Автор конспекта:
Автор(ы): — Винокуров Василий Михайлович

Место работы, должность: — МБОУ «Ляжмаринская ООШ», учитель географии

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Образовательные:

— сформировать у обучающихся представление о факторах распространения и разнообразия живых организмов на Земле;

— ввести понятия «природные зоны», «широтная зональность», «высотная поясность».

Развивающие:

— развивать познавательный интересобучащихся;

— формировать умения творчески мыслить, сравнивать, анализировать, работать самостоятельно.

Воспитательные:

— развивать коммуникативные навыки;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

— учебник "География начальный курс 6 класс", под ред. Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой;

— атлас "География начальный курс 6 класс"

Используемая методическая литература: —

— География. Программы для общеобразовательных учреждений 6 — 11 классы. Начальный курс 6 класс. Автор Т. П. Герасимова;

— Красная Книга Республики Марий Эл

Используемое оборудование: —

— сеть Интернет;

— персональный компьютер;

— акустическая система;

— проектор;

— экран;

— модель Земли — глобус;

— карта "Природные зоны Земли";

— таблица "Распространение организмов на Земле";

— рисунки, плакаты растений, животных природы Марий Эл

Используемые ЦОР: —

-интерактивная презентация;

— видеоролик;

— видеофрагмент с Интернета;

— ЦОРы обучающихся (по желанию)

Краткое описание: — ресурс для общеобразовательной школы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.

Мотивационная заставка – историческая справка о живых организмах:

Земля – это живая планета. Жизнь на нашей планете возникла 5- 4,5 млрд. лет назад. Примерно 400 млн.

лет назад первые живые существа начали заселять сушу. Ныне на по­верхности материков, в толще морей

и океанов, в призем­ном слое атмосферы — почти всюду обитают многоликие потомки первых организмов.

Все современные виды растений, животных и микроорганизмов в той или иной сте­пени родственны друг

другу и связаны между собой..

Эпиграф урока: «Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь!
Нельзя любить то, чего не знаешь!»

— Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен урок?

Мы сегодня на уроке поговорим о том разнообразии растений и животных, которое существует на нашей

планете, и выделим закономерности их распространения.

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие живых организмов.

— Как вы думаете, сколько существует на планете видов живых организмов?

На Земле существует не­сколько миллионов видов живых организмов. Виды растений пре­вышают 500

тысяч, животных — свыше2 миллионов. Очень трудно сказать точно, сколько всего видов насекомых, тем

более, сколько микроорганизмов — бактерий и грибков.

Запись схемы в тетрадь по ходу демонстрации презентации:

Организмы на земле

(слайд 2)

4 Ц А Р С Т В А

бактерии

(слайды 3, 4)

растения

(слайды 5 — 7)

грибы

(слайд8)

животные

(слайды9 — 16)

— первые, очень маленькие организмы, появившиеся на Земле, состоят лишь из одной клетки, способны существовать по сути в непригодных для жизни условиях: в горячих источниках, в ледниках, на дне океана, при высоком радиационном фоне.

— папоротники, мхи, водоросли, деревья, цветковые растения и т. д.

— особое царство, раньше они считались растениями

— губки,

-моллюски,

-кишечнополостные (медузы, коралловые полипы ),

— иглокожие (морские звёзды, морские ежи),

— членистоногие (ракообразные, пауки, насекомые),

-хордовые (рыбы; земноводные: саламандры, тритоны, лягушки;

пресмыкающиеся: черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы;

птицы;

млекопитающие ).

— более 500 тыс. видов

— свыше2 млн. видов

Ребята! Приведите свои примеры организмов.

2. Распространение живых организмов на Земле.

Где можно встретить живые организмы? Они встречаются как на по­верхности материков, в толще морей

и океанов, так и в призем­ном слое атмосферы ( просмотр видеофрагмента по ссылке со 2 минуты 19

секунд до 2 минут 55 секунд).

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/tema-2/rasprostranenie-organizmov

Откройте учебник стр. 143, рис. 92. Работа с учебником и демонстрационной таблицей «Область

распространения организмов на Земле» (слайд 17).

Факторы, определяющие распространение организмов:

- температура;

- влажность;

- световой режим. (запись в тетрадь)

3. Широтная зональность.

Существует определенная закономерность, т.е. соответствие установленным законам, в распространении

растительности по земной поверхности.

— Как вы думаете, почему расте­ния в полярных областях и по видам, и по численности незначитель­ны, близ

экватора их много и они разнообразны? (просмотр видео — ролика Причины распределения тепла и

влаги на Земле)

Широтная зональность- изменение соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам.

— Как климат (распределение тепла и влаги) влияют на распространение растений и животных?

Работа с демонстрационной таблицей «Природные зоны Земли» (слайд 18) .

4. Высотная поясность.

В горах почва, растительный покров и животный мир изменяют­ся соответственно высотным поясам. Это

изменение с увеличением высоты соответствует изменению количества тепла и влаги, так же, как и на

равнинах (слайд 19).

Высотная поясность- изменение соотношения тепла и влаги от подножия горы к её вершине.

III. Закрепление.

Ознакомление с наиболее распространёнными животными и растениями Республики Марий Эл

(подготовленные 2-3 выступления обучающихся класса с сопровождением видеофрагментом,

видеороликом, презентацией, флеш — анимацией, демонстрацией плаката (рисунка)(по желанию и

возможностям обучающегося)).

Работа с вопросами

1. Какие организмы появились всех раньше?

2. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

3. Главной причиной высотной поясности является …

4. Какие высотные пояса выделяются от подножия к вершине горы? (слайд 19)

5. Раскройте пожалуйста смысл слов эпиграфа.

Демонстрация Красной Книги Республики Марий Эл. Красная книга Республики Марий Эл

официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии и необходимых мерах охраны и

восстановления редких, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в особой охране животных,

растений и грибов РМЭ. В первую часть Красной книги Республики Марий Эл, вышедшую в 1997 году,

были включены сведения о 107 видах сосудистых растений. Во вторую часть, вышедшую в 2002 году, были

включены сведения о 123 видов животных (из них млекопитающих — 23, птиц — 57, земноводных — 2,

круглоротых — 1, рыб — 9, ракообразных — 2, насекомых — 29).

6. Определите в какой природной зоне мы живём (по атласу и слайду 20).

7. Тренировочное задание (Установи соответствие)по слайду 20.

Вывод по уроку:

На Земле существует не­сколько миллионов видов живых организмов, но они неравномерно

распространены на планете. Их распространение зависит от многих условий, в том числе, от климата (от

распределения тепла и влаги).

Выставление оценок за урок.

IV. Домашнее задание.

§46 , вопросы и задания параграфа.

Файлы: Методические рекомендации.doc
Размер файла: 32768 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология