действующие действительно из милосердия и сострадания, а не из корыстных побуждений. Ведь дети-сироты, которые уже имеют глубокий болезненный след в душе, понесли горькую утрату самых близких людей, и заставлять их страдать еще — это безнравственно, бесчеловечно. Закончить свою работу мне хотелось бы словами эпиграфа: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).

Список использованных источников,

литературы, Интернет-ресурсов:

1. Декларация прав ребёнка.// http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm .

2. Интервью с Байденко Е.

3. Интервью с Беловой В.П.

4. Интервью со Стрельниковой И.В.

5. Конвенция по правам ребёнка.// Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

6. Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

7. Семейный кодекс РФ//http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

8. Статистические данные отдела по опеке и попечительству за 2010 г.

9. Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

10. Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

11. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

12. Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.

13. http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812


[1] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 2.

[2] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 5.

[3] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 7.

[4] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 8.

[5] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm . Принцип 9.

[6] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

[7] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 104

[8] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 112

[9] http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

[10] http://www.legal.ru/?Text&ID=103

[11] Семейный кодекс РФ// http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

[12] http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812

[13] Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

Файлы: Проект сироты.rar
Размер файла: 52854 байт.

Рубрики: Обществознание Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология