Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашина Ольга Владимировна
Место работы, должность: — МСКОУ 8 вида школа-интернат учитель музыки
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — ЦЕЛЬ: Способствовать формированию духовного опыта учащихся, через восприятие жизненно-содержательной сферы музыки Эдварда Грига.
Используемые ЦОР: —
авторская презентация
Краткое описание: — урок для 3 класса
Урок развития темы.
Тема урока. «Развитие чувств в музыке. Выразительное и изобразительное развитие.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию духовного опыта учащихся, через восприятие жизненно-содержательной сферы музыки Эдварда Грига.
ЗАДАЧИ:
- Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства в процессе восприятия музыки и развивать потребность общения с ним.
- Обогащать чувственный опыт детей через общение с музыкой.
- Формировать представление о развитии чувств в музыке, на примере музыки Э.Грига.
- Способствовать развитию художественно-творческого мышления, воображения учащихся.
- Помочь осознать эмоционально значение средств музыкальной выразительности в создании и исполнении музыки.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
- Развитие кругозора и креативного мышления учащихся.
Ход урока
I. Изучение новой темы.
Много разных стран есть на свете, и почти в каждой из них есть свои особенности. Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в северную страну, которая называется Норвегией.
Представьте себе величавые норвежские скалы, клубящиеся водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми прозрачными статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Вслушайтесь в звучащую музыку.
Слушание «Утро»
Не правда ли, словно человек, проходящий по горной стране Норвегии, восхищенно всматривается в окружающий его мир.
— Какое развитие вы услышали в музыке? (динамическое)
-Какие картины вы представили, благодаря динамическому развитию?
-Как вы определили, что наступает рассвет, поднимается солнце? (музыка становится громче, ярче, выразительней)
-Какое название вы бы дали этому произведению?
-Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины?
Произведение называется «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Эдварда Грига. Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины.
Сюита — музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.
Но может быть, не все знают содержание этого произведения. Я расскажу вам эту прекрасную историю. Давно ушел Пер Гюнт странствовать по свету. Много диковинных странствий выпадает на долю Пера Гюнта. Вот он оказался в пещере Горного Короля. Послушайте, какими удивительными красками рисует происходящее в пещере Горного Короля композитор Григ.
Слушание: «В пещере горного короля»
-Какое развитие мы наблюдали сейчас в музыке? (Темповое, динамическое)
-Расскажите, что вы представили, слушая произведение?
-Пьеса полна фантастической таинственности.
-Как вы думаете, на добрые или злые дела собирались тролли? (На зло.) Выберите слова характеризующие музыку. (работа со словарем)
-Как изменилась музыка? (Лад не менялся, темп — великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика — от тихого к громкому, характер — от злого к агрессивному)
— Какие виды развития музыки особенно ярко проявились? (Менялась сила звука — динамическое, темповое — быстрота исполнения менялась, тембровое — из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.)
Динамическая минутка: передать в движении действия жителей подземного царства.
В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, среди них была восточная красавица Анитра.
Слушание «Танца Анитры».
-Какая предстает перед нами восточная красавица?(пленительная, лукавая. нежная, она манит притягивает и вновь ускользает, напоминает мираж в пустыне)
— Какие чувства передает музыка танца? (Чувство любви, кокетливость Анитры, желание быть любимой, ее нежность. Вместе с тем музыка передает изящество, грациозность танцовщицы.)
-Когда музыка знакомила нас с чувствами, какое было развитие? (Выразителъностъ.)
— А когда рисовала музыкальный образ? (Изобразительность.)
Значит, как в интонации есть и выразительность, и изобразительность, так и в развитии музыки может быть и выразительность, и изобразительность.
Но пока Пер Гюнт путешествовал по миру, в его родной деревушке осталась ждать верная невеста по имени Сольвейг. Вслушайтесь в песню Сольвейг, какие чувства, переживания передает музыка.
Зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься,
мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.
Слушание «Песни Сольвейг».
-Подберите по таблице эмоциональных настроений слова, которые наиболее точно передают характер музыки и ваши чувства. (Печаль, нежность, невеста ждала Пер Гюнта долгих 40 лет и верила в его возвращение; напевность, сердечность, задушевность, чуткость, мягкость, доверчивость и т. д.)
Музыка в начале песни грустная, распевная, но в середине Сольвейг вспоминает веселые дни, когда она была счастлива. Мелодия становится оживленной, легкой, похожей на народный танец.
Исполняется ученицей (по желанию) танцевальная импровизация.
(Звучит «Песня Сольвейг» в «живом» исполнении или в записи. Если звучит фонограмма, то музыку можно проиллюстрировать танцем легким шарфом в руке. Во время музыкального вступления выходит девушка, одетая в романтическую ниспадающую одежду, присаживается на низенькую скамеечку, имитирующую пенек. Во время медленной части песни она неподвижно грустит. Когда музыка становится более быстрой и подвижной, она делает несколько танцевальных движений, а затем вновь садится и грустит. По окончании звучания музыки, она уходит.)
— Вернувшись из странствий, Пер Гюнт понимает, что дома у него оставалось самое дорогое, что у него есть, — родная земля, мать, невеста Сольвейг.
— Чем отличаются «Танец Анитры» и «Песня Сольвейг»? (Характером, настроением.)
-А что роднит эти мелодии, какая интонация композитора их объединяет? (Любовь к родной земле, выразительные интонации — доброта, нежность, развитие чувств и т. д.)
-Выберете женский портрет созвучный музыке.
-Почему именно этот, докажите.
Художник может изобразить человека смеющегося и человека плачущего, но изобразить на одной картине развитие чувства от печали к радости или от радости к печали он не может. Композитор, наоборот, может выразить именно развитие чувства человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Вам уже известно, что в музыке можно также изобразить движение (от медленного к быстрому и, наоборот, от спокойного к возбужденному), передать переход от тишины к шуму, ощущение приближения и отдаления и т. д.
При помощи каких средств выразительности это достигается?
- Ритм — ритмическое развитие,
- темп — темповое,
- лад — ладовое,
- динамика — динамическое,
- тембр — тембровое,
-Достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ, как вы думаете?
-Лучше взять какое-то одно средство музыкальной выразительности или чем богаче выбор музыкальных средств, тем музыка интереснее? (Чем больше средств, тем интереснее музыка.
— Совпало ли мнение или замысел композитора с нашим восприятием музыки.
— Я предлагаю вам передать в цвете, характер и настроение «Песни Сольвейг».
Рисование под музыку, оформление стенда «Рисую музыку» — Э. Григ
II. Исполнение песни «Нужные слова».
— Какие чувства передавала песня? (Нежность, любовь, доброта, ласка и т. д.)
Исполнение песни.
III. Итог урока.
— Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали о музыке?
(Музыка передает не только характер, движение, но и чувства своего героя)
— Кто был активным на уроке, правильно отвечал, кому поставим сегодня «пять»?
Выставление оценок, выход из класса под музыку.
Файлы: Открытый урок 3 класс.zip
Размер файла: 11380 байт.