Автор конспекта:
Автор(ы): — Щемелева Елена Александровна

Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — — Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира зоны лесов, различными и наиболее ценными породами деревьев, условиями их произрастания; — Развивать внимание, восприятие, умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные закономерности; делать выводы; — Расширять кругозор, интерес к предмету, бережное, заботливое отношение к природе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

Физическая география России 7 класс для спец(корр) школ (Лифанова), Рабочая тетрадь для 7 класса.

Краткое описание: — Урок изучения нового материала.Познакомились с новыми понятиями "тайга", "хвойные леса". Находили сходства и отличия хвойных пород деревьев.Закрепили изученное.

ХОД УРОКА

1. Коррекционное упражнение.

Кроссворд

1. Все обходят это место,

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото)

2. Посреди поля, лежит зеркало

Стекло голубое, рама зеленая (Озеро)

3. В голубой рубашке бегу по дну овражка

Бегу, как по лесенке, по камешкам звеня,

Издалека по песенке узнайте вы меня (Ручей)

4. Летом бежит, зимой спит.

Весна настала – опять побежала (Река)

5. Искусственное русло, наполненное водой (Канал)

П. Проверка домашнего задания.

- назовите и покажите реки, которые расположены в европейской части лесной зоны;

- в азиатской части. Что вы о них знаете?

- какие вы знаете озера лесной зоны?

- как человек использует воду этих рек и озер?

  • Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
  • В каком тепловом поясе она лежит?
  • Что характерно для этого пояса? (ярко выражены 4 времени года : весна, зима, лето, осень).
  • Какая поверхность у зоны лесов?
  • Восточно – Европейская и Западно – Сибирская равнина среднесибирское плоскогорье.

    Найдите лишний объект растительного мира:

    а) полярный мак, водоросли, карликовая береза;

    б) лиственница, сосна, клен.

    Ш. Изучение нового материала.

    - Где более разнообразен растительный мир : в тундре или в лесной зоне?

    - Почему?

    - Что необходимо для роста деревьев?

    Лесная зона расположена южнее тундры, солнце выше поднимается над горизонтом, его лучи приносят больше тепла и почва лучше прогревается. Лето в лесной зоне теплее и продолжительное, чем в тундре, поэтому здесь господствуют леса.

    Северная часть лесной зоны получает меньше тепла, чем южная, здесь растут в основном хвойные деревья. Такой лес называют тайгой.

    От северо – западных границ до берегов Охотского моря, распространены хвойные леса, занимают площадь более 80% всей лесной зоны нашей страны. В тайге растут ель, сосна, лиственница, кедр, пихта. Лиственных деревьев встречается мало (береза, осина, ольха), т.к. они могут переносить сильные морозы.

    Европейская тайга простирается от Карелии и до Урала, состоит из ели и сосны, местами встречается кедр.

    Что же это за девица?

    Ни швея, ни мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год.

    Ель растет во влажных местах, ее корни расположены неглубоко в земле, поэтому ее можно встретить далеко на севере, даже там, где распространена многолетняя мерзлота. Ель – морозостойкое растение.

    Сосна – светолюбивое дерево с мощной корневой системой. Растет на сухих песчаных пригорках, дальше всех хвойных деревьев «заходит» на юг, ее можно встретить даже на Кавказе.

    В азиатской части России тайга занимает огромную площадь.

    Западная Сибирь представляет собой плоскую равнину, слегка наклоненную к северу, со множеством торфяных болот. Поэтому здесь густая, непроходимая тайга из пихты, кедра и ели.

    Кедр похож на сосну, но хвоя и шишки у него более крупные, а ствол темнее.

    Пихта напоминает ель, только шишки у нее растут вверх, а у ели свисают вниз, хвоя у пихты неколючая и плоская.

    К востоку от Енисея климат более суровый (зимой – 40 – 50 градусов), но снега выпадает мало.

    Наиболее распространенной породой деревьев является лиственница. Это очень холодостойкое дерево, сбросив на зиму мягкую, нежную хвою, лиственница может перенести мороз в -60 градусов. Корни ее, как и у ели, проникают неглубоко в землю, поэтому она может расти в местах, где почвы оттаивают всего на 1 м. В таком лесу светло, поэтому там растет много кустарников и трав.

    Таежные леса обычно образованы одним ярусом деревьев. Под деревьями расстилается ковер из мха, на котором растут травы и кустарники черники и брусники.

    В тайге заготавливают 70% древесины хвойных пород, пищевое и лекарственное сырье.

    Лес нужно охранять и восстанавливать.

    Подумайте и скажите, как можно назвать ель, пихту, лиственницу, сосну, кедр, можжевельник? Запишите ответ.

    Ель, пихта, лиственница, сосна, кедр, можжевельник- _________________________деревья.

    Запомните, как пишутся слова сосна, лиственница, можжевельник.

    Назовите отличия ели от пихты.

    1У. Закрепление изученного.

    1.с.77 вопросы 1, 3, 4, 5, 6.- работа с атласом.

    2.Работа по карточкам» С какой ветки детки?»

    3. Отгадайте, о каких деревьях идет речь.

    Треугольная форма кроны, хвоя колючая, четырехгранная, шишки свисают вниз. Это ____________________________.

    Крона в виде колонны, хвоя мелкая и плоская, шишки растут вверх. Это _______________________.

    Темный ствол, хвоинки расположены по пять в пучке, шишки и семена крупнее сосновых. Это ______________________.

    У. Домашнее задание.

    с.75 – 77, вопросы.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология