Автор конспекта:
Автор(ы): — Муфазалова Татьяна Алексеевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6″ г. Гай, Оренбургская обл. учитель истории и обществознания
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — 1. Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд, разъяснить трудовые права граждан и обязанности сторон по выполнению трудовых отношений 2. Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать. оценивать, использовать знания, полученные на уроках истории. 3. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Конституция России
Трудовой Кодекс
Учебник
Используемое оборудование: —
1. Конституция России
2. Трудовой Кодекс
3. Карточки с заданиями для групп
4. Рабочие печатные тетради по обществознанию
5. Учебник
6. Трудовая книжка
7. Компьютер и проектор
8. Лицевой счёт команды (см. приложение 1)
Используемые ЦОР: —
http://www.constitution.ru/
http://www.trkodeks.ru/
Краткое описание: — I. Повторение домашнего задания Игра «Согласен – не согласен» II. Новая тема 1. Право на труд: работа в группах по статье 37 Конституции Рф. 2. Трудовой договор: работа в группах с текстом трудового кодекса; инсценирование результатов работы.
Учитель: Ребята, вспомните правила работы в группе
I. Повторение домашнего задания
Игра «Согласен – не согласен»
Учитель произносит фразу, учащиеся поднимают карточки с ответами(да или нет), по знаку учителя объясняют выбор ответа.
1. Дети не должны трудиться?
2. Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?
3. Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?
4. Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?
5. Нужны ли ребёнку карманные деньги?
6. Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?
7. Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия родителей?
8. В древние времена дети не работали, а только играли?
9. До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?
10. Рабочий день детей был 14-16 часов?
11. В годы Великой Отечественной войны в тылу работало около 700 тысяч подростков?
12. Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?
13. За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?
14. В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?
15. Подростки не должны работать полный рабочий день?
Учитель: Молодцы! А теперь заполните ЛСК.
В конце урока сдайте печатные тетради с домашним заданием.
Вывод: Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый изнурительный труд.
Сегодня часть подростков активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.
Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать.
II. Новая тема
Учитель: тема урока сегодня «Труд с точки зрения закона»
План урока.
1. Право на труд
2. Трудовой договор
Цель урока: Мы должны доказать, что труд граждан в России защищён, что законы стоят на стороне человека труда.
1. Право на труд
Вопросы учителя:1. Как вы понимаете слова «право на труд»?
2. Для чего человек должен трудиться?
3. Что требуется человеку, чтобы трудиться?
4. Назовите известные вам пословицы о труде и лености (группы называют пословицы по очереди. Побеждает группа, назвавшая больше всех пословиц.)
Учитель. О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы?
Посмотрим совпадает ли народная мудрость с Российскими законами о труде.
Учитель показывает детям Конституцию России и Трудовой Кодекс.
Вопрос. Когда была принята действующая Конституция России?
Задания группам: Откройте в тексте Конституции России статью 37 (статья 37
появляется на экране) (см. приложение 2) http://www.constitution.ru/
1 группа: Прочитайте часть 1 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?
2 группа: Прочитайте часть 2 стать 37. Как вы понимаете эти слова?
3 группа: Прочитайте часть 3 статьи 37. Как вы понимаете эти слова?
4 группа: Прочитайте часть 5 стать 37. Как вы понимаете эти слова?
Группы отчитываются о проделанной работе и заполняют ЛСК.
Учитель: Но у нас в стране не все люди обеспечены работой – есть и безработные.
Задание. Прочитайте стр. 62 учебника, 1-й абзац.
1. Кто считается безработным?
2. Как государство помогает безработным?
3. Почему сейчас в нашей стране растёт число безработных?
Дети отвечают на вопросы и заполняют ЛСК.
2. Трудовой договор
Учитель: Важным законом, регулирующим трудовою деятельность, является
Трудовой кодекс, который был принят в 2001 году и состоит из 424
статей.
Записи в тетради
Кодекс – это свод законов в какой либо области
Учитель. С Трудовым кодексом мы немного познакомимся.
Чтение стр. 64 учебника (словарь).
На экране появляется статья 56 Трудового кодекса России
http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)
Задания группам.
1. Прочитать текст учебника
2. Проинсценировать задание
3. Назвать нарушение закона
Задание для 1 группы
Правовая ситуация
Место действия – кабинет работодателя.
За столом сидит чиновник. Входит подросток.
Подросток – Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.
Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?
Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.
Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?
Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?
Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?
Учитель (после выступления 1 группы): А теперь проверим ваш ответ.
На экране появляются статьи 63 и 66 Трудового кодекса
России http://www.trkodeks.ru/ (см. приложение 3)
Задание для 2 группы
Правовая ситуация
Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит молодой человек 20-ти лет.
Молодой человек – Здравствуйте. Я узнал от друга, что в вашей фирме можно получить работу.
Работодатель – Проходите. Садитесь. А кто вы по профессии?
Молодой человек – Я – электрик. Вот мои документы.
Работодатель – Отлично. Электрик нам нужен. Сейчас составим трудовой договор:
1)будешь работать электриком
2) суббота и воскресенье- выходные дни
3) спецовку получишь у завхоза
А теперь распишись в трудовом договоре и завтра можешь выходить на работу.
Молодой человек (начинает внимательно читать текст трудового договора, но работодатель торопит молодого человека)
Работодатель: Мы работаем честно, по закону. Людям надо доверять, молодой человек
Учитель (после выступления 2 группы): А теперь проверим ваш ответ.
На экране появляются статьи 57 и 67 Трудового Кодекса
http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)
Задание для 3 группы
Правовая ситуация
Место действия – кабинет работодателя.
За столом сидит владелец фирмы. Входит девушка 30-ти лет.
Девушка – Здравствуйте. Вызывали?
Владелец фирмы – Вызывал. Проходите. Садитесь. Я вызвал Вас для того, чтобы сообщить, что вы уволены.
Девушка (растерянно) – Уволена? Но почему? Ведь я со своей работой справляюсь и не нарушила ни один пункт трудового договора.
Владелец фирмы – Мы нашли на Ваше место другого человека. Получите расчёт и можете быть свободной.
Учитель ( после выступления 3 группы): А теперь проверим ваш ответ.
На экране появляется стать 81 Трудового кодекса России
http://www.trkodeks.ru/(см. приложение 3)
Задание для 4 группы
Правовая ситуация
Место действия – кабинет начальника предприятия
За столом сидит начальник. Входит девушка 30-ти лет.
Девушка – Здравствуйте.
Начальник – Здравствуйте. Что это у Вас в руках?
Девушка – Это заявление об уходе. Мой трудовой договор с вашим предприятием истёк.
Начальник – А Вы не хотите его продлить?
Девушка – Нет. Я нашла работу в другом городе.
Начальник – Очень жаль. В таком случае Вы обязаны отработать у нас 3 месяца, пока мы не найдём Вам замену.
Учитель. Молодцы! Заполните ЛСК.
Вывод: Как мы видим Трудовой кодекс Российской Федерации защищает человека труда. В трудовых отношениях все равны: и работник и работодатель.
Трудовой кодекс должен быть в каждой семье!
Закрепление: На магнитной доске закреплены слова: увольнение,
налоги, работник, заработная плата, отпуск,
право на жильё, трудовая книжка, работодатель,
медицинская помощь, защита Отечества,
трудовой договор, охрана природы.
Задание: Ребята, уберите с доски слова, которые не относятся к теме нашего урока?
Подведение итогов работы групп.
Домашнее задание: §12, в тетради выписать и выучить понятия;
в печатной тетради §5 задание 2 и 3.
Приложение
Приложение 1
Лицевой счет команды.
№
п/п
Фамилия, имя.
домашнее
задание
работа с документом
«Умное чтение»
дополнения
рабочая тетрадь
оценка
Приложение 2
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Задание для 1 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 2: Tруд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Задание для 2 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 2: Принудительный труд запрещён
Задание дли 3 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 3: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Задание для 4 группы
Статья 37 Конституции России
Часть 5: Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Приложение 3
Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статья 57. Содержание трудового договора
В трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового договора являются:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 61. Вступление трудового договора в силу
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.
Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Статья 66. Трудовая книжка
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Статья 67. Форма трудового договора
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом;
2) сокращения численности или штата работников организации;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
12) прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;
13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;
14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Файлы: Открытый урок в 6 А классе Труд с точки зрения закона.doc
Размер файла: 126464 байт.