Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Марина Анатольевна

Место работы, должность: —

заместитель директора МОУ Торопецкой СОШ №1 по воспитатаельной работе

Регион: — Тверская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): — Экология
Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Разработка новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с учетом их возрастных особенностейв условиях современного образовательного процесса и внеучебной деятельности.

ПРОГРАММА

работы по патриотическому воспитанию школьников «НАСЛЕДИЕ»

МОУ Торопецкой СОШ №1

на2008-2012годы

Автор: Захарова Марина Анатольевна —

заместитель директора по ВР МОУ Торопецкой СОШ №1


Актуальность проблемы

патриотического воспитания детей и молодежи

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МОУ Торопецкой СОШ №1

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Модель воспитанника МОУ Торопецой СОШ №1 ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Ввиду все более заметной постепенной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

Обоснование актуальности

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности.

Воспитание, являясь частью образовательного процесса, направлено на созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.

В основу целевой программы патриотического воспитания МОУ Торопецкой СОШ № 1 положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование»

На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.

Центральное место в МОУ Торопецкой СОШ № 1 занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.

Обновление содержания образования в МОУ Торопецкой СОШ № 1 направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МОУ Торопецкой СОШ № 1 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.

Концептуальные основы

  • формирование ведущих качеств личности;
  • практическую деятельность педагогов и воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
  • неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешколь­ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу­живающими объектами микрорайона.

Цели и задачи

Исходя из анализа актуальности программы, можно сформулировать цели и задачи патриотического воспитания:

Цель программы патриотического воспитания

МОУ Торопецкой СОШ № 1

Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основные задачи программы:

  • формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
  • воспитать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных патриотов и защитников Отечества;
  • формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Содержание деятельности – программа «НАСЛЕДИЕ »

Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

В МОУ Торопецкой СОШ № 1 в основе процесса образования и воспитания лежит идея личностного подхода, принцип преемственности и непрерывности, толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.

Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине

Основные направления реализации Программы

  • Использование государственных символов России в патриотическом воспитании, а также символов МОУ Торопейкой СОШ №1 (герба, флага, гимна)
  • Совершенствование процесса патриотического воспитания
  • Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания
  • Информационное и техническое обеспечение в области патриотического воспитания

С учетом психологических, физиологических возрастных особенностей детей и подростков в школе созданы условия для обеспечения патриотического воспитания ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе выделены три ступени.

На Iступени обучения

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы, КТД .

На IIступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
  • заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на IIIступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Воспитание на IIIступениобучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.

Мероприятия по реализации Программы

Направления работы

Базовые мероприятия по реализации направлений

Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время

  • Уроки ОБЖ, музыки,

истории и права, литературы, ИЗО

Формирование гражданско – патриотического сознания

  • Декада Знаний «Торжественная повесть о войне, прочитанная нами»
  • Читательская конференция «История моей семьи в истории моей страны» (1-4 классы)
  • Конкурс патриотической песни
  • Музейные уроки (в школьном музее)

Привлечение общественности к решению проблем

патриотического воспитания детей и молодежи

  • Встреча с ветеранами «Как это было»;
  • Уроки мужества;
  • Митинг у мемориальной доски, посвящённый выпускникам школы, погибшим в годы ВОВ;
  • Акция «Голубь мира»;
  • Акция «Солдатский платок»;
  • Акция «Памяти ветеранов»

Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей

  • Традиция чествование флага России, флага школы на торжественных школьных мероприятиях;
  • Участие в Параде Победы 9 Мая;
  • Вахта Памяти (9 Мая, в День освобождения г. Торопца);
  • Конкурс «Внуки Победы»;
  • Смотры художественной самодеятельности

Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи

  • Оформление тематических стендов,
  • Выставки книг в школьной библиотеке;
  • Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;
  • Тематические фоторепортажи;
  • Исследовательские работы;
  • Проект «Виртуальный музей школы»

Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы

  • Обзорные экскурсии по городу, в краеведческий музей, в музей Партизанской славы д. Пожня;
  • Туристические поездки;
  • Походы «По местам отгремевших боев…»

Сотрудничество с родителями и педагогами

  • Родительские собрания;
  • Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 1-4 классов;
  • Работа родителей в выездном военно-патриотическом отряде «Русь»;
  • Альбом Памяти «Война в истории моей семьи»;
  • Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам»

Система воспитательной работы направленная на благотворительность

  • Операция «Забота» — помощь по дому пожилым людям;
  • Акция «Памяти достойны» (уборка могил учителей-ветеранов школы №1)»
  • Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей -пенсионеров с Днем учителя, 8 Марта, Рождеством, 9 Мая);
  • Акция «Спешите делать добро»

Организация летнего отдыха обучающихся

  • Военно-патриотический лагерь «Русь»;
  • Православно — краеведческий отряд

В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.

В соответствии с этим развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:

  • формирование чувства патриотизма и сознания учащихся, сохранение и развитиеу них чувства гордости за свою страну;
  • формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
  • воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
  • формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
  • подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
  • социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.

Ожидаемый результат

Реализация целевой программы патриотического воспитания «Наследие»:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
  • создание условий для преемственности поколений;
  • конкретизация цели воспитательной работы;
  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
  • поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;

Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – городу Торопцу.

Авторы и участники программы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда — идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.

Файлы: Лагерь Русь 2011.pptx
Размер файла: 3345057 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология