Автор конспекта:
Автор(ы): — Муфазалова Татьяна Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6″ г. Гай, Оренбургская обл. учитель истории и обществознания

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — 1. Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд, разъяснить трудовые права граждан и обязанности сторон по выполнению трудовых отношений 2. Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать. оценивать, использовать знания, полученные на уроках истории. 3. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Конституция России

Трудовой Кодекс

Учебник

Используемое оборудование: —

1. Конституция России

2. Трудовой Кодекс

3. Карточки с заданиями для групп

4. Рабочие печатные тетради по обществознанию

5. Учебник

6. Трудовая книжка

7. Компьютер и проектор

8. Лицевой счёт команды (см. приложение 1)

Используемые ЦОР: —

http://www.constitution.ru/

http://www.trkodeks.ru/

Краткое описание: — I. Повторение домашнего задания Игра «Согласен – не согласен» II. Новая тема 1. Право на труд: работа в группах по статье 37 Конституции Рф. 2. Трудовой договор: работа в группах с текстом трудового кодекса; инсценирование результатов работы.

Учитель: Ребята, вспомните правила работы в группе

I. Повторение домашнего задания

Игра «Согласен – не согласен»

Учитель произносит фразу, учащиеся поднимают карточки с ответами(да или нет), по знаку учителя объясняют выбор ответа.

1. Дети не должны трудиться?

2. Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?

3. Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?

4. Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?

5. Нужны ли ребёнку карманные деньги?

6. Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

7. Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия родителей?

8. В древние времена дети не работали, а только играли?

9. До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?

10. Рабочий день детей был 14-16 часов?

11. В годы Великой Отечественной войны в тылу работало около 700 тысяч подростков?

12. Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?

13. За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?

14. В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?

15. Подростки не должны работать полный рабочий день?

Учитель: Молодцы! А теперь заполните ЛСК.

В конце урока сдайте печатные тетради с домашним заданием.

Вывод: Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый изнурительный труд.

Сегодня часть подростков активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.

Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать.

II. Новая тема

Учитель: тема урока сегодня «Труд с точки зрения закона»

План урока.

1. Право на труд

2. Трудовой договор

Цель урока: Мы должны доказать, что труд граждан в России защищён, что законы стоят на стороне человека труда.

1. Право на труд

Вопросы учителя:1. Как вы понимаете слова «право на труд»?

2. Для чего человек должен трудиться?

3. Что требуется человеку, чтобы трудиться?

4. Назовите известные вам пословицы о труде и лености (группы называют пословицы по очереди. Побеждает группа, назвавшая больше всех пословиц.)

Учитель. О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы?

Посмотрим совпадает ли народная мудрость с Российскими законами о труде.

Учитель показывает детям Конституцию России и Трудовой Кодекс.

Вопрос. Когда была принята действующая Конституция России?

Задания группам: Откройте в тексте Конституции России статью 37 (статья 37

появляется на экране) (см. приложение 2) http://www.constitution.ru/

1 группа: Прочитайте часть 1 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?

2 группа: Прочитайте часть 2 стать 37. Как вы понимаете эти слова?

3 группа: Прочитайте часть 3 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?

4 группа: Прочитайте часть 5 стать 37. Как вы понимаете эти слова?

Группы отчитываются о проделанной работе и заполняют ЛСК.

Учитель: Но у нас в стране не все люди обеспечены работой – есть и безработные.

Задание. Прочитайте стр. 62 учебника, 1-й абзац.

1. Кто считается безработным?

2. Как государство помогает безработным?

3. Почему сейчас в нашей стране растёт число безработных?

Дети отвечают на вопросы и заполняют ЛСК.

2. Трудовой договор

Учитель: Важным законом, регулирующим трудовою деятельность, является

Трудовой кодекс, который был принят в 2001 году и состоит из 424

статей.

Записи в тетради

Кодекс – это свод законов в какой либо области

Учитель. С Трудовым кодексом мы немного познакомимся.

Чтение стр. 64 учебника (словарь).

На экране появляется статья 56 Трудового кодекса России

http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)

Задания группам.

1. Прочитать текст учебника

2. Проинсценировать задание

3. Назвать нарушение закона

Задание для 1 группы

Правовая ситуация

Место действия – кабинет работодателя.

За столом сидит чиновник. Входит подросток.

Подросток Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.

Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?

Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

Учитель (после выступления 1 группы): А теперь проверим ваш ответ.

На экране появляются статьи 63 и 66 Трудового кодекса

России http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)

Задание для 2 группы

Правовая ситуация

Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит молодой человек 20-ти лет.

Молодой человек – Здравствуйте. Я узнал от друга, что в вашей фирме можно получить работу.

Работодатель – Проходите. Садитесь. А кто вы по профессии?

Молодой человек – Я – электрик. Вот мои документы.

Работодатель – Отлично. Электрик нам нужен. Сейчас составим трудовой договор:

1)будешь работать электриком

2) суббота и воскресенье- выходные дни

3) спецовку получишь у завхоза

А теперь распишись в трудовом договоре и завтра можешь выходить на работу.

Молодой человек (начинает внимательно читать текст трудового договора, но работодатель торопит молодого человека)

Работодатель: Мы работаем честно, по закону. Людям надо доверять, молодой человек

Учитель (после выступления 2 группы): А теперь проверим ваш ответ.

На экране появляются статьи 57 и 67 Трудового Кодекса

http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)

Задание для 3 группы

Правовая ситуация

Место действия – кабинет работодателя.

За столом сидит владелец фирмы. Входит девушка 30-ти лет.

Девушка – Здравствуйте. Вызывали?

Владелец фирмы – Вызывал. Проходите. Садитесь. Я вызвал Вас для того, чтобы сообщить, что вы уволены.

Девушка (растерянно) – Уволена? Но почему? Ведь я со своей работой справляюсь и не нарушила ни один пункт трудового договора.

Владелец фирмы – Мы нашли на Ваше место другого человека. Получите расчёт и можете быть свободной.

Учитель ( после выступления 3 группы): А теперь проверим ваш ответ.

На экране появляется стать 81 Трудового кодекса России

http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)

Задание для 4 группы

Правовая ситуация

Место действия – кабинет начальника предприятия

За столом сидит начальник. Входит девушка 30-ти лет.

Девушка – Здравствуйте.

Начальник – Здравствуйте. Что это у Вас в руках?

Девушка – Это заявление об уходе. Мой трудовой договор с вашим предприятием истёк.

Начальник – А Вы не хотите его продлить?

Девушка – Нет. Я нашла работу в другом городе.

Начальник – Очень жаль. В таком случае Вы обязаны отработать у нас 3 месяца, пока мы не найдём Вам замену.

Учитель. Молодцы! Заполните ЛСК.

Вывод: Как мы видим Трудовой кодекс Российской Федерации защищает человека труда. В трудовых отношениях все равны: и работник и работодатель.

Трудовой кодекс должен быть в каждой семье!

Закрепление: На магнитной доске закреплены слова: увольнение,

налоги, работник, заработная плата, отпуск,

право на жильё, трудовая книжка, работодатель,

медицинская помощь, защита Отечества,

трудовой договор, охрана природы.

Задание: Ребята, уберите с доски слова, которые не относятся к теме нашего урока?

Подведение итогов работы групп.

Домашнее задание: §12, в тетради выписать и выучить понятия;

в печатной тетради §5 задание 2 и 3.


Приложение


Приложение 1

Лицевой счет команды.

п/п

Фамилия, имя.

домашнее

задание

работа с документом

«Умное чтение»

дополнения

рабочая тетрадь

оценка


Приложение 2

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Задание для 1 группы

Статья 37 Конституции России

Часть 2: Tруд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Задание для 2 группы

Статья 37 Конституции России

Часть 2: Принудительный труд запрещён

Задание дли 3 группы

Статья 37 Конституции России

Часть 3: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Задание для 4 группы

Статья 37 Конституции России

Часть 5: Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


Приложение 3

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Статья 57. Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор.

Существенными условиями трудового договора являются:

место работы (с указанием структурного подразделения);

дата начала работы;

наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

права и обязанности работника;

права и обязанности работодателя;

характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 61. Вступление трудового договора в силу

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом;

2) сокращения численности или штата работников организации;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:

а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

12) прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;

13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Файлы: Открытый урок в 6 А классе Труд с точки зрения закона.doc
Размер файла: 126464 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология