Автор конспекта:
Автор(ы): — Ващенко надежда Анатольевна

Место работы, должность: —

МБОУ гимназия №1 г. Светлоград, учитель информатики

Регион: — Ставропольский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Все предметы
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Предлагаемый элективный курс для 5 класса, включает теоретический материал и серии практических заданий направленных на формирование универсальных общеучебных умений и навыков на материале разных учебных дисциплин с активным использованием знаний полученных на урока информатики и ее технических возможностей.

Содержание

  • Пояснительная записка (Цель, задачи, планируемые результаты,описание способа оценки планируемых результатов, описание оснований для отбора содержания образования, описание принципиальных способов (техник, методов, технологии и т.п.) получения заявленных образовательных результатов, способов организации освоения элективного курса учащимися ……………………………………………2
  • Содержание курса………………………………………………………………………..5
  • Тематический план…………………………………………………………6
  • Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………..12
  • Список литературы (для учителя, для учащихся)………………………………..13
  • Пояснительная записка

    Ускоряющиеся темпы общественного развития влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта. В этих условиях особенно важным является научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

    Новая концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образованияпредполагает:

    • от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
    • от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
    • от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
    • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

    Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем и представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы

    Предлагаемый элективный курс для 5 класса, включает теоретический материал и серии практических заданий направленных на формирование универсальных общеучебных умений и навыков на материале разных учебных дисциплин с активным использованием знаний полученных на урока информатики и ее технических возможностей.

    Необходимость такого курса именно для 5 класса возникла в связи с необходимостью учитывать следующие факторы:

  • Возрастной кризис:
  • 10-12 лет (5-6 класс) – пограничный между детством и отрочеством возраст, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный.

    Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.

  • Образовательный кризис:
  • связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную.

    Одновременное проживание двух кризисов вызывает неаддитивный стрессовый эффект.

    Падение успеваемости и интереса к учебе в 5-м классе по сравнению с начальной школой психологи связывают с резким изменением шкалы оценок взрослости и самостоятельности в результате смены учителей.

  • Трудности с усвоением и возрастные особенности
  • Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает системную организацию мышления подростков. Такой подготовленной в полном объеме организации мышления еще нет, поскольку начальное обучение работает с единичными понятиями и отдельными понятийными связями.

    Помогая сформировать комплекс общеучебных навыков в рамках отдельного курса, мы постараемся облегчить этот трудный переход из детства во взрослую жизнь.

    Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

    1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

    2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа

    (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной

    деятельности в целом);

    3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством

    включения его в практику учения на предметном содержании разных

    учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при

    необходимости − коррекцию;

    4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

    Цель курса: формирование универсальных общеучебных умений и навыков,воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

    В задачи данного курса входит обучение:

    • основам организации собственной учебной деятельности;
    • способам поиска, переработки и представления информации;
    • приемам и методам умственного труда;
    • основам коммуникативных умений.

    Формы работы: коллективная и групповая мыслекоммуникация при работе над пониманием, индивидуальная работа по созданию текстов, схем, диаграмм, решению задач из различных предметных областей;метод проблемных ситуаций, ролевые игры.

    Прогнозируемые результаты

    Основными личностными результатами, формируемыми при изучении элективного курса, являются:

    • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности;
    • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
    • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

    Метапредметные результаты:

    • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
    • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
    • владение основами универсальных умений информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

    Предметные результаты:

    • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель;
    • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

    Описание способа оценки планируемых результатов

    Поскольку основой работы учащихся являются практические задании, то оценка планируемых результатов будет накопительной (по всем заданиям) с одной стороны и дифференцированной (по каждому ученику и по каждому отрабатываемому умению) с другой. Таким образом рейтинг в классе (или между классами) будет нести стимулирующую нагрузку, по отдельному ученику – диагностическую, выявляя слабые места.

    Для оценки результатов используется рейтинговая система (0-5 баллов) со следующими критериями:

    0 балл – полное отсутствие умения;

    1 балл – есть некоторое понимание, но полное неумение применять на практике;

    2 балла – есть понимание, но неправильное применение на практике;

    3 балла – правильное применение навыка в большинстве случаев;

    4 балла — правильное применение навыка во всех заданиях (умение модифицировать и комбинировать с другими умениями с подсказкой учителя;

    5 баллов – творческое использование (умение модифицировать и комбинировать с другими умениями самостоятельно).

    Содержание элективного курса « Учиться? Легко!»

    для 5 класса (35 часов)

  • Информация и информационные коммуникации (18 часов)
  • Основные понятия: информация, свойства информации, действия с информацией, виды информации. Виды мыследеятельностей, необходимых для эффективной учебы.Особенности использования разнообразныхинформационныхисточников: книг, каталогов, цифровыхносителей, Интернета. Чтение учебника и неадаптированных текстов с целью выделять главное,анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.Правила написания конспекта, тезисов. Экспертная работа по оценке полученныхрезультатов. Правила написания плана (алгоритма) действий. Что такое «выводы», как правильно их сделать, как для этого использовать умозаключения. Как правильно настроить работу в группе.Правила хорошего спора. Подготовка доклада(выступление) с помощью средств ИКТпо заданной теме.

    Аналитическая деятельность:

    • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
    • определять виды мыследеятельностей, необходимых для эффективной учебы (анализ, синтез, умозаключение, обобщение и т.д.);
    • анализировать различные тексты, выделять главное, сравнивать, классифицировать;
    • оценивать свою работу и других учащихся;
    • распределять и организовывать работу в группе.

    Практическая деятельность:

    • работать с неадаптированным текстом;
    • составлять конспект коротких текстов;
    • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
    • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
    • отработка правил уважительного спора.
  • Моделирование (17 ч.)
  • Понятие моделирования. Виды моделей. Цель создания человеком информационных моделей. Этапы построения модели. Анализ её свойств. Понятие адекватности модели объекту и цели моделирования? Графические схемы как информационная модель и инструмент работы с информацией. Типы графических схем: кластер; денотатный граф; причинная карта; карта памяти (интеллект-карта) и др. Правила чтения таблиц и схем. Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. Проведение виртуальных экспериментов с помощью средств ИКТ.

    Аналитическая деятельность:

    • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
    • осуществлять анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
    • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
    • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
    • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

    Практическая деятельность:

    • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
    • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
    • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
    • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.

    Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    • УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л.

    Состав УМК:

  • Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса
  • Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса
  • Занимательные задачи по информатике
  • Информатика и ИКТ. 5-7 классы: Комплект плакатов и методическое пособие. 12 плакатов.
  • Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие + CD
  • Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов
  • Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Л.Л. Босовойhttp://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  • Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=teacher&class%5b%5d=43&class%5b%5d=48&subject%5b%5d=19
  • ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class=49&subject=19
  • Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов (zip-архив, 143 Мб)
  • Информатика в школе.
  • Приложение к журналу «Информатика и образование»

    1. Изучаем информационные технологии в V-IV классах. №6 – 2004.

    2. Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. №2 – 2007.

    3. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов. №6 – 2007.

    4. Объекты, системы, модели в курсе информатики (V-VII классы). №5 – 2008.

    • Компьютерный класс с подключением к Интернету.

    Файлы: тем план 5Э.doc
    Размер файла: 65536 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология