Автор конспекта:
Автор(ы): — Назаренко Наталья Константиновна

Место работы, должность: — МОУ «Головчинская СОШ с УИОП»

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Учащихся в классе (аудитории): — 61

Используемые учебники и учебные пособия: —








Используемая методическая литература: —

Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  • Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  • Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.

  • "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год

Краткое описание: — Статус рабочей программы. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Введение в обществознание. 8-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.


Пояснительная записка

Статус рабочей программы.

Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Введение в обществознание. 8-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Функции.

Данная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели и задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Используемый учебно-методический комплект:

Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  • Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  • Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.

  • "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год

Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой

Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2010/2011 г.

35 учебных недель 1 час в неделю = 35 часов в год

  • 1 полугодие — 16 недель — 16 уроков

  • 2 полугодие — 19 недель — 19 уроков

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Промежуточная аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устных экзаменов и тестирования. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом учредителя. Оценки полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать :

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

  • основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы по курсу

"Введение в обществознание".8класс.

(35 часов)

Введение( 2 час)
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Что такое человек (8 час.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.

Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Человек и природа (5 час.)
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема 3. Человек среди людей (9 час.)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения
деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,
конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 4. Человек в обществе (10 час.)
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное об — щество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика
переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений?Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея — тельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.

Итоговое повторение (1 час)

Календарно-тематическое планирование

п/п

Главы,

темы уроков

Оборудование.

Основные понятия,термины

Д/з

К-во

часов

Дата про-

веден.

1

Введение.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация.

Основные понятия:гуманизм

Термины: принцип поведения.

с.6-8.

1

Раздел I. Человек. Природа. Общество.

Тема1. Что такое человек (8 час.)

2-3..

Природное и общественное в человеке.

Деятельность человека, её виды.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация.

Основные понятия:человек, самореализация,

деятельность

Термины: социальное, биологическое,мышление, речь.

§ 1,

в.1-5.

§ 1,

в.6-10.

2

4

Потребности человека.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация, схемы "Виды потребностей", "Функции потребностей".

Основные понятия:потребности,ценностные ориентации

Термины: материальное,

духовное.

§ 2,

в.1-5.

1

5

Способности человека.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схема "Феноменология воли", "Детерминанты волевого усилия"

презентация.

Основные понятия:

способности человека

Термины:талант, гениальность,

характер, воля,сила.

§ 3,

в.1-5.

1

6

Мораль и гуманизм.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Ситуация морального выбора", "Две этические системы",карточки с высказываниями о морали,

презентация.

Основные понятия:мораль, нормы морали

Термины: нравы,человечность

§ 4,

в.1-4.

1

7

Человек и культура.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схема "Компоненты культуры", "Виды культур", "Функции культуры", психологический тест "Насколько вы общительны",

презентация.

Основные понятия:культура

Термины: ценности культуры.

§5,

в.1-5.

1

8

Человек. Личность.

Индивидуальность.

Смысл жизни.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схемы "Виды познания","Две стороны в процессе познания","Две ступени познания", "Самосознание",

презентация.

Основные понятия:человек,

личность,смысл жизни

Термины: ощущение,

восприятие,понятие,

суждение,умозаключение,самоанализ,самооценка,

индивид,индивидуальность.

§ 6,7

в.1-6.

повторить

§ 1-5 , вопросы с.45

1

9

Обобщающий урок по теме 1.( проводится в форме урока-игры)

карточки с заданиями,

основные понятия и термины к § 1-7

сотавить словарь, кроссворд по теме 1.

1

Тема 2. Человек и природа (5 час.)

10

Что такое природа. Биосфера и ноосфера.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор, таблица "ЗУХ", "Человек-венец природы"

презентация.

Основные понятия:природа,

биосфера

§8,

в.1-5,

з.1-3

1

11

Место человека в мире природы.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация.

Термины:

ноосфера, "вторая природа"

§8,

в.6-10,

з.4,5, подготовить презентацию "Сохранить природу малой родины".

1

12

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация.

Основные понятия:

экологический кризис,Красная книга, безотходные технологии

Термины: экологическое равновесие,

деградация биосферы,

экологический порядок

§9,

в.1-7,

з.1-6

1

1 13

Природа и нравственность.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация, Конституция РФ, закон "Об охране окружающей природной среде".

Основные понятия:человек,

личность,смысл жизни

Термины: ощущение,

восприятие,понятие,суждение,умозаключение,

самоанализ,самооценка,

индивид,индивидуальность.

§10,

в.1-13,

з.1-3

повторить

§ 7-9 , вопросы с.63,64

1

14

Обобщающий урок по теме 2.

тесты,

основные понятия и термины к § 8-10

написать эссе

1

Тема 3. Человек среди людей (9 час.)

15

Общая характеристика межличностных отношений.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Межличностные отношения", "Виды межличностных отношений"

презентация,

Основные понятия: межличностные отношения

Термины: симпатия,антипатия,

отношения деловые,отношения личные,знакомство,приятельство,товарищество

§11,

в.1-5,

з.1-2

1

16-17

Содержание, формы и культура общения.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схема "Культура","Грани человеческого общения","Виды общения", "Функции общения", "Типы межличностного общения",презентация,

Основные понятия:общение,межличностные конфликты

Термины: конфликтная ситуация, стратегия поведения

§12,

в.1-7,

з.1-4

2

18

Что такое малая группа.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор, схемы "Виды групп", "Черты малой группы", "Признаки малой группы", "Типология конфликта",

презентация,

Основные понятия:человек в группе

Термины: групповые нормы, групповые санкции,групповой эгоизм,групповой конформизм.

§13,

в.1-4,

з.1-4

1

19-20

Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация, карточки с высказываниями о дружбе.

Основные понятия: дружба

Термины: групповая солидарность

§14,

в.1-4,

з.1-5

подготовить презентацию "Что для меня значит -любовь".

2

21

Любовь — сложнейшее человеческое чувство.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация

Основные понятия: любовь

§15

написать

эссе,

стихи по теме урока

1

22

Психологический климат семьи.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация,

Основные понятия: семья

Термины: психологический климат,семейный долг

§16,

в.1-5,

з.1-5,

повторить §11-15,

вопросы с.96

1

23

Обобщающий урок по теме 3.( проводится в форме урока-игры)

карточки с заданиями,

основные понятия и термины к § 1-7

составить словарь по теме

1

Тема 4. Человек в обществе (10 час.)

24

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Подсистемы общества", "Классификация общества"тексты "Социальные отношения", определения общества,

презентация,

Основные понятия: общество,основные сферы общества, аграрное,индустриальное, постиндустриальное орбщества,социальные нормы

Термины: общественные отношения

§17,

в.1-6,

з.1-3

1

25

Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Производство", "Три кита экономики"тесты для повторения,

презентация,

Основные понятия: экономика,техника,технология,научно-техническая революция

Термины: рабочая сила человека,предметы труда и средства труда,"ноу-хау", научно-технический прогресс.

§18,

в.1-5,

з.1-5

1

26

Экономика и ее роль в жизни общества.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор, тесты для повторения, схемы "Виды производственных ресурсов", "Характерные черты рынка"

презентация,

Основные понятия: экономическая система,рыночная экономика,рынок,

факторы производства,

конкуренция, спрос, предложение.

Термины:экономические блага,ресурсы,

равновесная цена,деньги.

§19,

в.1-4,

з.1-5

1

27

Роль государства в экономике.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Формы государственного регулирования", "Средства государственного регулирования экономики",презентация,

Основные понятия: экономические задачи государства,государственный бюджет,налоговая система,государственный налог

Термины: налог, прямой налог, косвенный налог,облигация

§20,

в.1-5,

з.1-5

1

28

Социальная структура. Социальные группы и общности.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,

презентация,

Основные понятия: социальное неравенство,

социальный статус и роль,социальный конфликт

§21,

в.1-6,

з.1-3

1

29-30

Нации и межнациональные отношения.

Понятие о поколениях.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Этнические общности", "Уровни возникновения и действий межнациональных конфликтов"

презентация,

Основные понятия: этнос,нация,национальность,культура межнациональных отношений, Права ребенка

Термины: племя,народность,

поколение,возрастная когорта,конвенция

§22,

в.1-7,

з.1-10,

§23,

в.1-4,

з.1-4,

2

31

Политика, ее роль в жизни общества.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Структура политики", "Объекты политики", "Субъекты политики", "Направления политики",

презентация,

Основные понятия: политика,

политическая власть,

политическая партия,

многопартийность

Термины: политическая организация, оппозиция

§24,

в.1-7,

з.1-7

1

32

Происхождение и развитие государства и права.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Факторы образования государства", "Формы суверенитета"

презентация,

Основные понятия: государство,

суверенитет,

монархия, республика,

унитарное государство,

федеративное государство,

авторитаризм,

тоталитаризм,

демократия,

гражданство

§25,

в.1-12,

з.1-4

1

33

Наука в современном обществе. Искусство и его виды

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Области духовной культуры", "Функции науки", "Виды искусства"

презентация,

Основные понятия: культура, наука, искусство

Термины: художественный образ

§26,

в.1-3,

з.1-9

1

34

Многообразие и единство современного мира. Человек и выбор жизненного пути.

Учебник, ПК, мультимедиа проектор,схемы "Разные уровни проблем",

презентация,

Основные понятия: выбор жизненного пути, глобальные проблемы,демографический кризис,техногенная катастрофа.

Термины: адаптация,

индивидуализация,

интеграция

§27,

в.1-5,

з.1-4

§28

.1-5,

з.1-5

повторить §1-26,

вопросы с.176

1

35

Итоговое повторение

тесты

1

Учебно-методические средства обучения
по курсу "Введение в обществознание» 8класс



Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  • Рабочая тетрадьпо курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  • Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.

  • "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год

  • Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007 г.

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2008г.

  • Дидактический материал : — тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе" 2 варианта( 22 экземпляра)

  • Презентации

  • Конституция Российской Федерации

Файлы: ветер.doc
Размер файла: 169984 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология