Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Валентина Накочевна

Место работы, должность: —

ТМК ОУ "Усть-Портовская средняя общеобразовательная школа-интернат"

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Пояснительная записка Общая характеристика учебного курса Описание места в учебном плане Требования к результатам освоения Содержание учебного предмета Тематическое планирование Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Планируемые результаты. Используемая литература:

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ТМОУ «ДСОШ №1» зам. директора по УВР на заседании МО

/Сучкова Е А./ _____________Кукарева З Н______ протокол № ___ от ____

«___» ___________ 20__ г. «___» __________ 20__ г. «___» _________20__ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Учителя родного (ненецкого) языка

Комаровой Валентины Накочевны

13 разряд

2010 – 2011 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной (ненецкий) язык» в начальной школе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии:

— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;

— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;

— с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)

— с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

— с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;

Школьное литературное образование рассматривается как единая система, состоящая из оптимального соотношения таких компонентов, как родная литература, русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья, зарубежная литература. Специально организованное изучение произведений литературы предполагает:

• целенаправленный отбор произведений для изучения;

• оптимальное соотношение компонентов литературного образования и установление

взаимосвязей между ними;

• изучение произведений с обязательным привлечением соответствующего историко- и

теоретико-литературного материала и с учетом необходимости развития речи учащихся;

• использование разнообразных форм учебной деятельности (урок – факультативные занятия – внеклассная и внешкольная работа).

Только при таком охарактеризованном выше структурном и содержательном наполнении курса «литература может способствовать духовной консолидации целостного общественно-экономического организма России и укрепить культурную основу существования каждого из ее народов»

Цели обучения родной литературе– формирование этнически ориентированной личности, – учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача к основам своеобразной этнической культуры. научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке

По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

Программа направлена на достижение следующих целей:

— формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

— развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

— освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;

— овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Важнейшей задачей уроков родной литературы в начальной школе является всестороннее развитие навыков хорошего чтения – правильности, беглости, выразительности и сознательности – и умения работать с текстом. На уроках чтения дети практически знакомятся со строем родного (ненецкого0 письменного языка, расширяют запас слов, знакомятся с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке. На уроках литературы дети должны получать элементарные навыки анализа произведения и усвоить доступные им теоретико- литературные сведения. Именно на уроках литературы более чем где – либо осуществляется патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. При этом необходимо обратить особое внимание на воспитание в детях бережного отношения к природе. Читая тексты о природе , дети должны почувствовать красоту и в то же время ранимость природы, оценить добрые поступки людей, которые способствуют сохранению ее богатства.

Выработка качеств хорошего чтения:

Учитель должен обратить самое серьезное внимание на усовершенствование техники чтения, на развитие, закрепление и дальнейшее совершенствование всех элементов хорошего чтения. Любовь к книге можно привить только тогда, когда ребенок будет владеть всеми элементами хорошего чтения. При выработке этих качеств на уроках чтения на родном языке учителю следует руководствоваться следующими принципами:

•Правильность чтения.

Определяется верным произношением всех слов, словосочетаний , предложений. Упражнения в правильном орфоэпическом чтении необходимо продолжать во всех классах начальной школы. Для организации этой работы рекомендуется изготовление следующих пособий: а) сигнальные карточки; б) таблицы.

•Беглость чтения

Беглость чтения состоит в навыке быстро схватывать зрением буквенный состав слова и сразу его произносить. Беглость чтения не должна подменяться торопливостью. Это быстрое, ясное, отчетливое и толковое чтение в единстве с правильным произношением. Для того, чтобы правильно сочетались оба названных вида хорошего чтения, на первых порах можно не требовать быстроты, равной темпу разговорной речи. Поставленная цель достигается систематической работой. На уроках чтения на родном языке следует проводить упражнения:

а) чтение учащимися вслед за учителем

б) прочитывание одного и того же текста по несколько раз

в) повторное чтение раннее прочитанного

г)хоровое чтение тщательно подготовленного текста (учитель может прибегать к жестам и мимике, чтобы показать темп чтения; иногда может сам начать читать вместе с классом, потом умолкнуть, а ученики продолжают читать в том же темпе).

д) предварительная отработка произношения многосложных слов с тем, чтобы чтение таких слов не замедляло чтение текста в целом.

е) прочитывание текста про себя.

•Выразительность чтения.

Выразительность чтения не может быть достигнута при отсутствии навыков правильного и беглого чтения. Оно должно приближаться по своему характеру к живой выразительной речи. Элементарная выразительность достигается путем правильной расстановки логических ударений, интонации и соблюдения пауз в соответствии со знаками препинания.

•Сознательность чтения.

Суть этого качества чтения состоит в умении быстро схватывать не только смысл отдельных слов и предложений, но и умение уложить их связь и последовательность.

Цель сознательного чтения:

а) добиться ясного и точного понимания значения и смысла прочитанного;

б) вызвать в сознании ребенка образы и представления, которые имел в виду автор.

Предмет родное (литературное ) чтение определяет ценностные ориентиры личности в этом мире, он спефичен, поскольку предлагает особый способ видения мира. Знакомясь с разными литературными источниками , ребенок осваивает этот способ, формируется как думающий, грамотный читатель. Согласно программе, непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является творческое чтение.

Осваивать специфику такого чтения ученики начинают еще в 1 классе. Они знакомятся с произведениями разной жанровой специфики, определяют их тональность, отвечают на вопросы, адресованные содержанию текста, стараются в собственной интерпретации произвести авторские сочинения, предлагают собственные версии замыслов поэтов и писателей. Подобная работа предлагается и в 3, 4 классах, только теперь она будет носить более глубокий характер погружения в «смыслы» произведений, в значение функций слова.

Реформа общеобразовательной школы основывается на творческом развитии педагогических инновационных методов образования и воспитания молодого поколения и направлена на то, чтобы поднять уровень образования и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, повысить гражданскую позицию, патриотизм. На выполнение этих задач и должно быть нацелено преподавание в школе родной литературы, дающей возможность учащимся ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами и традициями родного народа.

Для осуществления поставленных целей перед уроками родной литературы ставятся следующие конкретные задачи: овладение художественными богатствами ненецкой литературы, приобщение учащихся к искусству слова и развитие художественного восприятия как основы постижения авторского видения окружающего мира; формирование у учащихся высоких нравственных качеств, воспитание у учащихся высокой гражданской позиции, любви к родному народу, дому; воспитание устойчивого интереса к чтению и любви к родной литературе, развитие чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса.

Курс ненецкой литературы для 1-4 классов имеет свою ярко выраженную специфику, которая проявляется как в отборе материала, так и в методике его изучения. Это выдвигает целый ряд частных задач, которые отличаются от задач, стоящих перед литературным образованием в начальной школе.

Задачи заключаются в следующем:

__ совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения;

__ сформировать первоначальные умения и навыки анализа художественного текста;

__ в процессе знакомства с фольклором и творчеством ненецких писателей расширить и углубить жизненные впечатления учащихся , пополнить знания учащихся об историческом прошлом своего народа;

__ познакомить учащихся с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Многообразие задач и само содержание программного материала в 5-7 классах требуют от учителя родной литературы знания произведений устного народного творчества и ненецкой литературы, понимания своеобразия творчества писателя, знания его жизненного пути; совершенствование своего педагогического мастерства и методической подготовки.

Содержание и структура программы по родной литературе.

В программу по родной литературе на продвинутом этапе обучения включены:

__ ненецкий фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;

__ героические предания (эпические песни) – ярабц, сюдбабц;

__ загадки, пословицы, поговорки;

__ народные песни – индивидуальные, исторические;

__ литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,

стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.

Разделы программы 1-4 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей ненцев раскрываются такие темы, как жизнь ненцев до 1917 года, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.

Виды и формы работы на уроках родной литературы.

Каждый урок литературы на продвинутом этапе должен способствовать активному формированию у учащихся научно-материалистического мировоззрения, расширению их представлений об исторических фактах и событиях в жизни ненцев и всего российского народа. На уроках по родной литературе, исходя из конкретных целей и задач, учителю следует использовать приемы работы, пробуждающие и развивающие интерес к литературе и творческую активность учащихся.

Большое значение при этом имеет вступительная беседа, основанная на личных впечатлениях и наблюдениях учащихся; материале, раннее изученного ими. В качестве материала для вступительных бесед могут быть также использованы факты из жизни писателя и его творчества.

Анализ изучаемого текста начинается с беседы и комментированного чтения. Он включает пересказ содержания прочитанного по плану и без плана, выразительного чтения отрывков, наиболее важных для усвоения произведения. Наблюдения за построением произведения , за развитием событий помогают учащимся понять художественный текст в единстве формы и содержания. При анализе эпического произведения дети учатся выделять в нем в определенной связи эпизоды (сюжет0 , находить в тексте существенные детали, описания (портрет, пейзаж0 и соотносить их с общей структурой произведения (композиция).

Работа из класса в класс углубляется, расширяются представления учащихся об авторском замысле и способах его воплощения. Таким образом, школьники практически усваивают понятия: композиция, сюжет, тема, идея.

При анализе образной системы изучаемых произведений формируются представления учащихся о портрете литературного героя, первоначальное понятие о литературном характере. Выявление темы и главной мысли произведения дает возможность учащимся определить отношение автора к его героям. Наблюдения детей за образно-выразительными средствами поэтического языка способствуют пониманию особенностей художественной литературы и овладению такими теоретико-литературными понятиями, как эпитет, сравнение, ритм, рифма, прозаическая и литературная речь, аллегория, олицетворение, диалог и монолог.

Всесторонний анализ литературного произведения позволяет сделать вывод о том, что автор его — гражданин своей страны, имеющий свой взгляд на происходящее в жизни, отображающий в произведении человеческие характеры с позиций своих гражданских и эстетических критериев.

Для реализации целей и задач, поставленных программой, школьный урок литературы на родном языке должен быть дарующим ни с чем не сравнимую радость творчества, рождать новый стиль общения с книгой и раскрывать таинства общения с писателем.

Изучение фольклора коренных народов Таймыра.

Ведущая идея программы – знакомство учащихся с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре , через произведения фольклора.

Главные культурологические задачи программы:

__ приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;

__ создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Основные цели и задачи данной программы:

__ использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;

__ формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру4

__ воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;

__ овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера;

Ведущие принципы программы:

__ учет возрастных особенностей учащихся 5 классов при отборе содержания, планирования целей и задач воспитания и обучения;

__ учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» для 5 классов и, в частности, содержания, раздела «Фольклор»;

__ изучение произведений фольклора народов Севера в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта.

Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Программа составлена на основе принципов доступности и опоры на общекультурные знания учащихся по теме «Фольклор» в соответствии с программами литературного чтения в начальной школе и уроков литературы в 3 классе.

Общая характеристика учебного курса

Литературное чтение — один из основных предметов в системе обучения младшего школь­ника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональнуюграмотность, спо­собствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса родного (литературного) чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Общая цель

Изучение литературного чтения в начальной школе с родным )нерусским0 языком обучения состоит в приобщении младших школьников к чтению на родном языке; к восприятию и осмыслению учебных, художественных текстов; в приобщении к духовно-нравственным ценностям родной литературы (культуры), к ценностям других национальных литератур (культур) народов России; в формировании читательской компетенции на основе самостоятельной читательской деятельности на родном (ненецком) языке. Данная цель конкретизируется при решении следующих задач:

· Обогащение на основе чтения, восприятия, осмысления художественных, учебных текстов духовно-нравственных качеств младших школьников, их представлений о том, что хорошо и что плохо, о добре и зле; формирование чувства гордости за свой народ и свою многонациональную страну; уважительное отношение к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов России.

· Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности на родном (ненецком) языке, овладение коммуникативной деятельностью на родном (ненецком0 языке.

· Развитие у учащихся эстетической восприимчивости к ненецкому художественному слову, художественной образности, понимание художественного текста как явления словесного искусства, выраженного художественными средствами родного (ненецкого) языка; развитие эстетического художественного вкуса.

· Формирование познавательной и творческой деятельности на основе учебных, художественных текстов на родном (ненецком) языке; овладение простейшими практическими умениями работать с художественными текстами, сопоставлять однотемные художественные тексты русской и родной литературы, находить в них черты сходства.

В курсе «Литературное чтение на родном (ненецком0 языке» выделяются следующие содержательные линии:

· Читательская деятельность учащихся

· Творческая деятельность учащихся

· Круг детского чтения

Программа содержит разделы «Литературоведческая пропедевтика» и «Библиографическая культура. Общим для программ по родному(ненецкому) языку и литературному чтению является раздел «виды речевой деятельности», в котором представлены виды деятельности, реализуемые на уроках как родного (ненецкого) языка, так и литературного чтения.

Большое внимание уделяется аудированию, как изсестно, родная речь легче воспринимается в процессе аудирования.

Большое внимание в разделе «Чтение» уделяется выразительному чтению. Первое требование к родному (ненецкому) чтению –медленность в чтении.

Произведения ненецког фольклора и фольклора народов

В центре внимания читателя – исследователя становится литературное понятие художественного образа , оно станет отправной точкой понимания темы, проблемы, авторских идей, позиций героев в изучаемых произведениях. Также ученики постепенно начнут открывать для себя те изобразительные средства языка, при помощи которых авторами создаются художественные образы. Учителю предстоит решать с детьми важные задачи совершенствования навыка чтения , овладения разными способами первичного литературного анализа и интерпретирования произведения. Произведения разной жанровой специфики и тональности позволяют формировать механизм осознанного чтения, учит выделять в произведениях авторскую позицию к тому, о чем рассказывается в них. Ученики постигают понятие темы, главной мысли произведения, учатся интуитивно определять приемы автора, создающего неповторимый художественный образ. Причем, эти приемы исследуются детьми на стыке нескольких культур: культуры народов Крайнего Севера, русского народа и других культур, в зависимости от подбора литературных источников. Обучение чтению носит ярко выраженный обучающий характер при особой эмоциональной, познавательной направленности читателя на постижение смыслов произведений. Содержание учебника подается через особую систему учебных и учебно-практических задач, сформулированных в заглавиях учебников и разделов, в обращениях читателю. Это позволяет ученикам и учителю в строгой логической последовательности, целенаправленно решать задачи курса.

Рабочая программа 4 класса направленана формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводитдетей в мир художественной литературы и по­могает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе­ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.

Внеклассное чтение — неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.Цель его — углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения

Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтенияс учетом тем, жанров, авторов и книг.

Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.

В 4 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй — в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.

Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникамзнакомства с широким кругом детского чтения от устного народноготворчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.

Основные содержательные линии «родного (литературного) чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 9 разделами: «Яна’ тингэвна», «Нгэрей» («Осень»), «Сырэй“», «Лаханако“», «Вынгана иленя“ ненэцие“ манзая“», «И’ хэбиле“мя нгамгэ“», «Ява“ нгэдабада“», «Нарэй’» «Та’» а также часами внеклассного чтения.

Описание места в учебном плане

Литературное чтение входит в инвариантную часть Базисного учебного плана (варианты № 3,4). Вариант № 3 отводит на изучение данного курса в общеобразовательных учебных заведениях с русским (неродным) языком обучения 193 часов. Из расчета 1 часа в неделю в во 2, 3, 4, классах.

Требования к результатам освоения

Личностные.

· Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, т.е. осознание учащимся своей принадлежности к определенному этносу и одновременно ощущение себя гражданином многонационального Российского государства, формирование общероссийских гражданских и патриотических ценностей.

· Формирование на основе чтения художественных текстов гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

· Овладение знаниями о родной культуре, религии, о культуре и реклигии русского народа и других народов России, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия.

· Знание основных моральных норм своего народа, русского народа и других народов России, умение соотносить моральные ценности своего народа с ценностями русского народа и других народов России.

· Формирование уважительного отношения к семейным ценностям, любви к природе, понимание важности здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и о здоровье окружающих людей.

· Овладение начальными навыками адаптации в современном мире, развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, избегать конфликтов.

· Освоение социальной роли ученика, формирование мотивации к учебной деятельности, понимание личностного смысла учения.

· Развитие в процессе чтения на родном языке художественных текстов русской и другой национальной литературы, духовных качеств и эстетических чувств.

Метапредметные.

· Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, сформулированные на русском (неродном) языке, решать задачи творческого характера.

· Формирование умений планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью, определять наиболее эффективные пути достижения поставленной цели.

· Формирование умений понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и адекватно действовать в ситуации неуспеха.

· Использование средств родного и русского языков для решения коммуникативных и познавательных задач.

· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление причинно – следственных связей в учебных, научно – популярных и художественных текстах.

· Определение в совместной деятельности с партнерами иной этнической принадлежности общей цели, распределение ролей, осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения других участников, готовность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, уважительно относиться к особенностям поведения партнеров, принадлежащих к иной этнической культуре.

· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, соотнесение их с аналогичными понятиями в курсе литературного чтения на родном языке.

Предметные.

· Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи духовно – нравственных ценностей и традиций, соотнесение ценностей русской и родной литературы, выявление сходных духовно – нравственных ценностей.

· Осознание значимости чтения для личного развития, формирование потребности в систематическом чтении, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, овладение первоначальными духовно – нравственными ценностями русской литературы (культуры), понятиями о добре и зле.

· Понимание цели чтения, использование разных видов чтения на родном языке, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание научно – популярных и учебных текстов, определять специфику художественных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

· Достижение необходимого для продолжения образования уровня речевой и читательской компетентности, овладение основными видами речевой деятельности на родном языке, познавательной, духовной (эмоционально – оценочной) и творческой деятельности.

· Умение воспринимать на слух ненецкие художественные, научно – популярные и учебные тексты, осмысленно читать и адекватно понимать их, овладение начальными умениями выразительного чтения ненецких стихотворных текстов.

· Овладение умениями пересказывать ненецкие художественные тексты, отвечать на вопросы по их содержанию, определять причинно – следственные связи в прочитанных ненецких художественных, научно – популярных и учебных текстах.

· Формирование умений создавать на ненецком языке небольшие устные и письменные монологические высказывания, соблюдая нормы ненецкого речевого этикета.

· Овладение умением вести диалог на ненецком языке, соблюдая нормы ненецкого речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, принадлежащего к другой культуре, слушать и слышать собеседника, понимать иную точку зрения, в случае несогласия с ней аргументированно и спокойно отстаивать свою.

· Умение различать художественные, научно – популярные и учебные тексты, понимание специфики художественных текстов.

· Понимание темы прочитанного художественного, научно – популярного или учебного текста, его основной мысли; умение видеть в художественном тексте языковые средства художественной выразительности и понимать, с какой целью они употреблены писателем.

· Умение формулировать собственное отношение к прочитанному художественному тексту, оценивать его.

· Умение формулировать базовые нравственные ценности, нашедшие отражение в прочитанном тексте.

· Умение сравнивать персонажей русских художественных текстов с персонажами художественных текстов родной литературы, характеризовать их, оценивать их поступки, находить сходные черты в их поведении, высказывать свое отношение к ним.

· Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета

Родное литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом , в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личности качеств , соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями, добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность

Главнымисодержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами, понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.

Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.

1. Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии:

систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений),

к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений),

к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).

2. Сфера общения

1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;

2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;

3. Социально-культурная:

˚ город, село, учреждения культуры;

˚ отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;

˚ сказки, песни, стихи;

4. Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские).

3. Виды речевой деятельности

1. Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи,

умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение

последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать

вопрос

2. Чтение принимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по

объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор видов чтения, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений.

3. Говорение на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог,, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

4. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение некоторых типов письменной речи; текста-повествования; текста-описания; текста –рассуждения; создание собственных мини-сочинений; написание отзыва.

4 Виды читательской деятельности

1. Круг детского чтения

Произведения ненецкого фольклора и фольклора народов России, произведения отечественной и зарубежной классики 19-20 веков, произведения литературы народов России, произведения современных писателей, тексты исторические, приключенческие, научно-популярные, справочно-энциклопедические, фантастика.

Примерная тематика художественных текстов для чтения на родном (ненецком) языке:

· Устное народное творчество: лаханако″, я′ ва″ал″, талере″чя″и тд.

· Времена года

· Рассказы и стихотворения ненецких поэтов и писателей на родном ненецком языке, рассказы, сказки, стихотворения поэтов и писателей Крайнего Севера на родном ненецком языке.

· Рассказы и стихи русских и нацилнальных писателей и поэтов о родной природе.

· Что такое хорошо и что такое плохо.

· Братья наши меньшие

· Наше многонациональное Отечество.

2. Литературоведческая пропедевтика

Прозаическая и стихотворная речь, умение различать их. Умение найти в тексте с

помощью учителя следующие литературоведческие понятия: жанры, сюжет, тема,

композиция, главная мысль, герой (персонаж), портрет, пейзаж, интерьер, синоним,

антоним, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, ритм, рифма, перевод.

3. Творческая деятельность учащихся

· Выразительное чтение. Чтение по ролям.

· Инсценирование прозаического текста.

· Создание собственного текста на основе прочитанного художественного произведения.

· Устное словесное рисование.

· Изложение.

· Мини-сочинение

· Перевод слова, словосочетания, предложения, текста с родного (ненецкого) на русский и с русского на ненецкий.

· Поиск в родном (ненецком) фольклоре загадок, пословиц и поговорок, сходных по смыслу с русскими.

· Сочинение собственных сказок (по аналогии с изученными)

4Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

1. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

2. Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.

3. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)

4. Произведения ненецких писателей и поэтов.

5. Образцы орнаментов.

6. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

7. Орудия труда и средства передвижения.

8. Традиционная мужская и женская одежда.

9. Народные детские игры.

10. Традиционные виды труда и отдыха.

5. Библиографическая культура.

Умение выбрать книгу из рекомендованного списка. Найти оглавление, аннотацию, определить автора, художника-иллюстратора. Умение соотносить иллюстрации с определенным эпизодом содержания текста.

В результате обучения в начальной школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком формируется готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигается необходимый уровень их речевой и читательской культупы, литературного развития, который характеризуется следующими умениями:

· Владеть основными видами речевой деятельности на родном (ненецком) языке;

· Различать тексты разного типа (учебные, научно-популярные, художественные). Понимать значение учебныхи научно-популярных текстов для познания окружающего мира, для интеллектуального и духовно-нравственного развития.

· Работать с художественными текстами. Осознавать их не только как источник информации, но и как духовно-нравственную и эстетическую потребность.

· Приобретать определенные умения анализировать художественные тексты, что важно для дальнейшего литературного образования младших школьников. Определять их жанр, тему, идею, элементы композиции, средства художественной выразительности.

· Осознавать ценность каждой национальной литературы (культуры); сопоставлять ненецкий художественный текст со сходным текстом русской литературы, выявлять черты их общности. Переводить тексты с родного (ненецкого) языка на русский и с русского на родной.

· Давать аргументированную собственную оценку самостоятельно прочитанным произведениям словесного искусства и другим видам искусства.

· Вести диалог с представителем любого народа, соблюдая нормы родного речевого этикета, уважительно относясь к нормам речевого этикета и особенностям культуры своего собеседника.

· Работать с детскими справлчно-энциклопедическими изданиями.

Учебно-тематический план 4 класс

Название темы или раздела

Всего часов

теория

наизусть

изложение

сочинение

1

Яна" тиңгэвна.

2

1

1

2

Ңэрей"

3

1

1

1

3

Сырэй

3

1

1

4

Лаханако".

8

1

1

5

Выңгана иленя" ненэцие" манзая".

4

1

6

И' хэбиле"мя ңамгэ".

4

1

1

7

Ява" ңэдабада".

3

1

1

8

Нарэй".

4

1

1

9

Та'.

4

1

1

Всего

35

1

6

2

4

1.Яна" тиңгэвна. – 2 ч

2. Ңэрей" — 3 ч

3. Сырэй — 3 ч

4. Лаханако“ — 8 ч

5. Вынгана иленя“ ненэцие“ манзая“ – 4ч

6. И’ хэбиле“мя нгамгэ“ — 4 ч

7. Ява“ нгэдабада“. – 3 ч

8. Нарэй“ — 4 ч

9. Та’ – 4 ч

Тематическое планирование

Тема

Требов к уров подгот

Кол.ч

Тип урока

Элементы содерж

Вид контроля

Элементы

дополнит.

необяз.содерж.

Дом

зад

Дата проведения

План

факт

1.

Яна" тивгэвна.

2 ч

1.

Г.Гроденский «Юнда ңарка яхана илева". М.Ильин «Маня" Родинава"». Е,Сусой «Ненэцие" округ"».

Умение пересказа близко к тексту

Урок изучения нового мат

Выборочное чтение

У.к-пересктекста по выбору

Дополнит чтение

Стр 3-8 читат

пересказ

.2

Л.Лапцуй «Пое" сава ңэва». — С. Баруздин «Хусувэй хибя' вадида, серода».

Умение найти ответы в тексте

Урок-эстафета

1.работа в гр 2. Работа по тексту 3словарн раьота

У.к-выразит чтение

иллюстрирование

Стр 8-11 читать

2.

Ңэрей.

3 ч

3

В.Пырерка «Выңгы ңэре».

Умение сост по карт описания осени

Урок-петешествие

Работа по картине стр13

У.к выборочное чтение

Перевод текста

Стр 12-13 чит выуч загад.

4

Л.Лапцуй «Сельбя' няңы"». Н,Терещенко «Тиртя" хая"»

Рассказать о своих наблюдениях

Комбинированный урок

Деление текста на смысловые части, озаг

У.к переск по чпстям

Работа в тетради

Стр 15-18 читать

5

А.Пырерка «Тотна някоця»

Рассказать о своих дом животных

Урок совершенствование знаний

Озаглавливание частей текста

У.к-пересказ по частям

Выборочное чтение

Стр 19-22 чит перес 1 час

3.

Сырэй.

3 ч

6

А.Пырерка «Сырэй выңгана». «Мюсева».. Л.Лапцуй «Пэвдей».

Выделить обенности зимней погоды.

Урок репортаж «Новости со стойбищ»

Сообщения учеников

У.к –работа в груп

Иллюстрирование текстов

Стр 23-26 читать

7

Н.Терещенко «Хад' нерня». Нувм' ненадумдамба мэта календарь. Нувм׳пунңэ мэта".

Умение составить р-з по опорным словам

Урок совершенствование знаний, умений и навыков

Приметы и образные выражения о погоде

У.к пересказ текста

Деление текста на смысловые части

Стр 27-29 читать

8

А,Пырерка «Хадхана». «Сырэй пэдарахана». Н,Терещенко «Сырэй каникула"».

Состав р-з о занятиях оленеводов а пургу

Урок целевого применения усвоенного

Выборочное чтение

У.к-переск с опор на иллюст

Самостоят чтение

Стр 29-35 читать

4.

Лаханако".

8 ч

9

Хорова.

Умение находить отличия в описании животных.

Урок обобщения и систематизации

Чтение по ролям

У.к-ответы на вопр

Деление сказки на части

Стр 36-42 читать

10

Лынзермя׳сэв не.

Умение составить план для пересказа

Урок контроля

Озаглвливание частей сказки

У.к-выразительное чтение

Пересказ по частям

Стр 42-46 читать

11

Сэр" ябто

Знать образные выражения ненцев.

Урок — наблюдение

Работа в парах- ск. А.С Пушкина и «сэр ябто»

У.к-беседа по сказкам

Деление на смысл части

Стр 46-54 читать

12

Ңувм׳е"эйта вэсако׳няхар" не ню.

Умение составить план по сказке

Комбинированный урок

Восстановление деформир текста

У.к чтение по ролям

Иллюстрирование

Стр 54-60 читать

13

Н.Лаптандер ваде"мы «Парнэко няби ненэй не»

Исторические предания ненцев.

Урок формирование умений и навыков

Составление образа по опорным словам

У.к-ответы на вопр

Словарная работа

Стр 60-66 читать

14

Хаби лаханако «Ты' лы, Варңэ».

Народная мудрость в сказках.

Урок обобщения и систематизации

Сведения о коренных народах Кр. кр

У.к- подбор послов к сказ

Чтение по ролям

Стр 66-67 пересказ

15

Эскимос лаханако «Варңэ" Халэвм' мядоманзь хамэдо'».

Беглое выразител чтение

Урок – экскурсия по кр. Северу

Сведения об эскимосах

У.к- выраз чтение

иллюстрирование

Тр 67-69 пересказ

16

Кет тэнзм' мэта ненэцие" лаханако «Ты' хайлако»

Народы, населяющ берега Енисея.

Урок – путешествие по Енисею

Сообщение детей о народе кето

П.к-ответить на вопр

Самост чтение

Стр 69-71 чит по р

5

Выңгана' иленя" ненэцие" манзая".

17

Л.Лапцуй «Манзарана». В.Ледков «Ханена». А.Пырерка «Носи"манна ханева».

Умение рассказать о занятиях оленевод

Комбинированный урок

Работа с текстом в парах

У.к ответы на вопросы учеб

Составление текста при помощи опорн сл

Стр 72-77 чит выразит

18

Н.Терещенко «Мякаданда письмом' ня"ма».

Сочинение письма домой.

Урок-эстафета

Работа в парах

П.к-сост письмо

Словарн работа

Стр 77-79

19

«Еро"ма' пуд».В.Пырерка «Манзаи" тэнз"». А.Пырерка «Ямидхы, илева" техэ манзая' тэнз – ты пэрма»

Умение выбрать ответы на вопросы

Комбинированный урок

Чтение по ролям

У.к-выборочн переск

Самост чтение

Стр 80-88 читать

20

Л.Лапцуй «Нядэ' харад – Надым мар"». «Хусувэй серкана таравы ненэць'»

Умение пересказать текст своими словами

Урок – самостоятельная работа

Работа в парах

У.к-персказ

иллюстрирование

Стр 88-92 ответ на вопр

6.

И' хэбиле"мя ңамгэ.

4 ч

21

Н.Морской ««Хабэй и"» ңамгэ ңэбта?»

Умение составить рассказ о будущем Таймыра.

Урок-семинар

Составление рассказа по картине

У.к-рассказ ученика

Самостоятельное чтение

Стр 93-95 читать

22

Е,Сусой «Ңани ңопой хабэй ид' нямна ңэда сер"»

Умение составить р-з по опорным словам

Урок –изучение нового материала

Словарная работа, озаглавл частей текста

У.к сост вопрос к текст

Пересках близко к тексту

Стр 95-98 чит перес

23

И.Данилов «Я' ңылы салаба"»

Умение сам-но работать с текстом

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Работа по иллюстрации стр100

У.к-выборочное чтение

Составл предл из разброс слов

Стр 99-101

24

И. Данилов «Я' хора" (мамонт) ханзер" я' ңыл' тэввыд"?».

Умение рассказать об исторических преданиях.

Комбинированный урок

Дидактический тест

У.к-пересказ по плану

Повторное чтение

Стр 102-103 читат

7.

Ява" ңэдабада".

3 ч

25

Н.Терещенко «Маня" армиява"». В.Пырерка «Сероць сертавы" сер"»

Умение находить ответы на вопросы

Урок изучения нового материала

Развитие речи-работа над тестом

У.к выборочное чтение

Дополнение рассказа

Стр 104-109 читат

26

В.Михайловский «Няхар " боец».

Умение составить вопр к тек

Комбириолванный урок

Деление текста на смысл част

У.к-чтение по част

Чтение по ролям

109-113 читат

27

Л.Кассиль «Сайнорць саць тарана ныхы». Н.Терещенко «Победа' яля»

Умение переводить текст

Урок совершенствование умений и навыков

Выразительное чтение

У.к-беседа по тексту

Работа по иллюстрации

113-116 читать

8.

Нарэй.

4 ч

28

Л.Лапцуй «Нара».

Умение работать со словарем

Урок-экскусия

Иллюстрирование текста

У.к-найти образ выраж

иллюстрирование

Стр 117-118 наиз

29

А.Пырерка «Нумда нарэйма».

Умение переводить текст

Урок — наблюдение

Работа в группах

У.к-дел текста

Самост чтение

Стр 119- 121

30

Н.Терещенко «Март' сидндетюмтей яля — небяна"на" ңарка яля, мал' не" яля»

Составление поздравительной открытки

Комбинированный урок

Развитие речи-работа с загадками пословиц

У.к-выраз чтение

Работа со словарем

Стр 121 читать

31

Г.Пуйко «Хибяндов" ялев?». А.Пырерка «Хамба товы тиртя"». В.Пырерка «Хуняңы ялям' хахаялтемби"»

Умение пересказать текст своими словами

Урок контроля и коррекции знаний

Работа в парах

У.к-отчет по заданиям

Озаглав частей текста

Стр 122-127 читать

9.

Та'

4 ч

32

А.Пырерка «Таңы выңгана»

Составление репортажа о летних заботах оленеводов

Урок-репортаж

Работа в парах

У.к-чтение текста

Выразительное чтение

Стр 128-130

33

А.Пырерка «Ялей"». Н.Терещенко «Нянь' ңув"».

Умение беглого осмысленного чтения.

Комбинированный урок

Путешествие по полям России-работа по иллюстр

У.к-беседа по тексту

Словарная работа

Стр 130-132 читат

34

Г,Тохоля «Нянь' яхалако»

Умение составить рассказ по названию текста («дорога жизни»

Урок обобщения знаний

Работа в парах

У.к- рассказ по иллюстрации

Составление вопросов к тексту

Стр 133-137 читать

35

Ханзер" лагерьхана илесава". Л.Лапцуй «Таңы». Хобцокуда" тарця".

Умение работать со словарем

Урок совершенствования знаний, умений и еавыуов

Составление рассказа «как я проведу лето»

П.к составление плана рассказ

Чтение текстов об отдыхе в тундре

Написать сочинение

Всего

35 ч.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1. Н.М.Терещенко Е.Г, Сусой Толанго кнрга . учебник на ненецком языке для 4 класса

Общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение 2005 г.

2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных

классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.

3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлла Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие

для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.

4. А.И.Ненянг. М.А.Ненянг. Ңацекэхэ" толаңгува". Пособие для воспитателей ненецких

детских садов. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение. 2001г.

5. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.

Отделение изд. Просвещение. 2000г.

6. Л.Ненянг. Ненецкие сказки.. Составление и перевод на английский язык

А.Мищенко.

7. Л.Ненянг. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни,

Пословицы, поговорки, поверья, обереги, народные приметы, загадки

Таймырских ненцев.. Красноярск. 1997г

8. Е. Н. Самойлова. М.Я.Бармич. Хар"на" толаңгува". Учебное пособие по чтению и

Развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательгых

Учреждений. С-Петербург. Филиал изд. Просвещение 2008г.

Учебно-методический комплект для учителя:

1 .Е. И. Матвиенко. Методическое руководство к учебнику «Литературное чтение» для

2 класса школ Крайнего Севера.

2. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева Книга для учителя ненецкой

начальной школы Изд. Просвещение ленинградское отд. 1979 г.

3. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4

классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение

2007 г.

4. Музеи и памятники Таймыра. Кладовые памяти народной. Научно-производственное

Объединение «Полиграфвидео» Москва 1995 г.

5.А.А.Барболина. Топонимика Таймыра. Таймырский Долгано-Ненецкий автономный

округ Государственное окружное учреждение «Международный центр Арктической

культуры и цивилизации» Дудинка 2006 г.

6. ООО «Издательский Дом «КП» плюс» Люди оленьего края г. Красноярск 2005 г.

7. М. Жаркова. Г.Дружинина. Таймыр глазами детей По заказу Таймырского

Окружного Центра народного творчества.. Москва изд. «Русская литература»..

8. М.И. Попова .Есть Таймыр единственный Книга стихов таймырских школьников.

Изд. Дрофа С-Петербург 2005.

Планируемые результаты.

Умеет, понимает:

· проявление позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;

· знакомство учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.

· знание учащимися понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем».

· обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.

· знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.

· уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.

· уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.

· совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный обиход.

· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

· сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Используемая литература: Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования. Москва. Издательский дом «Новый учебник»2003 г.

Книга для учителя ненецкой начальной школы. Ленинград. Просвещение. Ленинградское отделение 1979 г.

Файлы: Батырлык дәресендә.Азнакай,Чалпы.Р.Л.Хайруллина..docx
Размер файла: 13205 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология