Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Валентина Накочевна
Место работы, должность: —
ТМК ОУ "Усть — Портовская српедняя общеобразовательная школа-интернат2
Регион: — Красноярский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Родной язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
Статус документа Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курса Описание места в учебном плане Требования к результатам освоения Содержание учебного курса Тематический план Планируемые результаты ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 5 классе (родная литература) 34 часаИспользуемая литература:
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ТМКОУ У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО
_______ Сучкова Е.А ___________________ протокол № ___ от ____
«___» ___________ 20__ г. «___» __________ 20__ г. «___» _________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
5КЛАСС.
Учителя родного (ненецкого) языка
Комаровой Валентины Накочевны
2011 – 2012
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Родной (ненецкий) язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии:
— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;
— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;
— с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)
— с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
Планирование составлено на основе Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Пояснительная записка
Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения учебный предмет «Родная литература» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.
Федеральный компонент стандарта по родной (ненецкой) литературе определяет обязательный минимум содержания образования , требования к уровню подготовки выпускников.
Региональный компонент стандарта в содержании общего среднего образования отражает культурное пространство, которое обозначается понятием «Родной край». В его содержание и объем входят природно-экологические, географо-демографические, этнические, социально-экономические и историко-культурные характеристики региона, его своеобразие. Региональный компонент стандарта учитывает национально-г\региональные особенности, специфику состава начеления и определяет обязательный минимум содержания образовательных программ по родной )ненецкой) литературе, истории, культуре.
В образовательной области «Филология» продуктивной стала реализация концепции, разработанной профессором К.М Нартовым в институте национальных проблем образования.
В данной концепции школьное литературное образование рассматривается как единая система, состоящая из оптимального соотношения таких компонентов, как родная литература , русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья, зарубежная литература. Специально организованное изучение произведений литературы предполагает:
• целенаправленный отбор произведений для изучения;
• оптимальное соотношение компонентов литературного образования и установление
взаимосвязей между ними;
• изучение произведений с обязательным привлечением соответствующего историко- и
теоретико-литературного материала и с учетом необходимости развития речи учащихся;
• использование разнообразных форм учебной деятельности (урок – факультативные занятия – внеклассная и внешкольная работа).
Только при таком охарактеризованном выше структурном и содержательном наполнении курса «литература может способствовать духовной консолидации целостного общественно-экономического организма России и укрепить культурную основу существования каждого из ее народов.
Все больше внимания уделяется вопросам взаимосвязанного изучения родной и русской литератур на основе разработанного принципа общности и национального (этнического) своеобразия. Такой подход позволяет не отчуждая учащихся анализируемых нами общеобразовательных учреждений от родной литературы и культуры, приобщить их к высоким нравственным и эстетическим ценностям русской литературы. Приобретенный в процессе изучения родной литературы духовный опыт учащихся расширяется и обогащается благодаря знакомству с лучшими произведениями русской литературной классики.
Цели обучения родной литературы– формирование этнически ориентированной личности, – учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача к основам своеобразной этнической культуры. научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить
приобщённой к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке
По мере изучения детьми родной (ненецкой) литературы должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.
Программа направлена на достижение следующих целей:
— формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
— развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
— освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;
— овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Основные содержательные линии
Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.
В содержание курса обучения родной (ненецкой) литературе входят:
1 История Таймыра.
2. Сфера общения
1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;
2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;
3. Социально-культурная:
˚ город, село, учреждения культуры;
˚ отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;
˚ сказки, песни, стихи;
4. Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские).
3. Речевые умения
1) Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.
2) Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Пересказ художественных произведений
3) Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Ответы на вопросы по прочитанному.
4) Письмо
Конспектирование текстов
Сочинения по темам.
Словарная работа перед работой над текстом
4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев
1. Место расселения народа. Названия населенных пунктов.
2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3. Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.
4. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)
5. Произведения ненецких писателей и поэтов.
6. Образцы орнаментов.
7. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища
8. Орудия труда и средства передвижения.
9. Традиционная мужская и женская одежда.
10. Народные детские игры.
11. Традиционные виды труда и отдыха.
Описание места в учебном плане
По программе отводится 35 часов на литературу; 1 час в неделю
Требования к результатам освоения
Личностные
1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных
сведений о коренных народах Таймыра.
2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Таймыра;
3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной
культуры;
4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;
5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Таймыра;
6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные
произведения;
7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных
писателей;
8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала и Таймырав
связи с изменениями в общественной жизни в России в конце ХХ в.;
9) понимание глубинных связей мировой, русской и северной литератур;
10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.
Метапредметные результаты
Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;
В аудировании:
__ понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
__понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
__ слушать и понимать речь окружающих;
В говорении:
__соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
__ выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
__ владеть выразительными средствами устной речи;
__ описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
__составлять различные высказывания по ситуации;
__ пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.
В чтении:
__ читать текст с оптимальной скоростью;
__ выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
__ понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
__ устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
__ задавать вопросы по тексту и отвечать на них;
В письме:
__ выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
__ письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
__ кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
__ давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
__ писать различные изложения (подробные и сжатые);
__ писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;
3. Предметные результаты
__умение работать с учебником, справочной литературой;
__ пользоваться различными словарями;
__ подбирать к учебным текстам иллюстративный материал;
__ вести записи объяснения учителя.
Содержание учебного курса
Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
· Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека, общества и народа и адаптированности обучающихся к экстремальным условиям Севера.
· Экологическая и этническая культура северных народов как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм;
· Научные знания как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы, этносов и социума;
· Язык, литература, искусство как часть этнической культуры, отражение духовного мира человека, как способы познания человеком самого себя, природы, этноса и общества;
· Народы, культуры, религии как результат многообразия и единства Мира.
· Всякий народ есть великий педагог.
· Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
· Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви малой родине, к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Своеобразие выражения патриотизма у ненцев.
· Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Многонациональность как характерная особенность населения Байдараты и ЯНАО.
· Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, родового права, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
· Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России и ненцев от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
· Труд, общество и творчество как отличительные черты духовно-нравственной личности.
· Представления о здоровом образе жизни у ненцев и его фактическая динамика.
· Нравственный выбор, толерантность и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
На каждом уроке школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
Содержание программы по родной (ненецкой) литературе для 5 класса.
Примерная структура программы для каждого класса может быть представлена следующими разделами:
__ общие сведения о родной (ненецкой) литературе (вводное занятие).
__ повторение пройденного в начале учебного года.
__ речь, текст.
__разделы, традиционно изучающие произведения ненецких поэтов и писателей, поэтов Таймыра.
__ обобщение и систематизация изученного в конце года.
__ виды работ по развитию связной речи.
__ основные знания и умения , которыми учащиеся должны овладеть в каждом классе.
С первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.
5 класс
(34 часа)
Введение: Книгара” – саць сава, инудота няра” 2ока сава серт’ сидда” тохола2гу. (Книга – ваш умный, надёжный друг) – 2 часа.
Ненецкий фольклор – 5 часов
Невхы иле”ма падарци вадесо”ма – фольклор
1. Общее понятие о ненецком фольклоре и его жанрах: сказки, песни, легенды, загадки, пословицы и поговорки.
2. Лаханако” – сказки.
3. Иленя наво” нямны – сказки о животных: «Тэхэ» («Два оленя»); «Пэдарако, Явэко» («Бурый и Белый медведи»).
4. Ненецие” ила’ нямнанэдалаханако– бытовыесказки: «Сидянекас» («Двабрата»); «Хаевыне2ацекы» («Девочка, оставленная на произвол судьбы»).
5. Темы и идеи ненецких сказок. Своеобразие характеров животных – героев сказок о животных. Отражение в ненецких сказках представлений людей о жизни животных и птиц. Сходства и различия сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в сказках веры народа в победу добра и справедливости, борьба со злом и коварством. Показ в сказках народной мудрости и находчивости.
6. Язык произведений устного народного творчества: образность, меткость, краткость и лаконичность. Понятие о сравнении.
Ненецкие писатели. Творчество ненецких писателей – 25 часов
Ненецие” паднана”. Паднани” падвы”.
Илья Константинович Вылка – 2 часа
«Вылка Ханец» («Вылка — охотник») – рассказ
Краткие биографические сведения о писателе и художнике. Его общественная деятельность на Новой Земле в Советский период.
Тяжёлая жизнь Ханеца в батраках. Отражение в рассказе мечты обездоленных ненцев, об изменении старых порядков. Образ литературного героя и отражение в его характере лучших черт простого народа.
Автор литературного произведения. Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление понятия о сравнении. Понятие о сюжете произведения.
Иван Григорьевич Истомин – 1 часа
«Харп» («Полярное сияние») – стихотворение
Краткие биографические сведения о поэте и прозаике. И.Г.Истомин – первый организатор литературных кружков в редакции окружной газеты «Нарьяна1ерм»(«Красный Север») в Салехарде.
Поэтические размышления о чувствах, вызванных полярным сиянием. Блики полярного сияния, полыхающего над тундрой, как символ радости ликующего от счастья народа.
Художественные средства языка. Закрепление понятия о сравнении и эпитете. Понятие об идее произведения.
Иван Григорьевич Истомин – 3 часа
«Яб — маймбава» («Счастливая судьба») – повесть
Счастливые перемены в жизни ненцев в условиях оседлого производства на базе колхоза – нового способа ведения хозяйства.
Образы литературных героев Омры Няруя и его жены Нельвы и руководителей партийно-советского и хозяйственного аппаратов – Окового, Саляндера и Медведева. Омра – трудолюбивый, знающий во всех подробностях своё охотничье производство. Борьба Омры с самим собой в преодолении в своём сознании ничем необоснованных народных поверий. Роль Нельвы и её помощь в просвещении неграмотного Омры. Отражение в их характерах лучших черт простого народа тундры. Психологически тонко поставленная работа руководителей партийной организации, советской власти и хозяйственного аппарата в борьбе со старыми предрассудками в сознании людей и проявление ими большей заботы о простом человеке. Понятие о литературном герое и его портрете. Закрепление понятия о теме произведения.
Иван Григорьевич Истомин – 2 часа
«Ларко Сусой’ваде”мы сюдбабц»
(«Легенда, рассказанная Сусоем Ларко») – повесть
Истоки создания ненецкой легенды. Достоверные и вымышленные факты в легенде. Яркость и конкретность литературных героев: Вавлё Ненянг – национальный герой ненецко-хантыйской бедноты, который в первой половине 19 в. поднял простой народ против угнетателей – местное кулачество.
Начальное понятие о композиции произведения. Понятие о диалоге и монологе, прозаической речи.
Леонид Васильевич Лапцуй – 3 часа
«Сэвтя”» («Всевидящий») – повесть
Понятие об автобиографической повести.
Трудное детство Сэвти” в годы Вов. Становление характера Сэвти”. Понятие о литературном герое.
Смысл заглавия повести, понятие об аллегории.
Василий Николаевич Ледков – 1 час
Понятие о стихотворной речи.
Василий Николаевич Ледков – 3 часа
«Нарматы» («Турпан») – отрывок из повести «Розовое утро»
Образы юных героев. Правдивое изображение жизни детей тундры, показ традиционных способов охоты детей на пернатых. Особенности языковых средств повести.
Иван Антонович Юганпелик – 2 часа
«Пили ваде”манта» — («Всегда будет на памяти») – стихотворение
Краткие сведения о поэте, участнике Великой Отечественной войны.
Художественные средства поэтической речи: эпитет, сравнение.
Иван Антонович Юганпелик – 1 час
«Мань хамбка флагми» — («Мой шёлковый флаг») – стихотворение
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник).
Ясавэй – хозяин земли – обобщённый образ коренных жителей тундры.
Ясавэй – певец тундры, смелых беспокойных людей, строителей – любовь хозяина тундры к родному краю, умение ловко ориентироваться в своеобразных законах его природы и готовность научить тех, кто приезжает в этот край с добрыми намерениями.
Расширенное понятие о стихотворной речи.
Прокопий Андреевич Явтысый – 1 час
«Хар”н сава яв» — («Мой любимый край родной») – стихотворение
Краткие сведения о жизни и творчестве поэта (см. учебник).
Поэтические размышления о Родине и родном крае. Единение души поэта и родного края. Общие корни бытия человека и земли. Понятие об олицетворении.
Прокопий Андреевич Явтысый – 1 час
«Ила’ ту» — («Огни жизни») – стихотворение
Поэтические размышления о тепле творения человеческих рук, ума, обогревающих сердца людей и сближающих их. Следы труда – огни счастья и радости, доброты людей разных национальностей. Языковые особенности произведения.
Прокопий Андреевич Явтысый– 1 час
«Ярабцараха ил» с легендой») – стихотворение — («Жизнь, схожая
Размышления поэта о силе материнской любви. Образ современной женщины – труженицы, преданной памяти своих сыновей, грудью защитивших Родину – мать.
Сходства и различия стихотворения с легендами, составленными народом.
Особенности поэтической речи, перекликающиеся с своеобразным стилем языка легенд.
Валерий Антонович Пырерка –3 часа
«Пыреркахат нэда ненець» — («Человек из рода Пырерка») – повесть
Краткие биографические сведения о писателе — очеркисте (см. учебник).
Безрадостное детство Сярти – А.П.Пырерки – первого ненецкого учёного. Юношеские годы Сярти, прошедшие до Октября. Встреча Пырерки с полярниками.
Начало новой жизни и участие А.П.Пырерки в строительстве Советской власти на Севере.
Понятие о повести.
По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава – 2 часа
Список произведений для заучивания наизусть.
Загадки, поговорки, пословицы и идиоматические выражения.
И.Г. Истомин «Харп» («Полярное сияние») – отрывок по выбору ученика.
И.К. Вылка «Вылка Ханец» («Вылка — охотник») – отрывок из рассказа по выбору ученика.
Л.В. Лапцуй – «1арка яна” яля» («Ясный свет России»).
П.А. Явтысый– «Хар”н сава яв» («Мой родной любимый край»), «Ила’ ту» — («Огни жизни») – отрывок из стихотворений по выбору ученика.
Тематический план
№ п.п.
Наименование разделов
Всего часов
На развитие речи в том числе (контрольные работы, тестирование)
1.
Введение:Книгара” – саць сава, инудота няра” нока сава серт’ сидда” тохолангу. (Книга – ваш умный, надёжный друг)
2
2.
Ненецкий фольклор
Невхы иле”ма падарци вадесо”ма – фольклор
5
3.
Творчество ненецких писателей
Ненецие” паднана”. Паднани” падвы”.
25
11.
По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава
2
ИТОГО:
35
Описание учебно-методического и материально –технического обеспечения
Дополнительная литература
1. Е.Г.Сусой. Н.М.Янгасова. Х.Х.Яунгад. Ненэцие' литература. Учебная хрестоматия
для 5 класса общеобразовательных учреждений. С-Петербург. Филиал изд.
Просвещение. 2007 г.
2. О.Н.Марченко. Фольклор коренных народов Таймыра. Хрестоматия для 5 класса
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа.
3. М .А. Ненянг Русско-ненецкий разговорник Учебное пособие для учащихся средней
школы. С-петербург. Изд. Дрофа. 2005 г.
4. Е. Н. Самойлова Русско-ненецкий тематический словарь. Пособие для учащихся 5-9
классов.
5. Л.Ненянг. Не только бабушкины сказки. Ненецкие легенды, сказки, были, пословицы, загадки, наставления, приметы, поверья. Красноярское книжное изд. 1982
Планируемые результаты
Умеет, понимает:
· проявление позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;
· знакомство учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.
· знание учащимися понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем».
· обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.
· знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.
· уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.
· уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.
· совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный оби
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 5 классе (родная литература) – 34 часа
№ п/п
Тема урока
Кол-во ч
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
I
Введение:
2
1
Книгара” – саць сава, инудота няра” нгока сава серт’ сидда” тохолангу.
1
Вводный урок.
Выявление уровня лит. развития уч-ся;
Углубление понимания роли чтения на родном языке произведений устного народного творчества и литературы. Роль родного языка в жизни человека и народа.
Фронтальный опрос:
Самостоятельное чтение
Стр
3-8 читать
2
Разговор о Родине, анализ стихотворения Л.Лапсуя «Нгарка яна” яля» («Ясный свет России»). Поэтические размышления о силе родного языка.
1
Беседа
Поэтический смысл названия стихотворения. Анализ художественных средств языка произведения.
Понятие о теме и стихотворной речи: ритм, рифма.
Устный контроль
Чтение произведений о Родине поэтов-представителей других этносов
.
Выучить наизусть
II
Ненецие” фольклор (ненецкий фольклор) – 5 часов.
3
Невхы иле”ма падарци вадесо”ма – фольклорЛаханако” – сказки.
1
Изучение нового материала
Обучение выразительному чтению (исполнению).
Общее понятие о ненецком фольклоре и его жанрах: сказки, песни, легенды, загадки, пословицы и поговорки.
Текущий. Устный опрос.
Выразительное чтение
Словарная работа.
Сир 10-16 вопросстр 15
4
Илена нгаво″ нямна нгэда лаханако″. «Тэхэ»
1
Комбинир. урок
Работа в группах. Подбор слов для хар. живот
Своеобразие характеров животных – героев сказок о животных.
Устный контроль. Рассказ о животных
Выборочное чтение..
Стр 16-19 читать
5
«Пэдарако, Явэко» («Бурый и Белый медведи»).
1
Урок обобщения и систем.
Словарная работа. Составление из слов описания.
Отражение в ненецких сказках представлений людей о жизни животных и птиц.
Устный контроль
Восстановление деформированного текста
Стр 19-21 чит. Расск.
6
Ненецие” ила’ нямна нгэда лаханако – бытовые сказки: «Сидя некас» («Два брата»);
1
Урок изучения нов. материа
Совершенствование навыков сам-й исследов работы.
Обучение выразительному чтению, выборочному пересказу.
Устный контроль. Выборочное чтение.
Самостоятельное чтение
Стр 21-27 раздел на част
7
«Хаевы не нгацекы» («Девочка, оставленная на произвол судьбы»).
Темы и идеи ненецких сказок.
1
Урок-семинар.
Обучение выразительному чтению
. Показ в сказках народной мудрости и находчивости. Сходства и различия сказок о животных и бытовых сказок. Понятие о сравнении.
Текущий. Устный опрос.
Выразительное чтение
Пересказ сказки
Стр 27-31 читать выпис слова
III
Неней ненецие” паднани” падвы”
Творчество ненецких писателей – 25 часов
8
Илья Константинович Вылка
Биография как отражение истории народа.
1
Урок-репортаж
Сообщение ученика Краткие биографические сведения о писателе.
.
Развитие связной речи учащихся;
развитие навыка восприятия инф ормации.
Устный контроль
Составление списка произведений И.К.Вылка
Стр 34-36 подг сообщение
9
«Вылка Ханец» («Вылка — охотник») общее содержание.
2
Изучение нового материала
Составление плана рассказа
Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление понятия о сравнении. Понятие о сюжете произведения.
Письменный контроль.
Индивидуальные задания.
Стр 36-43 читать
10
Едэй Яхана иланд′ тэвыд″ (Новая жизнь на Новой Земле) по рассказу «Вылка –ханец)
Комбинированный урок
Выборочное чтение
. Понятие о литературном герое и его портрете. Закрепление понятия о теме произведения.
Начальное понятие о композиции произведения.
Устный контроль.
Выразительное чтение
Подбор рассказа по заголовку.
Стр 36-39 переск
11
Иван Григорьевич Истомин Негасимый свет таланта
1
Урок-сообщение
Краткие биогр свед-я о поэте и прозаике. Сообщение ученика.
Художественные средства языка.
Устный контроль.
Выразительное чтение.
Стр 39 43
пересеаз
12
Иван Григорьевич Истомин
«Харп» («Полярное сияние») – стихотворение
3
Урок -обобщение
Работа в группах
Поэтический смысл названия стихотворения. Понятие об эпитете
Устный контроль.
Выразительное чтение
Устное описание северного сияния.
Стр 44-46 подгот сообщ
13
Иван Григорьевич Истомин
«Ларко Сусой’ваде”мы сюдбабц» повесть. Общее содержание повести.
Урок-защита творч. заданий
Работа в парах Ответы на вопросы.
Понятие об идее произведения.
Устный контроль.
Иллюстрация к каждой части повести.
Стр 46-56
14
Корреспондент Нина Морозова.
Разговор с каюром.
Урок-семинар
Чтение по ролям
Понятие о диалоге и монологе, прозаической речи.
Устный контроль.
Словарная работа.
Стр 46-48
15
«Легенда о Солнце» по повести И.Г. Истомина «Ларко Сусой ваде″мы сюдбабц»
2
Урок-путешествие
Истоки создания ненецкой легенды.
Развитие связной речи учащихся;
Устный контроль
Выборочное чтение.
Описание обряда «Поклонение Солнцу»
Стр 48-50
16
«Легенда о Ненянге» по повести И. Г. Истомина «Ларко Сусой ваде″мы сюдбабц»
Комбинированный урок
Достоверные и вымышленные факты в легенде.
развитие навыка восприятия инф ормации.
Устный контроль «Выборочное чтение»
Песни о Ненянге. Слушание.
Стр 51-56
17
Леонид Васильевич Лапцуй – певец Ямала. Жизнь и творчество
1
Урок-обозрение
Беседа с элементами комментированного чтения.
Понятие об автобиографической повести. Понятие о литературном герое.
Устный контроль
Защита своего репортажа
Фронтальный опрос
Стр 61-63
18
Л.В.Лапцуй
«Сэвтя» («Всевидящий») – повесть. Общее содержание
3
Изучение нового материала
Смысл заглавия повести, понятие об аллегории.
Умение озаглавить заданные учителем части повести и составить план пересказа.
Устный опрос. Пересказ
Выразительное чтение
Стр 63-82
19
Трудное детство маленького рыбака. По повести Л.В. Лапцуя «Сэвтя»
Урок-анализ
Восстановл деформированных р-ов
Составление рассказа о своем детстве
Пиоьменный контроль-соч «Два мира…»
Составлением предложений о маленьком рыбаке
Стр 63-74
20
Начало светлого пути. По повести Л.В.Лапцуя «Сэвтя»
Урок-обобщение
Работа по иллюстрации стр75.
Умение анализировать поступки героев рассказа.
Устный контроль
Пересказ выборочный.
Стр 74-83
21
Василий Николаевич Ледков
Жизнь и творчество
1
Урок-исследование
Сообщение ученика. Краткие биогр сведения о поэте и прозаи
Умение составить биографию своего отца, деда, прадеда
Устный контроль.
Выразительное чтение
Словарная работа по тексту.
Стр 84-85
22
Василий Николаевич Ледков Акимам′ нюбета хибяри» «Нярмодана хубта»повесть пеля-общее содержание.
3
Изучение нового материала
Чтение, знакомство с общим содержанием.
Развитие связной речи учащихся;
развитие навыка восприятия информации. Особенности языковых средств повести.
Устный контроль.
Выразительное чтение
Деление на смысловые части
Стр 85-90
23
«Поезка в поселок» по повести В.Ледкова «Нярмодана хубта»
Ур.защита творч. заданий
Сост. описания душ-го состояния гер.
Составление рассказа о своих первых впечатлениях в поселке.
Устный контр. Ответы детей
Работа по иллюстрации
Стр 85-87
24
Знакомство с жизнью поселка и бытом. По повести В.Ледкова «Нярмодана хубта»
Урок обобщения и сис
Иллюстрация «чаепитие в рус. избе»
Умение составить рассказ «Каким будет мой дом в поселке или в городе»
Устный контроль-рассказ о доме
Восстановление деформированного текста
Стр 87-90
25
Иван Антонович Юганпелик
Жизнь и творчество
2
Урок-сообщение.
Сообщение ученика.
Кр.свед-я о поэте, участ
Вов.
развитие навыка восприятия информации.
Устный контроль.
Развитие речи-игра «Вандако»
Стр 57-58
26
И.А.Юганпелик «Сихирти″ не ню» – стихотворение
Урок комбинированны
Самостоят работа по стихотворению
Художественные средства поэтической речи: эпитет, сравнение.
Устный контроль. Индивидуальные задания.
Образ сихиртя
Стр 58-59
27
Иван Антонович Юганпелик
«Мань хамбка флагми» — («Мой шёлковый флаг») – стихотворение
1
Урок изучения нового материала
Краткие биографические сведения о поэте
Развитие связной речи учащихся;
Расширенное понятие о стихотворной речи.
Устный контроль. Выразительное чтение
Иллюстрация к стихотворению рассказ по иллюстрации.
Стр 59-60
28
Прокопий Андреевич Явтысый
«Хар”н сава яв» — («Мой любимый край родной») – стихотворение
1
Комбинированный урок
Сообщение ученика. Кратк. св-я о жизни и тв-ве поэта.
Развитие связной речи учащихся;
Понятие об олицетворении.
Устный контроль. Индивидуальные задания.
Мини сочинение «Мой край родной»
Стр 95-97
29
Прокопий Андреевич Явтысый
«Ила’ ту» — («Огни жизни») – стихотворение
1
Изучение нового материала
Поэтические размышления о тепле творения человеческих рук, ума,
Развитие связной речи учащихся; Языковые особенности произведения.
Устный контроль. Выразительное чтение.
Самостоятельное чтение
Стр 97-98
30
Прокопий Андреевич Явтысый
«Ярабцараха ил» — («Жизнь, схожая с легендой») – стихотворение
1
Урок-обобщение
Сходства и различия стихотворения с легендами, составленными народом.
развитие навыка восприятия информации. Особенности поэтической речи, перекликающиеся с своеобразным стилем языка легенд.
Устный контроль. Выразительное чтение.
Иллюстрация к стихотворению.
Стр 98-100
31
Валерий Антонович Пырерка
Жизнь и творчество
1
Урок-сообщение
Краткие биографические сведения о писателе –очеркисте.
Развитие связной речи учащихся;
развитие навыка восприятия информации.
Устный контроль Индивидуальные задания.
Составление вопросов детьми
Стр 101-102
32
«Пыреркахат нгэда ненець» — («Человек из рода Пырерка») –
Повесть. Общее содержание.
Урок-защита тв.зад
Нахождение ответов на вопросы.
Языковые особенности произведения. Понятие о повести.
Устный контроль. Зачет .
Пересках выборочный
Стр 102-118
33
«Харе″ нярха″ ни″ нга″ — по повести В. А. Пырерки.
Урок целевого прим. усвоенного
Чтение с переводом
Умение работать над текстом, соотносит содержание и заголовок.
Устный контроль. Ответы на вопросы.
Составление предложений из опорных слов.
Стр 106-108
«хэхэ′ мяд′ школа»- по повести В.А.Пырерки
Урок-анализ
Работа в группах
Умение анализировать ситуацию, в которой находт. главн герой.
Устный контроль
Развитие речи-составление по картинке расскаа.
Стр 109-118
34
(По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
2
Обобщение пройденного материала
Беседа с элементами комментированного чтения
Умение работать с книгой
развитие навыка восприятия информации
Устный контроль Индивидуальные задания.
Составление списка понравившихся произведений.
Стр 111-1115
35
(По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)
Повторение пройденного
Урок систематизации знаний.
Тест по произ м ненец. плэтов
Знание произведений и их авторов.
Письменный контроль
Сочинение по понравившимся произведениям.
Стр 115-118
Используемая литература:
Издательский дом «Новый учебник» 2003 г.
2.Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов г.Нарьян-Мар 1991г
Файлы: тест Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева.doc
Размер файла: 76800 байт.