Автор конспекта:
Автор(ы): — Крышковец Людмила Павловна

Место работы, должность: — МОУ «Матвейщевская ООШ» Юрьев-Польского района

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: — Образовательные цели: Обобщить знания детей о жизни птиц; систематизировать и обобгатить знания детей о природных связях; выявить познавательные интересы детей. Развивающие цели: развивать умение учащихся работать в паре разновозрастного состава; развивать внимание, мышление, память и речь школьников; развивать их творческие способности. Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к птицам и природе; создавать атмосферу доброжелательности; формировать у учащихся умение слушать друг друга.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: Просвещение, 2004.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: Просвещение, 2004.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса "Окружающй мир" / 5-е изд. М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка: учеб. пособие для подг. детей к шк./ М.: Просвещение, 2007

Используемая методическая литература: —

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": 1-4 класс М.: ВАКО, 2004. — (Мастерская учителя).

Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 2 класс. М.: ВАКО, 2004. — (В помощь школьному учителю).

Используемое оборудование: —

Иллюстрации с изображением птиц, птичьих гнёзд;

карточки с кроссвордами для работы в группах;

конверты с разрезными картинками, пословицами;

поощрительные жетоны;

репродукция картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели";

фонограмма записи голосв птиц в весеннем лесу;

у детей — цветные карандаши.

Краткое описание: — Данное разновозрастное занятие проводилось в начальных классах. На занятии обобщались знания детей о жизни птиц. Данный конспект можно использовать и во внеклассной работе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.

- И так, закройте глаза и представьте, что мы входим в лес.

Звучит фонограмма с записью голосов птиц в весеннем лесу.

- Что вы слышите?

- Сегодня мы вспомним названия различных птиц, узнаем особенности их обитания. Наше занятие будет состоять из различных конкурсов, в которых вы покажете свои знания.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

-В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в парках и садах, а больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны птиц больше, в другие — меньше.

Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких птичьих голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам нужно успеть найти корм и насытиться на долгую зимнюю ночь.

III. РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. ПЕРВЫЙ КОНКУРС — "РАЗМИНКА".

- Вы знаете, что часть птиц не выдерживает зимней стужи и голода и улетает на зиму в тёплые страны. А когда наступает весна, возвращются птицы в те места, где они появились на свет, на свою Родину.

- Как таких птиц называют? (Перелётные).

КАЖДОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ВЫДАЁТСЯ ЛИСТ БУМАГИ.

Задание № 1: Напишите названия перелётных птиц.

(За каждое правильно написанное название птицы группе выдаётся жетон с изображением птицы)

Проверка выполнения задания.

- Но всю зиму рядом с нами живут другие птицы, которые часто терпят и холод, и голод. Как их называют? (Зимующие).

Задание № 2: Напишите названия зимующих птиц.

Для выполнения каждого задания отводится 3 минуты. Подводятся итоги, раздаются жетоны.

- Как вы можете помочь птицам выжить зимой?

- У кого есть кормушка для птиц?

- Что вы ложите в кормушки?

Чтение стихотворения Михаила Глазкова "Поделитесь с птицами едой" учащимся 4 класса.

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите жружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над талою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить-то интересней,

До ста лет всё будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. ВТОРОЙ КОНКУРС — "КАКИЕ ПТИЦЫ СПРЯТАЛИСЬ?"

(Прикрепленный файл)

Детям раздаются иллюстрации с изображением птиц: снегирь, клёст, свиристель.

Задание:Догадайтесь, какие птицы спрятались . Напишите названия этих птиц под рисунком.

За каждую правильно угаданную и названную птицу — один жетон.

Подводятся итоги. Раздаются жетоны.

V. ТРЕТИЙ КОКУРС — "МОЗАИКА".

- У меня в руках конверты, в которых находится картинка с изображением птицы. Но эта картинка разрезана на кусочки, её нужно сложить вновь. Та группа, которыя соберёт её раньше других, заработает для своей командыжетон, а если назовёт эту птицу, то получит ещё один дополнительный жетон.

Выполнение работы учащимися в группах.

Подведение итогов конкурса.

VI. ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

VII. КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.

- С наступлением весны птицы собираются высиживать своих птенцов. Для этого одни вьют гнёзда на деревьях (показ картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели", другие селятся в дуплах, третьи строят гнёзда прямо на земле (показ фото). А для скворцов люди готовят к весне скворечники. Они напоминают домики. Поднимите руку, у кого сделаны скворечники.

- Давайте вспомним, как они выглядят (демонстрация рисунка скворечника).

- А сейчас от каждой группы выйдет по одному человеку. По команде учителя они начнут рисовать такой скворечник с завязанными глазами.

Подведение итогов по пятибальной системе. Вручение жетонов.

VIII. КОНКУРС — "СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ".

-Русский народ сложил много пословиц и поговорок о птицах. Сейчас некоторые из них мы с вами вспомним .

Детям выдаются конверты с пословицами, в которых каждое слово напечатано на отдельной карточке.

Задание: Из данных слов составить пословицу и рассказать, как вы её понимаете.

Данный конкурс оценивается по пятибальной системе.

  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Рано пташечка запела, как бы кошечка не с"ела.
  • Слово — не воробей, вылетит не поймаешь.
  • лучше синица в руке, чем журавль в небе.

IX. КРОССВОРД "НАШИ ДРУЗЬЯ — ПТИЦЫ".

Каждой группе предлагается разгадать кроссворд о птицах. За каждое правильно отгаданное слово, группа получает жетон.

Все слова в кроссворде расположены горизонтально. По вертикали выделено слово, в котором первая буква выходит за границы кроссворда и написана отдельно, это буква "э".

  • На шесте — дворец, во дврце — певец. (Скворец).
  • Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей).
  • Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым — клё! клё! клё! — поёт со свистом. (Клёст)
  • Птица длиннохвостая, непоседа пёстрая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
  • Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? (Грач)
  • Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
  • Кто в берете ярко-красном, в черной шапочке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
  • Прочитайте слово, которое получилось у вас по вертикали. (ЭКОЛОГИЯ) Проверка выполнения задания. Показ иллюстраций названных птиц.

    X. ЗНАКОМСТВО С ТЕРМИНОМ "ЭКОЛОГИЯ".

    - Что такое ЭКОЛОГИЯ? Кто слышал это слово раньше?

    - Слово ЭКОЛОГИЯ образовано из двух слов: ЭКОС — по-гречески значит ДОМ, ЛОГОС - учение, наука.

    Сообщение учащего 4 класса:

    Значит, ЭКОЛОГИЯ — это наука о нашем общем доме, наука, изучающая жизнь растений и животных в окружающей среде. Термин ЭКОЛОГИЯ был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечетво всерьёз приступило к изучению этой проблемы. Учёные пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания между ними. Важно знать и предвидеть, что может случиться, а потому нужно беречь природу и относиться к ней бережно.

    - А что вы можете сделать для природы?

    -Многие животные, птицы и растения беззащитны перед человеком, как это птенец на ладони. (Показ фотографии)

    Чтение стихотвореня ученицей 4 класса:

    Дерево, цветок, трава и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда.

    Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живётся с нами рядом!

    XI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

    Подсчёт общего количества жетонов в каждой группе. Определение и поздравление победителей.

    - Что вам было уже известно по теме нашего занятия?

    - Что вы узнали нового ?

    Всем учащимся выдаётся карточка с изображением солнышка.

    Задание:

    • Если вам понравилось на занятии, и вы узнали много нового — раскрасьте солнышко красным карандашом.
    • Если вы затрудняетесь ответить, и что-то вам не понравилось — раскрасьте солнышко желтым карандашом.
    • Если же вам было на занятии скучно и ничего не понравилось — оставьте солнышко белым.

    Файлы: PICT4834.jpg
    Размер файла: 80020 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология