Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеенко Татьяна Александровна

Место работы, должность: — МБОУ «Иванчугская ООШ», учитель географии и биологии

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • География Астраханской области. Никифорова Н.А., Астрахань, 2010г.
  • Астраханская энциклопедия. Iтом. Природа. Астрахань, 2007г.
  • Атлас Астраханской области. Москва, 1997г.
  • Используемая методическая литература: —

  • Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом. География в школе.-2002-06гг.
  • География Астраханской области. Волгоград, Нижне-Волжское издательство, 1986г.
  • Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. Москва, Вербум М, 2001г.
  • Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Москва, «Дрофа», 2001г.
  • Кирокосьян М.А. Топонимический словарь Астраханской области. Астрахань, 2007г.
  • Кирокосьян М.А., Головачёв И.В. Имя на карте Астраханской области. Астрахань, 1999г.
  • Никифорова Н. А. Хрестоматия по географии Астраханской области. Астрахань, 1995г.
  • Никифорова Н. А. Всё «самое, самое, самое» Астраханского края. Астрахань, 2003г.
  • Никифорова Н. А. , Г. Н. Протасевич. Природа нашего края. Астрахань, 1998г.
  • Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании. География в школе.-2002.-№6.;
  • Русанов Г. М. Дельта. Волгоград, 1990г.
  • Руденко Е.И. Загадки бугров Бэра. Волгоград, Нижне-Волжское издательство, 1973г.
  • Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г. и др. Природа и история Астраханского края. Издательство АГПИ, 1996г.
  • Используемое оборудование: —

  • Компьютер, принтер, сканер.
  • Цифровой фотоаппарат.
  • Медиапроектор.
  • Экран переносной.
  • Атлас Астраханской области.
  • Краткое описание: — Программа кружка «Уголок России» предназначена для учащихся 8-9 классов как внеурочное занятие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Программой предусматривается 36 занятий. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более продолжительное время. Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который состоит из следующих разделов: «Введение», «Страницы истории», «Географическое положение», «Особенности природы», «Население: история и современность», «Формирование хозяйства», «Проблемы», «Творческий проект».

    «Любить свою Родину – значит знать её» В.Г.Белинский

    Пояснительная записка

    Краеведение – один из элементов географического образования в школе. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственности и патриотизма.

    Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

    Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их жизнью родного села, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитывая идеалы гуманизма и справедливости.

    Активное участие школьников в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

    Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

    Программа кружка «Уголок России» предназначена для учащихся 8-9 классов как внеурочное занятие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Программой предусматривается 36 занятий. Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала могут проводиться и более продолжительное время.

    Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который состоит из следующих разделов: «Введение», «Страницы истории», «Географическое положение», «Особенности природы», «Население: история и современность», «Формирование хозяйства», «Проблемы», «Творческий проект».

    Местные события изучаются вединстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.

    Занятия кружка носятпреимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию озаинтересовавшем объекте, одеятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводитьопросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой, с Интернет-ресурсами. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию мышления. Предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

    Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мыдолжны сохранять ипреумножать историческое икультурное наследие прошлых поколений, беречь памятники природы, истории икультуры, относиться друг кдругу гуманно, стараться понять ипринять каждого живущего рядом, вне зависимости отего социального положения, богатства, образования, религии ицвета кожи, т.е. быть толерантными.

    Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне села. Важное место занимают беседы с интересными людьми, встречи.

    Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль руководителя кружка заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

    Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, тесты).

    Цель:

    Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Углубление и расширение знаний о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре.
    • Обучение учащихся методам научного поиска, ознакомление сметодами исторического исследования.

    Развивающие:

    • Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности
    • Развитие познавательного интереса кродному краю.
    • Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности.

    Воспитательные:

    • Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
    • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, кделам итрудам наших современников, гордости зауспехи идостижения земляков.

    Принципы построения программы:

    • научность
    • доступность
    • практическая направленность
    • от простого к сложному
    • интеграция и дифференциация

    Основные формы и методы:

    • Практические работы.
    • Беседы, рассказы, лекции.
    • Исследования.
    • Дискуссии.
    • Встречи с интересными людьми.
    • Походы, экскурсии.
    • Конкурсы, викторины.
    • Интервью, анкетирование.
    • Составление презентаций в программе MicrosoftOfficePowerPoint .
    • Работа с Интернет-источниками.

    Ожидаемый результат:

  • Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности.
  • Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности.
  • Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение учащихся находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность учащихся предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
  • Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность учащихся принимать участие в природоохранной деятельности.
  • Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  • Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
  • Учащиеся должны знать / понимать:

    • Историю образования своего села, его традиции и культуру.
    • Особенности географического положения села.
    • Замечательных людей своего села.
    • Особенности природы родного края.
    • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию.

    Учащиеся должны уметь:

    • Описывать основные этапы истории села, школы.
    • Определять географическое положение и границы села.
    • Называть и показывать формы рельефа, внутренние воды.
    • Систематизировать информацию о родном крае.
    • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
    • Оценивать экологическую ситуацию.
    • Оформлять памятки, фотоколлажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
    • Составлять анкеты.
    • Работать с первоисточниками.
    • Составлять доклады, рефераты.

    Параметры результативности исследовательской деятельности:

    1.Успешность исследовательской деятельности.

    2. Уровень усвоения краеведческих знаний.

    3. Уровень развития коммуникативных качеств.

    4. Освоение культурных форм сосуществования в социуме.

    5. Сотрудничество с центрами дополнительного образования, музеями.

    Основные направления деятельности:

    Научная работа:
    — работа в архиве;
    — исследовательская работа:
    — оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.
    Творческая работа:
    — составление сценариев проведения краеведческих мероприятий и интеллектуальных игр;
    — проведение заседаний, конкурсов, праздников.
    Агитационная работа:
    — выпуск тематических газет;
    — подготовка публикаций в СМИ;
    — выпуск буклетов, брошюр, создание фотоальбомов и видеозаписей.
    Экологическая работа:
    — исследование экологических проблем;
    — практическая деятельность по охране природы (акции, марафоны и т. п.);
    — участие в творческих конкурсах.
    Методическая работа:
    - создание пособий краеведческого характера (презентаций и др.)

    — участие в научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня (школьных, муниципальных, региональных)
    Краеведческая работа:
    — изучение истории образования села, создания школы;
    — изучение природы малой родины;
    — изучение населения.

    Учебно-тематический план.

    Тема занятия

    количество часов

    Дата

    проведения

    теорет.

    практ.

    всего

    Введение.

    1

    0

    1

    календарная

    фактическая

    I

    Страницы истории.

    2

    3

    5

    II

    Географическое положение.

    2

    2

    4

    III

    Особенности природы.

    2

    5

    7

    IV

    Население: история и современность.

    2

    4

    6

    V

    Формирование хозяйства.

    3

    4

    7

    VI

    Проблемы.

    2

    2

    4

    VII

    Творческий проект.

    2

    2

    Всего

    14

    22

    36

    Резерв – 0 час

    Содержание программы:

    Введение.Цели и задачи изучения родного края. Важность поисковой работы. Взаимосвязь истории и современности. Беседы по технике безопасности: правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, действия при чрезвычайных ситуациях в природе и в сельском поселении. Правила поведения в природе.

    I. Страницы истории. История села. Происхождение названия.

    Село Иванчуг расположено в местности, носящей название «Яман-учуг» (плохая забойка — рыболовецкая тоня). До присоединения края и до 1554 года вся местность у реки являлась собственностью татарских мурз и князей, после передана во владение астраханских воевод, которых обязали особой грамотой в 1568 году выделить на содержание Астраханского Тро­ицкого монастыря хлебную ругу в размере 51 четверти хлеба и 19 рублей в год. Воеводы вместо руги дали в пользование монахам воды и учуг (Иван­чуг), да остров Бурунтус. А в 1554-1558 гг. угодья сдавались татарам Аламбекову и Камбаеву по 7 рублей в год. Таким образом, основное население Иванчуга относится к древности. Есть и легенда, связанная с этими местами. Говорят, что в июле 1670 года Разин отправился в поход на море и остановился в Иванчуге. В местной церкви он оставил икону Федоров­ской Богоматери. В 18 столетии местный мурза Киримов пишет: «Имелся учуг на Таныче, впадающий в море, и на нем село с 27 дворами…»

    Иванчуг в начале XVIII века.Придание о селе, храме и богатстве учуга в XVIIIвеке подтверждают следующие историки: академик Кириллов, описывая Астраханский край в 1727 году, говорит: «… ниже Астрахани учуг Иванчуг, которые прежде принадлежали Троицкому монастырю, на котором ловят осетров и белуг многочисленно, делают вязигу, клей и икру, которая идет на продажу во Францию, Англию, Голландию, Италию, Испанию, ее охотно покупают и восточные купцы»

    История школы. Нам более 100 лет.В 1893 году сельский сход принял решение построить в Иванчуге церковно-приходскую школу. Учительницей в ней стала пожилая приезжая женщина Раиса Степановна (фамилия её не сохранилась). Школа была небольшая, учеников немного, из богатых семей. Главным предметом считался закон божий, а на другие предметы отводилось ограниченное количество часов.В школе была введена славянская азбука. В 1899 году на средства сельчан была построена новая, более вместительная школа. В ней сразу размещалось три класса. Учеников было не более 50. И «постигали они науку трудную, но нужную».Как учебное заведение Иванчугская школа функционирует с 1905 года.Легко представить себе школу в период её основания: деревянный домик, пожертвованный церковью, в котором занималось сразу три класса, т.е. вся школа. Учениками школы, как и по всей стране, были в основном дети рыбопромышленников. Считалось, что беднякам постигать грамоту не надо, они способны лишь на физический труд.На образование в то время выделялось очень мало средств. Изменения в школьной жизни были редкими. После 1917 года школа была переименована в государственную.В 1978 году на средства колхоза «Родина» было построено прекрасное современное двухэтажное здание, в котором открыта Иванчугская средняя школа со специальным производственным обучением.

    Директора школы и их вклад в ее развитие: Ремаренко, Николаев Г.Н., Солдатов Б.С., Гончаров, Скачков В.М., Усербаева Л.Р. Традиции школы.

    Практика:

    1.Подготовка сообщений, презентаций об истории села, школы, известных людях. (по выбору учащихся). Работа с архивными материалами.

    2. Встречи с жителями села, запись воспоминаний.

    3. Экскурсия в школьный музей.

    II. Географическое положение. Характеристика географического положения. Границы, площадь села. Расстояние до г. Астрахань (50км.), г. Камызяк (16км.)

    Практика:

    1. Определение географического положения села.

    2. Встреча с Главой МО «Иванчугский сельсовет»

    III.Особенности природы. Природно-климатические и ландшафтные условия в районе села Иванчуг. Формы рельефа: бэровские бугры: Троицкий, Чёрный. Полезные ископаемые в районе села: песок, глина. Внутренние воды: река Иванчуг, ерик Буруктай, грунтовые воды. Природная зона: полупустыня, дельта Волги, особенности почв, растительного и животного мира. Виды, занесённые в Красную книгу. Природные ресурсы.

    Практика:

    1.Характеристика реки Каныча, измерение скорости течения, ширины реки.

    2.Поход на Троицкий бугор. Изучение горных пород, остатков поселения. Измерение высоты бугра с помощью нивелира.

    3.Хозяйственная оценка природных условий.

    4. Экскурсия в Астраханский краеведческий музей (2ч.)

    IV.Население: история и современность. Численность, этнический и религиозный состав, тип воспроизводства. Трудовые ресурсы. Основные демографические процессы.

    По статистическим отчетам, в 1877 году в Иванчуге было 53 двора, 423 жителя, 105 голов скотины. В 1904 году 114 дворов, 923 жителя (сведе­ния из материалов архива историко-архитектурного музея г. Астрахани). Трудно жилось порой. Так, в расходных книгах писали, что «8 сентября куп­лено про братию рыбы стерлядей на пять алтын, да на конюший двор братье и работным людям, что сено косят, куплено судаков и лещей всего на два ал­тына. Того же числа куплены про монастырский обиход четыре рогожи дра­ные и отданы те рогожи в плавную четырем человекам» (Марков А., 1984). Данные переписи 2002г.: 1460 жителей.

    Наши земляки – участники Великой Отечественной войны: Николаев Герман Николаевич, Анисимов Геннадий Иванович, биография, награды, боевой путь.Алексеев Федор Николаевич. Алексеев Федор Николаевич (единственный, оставшийся в живых) родился 16 октября 1923 года в с.Увары Камызякского района. В восемь лет пошел в Уваринскую школу. Закончив четыре класса, вынужден был пойти работать мотористом в колхоз «Путь Ленина». 3 октября 1941 года добровольцем ушел на фронт в воздушно-десантные войска.Участвовал в боях на Даманском полуострове. В сражении с врагом под Майкопом в бою получил ранение в правое плечо и в голову. Семь месяцев находился в госпитале в г.Тбилиси. После госпиталя Федора Николаевича направили в войска МВД по охране обороны нефтеперерабатывающего завода. День Победы отпраздновал на службе. 6мая 1946 года по указу Советского командования был демобилизован. Награждён: «Орденом ВОВ», «Медалью за отвагу», юбилейными медалями «Медалью ЗОлет Победы в ВОВ», «Медалью 40 лет Победы в ВОВ», «Медалью 50 лет Победы в ВОВ», «Медалью 60 лет Победы в ВОВ», «Медалью Георгия Жукова».Труженники тыла: (34 человека) Анисимова П.В., АнисимоваФ.В., Буйлова А.К., Буйлова Г.А., Буйлов И.Г., Быков В.М., Вакуленко Н.И., Галичкина К.С., Жолнина П.И., Жоголева П.Н., Илетичева П.Г., Кабалов М.М., Казарина П.Л., Курганова М.Ф., Макарова А.В., Полякова А.С., Салмина Т.А., Сарсенгалиев Х.Д., Сидельникова П.А., Сисеналиева М.И., Фирсова П.Д., Чурбанов А.Ф., Шапошников З.И., Шашина Е.В., Фефелова М.И., Чернышева М.П., Буйлова А.М., Маткин А.В., Батлекова Х., Макарова М.И., Анисимова Н.В., Конева М.Я., Чернышева А.В., Алексеева А.Я. Условия труда и быта. Вклад жителей села в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

    Отдельные судьбы выпускников Иванчугской ООШ: военнослужащие, погибшие или раненные в горячих точках, выпускники — врачи, инженеры, учителя.

    Знакомство с биографиями земляков А.Г.Шашина и В.К.Васильева, именами которых названы улицы Иванчуга.

    Учителя школы – отличники народного просвещения: Николаева М.И., Анисимова П.В., Макарова Г.А., Анисимова Н.В.– биографии.

    Практика:

    1.Составление анкет, встречи с интересными людьми, интервьирование. (2ч.)

    2.Выпуск газет «Знаменитые люди нашего села». (2ч.)

    V. Формирование хозяйства. Экономическое и социально-политическое развитие села. Колхоз «Родина»: социально-экономическая характеристика. ООО «Родина». Посолцех. Овощеводство. Школьная производственная бригада. Страусиная ферма – база отдыха «Баба Фрося». База отдыха «Пеликан». Социально-культурное развитие села.

    Практика:

    Экскурсии на посолцех, ферму, базу отдыха, оформление отчётов.(4ч.)

    VI. Проблемы.Социально-экономический и культурный уровень жизни жителей села. Безработица. Экологические проблемы. Можно ли пить воду из реки Каныча? Осенние и весенние пожары.

    Практика:

    1.Анализ воды из реки Каныча.

    2.Оформление памяток, листовок, аншлагов «Берегите природу!»

    3.Участие в акциях по очистке берегов реки, села от пластика.

    VII. Творческий проект.

    Практика:

    Выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной учащимися.

    Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Подготовка презентации. Защита проекта.

    Отчёт кружка как итог и реклама кружка.

    Техническое оснащение программы:

  • Типовое здание школы.
  • Компьютер, принтер, сканер.
  • Цифровой фотоаппарат.
  • Медиапроектор.
  • Экран переносной.
  • Необходимая материальная база:

  • Инструменты для проведения исследовательской деятельности .
  • Расходные материалы (бумага, катриджи и др.).
  • Воспитательные мероприятия:

    • конкурсы и игры;
    • коллективные творческие дела;
    • внеклассные мероприятия.

    Работа с родителями:

    • анкетирование «Ваше мнение об организации и проведении кружка»;
    • посещение занятий родителями;
    • участие в опросах, проводимых учащимися, по сбору информации;
    • «Дни открытых дверей»;
    • индивидуальные беседы.

    Документы и материалы,
    с учетом которых составлена программа:

  • Конституция РФ.
  • Конвенция ООН «О правах ребенка».
  • Закон об образовании.
  • Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 22 февраля 1997 г. Вестник образования №6, 1997 г.
  • Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986 г.
  • Программа развития воспитания в системе образования России на 2005 – 2010 гг.
  • Файлы: Материал для рабочей программы география 8_9 кл.doc
    Размер файла: 50176 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология