Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Ирина Анатльевна
Регион: — Республика Чувашия
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование
Предмет(ы): — Искусство
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Тип ресурса: — проект
Краткое описание ресурса: —
Проект представляет собой подробное описание деятельности и функционирования мини — музея Родничок
ГОУ «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проект по организации деятельности
мини-музея "Родничок" с детьми
старшего дошкольного возраста
ЖИВИ, РОДНИК
Выполнила:
Александрова Ирина Анатольевна
воспитатель МДОУ
«Детский сад № 11» города Чебоксары
Чебоксары 2011
Содержание
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема
Организация деятельности мини-музея в работе с детьми 5-6лет по ознакомлению с культурой родного края
Концепция проекта
Функциональность и целесообразность мини-музея «Родничок» в работе по ознакомлению с культурой родного края с детьми 5-6 лет
Тип проекта
Практико-ориентированный
Название проекта
«Живи, Родник»
Цель проекта
Разработать систему мероприятий по организации деятельности мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи проекта
3. Обогащение знаний детей 5-6 лет о культуре родного края
Срок реализации проекта
Сентябрь 2011 – май 2012
Ожидаемые результаты
У детей:
У педагогов:
У родителей:
Исполнители
Педагоги ДОУ
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли »
(Н. Смирнов)
ВВЕДЕНИЕ
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Решая задачу формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.образовательной области «Социализация» федерального государственного стандарта дошкольного образования коллектив детского сада проводит углубленную краеведческую работу. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Закон об образовании ЧР статья 2, п. 2 гласит «Государственная политика в области образования в Чувашской Республики основывается на следующих принципах: признание единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики».
80% семей воспитанников принадлежат к чувашской национальности
Содержание образовательной области «Социализация»направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Наличие мини-музея «Родничок»
Наличие методических рекомендаций проведения занятий с детьми по обучению чувашскому языку (ЧРИО, М.Капустина).
Мониторинг уровня сформированности знаний о родном городе, и культуре родного края у воспитанников свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении (Приложение 1)
Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.
Наличие технологий «Путешествие с Этнером» и «Во благо Земли чувашской».
Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.
Основная концепция проекта по созданию и организации деятельности мини– музея «Родничок» — его функциональность и целесообразность мини-музея «Родничок» в работе по ознакомлению с культурой родного края с детьми 5-6 лет
Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
При создании проекта мы опирались на рекомендации:
-ст. научного сотрудника Чувашского гуманитарного института (отдел языкознания) Сосаевой А.А;
— директора Чувашского литературного музея им.К. Иванова С.Азамат;
— сотрудников Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер»
(отдел краеведения, Андреевой Е.В.);
— руководителя Музея Города Козыревой Л.Л.
Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.
Цель: разработать систему мероприятий по организации деятельности мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста.
3.3 Ожидаемые результаты
У детей:
У педагогов:
У родителей:
Дети
Родители
Педагоги
Старший воспитатель
Руководитель ДОУ-
3.4 Сроки реализации проекта
Сентябрь2011 – май 2012
4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Iэтап
подготовительный
мониторинг уровня знаний воспитанников о родном городе и культуре родного народа, мониторинг заинтересованности родителей в данной проблеме, изучение научно-методической литературы, анализ внешней и внутренней ситуации; разработка плана деятельности мини-музея «Родничок»
сентябрь-декабрь 2011
Александрова И.А.
IIэтап
основной
реализация плана деятельности мини-музея «Родничок»
Январь 2011 – апрель 2012 г.
Александрова И.А.
IIIэтап
заключительный
анализ итогов реализации проекта
май 2012г
Александрова И.А.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Формы, методы и приёмы работы.
Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.
Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.
Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер и переносится в историческое пространство. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.
Методика “погружения”предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.),
а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:
- ролевые игры (дети играют, пребывают в роли и т.д.);
- игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);
- игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают и т.д.):
- игра-реконструкция (“В гостях у бабушки Урине, сказительницы чувашских сказок и легенд ”);
- игра-путешествие (в древний город – крепость Чебоксары);
- подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия проекта):
- дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).
Основополагающее место в методике данного проекта занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).
“Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в проекте (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.
Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть проекта и методики — фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов быта чувашского народа и т.д.), национальные костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “старинные чувашские песни ”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.
Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.
Предпочтение при выборе форм преподнесения краеведческого материала отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:
1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в мини- музее, иногда в группе.
2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: «Почему в городе болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свой город?», «Что бы ты сделал, если был бы Главой города?» и др.
3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.
4. Праздники, развлечения – народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, республики. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.
5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Особое место в проекте, в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам, которые специально задуманы как часть проекта и выполнены авторами проекта.
Куклы в национальных чувашских нарядах Этнер и Сарпиге – это своеобразные, близкие восприятию ребёнка “образы национальной культуры”, представители чувашского народа. Куклы имеют своё место в проекте и на протяжении его играют свои роли, связывая воедино весь проект.
Приобщение дошкольников к истокам культуры и традициям чувашского народа
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»
Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Одним из направлений в работе детского сада №11 “Ручеек” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций чувашского народа:
— доступность знаний, достоверность и научность;
— соответствие сложности материала возрасту детей;
— культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
— краеведческий опыт;
— экологическое воспитание.
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре чувашского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.
Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные промыслы и ремесла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.
План реализации проекта
Основные мероприятия по достижению целей проекта:
Принципы функционирования музея:
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.
- “Чувашская изба”: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.
- “Фольклор”: знакомство с устным народным творчеством чувашского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.
- “Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство”: знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.
- “Природа родного края”: показать детям, как чувашский народ берег и сохранял природу — источник своего существования.
- “Истоки ”: рассказы детям об истории родного края.
- «Чувашия день за днем»: ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.
Содержание представляемого материала изложено в приложении 2.
В фонде мини-музея насчитывается около 50 подлинных экспонатов и 20 имитирующих экспонатов.
Наиболее ценными предметами являются женские головные украшения, изделия чувашских вышивальщиц, старинный фотоаппарат, самовар, деревянная посуда и утварь.
Музей располагает большим количеством орудий крестьянского труда, имеется ткацкий станок с другими устройствами и предметами для ткачества, интерьером чувашской избы.
Все поступления в музее фиксируются в инвентарной книге:
Экспозиционная работа
- Экспозиция музея глубоко раскрывает жизнь чувашского народа в прошлом и современный уклад жизни.
- Рассказывает о предметах мебели, предметах быта, посуде, утвари, изделиях из металла, ремеслах и народных промыслах.
- Экспозиции мини-музея используются по мере необходимости на занятиях и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.
- Экспозиция носит мобильный характер, обновляется по мере поступления новых экспонатов.
Экспонаты музея сгруппированы по разделам (Приложение 3.)
Материалы мини-музея широко используются на занятиях по обучению чувашскому языку, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании национальных праздников, при подготовке к занятиям.
6. МОНИТОРИНГ
Диагностический инструментарий
№ п/п
Название методики
Автор
Диагностика уровня сформированности знаний детей по чувашскому языку
Капустина М.А.
Диагностика уровня сформированности знаний о родном городе, своем крае
Творческая группа МБДОУ «Детского сад № 11» под руководством Латкиной Т.Н.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.
Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии.
Мини-музей “Родничок ” является предметной развивающей средой для детей “Детского сада №11 “Ручеек”. Именно на основе музейно-образовательной среды мини –музея “Родничок ” реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями города.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини — музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.
ЛИТЕРАТУРА
Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1
Приложение 1.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ ПО ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 2 «СОЛНЫШКО»
Начало 2011-2012 учебного года
№
Фамилия, имя ребенка
ЛЕКС
ЗКР
ГСР
Св.Р
Х. ЛИТ
итого
уровень
1
Андреев Максим
4
2
4
2
2
14
Н
2
Иванова Нелли
4
2
4
2
2
14
Н
3
Смирнова Аня
4
2
4
2
2
14
Н
4
Федорова Кира
4
3
4
2
3
16
Н
5
Кузьмина Соня
4
3
4
2
3
16
Н
6
Куракова Аня
6
3
7
2
3
21
С
7
Кошкина Марина
6
3
7
2
3
21
С
8
Волкова Вика
6
3
6
2
3
20
С
9
Ефимов Никита
4
3
4
2
2
15
Н
10
Шарипова Аня
4
3
4
2
2
15
Н
11
Романова Вика
6
3
4
2
3
18
Н
12
Любимова Арина
7
3
7
2
4
23
С
13
Румянцева Лера
4
2
6
2
3
17
Н
14
Николаева Карина
7
3
7
2
4
23
С
15
Калик Сеня
7
3
7
2
3
22
С
16
Углева Ксюша
5
3
4
2
3
17
Н
17
Ильина Кристина
6
3
5
2
2
18
Н
18
Никитина Диана
7
2
5
2
2
18
Н
19
Козырева Ксюша
7
3
7
3
3
23
С
20
Тимофеев Денис
6
2
4
2
3
17
Н
21
Васильев Рома
6
2
4
2
2
16
Н
22
Ильина Лиана
5
2
5
2
3
17
Н
23
Иванова Вика
5
2
6
2
3
18
Н
24
Чупин Рома
4
2
4
2
2
17
Н
25
Гаязова Катя
4
2
4
2
2
14
Н
26
Кокшин Дима
4
2
8
2
3
19
С
Итого
Высокий уровень 0%
Средний уровень 27 % (8 человек)
Низкий уровень 73% (18 человек)
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ, СВОЕМ КРАЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 2 «СОЛНЫШКО»
Начало 2011-2012 учебного года
№
Фамилия, имя ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
итого
уровень
1
Андреев Максим
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
17
Н
2
Иванова Нелли
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
17
Н
3
Смирнова Аня
3
2
1
1
2
2
1
2
2
1
2
3
22
С
4
Федорова Кира
3
3
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
20
С
5
Кузьмина Соня
2
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
18
Н
6
Куракова Аня
2
3
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
20
С
7
Кошкина Марина
2
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
18
Н
8
Волкова Вика
2
2
1
1
2
3
1
1
2
1
1
3
20
С
9
Ефимов Никита
2
2
1
1
2
3
1
2
1
1
2
2
20
С
10
Шарипова Аня
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
16
Н
11
Романова Вика
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
15
Н
12
Любимова Арина
3
3
2
1
3
3
1
2
2
2
2
3
27
В
13
Румянцева Лера
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
16
Н
14
Николаева Карина
2
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
3
20
С
15
Калик Сеня
3
3
2
1
3
3
1
2
3
2
2
3
28
В
16
Углева Ксюша
2
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
18
Н
17
Ильина Кристина
2
3
1
1
3
2
1
1
3
1
1
3
22
С
18
Никитина Диана
2
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
17
Н
19
Козырева Ксюша
2
3
2
1
2
1
1
2
2
1
1
3
21
С
20
Тимофеев Денис
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
13
Н
21
Васильев Рома
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
14
Н
22
Ильина Лиана
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Н
23
Иванова Вика
2
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
19
Н
24
Чупин Рома
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
14
Н
25
Гаязова Катя
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
15
Н
26
Кокшин Дима
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
Н
Итого
Высокий уровень 8% (2 человека)
Средний уровень 31 % (8 человек)
Низкий уровень 62% (16 человек)
Приложение 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО МАТЕРИАЛА ПО БЛОКАМ:
- “Чувашская изба”
— Изба. Жилище.
— Бытовой уклад.
- «Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство”
— Хозяйственные занятия.
— Орнаментальное искусство.
— Ткачество и вышивка в быту.
— Изделия из дерева и бересты
— Музыкальные инструменты
— Глиняные изделия
— Народная игрушка
— Женские головные украшения
- “Фольклор”
— Фольклор чувашского народа (произведения устного народного творчества).
— Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).
— Музыкальное искусство (старинные народные песни).
— Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)
- “Истоки ”
— История земли чувашской.
— “Древо жизни” — связь человека с его родом.
- “Природа родного края”
— Большие и малые реки нашей республики.
— Чувашские дубравы (лесные богатства).
- «Чувашия день за днем»
— Чувашия современная.
— Города нашей республики.
— «Ими гордится Чувашия» (Люди, прославившие нашу республику)
— Исторические и этнографические музеи города.
— Художественное и музыкальное искусство.
— Промышленные предприятия республики
Приложение 3.
РАЗДЕЛЫ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ
Зал №1:
— «Чебоксары»
— «Народные орнаменты»
— «По страницам ручейка» и др.
— «О чем плещутся волны?»
— «О художниках Чувашии»
— «Промышленные предприятия города»
— «Музыкальные инструменты»
— «Вышивка»
— «От избы до высотных зданий» и др.
— карты города и республики
— карты рек
— карта соседних республик и регионов
— открытки с изображением города
— историко-этнографическая литература
— дидактическая и методическая литература
— художественная литература для детей и взрослых
— детская периодика
— дидактические игры
— конспекты занятий
— перспективные планы по всем возрастным группам
Зал №2:
Файлы: Комментарий к презентации.doc
Размер файла: 40960 байт.