Автор конспекта:
Автор(ы): — Назаренко Наталья Константиновна
Место работы, должность: — МОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Учащихся в классе (аудитории): — 61
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
-
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
-
Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
-
"Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
Краткое описание: — Статус рабочей программы. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Введение в обществознание. 8-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Пояснительная записка
Статус рабочей программы.
Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Введение в обществознание. 8-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Функции.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Используемый учебно-методический комплект:
Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
-
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
-
Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
-
"Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой
Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2010/2011 г. 35 учебных недель 1 час в неделю = 35 часов в год 1 полугодие — 16 недель — 16 уроков 2 полугодие — 19 недель — 19 уроков Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания; обучающих средств; методов обучения. Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения. Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана); установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку . 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях. Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован). 3. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устных экзаменов и тестирования. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом учредителя. Оценки полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать : социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; Уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Содержание программы по курсу "Введение в обществознание".8класс. (35 часов) Введение( 2 час) Тема 1. Что такое человек (8 час.) Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни. Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе. Итоговое повторение (1 час) Календарно-тематическое планирование № п/п Главы, темы уроков Оборудование. Основные понятия,термины Д/з К-во часов Дата про- веден. 1 Введение. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация. Основные понятия:гуманизм Термины: принцип поведения. с.6-8. 1 Раздел I. Человек. Природа. Общество. Тема1. Что такое человек (8 час.) 2-3.. Природное и общественное в человеке. Деятельность человека, её виды. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация. Основные понятия:человек, самореализация, деятельность Термины: социальное, биологическое,мышление, речь. § 1, в.1-5. § 1, в.6-10. 2 4 Потребности человека. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация, схемы "Виды потребностей", "Функции потребностей". Основные понятия:потребности,ценностные ориентации Термины: материальное, духовное. § 2, в.1-5. 1 5 Способности человека. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схема "Феноменология воли", "Детерминанты волевого усилия" презентация. Основные понятия: способности человека Термины:талант, гениальность, характер, воля,сила. § 3, в.1-5. 1 6 Мораль и гуманизм. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Ситуация морального выбора", "Две этические системы",карточки с высказываниями о морали, презентация. Основные понятия:мораль, нормы морали Термины: нравы,человечность § 4, в.1-4. 1 7 Человек и культура. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схема "Компоненты культуры", "Виды культур", "Функции культуры", психологический тест "Насколько вы общительны", презентация. Основные понятия:культура Термины: ценности культуры. §5, в.1-5. 1 8 Человек. Личность. Индивидуальность. Смысл жизни. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схемы "Виды познания","Две стороны в процессе познания","Две ступени познания", "Самосознание", презентация. Основные понятия:человек, личность,смысл жизни Термины: ощущение, восприятие,понятие, суждение,умозаключение,самоанализ,самооценка, индивид,индивидуальность. § 6,7 в.1-6. повторить § 1-5 , вопросы с.45 1 9 Обобщающий урок по теме 1.( проводится в форме урока-игры) карточки с заданиями, основные понятия и термины к § 1-7 сотавить словарь, кроссворд по теме 1. 1 Тема 2. Человек и природа (5 час.) 10 Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, таблица "ЗУХ", "Человек-венец природы" презентация. Основные понятия:природа, биосфера §8, в.1-5, з.1-3 1 11 Место человека в мире природы. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация. Термины: ноосфера, "вторая природа" §8, в.6-10, з.4,5, подготовить презентацию "Сохранить природу малой родины". 1 12 Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация. Основные понятия: экологический кризис,Красная книга, безотходные технологии Термины: экологическое равновесие, деградация биосферы, экологический порядок §9, в.1-7, з.1-6 1 1 13 Природа и нравственность. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация, Конституция РФ, закон "Об охране окружающей природной среде". Основные понятия:человек, личность,смысл жизни Термины: ощущение, восприятие,понятие,суждение,умозаключение, самоанализ,самооценка, индивид,индивидуальность. §10, в.1-13, з.1-3 повторить § 7-9 , вопросы с.63,64 1 14 Обобщающий урок по теме 2. тесты, основные понятия и термины к § 8-10 написать эссе 1 Тема 3. Человек среди людей (9 час.) 15 Общая характеристика межличностных отношений. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Межличностные отношения", "Виды межличностных отношений" презентация, Основные понятия: межличностные отношения Термины: симпатия,антипатия, отношения деловые,отношения личные,знакомство,приятельство,товарищество §11, в.1-5, з.1-2 1 16-17 Содержание, формы и культура общения. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схема "Культура","Грани человеческого общения","Виды общения", "Функции общения", "Типы межличностного общения",презентация, Основные понятия:общение,межличностные конфликты Термины: конфликтная ситуация, стратегия поведения §12, в.1-7, з.1-4 2 18 Что такое малая группа. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схемы "Виды групп", "Черты малой группы", "Признаки малой группы", "Типология конфликта", презентация, Основные понятия:человек в группе Термины: групповые нормы, групповые санкции,групповой эгоизм,групповой конформизм. §13, в.1-4, з.1-4 1 19-20 Товарищество и дружба как межличностные отношения. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация, карточки с высказываниями о дружбе. Основные понятия: дружба Термины: групповая солидарность §14, в.1-4, з.1-5 подготовить презентацию "Что для меня значит -любовь". 2 21 Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация Основные понятия: любовь §15 написать эссе, стихи по теме урока 1 22 Психологический климат семьи. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация, Основные понятия: семья Термины: психологический климат,семейный долг §16, в.1-5, з.1-5, повторить §11-15, вопросы с.96 1 23 Обобщающий урок по теме 3.( проводится в форме урока-игры) карточки с заданиями, основные понятия и термины к § 1-7 составить словарь по теме 1 Тема 4. Человек в обществе (10 час.) 24 Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Подсистемы общества", "Классификация общества"тексты "Социальные отношения", определения общества, презентация, Основные понятия: общество,основные сферы общества, аграрное,индустриальное, постиндустриальное орбщества,социальные нормы Термины: общественные отношения §17, в.1-6, з.1-3 1 25 Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Производство", "Три кита экономики"тесты для повторения, презентация, Основные понятия: экономика,техника,технология,научно-техническая революция Термины: рабочая сила человека,предметы труда и средства труда,"ноу-хау", научно-технический прогресс. §18, в.1-5, з.1-5 1 26 Экономика и ее роль в жизни общества. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, тесты для повторения, схемы "Виды производственных ресурсов", "Характерные черты рынка" презентация, Основные понятия: экономическая система,рыночная экономика,рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Термины:экономические блага,ресурсы, равновесная цена,деньги. §19, в.1-4, з.1-5 1 27 Роль государства в экономике. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Формы государственного регулирования", "Средства государственного регулирования экономики",презентация, Основные понятия: экономические задачи государства,государственный бюджет,налоговая система,государственный налог Термины: налог, прямой налог, косвенный налог,облигация §20, в.1-5, з.1-5 1 28 Социальная структура. Социальные группы и общности. Учебник, ПК, мультимедиа проектор, презентация, Основные понятия: социальное неравенство, социальный статус и роль,социальный конфликт §21, в.1-6, з.1-3 1 29-30 Нации и межнациональные отношения. Понятие о поколениях. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Этнические общности", "Уровни возникновения и действий межнациональных конфликтов" презентация, Основные понятия: этнос,нация,национальность,культура межнациональных отношений, Права ребенка Термины: племя,народность, поколение,возрастная когорта,конвенция §22, в.1-7, з.1-10, §23, в.1-4, з.1-4, 2 31 Политика, ее роль в жизни общества. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Структура политики", "Объекты политики", "Субъекты политики", "Направления политики", презентация, Основные понятия: политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность Термины: политическая организация, оппозиция §24, в.1-7, з.1-7 1 32 Происхождение и развитие государства и права. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Факторы образования государства", "Формы суверенитета" презентация, Основные понятия: государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство §25, в.1-12, з.1-4 1 33 Наука в современном обществе. Искусство и его виды Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Области духовной культуры", "Функции науки", "Виды искусства" презентация, Основные понятия: культура, наука, искусство Термины: художественный образ §26, в.1-3, з.1-9 1 34 Многообразие и единство современного мира. Человек и выбор жизненного пути. Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Разные уровни проблем", презентация, Основные понятия: выбор жизненного пути, глобальные проблемы,демографический кризис,техногенная катастрофа. Термины: адаптация, индивидуализация, интеграция §27, в.1-5, з.1-4 §28 .1-5, з.1-5 повторить §1-26, вопросы с.176 1 35 Итоговое повторение тесты 1 Учебно-методические средства обучения Рабочая тетрадьпо курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год. Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год. "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007 г. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2008г. Дидактический материал : — тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе" 2 варианта( 22 экземпляра) Презентации Конституция Российской Федерации
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.
Тема 2. Человек и природа (5 час.)
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема 3. Человек среди людей (9 час.)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения
деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,
конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 4. Человек в обществе (10 час.)
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное об — щество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика
переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений?Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея — тельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
по курсу "Введение в обществознание» 8класс
Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
Файлы: ветер.doc
Размер файла: 169984 байт.