Автор конспекта:
Автор(ы): — Ивкин Павел Александрович

Место работы, должность: —

МБОУ ДСОШ №2 учитель истории и обществознания

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: —

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе на основе авторской программы А.И. Кравченко.

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию 6 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008.

Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей уча­щихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагоги­ческие условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опы­та практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, прак­тическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отно­шения к правилам общежития, трудового и учебного вза­имодействия, способствовать личностному самоопределе­нию;
  • содействовать освоению на информационном и эм­пирическом уровне основных социальных ролей в преде­лах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, соб­ственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами полу­чения адаптированной социальной информации из раз­личных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него ос­новных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориенти­ровки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практи­ческому освоению конструктивных способов учебной и со­циальной коммуникации, при котором достигается толе­рантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

Распределение учебной нагрузки Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Общество и человек

7

3

Раздел 2. Экономическая сфера общества

6

4

Раздел 3. Социальная сфера общества

3

5

Раздел 4. Политика и право

7

6

Раздел 5. Духовная сфера общества

3

7

Раздел 6. Ребенок в обществе

4

8

Контрольные работы

4

Итого

35

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. – М.: Русское слово, 2011г.
  • Формы организации учебного процесса:

    — индивидуальная; — групповая; — фронтальная.

    Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

    · устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по задан­ной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);

    · письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

    • сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
    • взаимосвязи человека, общества и природы;
    • сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
    • место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

    Уметь:

    · получать социальную информацию из разнообразных источников;

    · решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

    · давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

    3. Учебно-тематический план

    Наименование раздела

    Кол-во часов

    Контр. работы

    Введение

    1

    Раздел 1. Общество и человек

    7

    1

    Раздел 2. Экономическая сфера общества

    6

    1

    Раздел 3. Социальная сфера общества

    3

    Раздел 4. Политика и право

    7

    1

    Раздел 5. Духовная сфера общества

    3

    Раздел 6. Ребенок в обществе

    4

    Резерв

    4

    1

    Итого

    35

    4. Содержание учебного курса предмета

    Раздел IОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

    Тема 1. Что такое общество?Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Обще­ственная жизнь. Роль общества и общественной жизни в станов­лении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Общество — целостный социальный организм. Четыре глав­ные сферы общественной жизни: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер обще­ственной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

    Тема 2. Происхождение и развитие человекаСпособность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении челове­ка из животного мира, его превращении в существо обществен­ное, социальное. Человек — биосоциальное существо. Совершенствование орудий труда. Появление речи. Разви­тие мышления человека. Изменение форм объединения древ­них людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека

    Тема 3. Исторические ступени развития обществаВыделение ступеней развития общества по способу добыва­ния средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере­ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ­ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об­щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Инду­стриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

    Тема 4. Современное обществоСовременное производство. Научно-техническая револю­ция. Современные средства транспорта и связи. Информа­ционная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интер­нет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени. Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

    Тема 5. Человечество как сумма поколенийПоколение. Взаимоотношение поколений в разные истори­ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль­тура. Культурное наследие.

    Тема 6. Человек, общество, природаВзаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при­роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

    Раздел IIЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

    Тема 7. Что такое экономика?Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи­ки. Экономика как главное условие и основной источник обес­печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре­сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо­зяйственной деятельности. Организация производства. Затра­ты производства. Производитель. Потребитель.

    Тема 8. РынокРынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произве­денных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости раз­личных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

    Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его раз­новидности: производственный, финансовый, страховой; круп­ный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы ор­ганизации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

    Тема 10. Домашнее хозяйствоДомашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семей­ный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейно­го бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбаланси­рованный семейный бюджет. Дефицит бюджета. Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Ма­лоимущие семьи и государственная социальная помощь.

    Тема 11. Экономическая деятельность подростковТруд детей в разные исторические эпохи. Современная «мо­лодежная экономика». Российское законодательство об эконо­мической деятельности несовершеннолетних. Распростране­ние ответственности родителей за действия своих несовершен­нолетних детей в экономической сфере. Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

    Тема 12. Труд с точки зрения законаПраво на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо­тицы. Гарантии государства защиты от безработицы. Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Рос­сийской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовер­шеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работ­ника и работодателя. Условия расторжения трудового дого­вора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершен­нолетних.

    Раздел IIIСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

    Тема 13. Социальная структура обществаОбщество как система. Социальные группы: малые и боль­шие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

    Тема 14. СемьяСемья — малая социальная группа. Функции семьи в обще­стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще­ством. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

    Тема 15. Правила и нормы поведения в обществеСоциальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане­ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

    Раздел IVПОЛИТИКА И ПРАВО

    Тема 16. Государство и гражданеГосударство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних госу­дарств. Развитие государств в различные исторические эпохи. Демократические и недемократические государства. Мо­нархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство. Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государ­ственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим-„ волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

    Тема 17. Право на службе человекаПраво. Различные источники выражения права. Норматив­ные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановле­ния. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

    Тема 18. Конституция — Основной закон страныКонституция как главный закон государства. История воз­никновения и развития Конституции. Конституция Россий­ской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого дей­ствия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) — Парламент России. Депутаты. Прави­тельство Российской Федерации — высший орган системы ис­полнительной власти. Принцип разделения властей (законода­тельной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

    Тема 19. Право и правопорядокЗаконность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы вну­тренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

    Тема 20. Как защититься от несправедливостиСуд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, го­родские или областные, мировые). Арбитражные суды. Кон­ституционный суд. Способы защиты от несправедливости. За­прещение самосуда.

    Раздел VДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

    Тема 21. Наука и образованиеСущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образова­ние, его значение в жизни людей. Функции образования. Само­образование. Самовоспитание. Право на получение образова­ния как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

    Тема 22. МоральМораль как норма, регулирующая поведение человека в об­ществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нрав­ственность человека.

    Тема 23. Идеал и ценностиИдеал как образец, высшая цель стремлений. Материали­сты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт цен­ностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совер­шает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

    Раздел VIРЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

    Тема 24. Ребенок в семьеДетство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно­шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

    Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

    Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос­новных метода воспитания — решения принимаются: 1) исклю­чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть­ми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре­шения.

    Тема 26. Ребенок в школеИстория школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее обра­зование, основное общее образование, среднее (полное) обра­зование. Общедоступность и бесплатность получения гражда­нами России общего среднего образования. Обязательность по­лучения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

    Тема 27. Друзья и ровесники Дружба. Отношения дружбы. Верность

  • График контрольных работ
  • Четверть

    Дата по плану

    Дата факт.

    Тема

    1

    Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

    2

    Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

    3

    Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

    4

    Итоговая контрольная работа


    № п/п

    Тема и подтема урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Требования к уровню подготовки

    учащихся

    Дата проведения

    План

    Факт

    1.

    Что такое общество?

    1

    Вводный

    урок

    Знать: понятия «общество»,«страна», «государство»; сферы общества (эко­номическая, по­литическая, духовная, соци­альная), их характеристику; что такое сооб­щество, органи­зации, трудовые коллективы, се­мья, школа

    2.

    Общество

    1

    Урок изучения нового материала

    3.

    Происхождение и развитие человека

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать: определения «прогресс», «орудия труда», «соци­альный про­гресс», «техни­ческий прогресс»; измене­ние образа жиз­ни людей, совершенствование орудий труда

    4.

    Исторические ступени развития общества

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать об основных заняти­ях человека в первобытном обществе

    5.

    Современное общество

    1

    Урок беседа

    Знать, что такое современ­ное производст­во, его отличи­тельные черты

    6.

    Человечество как сумма поколений

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать процесс роста населения на Земле, поня­тия «человечест­во», «культурное наследие»

    7.

    Поколения вещей

    1

    Урок изучения нового материала

    Знать процесс роста населения на Земле, поня­тия «человечест­во», «культурное наследие»

    8.

    Человек, общество, природа

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Уметь объяснять взаимо­связь природы и общества; ха­рактеризовать экологические проблемы. Знать способы защиты природы, организа­ции, реализую­щие эти задачи. Знать понятия и термины

    9.

    Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

    1

    Повт.-обобщ.

    урок

    Знать материал темы «Человек

    и общество»

    10.

    Что такое экономика?

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать, кто такие производители, потреби­тели, предпри­ниматели, ме­неджеры; опре­деления эконо­мики

    11.

    Рынок

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции с деньгами

    12.

    Что такое предпринимательство и бизнес?

    1

    Урок-

    практикум

    Знать основные определения

    урока, стадии развития капи­тализма

    13.

    Домашнее хозяйство

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возмож­ности организа­ции труда ре­бенка

    14.

    Экономическая деятельность подростков

    1

    Комбини-

    рованный

    урок

    Знать, что такое молодежная экономика, кар­манные деньги, возможные спо­собы подрост­ковых заработ­ков

    15.

    Труд с точки зрения закона

    1

    Урок-

    практикум

    Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового пра­ва; особенности труда несовер­шеннолетних, труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей, обязан­ности граждан

    16.

    Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

    1

    Повт.-обобщ.

    урок

    Знать материал темы «Эконо­мическая сфера»

    17.

    Социальная структура общества

    1

    Урок практикум

    Уметь характе­ризовать соци­альные отноше­ния, социальные группы. Знать понятия и термины

    18.

    Семья

    1

    Урок-беседа

    Уметь характе­ризовать основ­ные нормы пра­вовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; ха­рактеризовать семью как ма­лую группу. Знать понятия

    и термины

    19.

    Правила и нормы поведения в обществе

    1

    Комбини-

    рованный урок

    Урок проверки знаний

    Знать основные правила и нор­мы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение

    общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явле­ниями, способы формирования здорового об­раза жизни

    20.

    Государство и граждане

    1

    Комбини-

    рованный урок

    Знать историю понятия «граж­данин»; опреде­ления гражда­нина и граждан­ства; что такое закон «О граж­данстве»; отли­чительные чер­ты Российского государства

    21.

    22

    Право на службе человека

    2

    Комбини-

    рованный урок

    Урок практикум

    Знать понятия: право, источники права, их от­личительные черты; историю зарождения пра­ва, права и обя­занности несо­вершеннолет­них, право на собственность, право на обра­зование, поня­тия ответствен­ности, преступ­ления и уголов­ной ответствен­ности

    23.

    Конституция – основной закон страны

    1

    Комбини-

    рованный урок

    Знать понятие «конституция» и значение кон­ституции в го­сударстве, историю создания Конституции РФ, порядок принятия и из­менения Кон­ституции. Знать содержание и форму основ­ного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Прези­дент, Совет Фе­дерации, Госу­дарственная ду­ма, местное самоуправление

    24.

    Право и правопорядок

    1

    Урок-игра

    Знать понятия:правопорядок, законность, правоохрани­тельные органы (и их функции), судебные орга­ны, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка

    25.

    Как защититься от несправедливости?

    1

    Комбини­рованный урок

    Знать различ­ные источники нарушения прав граждан, спосо­бы защиты прав, принципы и по­рядок деятель­ности судов в РФ

    26.

    Как можно защититься от несправедливости?

    1

    Урок-игра

    Знать различ­ные источники нарушения прав граждан, спосо­бы защиты прав, принципы и по­рядок деятель­ности судов в РФ

    27.

    Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

    1

    Повт.-обобщ.

    урок

    Знать материал темы «Политика и право

    28.

    Наука и образование

    1

    Комбини­рованный урок

    Знать, что та­кое наука и на­учные знания, система наук, естественные науки, общест­венные науки, опрос, наблюде­ние, экспери­мент, измерения

    29.

    Мораль

    1

    Комбини­рованный урок

    Знать, что такое мораль, об­щественное мне­ние, его влияние на человека; сходства и от­личия морали и права, представ­ления о добре и зле в разные исторические эпо­хи, соотношение права и добра

    30.

    Идеал и ценности

    1

    Комбини­рованный урок

    Знать определения: идеал, идеалист, идеа­лизация, герой; что такое веч­ные идеалы, конкретные идеалы, опреде­ление ценно­стей; что такое вечные ценно­сти, ценности семейной жиз­ни, конфликт ценностей, нравственная дилемма. Знать ценности подростков, три этапа нравствен­ного развития

    31.

    Ребенок в семье

    1

    Урок-беседа

    Знать опреде­ления: «детст­во», «мир детст­ва», отличие взрослых и де­тей, три стадии детства, их ха­рактеристику

    32.

    Взаимоотношения детей и родителей

    1

    Урок — игра

    Знать основные обязанности ро­дителей; знать о том, как влия­ют семья и ро­дители на ре­бенка

    33.

    Ребенок в школе

    1

    Урок-

    диспут

    Знать принципы обучения, роль школы в информацион­ном обществе, основные про­блемы в школе, причины про­блем и пути их разрешения

    34.

    Друзья и ровесники

    1

    Урок-беседа

    Знать о роли дружбы и това­рищества на всех этапах жизни че­ловека, чем отли­чается дружба от товарищества и приятельства

    35.

    Итоговая контрольная работа

    «Курс обществознания 6 класс»

    1

    Обобщ. урок

    Знать материал темы «Общество и его сферы»

    Файлы: Лидеры и элиты в политической жизни.pptx
    Размер файла: 1503190 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология