Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Валентина Накочевна

Место работы, должность: —

ТМК ОУ "Усть-Портовская средняя общеобразовательная школа-интернат"

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного курсаОписание места в учебном плане Требования к результатам освоения Содержание тем учебного курса Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Планируемые результаты. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Используемая литература:

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ТМОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО

_______ Сучкова Е.А ___________________ протокол № ___ от ____

«___» ___________ 20__ г. «___» __________ 20__ г. «___» _________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

6КЛАСС

Учителя родного (ненецкого) языка

Комаровой Валентины Накочевны

2011 – 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по предмету «Родная (ненецкая) литература» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии:

— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;

— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;

— с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)

— с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

— с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

Планирование составлено на основе Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.

Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «родная литература» входит в образовательную область «Филологи» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.. В процессе обучения родной (ненецкой) литературе решаются следующие задачи:

1.Обучение всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, ,чтение и письмо)

2.Развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.

Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам самодийской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется национально-региональным компонентом.

Предлагаемые рекомендации могут служить основой для разработки программ по конкретным языкам самодийской группы.

В программах по родным языкам самодийской группы следует давать краткую характеристику трудностей, возникающих при изучении литературного языка – они обусловлены влиянием диалектов, носителями которых являются учащиеся. Это поможет обеспечить индивидуальный методический подход

Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.

Цели обучения родному языку – формирование этнически ориентированной личности, приобщённой к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

Программа направлена на достижение следующих целей:

— формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

— развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

— освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;

— овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного курса

Основные содержательные линии

Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку входят:

  • Языковой материал(фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
  • Сферы общения.
  • Речевые умения,характеризующие степень владения ненецким языком как средством общения.
  • Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.
  • 1.Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).

    2. Сфера общения

    1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;

    2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;

    3. Социально-культурная:

    ˚ город, село, учреждения культуры;

    ˚ отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;

    ˚ сказки, песни, стихи;

    4. Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские).

    3. Речевые умения

    1) Аудирование (слушание)

    Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

    Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

    2) Говорение

    Составление рассказа с опорой на наглядность.

    Составление рассказа согласно ситуации.

    Продолжение рассказа по заданному началу.

    Трансформация речевых высказываний.

    3) Чтение

    Чтение полного текста без заданий.

    Чтение с пониманием основного содержания.

    Ответы на вопросы по прочитанному.

    4) Письмо

    Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

    Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.

    Выполнение письменных заданий.

    4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

    1. Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

    2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

    3. Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.

    4. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)

    5. Произведения ненецких писателей и поэтов.

    6. Образцы орнаментов.

    7. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

    8. Орудия труда и средства передвижения.

    9. Традиционная мужская и женская одежда.

    10. Народные детские игры.

    11. Традиционные виды труда и отдыха.

    На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

    С первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.

    Описание места в учебном плане

    Количество часов за учебный год – 35 ч., по учебному плану – 35 ч.

    Требования к результатам освоения

    Личностные,

    1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных

    сведений о коренных народах Таймыра.

    2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Таймыра;

    3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной

    культуры;

    4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;

    5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Таймыра;

    6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные

    произведения;

    7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных

    писателей;

    8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала и Таймырав

    связи с изменениями в общественной жизни в России в конце ХХ в.;

    9) понимание глубинных связей мировой, русской и северной литератур;

    10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.

    Предметные,

    • Освоение звукового строя родной речи.
    • Умение использовать части речи при разговоре, в письме.
    • Умение производить анализ состава слова.
    • Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами родного языка.
    • Использование выразительных средств устной речи.

    способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики

    проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.

    • Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи

    соответствующих стилю в сфере общения.

    • Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного

    языка.

    • Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.
    • Умение описывать предметы и явления окружающего мира.
    • Знание отличительных грамматических признаков родного (ненецкого) языка и русского языка.
    • Выделение признаков произношения звуков родного (ненецкого) языка.
    • Деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли и направленности текста, умение его озаглавить.
    • Умение ставить вопросы к тексту и отвечать на них.
    • Понимание значения новых слов на основе смысловой догадки и корнесловного анализа.
    • Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного текста по

    составленному плану и без опоры на него.

    • Составление конспекта и тезиса по прочитанному тексту.
    • Умение переводить с русского языка на родной фрагменты текста.

    Метапредметные

    § Умение использовать части речи при разговоре, в письме.

    § Умение производить анализ состава слова.

    § Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами

    родного языка.

    § Использование выразительных средств устной речи.

    § способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики

    проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.

    § Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи

    соответствующих стилю в сфере общения.

    § Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного

    языка.

    § Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.

    § Умение описывать предметы и явления окружающего мира

    Содержание тем учебного курса

    Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

    Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

    6 класс

    (35 часа)

    Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна’ теневана сава няра. (Книга – ваш мудрый друг) – 2 часа.

  • Встреча с новой учебной книгой. Анализ стихотворения А.Пичкова «Нюдя 2э”мами тенезебтедм’» («Я вспомнил детство»). Детство прекрасная пора в жизни каждого человека. Пытливый ум маленького человека. Влияние на формирование его личности окружающей среды и природы.
  • Разговор о песне и её истоках. Анализ стихотворения поэта «Сава сё» («Хорошая песня»). Поэтические размышления о роли и значении песни в жизни человека. Роль родного языка в жизни человека и народа. Сходство мотивов литературных произведений И.Юганпелика с народными индивидуальными песнями ненцев.
  • Роль чтения произведений родной литературы в жизни подрастающего поколения. Начитанность на родном языке как показатель общего развития и культуры человека. Родная литература как художественное отражение жизни ненцев.
  • Ненецкий фольклор – 6 часов.

    Ненэцие” падарци” и’ нгут сертавы” нгамгэ.

    Сказки о великанах и волшебные сказки.

    (Нылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).

    1. Нылекасавэй лаханоко” – сказки о великанах:

    «Бэрабук великан» — «Нэрабук вэсей», «Нядэна хасава» — «Мужчина, живущий оседло».

    2. Мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Волшебные сказки:

    «Вэсако’ няхар не ню» — «Три дочери старика».

    Понятие о волшебных сказках и сказках о великанах. Особенности сказок о великанах и волшебных сказок. Отражение в них веры народа в победу добра над злом. Осуждение лжи и ханжества.

    Художественные особенности сказок: язык, волшебные превращения. Большая физическая сила героя: смелость, смекалка, ум, находчивость.

    Сходства и различия сказок о великанах и волшебных сказок.

    3. Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом: «Си”ив Вано’ нарка» — старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто — Вануйта). «Нерня мэтами» — «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев).

    Особенности песен, составленных мужчинами и женщинами. Отражение в песнях радости и печали, веры в победу и торжество справедливости. Язык народных песен: ритмичность и напевность.

    Собиратели и вторичные исполнители (первые исполнители – создатели этих песен), обеспечивающие долгую жизнь народному творчеству.

    Ненецие” паднани” падны”

    Творчество ненецких писателей – 24 часов

    Илья Константинович Вылка– 2 часа.

    «Тарем’ хыно”нгадм’» (Я так слагаю песню)

    Илья Константинович Вылка – поэт и художник. Зрелые годы поэта и его активное участие в топографических исследованиях учёных на Новой земле. Отражение в творчестве Тыко-Вылки, его воспоминаний о тяжёлой жизни ненцев на острове до Октябрьской революции. Участие поэта-гражданина в борьбе за светлое будущее родного края. Тыко-Вылка – строитель новой жизни на острове.

    «Си2гэ» — «Цинга» (Повесть – легенда о духе болезни цинги) – 2 часа.

    Картины тяжёлой жизни людей на острове: голод и болезни. Гибель обитателей землянки, причины, вызывавшие скорую смерть людей на острове в условиях суровой зимы. Тайна сохранения в живых ненецкой женщины и малолетней девочки – секреты народной медицины. Идейный замысел повести – знание основ народной медицины и милосердие. Реальное и фантастическое в повести. Образы литературных героев.

    Понятие об олицетворении.

    Иван Григорьевич Истомин– 2 часа

    «Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть

    Краткие биографические сведения о писателе-публицисте и его активной деятельности в деле становления колхозного строя на Севере и переходе на оседлый образ жизни людей, освоивших новые формы производства.

    Сборы в последнюю кочёвку старого ненца и истории его жизни. Трудная борьба старика с самим собой и преодоление в своём сознании старых предрассудков, сложившихся веками в кочевой жизни – победа над собой старого ненца. Раскрытие основной идеи повести – вера человека в идеи и дела новой жизни, его желание включаться в активную работу по преобразованию жизни тундры.

    Иван Антонович Юганпелик– 2 часа

    «Ленин Таховскахана» — («Ленин в Тазовске») – стихотворение

    Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник).

    Ленин живёт во всех делах советского народа. Выражение автором всенародной глубокой любви и признательности Ильичу.

    Любовь Прокопьевна Ненянг– 4 часа

    «Депутат’ небя”» — («Мать депутата») – рассказ – очерк

    Краткие биографические сведения о писателе-журналисте (см. учебник). Изображение в очерке – рассказе женщины – труженицы, женщины – матери. Прошлое и настоящее женщины – ненки. Современные профессии женщины – ненки.

    Расширение понятия об очерке.

    Леонид Васильевич Лапцуй– 4 часа

    «Ленин нэдам” вынд” тэвы» («Ленин приехал в тундру») –

    отрывок из поэмы «Рождение Ямала»

    Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Легенда о приезде Ленина на Ямал как выражение любви к вождю и признание его участия во всех преобразованиях жизни на Севере.

    Сходство произведений Л.Лапцуя и И.Истомина и их связи с устным народным творчеством. Понятие о поэме.

    Василий Николаевич Ледков– 4 часа

    «Нярмондана хубта — хувы» - отрывок из повести «Розовое утро».

    Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Размышления писателя о счастливом детстве детей – северян. Своеобразие воспитательных нравственных начал жизни тундры, роль родной природы и многовекового опыта ненецкого народа и воспитании подрастающего поколения. Значение традиций ненецкого народа для определения молодёжью её жизненной позиции. Символический смысл названия произведения «Розовое утро». Сходство рождения нового человека и его детства с розовым утром восхода нового дня. Образы героев произведения: Василий и его родители.

    Языковые особенности произведения и их связь с особенностями обычаев и традиций ненцев. Понятие о повести.

    Алексей Ильич Пичков– 2 часа

    «Харта яда» — («Его земля родная») – стихотворение.

    Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Размышления о родном крае и шёпоте земли древнего чумовища – корней жизни поэта. Патриотический смысл стихотворения. Языковые особенности произведения: сравнения, идиоматические выражения. Совершенствование навыков выразительного чтения.

    Геннадий Алексеевич Пуйко– 2 часа

    «Няби небяэ» — («Вторая мать») – стихотворение.

    Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Всеобщая любовь к народному учителю и высокая оценка его труда. Роль учителя в выборе профессии и становлении человека. Смысл поэтических строчек: «Вторая мать ночей не спит, о нас … в горе и радости всегда рядом!»

    Валерий Антонович Пырерка– 2 часа

    «Пыреркахат 2эда ненець» — («Человек из рода Пырерка») –

    отрывок из повести

    Краткие биографические сведения о писателе — очеркисте (см. учебник). Историческая основа повести. Картины наступающей весны и начала лета. Грозовые тучи войны над городом Ленинградом. На подступах к Ленинграду (картины боёв и наступления врагов).

    Антон Пырерка – отважный боец, наделённый высокими нравственными качествами: ненавистью к врагам, любовь к Родине, смелостью, наблюдательностью и беспримерной выдержкой солдата. Понятие о пейзаже.

    По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава – 2 часа

    Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

    Список произведений для заучивания наизусть:

    Индивидуальные песни ненцев (2-3 песни по выбору ученика).

    Колыбельные песни (по выбору ученика).

    И.К.Вылка «Тарем’ хыно надм’».

    Л.В.Лапцуй «».

    И.А.Юганпелик «».

    А.И.Пичков «Харта яда».

    В.А.Пырерка «Пыреркахат нэда ненець» (картины лета, описание боя).

    Тематический план

    № п.п.

    Наименование разделов

    Всего часов

    На развитие речи в том числе (контрольные работы, тестирование)

    1.

    Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна теневана сава нара. (Книга – ваш мудрый друг)

    2

    2.

    Ненецкий фольклор

    Ненэцие” падарци” и’ 2ут сертавы” нгамгэ.

    Сказки о великанах и волшебные сказки.

    (1ылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).

    7

    3.

    Ненецие” паднани” падны”

    Творчество ненецких писателей

    24

    11.

    По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава

    2

    ИТОГО:

    34

    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    Дополнительная литература

    1. Е.Г. Сусой. Ненэцие" литература. Учебная хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений

    С-петербург. Фимлиал изд. Прсвещение. 2008 г.

    2. О.Н.Марченко. Фольклор коренных народов Таймыра. Хрестоматия для 5 класса

    общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Таймырского

    (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

    3. М .А. Ненянг Русско-ненецкий разговорник Учебное пособие для учащихся средней

    школы. С-петербург. Изд. Дрофа. 2005 г.

    4. Е. Н. Самойлова Русско-ненецкий тематический словарь. Пособие для учащихся 5-9

    классов.

    5. Л.Ненянг. Не только бабушкины сказки. Ненецкие легенды, сказки, были, пословицы, загадки, наставления, приметы, поверья. Красноярское книжное изд. 1982 г.

    Планируемые результаты.

    Умеет, понимает, знает:

    • проявление позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;
    • знакомство учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.
    • знание учащимися понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем».
    • обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.
    • знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.
    • уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.
    • уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.
    • совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный обиход.

    .

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    в 6 классе (родная литература) – 34 часа

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Вид контроля

    Элементы дополнительного (необязательного) содержания

    Домашнее задание

    Дата проведения

    план

    факт

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    I

    1

    Введение: «Книга нгока серм′, иле″мям″ теневана сава няра»

    (Важнейшие законы жизни)

    1

    Вводный урок.

    Выявление уровня лит/ развития уч-ся;

    Углубление понимания роли чтения на р. яз. произведений уст. нар. тв-ва и литературы.

    Фронтальный опрос:

    Словарная работа по тексту

    Стр3-6 читать

    II

    Ненецие” фольклор (ненецкий фольклор) – 7 часов.

    Ненэцие” падарци” и’ нут сертавы” намгэ.Сказки о великанах и волшебные сказки.

    (нгылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).

    2

    1. Нылекасавэй мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Во лшебные сказки, сказки о велик:

    2

    Изуч. нового мат-ла

    Обучение выразительному чтению (исполнению).

    Знание жанров устного народного тв-ва. Особенности сказок о великанах

    Устный контроль

    Выразительное чтение

    Сочинение сказки о великанах.

    Сьр 8-9 читать, рассказать

    3

    «Нядэна хасава» — «Мужчина, живущий оседло».

    Урок соверш знаний

    Работа в группах. Деление на смысл части.

    Осуждение лжи и ханжества. Особенности волш. сказок.

    Устный контроль. Работа по частям ск.

    Составление словосоч из данных сл стр 18-19

    Стр

    10-12 читать ответит на вопр

    4

    «Вэрабук вэсей»,(Старик вэрабук)

    2

    Комбиниров урок

    Соверш-ние навыков самост-ной исследов-ой работы.

    Знание худож-х особенностей сказок: язык, волшебные превращения.

    Устный контроль

    Выразительное чтение

    Работа по иллюстрации

    Стр 12-19 читать отв на в

    5

    «Вэсако’ няхар не ню» — «Три дочери старика».

    Защита тв. зада

    Работа в парах

    Умение сранивать

    Устный контроль

    Словарн работа

    Стр 19-25 чит.

    6

    Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом:

    3

    Изучение нового материала

    Слушание песен на родном языке (диск)

    Умение исполнить песню на родном языке.

    Устный контроль.

    Выразительное чтение

    Самостоятельная работа-чтение про себя.

    Стр26 читать

    7

    «Си”ив Вано’ нарка» — старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто — Вануйта).

    Комбинированный урок

    Словарная работа.

    Знание особенностей песен, составл мужчинами и женщинами.

    Устный контроль-ответы на вопросы стр 26.

    Проба исполнения песни.

    Стр 26-27

    8

    «Нерня мэтами» — «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев). Собиратели и вторичные исполнители.

    Совершенст. знаний

    Совершен. навыков само-ной исследоват-работы.

    Понимание языка народных песен: ритмичность и напевность

    Устный контроль-передача сод прозой

    Составление иллюстрации к стихотворению

    Стр27-28 ответ на вопросы

    III

    Неней ненецие” паднани” падвы”

    Творчество ненецких писателей – 26 часов

    9

    Илья Константинович Вылка Ям′ теневана. Биография. «Тарем’ хыно”надм’» (Я так слагаю песню)

    2

    Урок-сообщение

    Сообщение ученика. Кр-ие биограф. св-я о писателе.

    Развитие связной речи учащихся;

    Устный контроль. Индивид. задания.

    Составление рассказа о писателе своими словами

    Стр

    30-31 выуч. Наиз. читать

    10

    Илья Константинович

    Вылка «Сингэ»

    Урок-изуч-е нового м ат-ла

    Деление текста на смысловые части

    развитие навыка восприятия информации.

    Устный контроль. Сост плана пересказа.

    Выборочный пересказ

    стр 32-35

    11

    Иван Григорьевич Истомин. Счастливая судьба «поднимать цветы из снегов».

    4

    Комбинированный урок

    Сообщение ученика. Крат. биограф сведения о писателе.

    Развитие связной речи учащихся;

    Устный контроль.

    Индиви.задания.

    Словарная работа по тексту.

    Стр

    36-37 читать

    12

    И. Г. Истомин «Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть общее содержание

    Беседа по содерж-повести

    Работа в парах. Озаглавливание частей повести.

    Умение выделить главную мысль.

    Устный контроль. Выбор. пересказ

    Пересказ по плану.

    Стр

    37-50 читать

    13

    И.Г.Истомин «Преодоление старых предрассудков»

    Комбинированный урок

    Выборочное чтение

    Умение сост-ь из опорных слов и словосоч. образ старого ненца

    Устный контроль

    Выразительное чтение

    Стр 43-50 читать

    14

    Тест по повести И.Г.Истомина «Пудана ямдава»

    Урок контр-я кор-и

    Работв с текстом

    Умение работать на д текстом

    Письменный контроль

    Словарная работа

    Стр 40-48 читать

    15

    Любовь Прокопьевна Ненянг «Просто тундровичка коренная» Биграфия

    2

    Урок сообщение

    Сообщение ученика. Крат биограф сведения о поэте.

    Развитие связн. речи уч-ся;

    развитие навыка восприятия информации.

    Устный контроль. Индивид. задания.

    Чтение стихов Л.Ненянг

    Стр

    51-52. читать

    16

    Л. П.Ненянг «Депутат’ небя”» — («Мать депутата») – рассказ – очерк

    Комбинированный урок

    Актуализация зн-й способов деят-ти по осмыслению нового мат-ла

    Умение восстановить логическую последовательность

    Устный контроль. пересказ

    Словарная работа

    Стр

    52-54

    17

    Леонид Васильевич Лапцуй . Поэт и просветитель. Биография

    1

    Урок-репортаж

    Сообщение ученика. Краткие биограф.сведения о поэте

    развитие навыка восприятия информации. Расшир понятия об очерке.

    Устный контроль. Рассказ о поэте.

    Чтение стихов Л.лапцуяю

    Стр 55-56

    читать

    18

    Л.В.Лапцуй «Ни″ни хэ″мяхана нгани′ хаидамне»

    1

    Комбинированный урок

    Словарная работа по произведению

    Пополнение словарного запаса

    Языковые особенности произведения.

    Устный контроль. Выразительное чтение

    Ил-я к стихотворению

    Стр

    56-61 читать

    19

    Василий Николаевич Ледков.»А я и не знал, что родился в России» Биография.

    6

    Урок-семинар

    Сообщение ученика. Биограф. сведения

    Умение защитить свою творческую работу

    Устный контроль. Сообщ.уч-ся на одну тему

    Самостоятельное чтение учебного материала

    Стр 62-63 читать

    20

    В.Н.Ледков

    «Нярмондана хубта –

    хувы» — отрывок из повести «Розовое утро».

    Общее содержание

    Объяснение нового мат-ла

    Работа в парах. Ответы на воп

    Худож-есредства языка, с пом-ю кот-х раск-ся идейное содер-е произведений.

    Устный контроль. Составление плана

    Словарная работа по тексту.

    Стр 63-70 читать

    21

    В.Н.Ледков . «Будущий помощник» по повести «Нярмодана хубта»

    Комбинированный урок

    Размышление писателя о счастливом детстве детей

    Понятие о языковых особенностях произведения

    Устный контроль

    Чтение по ролям

    Стр

    66-70 читать

    22

    В.Н.Ледков «Имянаречение» по повести «Нярмодана хубта»

    Урок-защита твор-их заданий

    Описание обряда «Имянаречение»

    Значение трад-й нене-го народа для опр-ия жизн-ой позиции

    Устный контроль рассказ

    Выразительное чтение

    Стр 63-64 читать

    23

    В.Н.Ледков «Еня нгацекы» по повести «Нярмодана хубта»

    Урок обозрение

    Выступление уч-ка «Вечерние новости из стойбища»

    Умение сост-ть рассказ по заголовку «В ночном»

    Устный контроль

    Составление плана пересказа

    Стр

    67-70. читать

    24

    Тестирование по повести В.Н.Ледкова «Нярмодана хубта»

    Совер-е знаний

    Работа в парах.Образы героев произведения

    Связь язык-х особ-ей произ-ия с особ-ми трад-й и обычаев ненцев

    Устный контроль. Пересказ по выбору

    Выразительное чтение

    Стр

    66-67

    Слов картины

    25

    Алексей Ильич Пичков биография

    2

    Урок-защита твор-их заданий

    Сообщение ученика. Кр-е сведения о поэте.

    Развитие речи-умение передать последовательность тв-го роста поэта

    Устный контроль. Рассказ о поэте

    Составление рассказа по опорным словам

    Стр 71

    читать

    26

    А.Пичков «Харта яда» — («Его земля родная») – стихотворение.

    Урок обобщения и систем.

    Роль русского народа в жизниненцев.

    Умение переложить стих на прозу

    Устный контроль

    Рассказ «Харта яда»

    Стр 72 наизусть

    27

    Прокопий Андреевич Явтысый Биография

    2

    Комбинированный урок

    Развитие речи. Работа над текстом

    Умение подготовить мал сообщение

    Устный контроль выраз чт-е

    Составление рассказа об известном оленеводе

    Стр 73-74 читать

    28

    П.А.Явтысый «Невхы″ мядырма″»

    Комбинированный урок

    Размышления о родном крае и шепоте земли

    Развитие понятия о худ-но-изобраз-х средствах стих речи.

    Устный контроль. Выразительное чтение

    Словарная работа

    Стр 74-75. наизусть

    29

    Геннадий Алексеевич Пуйко . Биграфия

    2

    Урок сообщение

    Сообщ-е уч-ка. Краткие биографические сведения о поэте

    Развитие связной речи учащихся;

    развитие навыка восприятия информации.

    Устный контроль . сотавление биографии своего отца.

    Самостоятельная работа:

    Стр

    76-77

    читать

    30

    «Няби небя» — («Вторая мать») – стихотворение.

    Изучение нового материала

    Беседа с элементами комментированного чтения

    Худ-ые особе-ти языка произв-я.

    Устный контрольВыразительное чтение

    Рассказ по иллюстрации

    Стр 78 Читать,

    Учить наиз

    31

    Валерий Антонович ПыреркаБиография

    3

    Урок-сообщение

    Сообщение ученика. Краткие биографические сведения о писателе

    развитие навыка восприятия информации.

    Устный контроль.. Ответить на вопросы

    Пересказ по тексту.

    80-81

    читать

    32

    «Пыреркахат нэда ненець» — («Человек из рода Пырерка») –

    отрывок из повести

    Общее содержание

    Комбинированный урок

    Работа в парах. Работа по частям отрывка

    Развитие связной речи учащихся;

    Устный контроль выбор. чт-е

    Ответы из текста

    Выборочный пересказ

    Стр 80-85. Ответ на вопр

    33

    «Антон Петрович вэдандорць ядэрома» по повести В. Пырерка «пыреркахат нгэда ненэць»

    Обобщающий урок

    Историческая основа повести

    Понятие о пейзаже

    .Устный контроль образ А. Пырерка

    Чтение с элементами комментирования

    Стр 86-91.Сост плана

    34

    Повторение и систематизация пройд енного в 6 классе

    2

    Урок обоб-я исистемии

    Соотношение описаний с произведением.

    Развитие связной речи

    Устный контроль

    Выборочный пересказ

    мини соч- по любим произв.

    35

    (По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)

    Обобщ-е прой-го мат-ла

    Беседа с элементами комментированного чтения

    Развитие связной речи учащихся;

    Устный контроль

    Работа по иллюстрациям.

    Список произв на лето.

    Используемая литература: Е. Г. Сусой. «Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов» г. Нарьян- Мар 1991г.

    Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования. Москва. Издательский дом «Новый учебник»

    Файлы: нәүрүз.pptx
    Размер файла: 4813015 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология