Автор конспекта:
Автор(ы): — Руководитель: учитель обществознания Панкратова Ж.А., учащиеся 10-11 класса Родин Никита и Бегутова Ирина

Место работы, должность: —

учитель истории и обществознания МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской обл." Панкратова Ж.А.

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Психология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Проект раскрывает основные моменты учения З. Фрейда, которые применяются западными маркетологами и необходимо более широко применять в современной российской торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….С. 3-4

Глава первая.Рождение Фрейда как философа…………………………С.4-6

§ 1.Детство Фрейда………………………………………………………С.4-5

§ 2.Становление взглядов Фрейда………………………………………С.5-6

Глава вторая. Основные концепции бессознательного…………………С.6

§ 1.Теория «первичного влечения»………………………………………С.6-7

§ 2.Принцип удовольствия и реальности…………………………………С.7

§ 3.Модель личности………………………………………………………С.7-8

Глава третья. Применение теории бессознательного в маркетинге……С.8-15

§ 1.Первооткрыватель применения учения Фрейда на практике –

Э. Дихтер…………………………………………………………………….С.8-9

§ 2. Современный маркетинг………………………………………………С.10-12

§ 3.Наши исследования – поиск истины…………………………………С.12-16

Заключение…………………………………………………………………С.16

Список использованных источников и литературы………………………С.17

Приложения…………………………………………………………………С.18-20

Введение

В современном мире с экранов телевизоров, из различных средств СМИ, уличных и витринных щитов льется огромный поток рекламы, пытающийся всеми средствами привлечь к себе внимание и заставить покупать. Для этого маркетологи используют различные средства, в частности эксплуатируя тему секса, удовольствия, угрозы здоровья и пр., стараются влиять, манипулировать нашим бессознательным в нужном для них русле.

Цель написания нашей работы состоит в том, чтобы рассмотреть, изучить, узнать, состоятельна ли теория бессознательного З. Фрейда, является ли она актуальной на сегодняшний день, или, как утверждают современные философы, она является совершенно ошибочной и неприемлемой. Задачами нашего исследования является изучение биографии З. Фрейда, влияние детства, жизненных ситуаций на становление его взглядов, возникновение теорий; каковы основные идеи его концепции бессознательного; как они работают в жизни на примере маркетинговых приёмов; как современный российский покупатель реагирует на предложенные им маркетинговые ходы. С этой целью мы изучили следующие источники и литературу. Мы узнали о содержании теории бессознательного З. Фрейда из книг «По ту сторону принципа удовольствия. Зигмунд Фрейд» и «Психология бессознательного: Сб. произведений»[1] .«По ту сторону принципа удовольствия» — одна из ключевых работ Зигмунда Фрейда, обозначившая поворот в его учении и переход от первой модели психического аппарата (сознание — предсознательное — бессознательное), ко второй (Я — Оно — Сверх-я). Заглавная работа «По ту сторону принципа удовольствия» вышла в Международном психоаналитическом издательстве (Лейпциг—Вена—Цюрих) в 1920 году. В этой работе впервые в психоанализе Фрейдом были поставлены вопросы навязчивости, влечения к смерти и принципа удовольствия и его статусе в психической жизни субъекта. «По ту сторону принципа удовольствия» по настоящее время остаётся фундаментальной работой по терапии травматических неврозов. Во вторую книгу «Психология бессознательного: Сб. произведений» включены крупные работы Фрейда, создавшего оригинальную систему анализа душевной жизни человека. В них показано, что сознание неотделимо от глубинных уровнейпсихической активности. Представляют большой интерес анализ детских неврозов, сталкивающий воспитателя с проблемами, находящимися вне поля зрения учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных фактов повседневной жизни, связанных с ошибками памяти и т. д. Также в своей работе мыиспользовали статьи, исследования, факты, взятые с различных Интернет-ресурсов[2] .

Глава первая. Рождение Фрейда как философа

§ 1. Детство Фрейда

В статье "Моя жизнь и психоанализ" Зигмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1856 года во Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем.»[3] Первая квартира в Вене, которую семья Фрейд занимала, находилась на Пфеффергассе. Предоставив первоначальное обучение Фрейда матери, отец принял на себя задачу его подготовки к поступлению в частную гимназию. Он обычно советовался со своими детьми относительно различных решений, которые предстояло принять. В девять лет Фрейда сдал экзамен, позволивший ему посещать гимназию на год раньше обычного возраста. Там он достиг замечательных успехов, являясь в течение последних шести из восьми лет учебы первым учеником в классе. Согласно Фрейду, основные черты характера закладываются в возрасте до трех лет, более поздние события могут внести коррективы, но не изменить их. Он сам предстает перед нами нормальным здоровым ребенком, и мы можем отметить лишь те немногие характерные черты, что отличают обстоятельства его жизни от обстоятельств жизни других нормальных детей. Их немного, но они важны. Он был самым старшим ребенком в семье, и поэтому в течение некоторого времени являлся центром внутренней жизни семьи. Подобное положение в семье может наполнить ребенка особым чувством значимости и ответственности, и оно же может вселить в него чувство неполноценности. С Фрейдом произошло первое: ответственность за всех родственников и друзей стала основной чертой его характера.

§ 2. Становление взглядов Фрейда

Когда в возрасте 17 лет он с отличием окончил гимназию, отец пообещал в награду ему поездку в Англию, что и было исполнено два года спустя. Эта страна была его мечтой. В 16-летнем возрасте Фрейд влюбился в Гизелу, с которой дружил в детстве. Он был слишком застенчив, чтобы сообщить или хотя бы намекнуть ей о своих чувствах. После отличного окончания гимназии Фрейд поступает в Венский университет, где вначале увлекается изучением истории, политики и литературы. Эти первые увлечения оставили неизгладимый след. В этот период он прослушал курс лекций философа-идеалиста Франца Брентано (1838-1917), развивавшего идеи об интенциальности (предметности) сознания как одном из главных признаков всех психических феноменов. В 21 год, Фрейд приступает к изучению медицины и физиологии в Венском университете. Большинство биографов Фрейда отмечали существенное влияние на формирование его научного мировоззрения Эрнста Брюкке — одного из видных представителей физико-химической школы. Позднее он приходит в неврологию и лишь через нее — в психиатрию. В 25 лет Фрейд наконец завершает свое медицинское образование. Он мечтает об академической карьере, но в университете мест не было. В 1882 году, испытывая материальные затруднения, Фрейд поступает на работу в Венскую народную больницу, где проходит практически через все основные отделения, начиная с хирургического, неврологического и дерматологического и заканчивая психиатрическим. Он стал врачем-психиатром и стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями — применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций". К концу 90-х годов происходит формирование основных понятий его учения — фрейдизма[4] .

Глава вторая. Основные концепции бессознательного

§ 1.Теория «первичного влечения»

Деятельностью человека движет сознание, мотивы и желания, но многие поступки человека оказываются загадочными не только для окружающих, но и для него самого. Поэтому Фрейд полагал, что человеком движет ещё и неосознаваемое. Заинтересовавшись этой проблемой, он стал развивать тему бессознательного. Концепция Фрейда это — представление о влечении как движущей силе человеческого поведения. Фрейд задался целью выявить "первичные влечения", составляющие ядро бессознательного. В качестве движущей силы бессознательного Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека. Фрейд был убежден, что симптомы невротических заболеваний следует искать в остатках и символах воспоминаний о сексуальных переживаниях, которые имеют место в детском возрасте каждого человека. Эти забытые переживания детства не исчезают, по Фрейду, а оставляют неизгладимые следы в душе человека. Он различает две группы "первичных влечений": сексуальные влечения и влечения "Я" (или самосохранения). Еще позднее, он приходит к выводу, что "первичные влечения" составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. Он выдвигает гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос). Предположение о существовании в человеческом существе такого инстинкта, который он назвал "влечением к смерти", Фрейд выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув органического бытия, вследствие внутренних причин со временем умирает и возвращается к неорганическому состоянию[5] .

§ 2. Принцип удовольствия и реальности

Фрейд выдвинул идею, что человек психологически регулируется «принципом удовольствия» то, что не доставляет удовольствия, отвергается. Функционирование человеческой психики по принципу получения максимальных удовольствий имеет, по Фрейду, и обратную сторону, заключающуюся в том, что, во-первых, удовлетворение происходит только в рамках самой психики, без выхода за ее пределы, и, во-вторых, оно сопровождается непредвиденными страданиями. Фрейд приходит к мысли, что в человеческой психике наряду с "принципом удовольствия" формируется самоорганизующееся начало, функциональная деятельность которого сообразуется с запросами человека и с условиями внешней реальности. Этот новый принцип -"принцип реальности" то, что действительно, реально, даже если оно и неприятно — выступает некой противодействующей силой "принципу удовольствия".[6]

§ 3. Модель личности

Исходя из соотношения между "принципом реальности" и "принципом удовольствия", Фрейд истолковывает и возникновение конфликтных ситуаций между сознанием и бессознательным. Так структурно-функциональный анализ личности привел Фрейда к признанию трагичности человеческого существования: сложные взаимосвязи между различными пластами личности, принципами функционирования человеческой психики, влечения одновременно к созиданию и разрушению, стремления к продолжению жизни и уходу в небытие — все это во фрейдовской интерпретации человека служило подтверждением тех непримиримых антагонистических отношений, которые существуют с момента рождения человеческого существа и до самых последних лет его жизни между сознанием и бессознательным, разумом и страстями. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. Первый элемент — "Оно", глубинный слой бессознательного влечения, психическая "самость", основа деятельности индивидов. Второй элемент — "Я", сфера сознательного, посредник между "Оно" и "высшим миром", в том числе природными и социальными институтами. Третий элемент -"Сверх-Я", внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке, это внутренне усвоенные индивидом социальные запреты власти родителей и авторитетов. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательное влечение "Оно", и направить их в русло социально одобренного поведения. Человек, по 3. Фрейду, может владеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа состоит в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания и подчинить своим целям[7] .

Глава третья. Применение теории бессознательного в маркетинге

§ 1. Первооткрыватель применения учения Фрейда на практике – Э. Дихтер

Современная индустрия маркетинга и рекламы по-своему интерпретировала учение Фрейда и применила его на практике, приступила к массированной эротизации предметов потребления и ввела в практику обращение с потребителем, как субъектом, управляемым бессознательными сексуальными влечениями. Адвокатом неудержимого влечения к растрате был доктор Эрнест Дихтер (1907–91)[8] . Дихтер оставил школу в 15 лет, ему пришлось кормить семью. Готовясь к вступительным экзаменам в Венский Университет, он работал в магазине своего дяди, в отделе штор и гардин и скопил денег для того, чтобы провести год (1929–30) в Париже, где посещал в Сорбонне курсы по литературе и философии. В 1934-м он окончил университет, он принял предложение о работе для Венского Психоэкономического Института (при университете), проводящего исследования привычек в области потребления молочных продуктов. В 1938 г. по политическим соображениям эмигрировал в США, где его первым занятием стала работа на маркетинговую компанию, исследующую привычки американских потребителей молока. Здесь Дихтер впервые применил теорию бессознательного Фрейда на практике, когда предложил путь свободных ассоциаций по проблеме покупки потребителями молока вместо интервью в 1939 г. в журнале «Эсквайр». Девушки на страницах не только притягивали внимание читателя, но и делали его более подверженным восприятию рядом размещенных и соответственно поданных рекламных материалов. Затем он применил метод психоассоциаций для повышения продаж мыла: «Вы — мыло, что вы можете сказать о себе? Сколько вам лет? Вы мужчина или женщина?» Мыло приобретает большую ценность, если есть ассоциация с предстоящим романтическим свиданием[9] . В 1939 году Дихтер отправляется в Детройт работать для Крайслер Корпорэйшн, помогать продавать модель «Плимут», используя все те же глубинные интервью с потенциальными потребителями. Он обнаружил, что седан бессознательно ассоциируется с женой, а кабриолет — с девушкой. Вершиной его рекламной деятельности стал контракт с Mattel Toys (1958). Результатом является то, что в мире и по сей день примерно каждые полсекунды происходит покупка куклы Барби. Образ, счастливо вышедшей замуж, неотягощенной заботой о детях и свободной от родителей, гламурной Барби был далек от реальной жизни американского предместья, но это был желаемый образ. Образ Барби, бесконечно меняющей наряды и интерьеры, стал олицетворением патологической привычки к бесконечному навязчивому шоппингу. Именно психоаналитический подход вытащил западную экономику из послевоенного кризиса перепроизводства[10] .

§ 2. Современный маркетинг

Психологи выяснили, что управлять подсознательными желаниями женщин гораздо легче, чем желаниями мужчин. Женщинам хочется исключительности, новизны, мужчинам – гарантии качества и удобства. Воздействие на желания мужчин через женщин – эффективный способ увеличения продаж товаров. Желание женщин быть самой неотразимой, особенной и исключительной использовала в своей рекламе фирма «Нина Риччи» для духов «Нина». Другой пример – реклама краски для волос «Вела»: «Вела» – вы великолепны». Наблюдения за женщинами в крупных американских супермаркетах показали, что покупки свершаются ими не по заранее составленному перечню, а преимущественно под влиянием обилия товаров. Исследованием этого занялся Джеймс Викари. Он разместил в супермаркетах скрытые камеры, которые фиксировали количество миганий глаз покупательниц. С помощью камер Викари установил, что во время выбора товаров число миганий у женщин падает до 14 в минуту, что сравнимо только с состоянием транса. Но когда женщины направляются к кассе, картина резко меняется: число миганий увеличивается до 25 в минуту, а при звуке кассового аппарата, выбивающего чек, и при голосе кассира, называющего сумму, на которую сделана покупка, — до 45 в минуту. При этом часто оказывается, что у покупательниц не хватает денег, чтобы расплатиться за свои импульсивные покупки. После обнародования результатов исследований Викари стали активно использовать более яркую и привлекательную упаковку. При этом для товаров, основными покупателями которых являются женщины, используют упаковку преимущественно красного и желтого цветов, которые более всего гипнотизируют женщин. (На мужчин сильнее действует синий цвет.)[11]

Наблюдая за женщинами, рекламные специалисты установили, что они, направляясь за покупками, оставляют очки дома. В связи с этим в магазинах стали раскладывать товары на уровне глаз, на видных местах, в большом количестве (изобилие сильно привлекает покупателей). Но как можно заставить человека, у которого есть все, о чем бы он мечтал, купить ненужный ему товар? Во–первых созданием у широких слоев населения чувства недовольства или обеспокоенности какой – либо проблемой, имеющей непосредственное отношение к здоровью, благополучию, красоте. И во-вторых-эксплуатацией их бессознательных желаний и мотивов. Не так давно в нашей стране была организована рекламная кампания, разъясняющая широким слоям населения вред воды из под крана. Главной целью, которой было приобретение пятилитровых пластиковых емкостей с чистой родниковой водой. Страх навредить своему здоровью – широко распространенный способ манипуляции потребителем. З. Фрейд писал, что “одно из неумирающих детских желаний — мания величия”[12] . Этот мотив приемлем для рекламы автомобиля, элитного жилья, путешествий и отдыха, парфюмерии. Реклама сигарет тоже может стать одним из способов удовлетворения желания – быть над всеми, «круче» всех. Соса-Cola – юность, Marlboro – мужественность, McDonalds – семья. Реклама призвана «зацепить» сознание зрителя, вызвав прилив детских бессознательных воспоминаний. Аналогичным приемом пользуется сейчас производитель мороженого, продвигая его под маркой «48 копеек», также апеллируя к детским воспоминаниям наших соотечественников. Исследователи провели эксперимент. Они давали пробовать один продукт, оформленный в упаковку сходного конкурирующего продукта. Результаты были поразительными. Оказалось, что люди, выбирая товар, неосознанно переносят свои впечатления и ощущения от упаковки на сам продукт. Большинство просто не различает упаковку и товар. Реклама влияет на наше первое впечатление[13] . Другая сильная эмоция, которую эксплуатируют в рекламе — это юмор. Положительные эмоции от удачной шутки, смешной рекламы настолько сильные, что люди испытывают потребность рассказывать об этом другим. Как уже указывалось выше, человек приобретает товар, руководствуясь определенными внутренними переживаниями. Взять, к примеру, такую социальную группу, как подростки. Чтобы выделиться среди других, чтобы чувствовать и выглядеть в глазах своих сверстников старше, подросток будет покупать себе такие товары, которые будут свидетельствовать об этом. Чаще всего мотивацией курения подростков становятся именно эти причины. Nuts использовала в своей рекламе полезность для умственного развития и памяти орехов в сочетании с шоколадом. Слоганом в рекламе явилось следующее: «Nuts. Заряжай мозги». После этого в период сессии вырастают объемы продаж данного шоколадного батончика[14] .

§ 3. Наши исследования-поиск истины

Мы провели опрос среди людей на улице, чтобы узнать, как и под воздействием чего они совершают покупки. В нашем социологическом опросе участвовали учащиеся 10-11 классов, учителя (средний возраст) и пенсионеры. Мы задали им пять вопросов, проанализировали ответы и оформили их результаты в форме следующей таблицы:

1)Как часто вы покупаете товары, которые не запланировали?

а) никогда

б) редко

в) часто

г) практически всегда

17%

30%

50%

3%

2)Обращаете ли вы внимание на цвет ценников?

а) да

б) нет

в) иногда

14%

66%

20%

3)Охотно ли вы покупаете товары, на которых снижена цена?

а) да

б) нет

в) иногда

3%

25%

72%

4)На какие товары вы обращаете внимание в первую очередь при входе в магазин?

а) расположенные у входа в магазин

б) у кассы

в) на привычном для вас месте

0%

25%

77%

5)На какие товары вы, прежде всего, обращаете внимание?

а) на товары, находящиеся на верхних полках

б) на полках на уровне глаз

в) на нижних полках

г) не обращаю внимания на то, на каких полках находится товар

0%

15%

40%

45%

На основе этих результатов мы можем сделать вывод, что люди очень часто совершают покупки, руководствуясь больше бессознательными желаниями, чем сознательным выбором. При этом, не попадая под влияние внешних факторов, таких как цвет, они остро реагируют на сниженную цену (остаётся вопрос при этом: действительно ли она снижена или люди реагируют на заявление продавцов, что это действительно так, хотя данное заявление может и не соответствовать действительности). Также люди предпочитают покупать те товары, которые находятся на привычном и удобном для них месте, большой своей частью игнорируя маркетинговые ходы по расположению товаров. Мы опросили некоторых частных предпринимателей (Кукалёву Р.А., Простатовых, Кузиных) и выяснили, что специальных маркетологов, занимающихся изучением мнения покупателей с целью улучшения предложения товаров, повышения уровня продажи товаров в их магазинах не имеется. Также мы поговорили с главным менеджером сети магазинов «Магнит» в г. Ртищево Ольховской С.А. и узнали, что в нашем городе также нет специального маркетолога, хотя есть сайт и специальный отдел в г. Краснодаре в головном центре сети магазинов «Магнит» («Магнит – идея»), который принимает идеи от населения по улучшению методов обслуживания покупателей. Следовательно, мы можем сделать вывод, что современные маркетинговые ходы в наших магазинах используются достаточно слабо. Так как глубоких и тщательных исследований на эту тему не проводилось, то мы не можем утверждать ничего конкретного. Но можем предположить, что если бы в продуктовом магазине, около витрин с хлебом продавцы разместили бы специальные ароматизаторы, пахнущие свежеиспечённым хлебом, а в мясном магазине применили ароматизаторы, издающие запах жареного мяса или шашлыка, то продажи этих товаров сразу выросли бы в несколько раз. Или отвлекающая, расслабляющая музыка, видеоролики в магазинах, мультимедийные рекламные щиты на улицах – все эти несложные приёмы могли бы увеличить объём продаж. Мы попробовали провести опрос при помощи метода ассоциаций. Опрос проводился среди учащихся 10-11 классов (35 чел.) и среди учителей нашей школы (35 чел.). Мы задали индивидуально следующие вопросы, проанализировали ответы и оформили в форме таблицы:

1) С чем ассоциируется у вас мыло

Линии сравнения

Учителя-женщины

Учителя-мужчины

Юноши

Девушки

Чистота

37 %

36 %

34 %

26 %

Ванная

25 %

Пузыри/пена

25 %

33 %

21 %

Вода

13 %

11 %

Электронная почта

9 %

Упаковка

18 %

Химическое средство

37 %

Аромат

22 %

32 %

Цвет

21 %

Вывод: у всех опрошенных мыло ассоциируется с чистотой, но наряду с этим мужчины воспринимают мыло более конкретно, а женщины более образно. Для молодёжи оказался важным аромат, а для девушек ещё и цвет, что говорит о более романтичном восприятии мыла, чем у взрослых.

2) С чем ассоциируется у вас молоко

Линии сравнения

Учителя-женщины

Учителя-мужчины

Юноши

Девушки

Мать/ детство

46 %

17 % + 14 %

(31 %)

14 %

Корова

18 %

41 %

57 %

29 %

Витамины

27 %

Здоровый образ жизни

9 %

Жидкость

28 %

Вкус

14 %

20 %

Цвет

22 %

37 %

Реклама

7 %

Вывод: у взрослых людей молоко ассоциируется, прежде всего, с матерью, т.к. женщины пережили или переживают период материнства, а мужчины готовы уже стать отцами или являются таковыми. Девушки также задумываются о возможном материнстве в ближайшее время, более того связь девочек с матерью всегда более близкая, чем с отцами. У всех возникают ассоциации с коровой, т.к. большинство респондентов имеют родственников в деревне или приобретают на рынке коровье молоко (поэтому не возникает ассоциаций связанных с упаковкой). Женщины (в отличие от мужчин, для которых это просто жидкость) связывают молоко ещё со здоровьем, т.к. забота о потомстве, материнский инстинкт подсознательно диктует, что молоко несёт здоровье их детям.Для молодёжи также важен цвет и вкус молока, т.к. это цвет и вкус ещё незабытого, недалёкого детства.

3) С чем ассоциируется у вас легковой автомобиль

Линии сравнения

Учителя-женщины

Учителя-мужчины

Юноши

Девушки

Скорость

25 %

14 %

41 %

32 %

Комфорт

50 %

13 %

Дорога

12 %

17 %

21 %

Роскошь

13 %

Бренд

43 %

Металл

14 %

Цвет

18 %

Деньги

17 %

16 %

Веселье

25 %

Вывод: у женщин и девушек автомобиль воспринимается более образно, у мужчин и юношей более конкретно, но всех объединяет чувство скорости, как при этом не вспомнить слова великого русского писателя А.П. Чехова: «Какой же русский не любит быстрой езды!» но мужчины в этом вопросе более осторожны, чем все остальные респонденты, т.к. в них говорит чувство ответственности, которую они несут за остальных (они чаще всего оказываются за рулём), прежде всего, членов семьи. У юношей, не имеющих своей семьи, это чувство пока дремлет, но зато ассоциируется автомобиль с весельем, беззаботностью, развлечением. Для взрослых мужчин важна марка машины, т.к. это говорит о престиже, занимаемой ими социальной ступени, положении в обществе. Для женщин и девушек важнее бренда комфорт, удобство, надёжность, т.к. машина, скорее всего, воспринимается хозяйками как маленький дом на колёсах (поэтому ещё ассоциации с дорогой, постоянным движением в отличие от дома постоянного). Девушкам важен цвет машины (как цвет упаковки). У молодёжи, не имеющей пока постоянного личного заработка и, озабоченных данным фактом, машина ещё ассоциируется с деньгами.

4) С чем ассоциируется у вас кукла Барби

Линии сравнения

Учителя-женщины

Учителя-мужчины

Юноши

Девушки

Ветреность/легкомысленность

37 %

27 %

Детство

25 %

43 %

27 %

Красота

25 %

14 %

33 %

Розовый цвет

13 %

18 %

17 %

Пластик

14 %

Блондинка

23 %

Длинные волосы

18 %

Игрушка

29 %

37 %

Вывод: и женщины и юноши называют Барби ветреной и легкомысленной, только оценочная интонация различна: женщины осуждают её за это, а юноши приветствуют, т.к. возникает образ легко доступной девушки. Все (кроме юношей, для которых важнее всё-таки доступность девушки, а не её красота) отмечают красоту Барби, как некий идеал. Но мужчины и юноши более реально оценивают Барби – она всего лишь игрушка, тогда как для женского пола — это стандарт, к которому необходимо стремиться, который желаем для мужской половины. Для женщин и девушек возникают ассоциации куклы с детством, т.к. у одних дочери играют в неё, а другие только что сами перестали играть в неё. Для мужчин возникают ассоциации с детством, т.к. либо есть дочери (племянницы, сёстры и пр.), которые играли в данную игрушку, либо возможно появление дочери.

Заключение

Итак, на основе наших практических и теоретических исследований мы можем прийти к выводу, что теории Фрейда имеют право на своё существование. Хотя современные ученые утверждают, что его идеи неверны и не всегда соответствуют современным реалиям, но теория бессознательного является основой для многих маркетинговых приемов, которые до сих пор успешноработают. Вероятно, его учение и не идеально в теоретическом плане, но полностью отказаться от него невозможно.Также мы можем утверждать, что в наших магазинах мы практически не встретили маркетинговых ходов, которые предлагают современные маркетологи. Витрины, полки, полезные торговые площади наших магазинов в плане маркетинга, влияние на покупателя на его бессознательное выглядят достаточно слабо и неубедительно.

Список использованных источников и литературы

1. По ту сторону принципа удовольствия. Зигмунд Фрейд. – М.:«Харвест». 2004 .

2. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский.— М.: «Просвещение» 1990.

Интернет-ресурсы

1. http://hidemarketing.ru/prt/zachem-marketingu-obrashhatsya-k-bessoznatelnomu/

2. http://www.ref.by/refs/68/15878/1.html

3. С. Антипов. Реклама и образ бессознательного.//Конкуренция и рынок. № 6. 2000.// http://www.konkir.ru/article.phtml?id=1798

4. Попова Ж.Г. Идеи психоанализа в современной рекламе.//Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1.//http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-1/10.shtml

5. Е. Песоцкий. Современная реклама теория и практика. Использование психоанализа и бессознательных мотивов потребителей.//Библиотека «Полка букиниста» // http://polbu.ru/pesocky_advertising/ch11_all.html

6. http://academytxt.com/2011/08/13/kak-zastavit-klienta-kupit-psixologiya-bessoznatelnogo/

7. Щербатых Ю.В. Типы бессознательных явлений в жизни человека.//Щербатых Ю.В. Общая психолгия.//http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/bessoznatelnoe.html

8. Портал «В мире денег»//http://money-gain.ru/reklama_na_associacijax.htm

9. Д. Беннет. Маркетинг бессознательного и капитализация анализа.//Популярная психология.2010. №3.// http://www.popsy.ru/articles/full/stati/marketing_bessoznatelnogo_i_kapitalizatciya_analiza/

10. http://www.qoos.ru/people/medicine/freudsigmund/


[1] По ту сторону принципа удовольствия. Зигмунд Фрейд. – М.: «Харвест». 2004 .

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский.— М.: «Просвещение» 1990.

[2] http://hidemarketing.ru/prt/zachem-marketingu-obrashhatsya-k-bessoznatelnomu/ ; http://www.ref.by/refs/68/15878/1.html ; С. Антипов. Реклама и образ бессознательного.//Конкуренция и рынок. № 6. 2000.// http://www.konkir.ru/article.phtml?id=1798 ;2.Попова Ж.Г. Идеи психоанализа в современной рекламе.//Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1.//http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-1/10.shtml ;3. Е. Песоцкий. Современная реклама теория и практика. Использование психоанализа и бессознательных мотивов потребителей.//Библиотека «Полка букиниста» // http://polbu.ru/pesocky_advertising/ch11_all.html ; http://academytxt.com/2011/08/13/kak-zastavit-klienta-kupit-psixologiya-bessoznatelnogo/ ; http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/bessoznatelnoe.html ; http://money-gain.ru/reklama_na_associacijax.htm ;

http://www.popsy.ru/articles/full/stati/marketing_bessoznatelnogo_i_kapitalizatciya_analiza/ ; http://www.qoos.ru/people/medicine/freudsigmund/

[3] http://www.qoos.ru/people/medicine/freudsigmund/

[4] http://www.qoos.ru/people/medicine/freudsigmund/

[5] Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский.— М.: «Просвещение» 1990. ; http://www.ref.by/refs/68/15878/1.html

[6] Там же

[7] По ту сторону принципа удовольствия. Зигмунд Фрейд. – М.: «Харвест». 2004 .; http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/bessoznatelnoe.html

[8] С. Антипов. Реклама и образ бессознательного.//Конкуренция и рынок. № 6. 2000.// http://www.konkir.ru/article.phtml?id=1798

[9] http://academytxt.com/2011/08/13/kak-zastavit-klienta-kupit-psixologiya-bessoznatelnogo/ ; 6. Д. Беннет. Маркетинг бессознательного и капитализация анализа.//Популярная психология.2010. №3.// http://www.popsy.ru/articles/full/stati/marketing_bessoznatelnogo_i_kapitalizatciya_analiza/

[10] Попова Ж.Г. Идеи психоанализа в современной рекламе.//Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1.//http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-1/10.shtml

[11] Е. Песоцкий. Современная реклама теория и практика. Использование психоанализа и бессознательных мотивов потребителей.//Библиотека «Полка букиниста» // http://polbu.ru/pesocky_advertising/ch11_all.html

[12] Попова Ж.Г. Идеи психоанализа в современной рекламе.//Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1.//http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-1/10.shtml ; http://academytxt.com/2011/08/13/kak-zastavit-klienta-kupit-psixologiya-bessoznatelnogo/

[13] Портал «В мире денег»//http://money-gain.ru/reklama_na_associacijax.htm

[14] http://academytxt.com/2011/08/13/kak-zastavit-klienta-kupit-psixologiya-bessoznatelnogo/

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология