Автор конспекта:
Автор(ы): — Бочарова Юлия Юрьевна, Егорова Ирина Вениаминовна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков» города Новочебоксарска Чувашской Республики, учителя русского языка и литературы, биологии

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее намывание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 тип

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная гаолян

Цель урока: —

познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) на русской поэзии 19 века, с многообразием растительного пластинка средней полосы; развивать профит к изучению природы, к поэзии; воспитывать страстишка к природе, тяга охранять ее.

Тип урока: — Комбинированный острастка

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедиапроектор

Краткое описание: — На уроке детям совершают экскурсия на славянин лес. Учатся анализировать поэтическое произведение, музыкальное произведение, а опять же говорят о бережном отношении к природе, расширяют свои знания по биологии о растительном мире.

Интегрированный острастка литературы и биологии на 5-м классе на тему "Русский березняк "

Природа не слепок, не безудержный лик,

В ней есть душа, на ней есть свобода,

В ней есть любовь, на ней есть язык.

Ф.И. Тютчев

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) на русской поэзии 19 века, с многообразием растительного пластинка средней полосы; развивать профит к изучению природы, к поэзии; воспитывать страстишка к природе, тяга охранять ее.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.

Учитель литературы: Сегодня у нас не напрочь обыденный урок. Прежде будьте здоровы потому, словно вести его будут два учителя: равви русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и равви биологии (Ирина Вениаминовна). То есть острастка у нас довольно интегрированный.

Что же означает дисфемизм «интегрировать»? Обратимся к толковому словарю и уточним смысл сего слова, поможет нам на этом лингвист. (Таранов Илья)

…Другими словами наш острастка объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.

Ребята, а будто вы думаете, о нежели мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…

Чародейкою Зимою

Околдован, березняк достаточно -

И лещадь снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

Лес, четко дом расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит надо светлою поляной.

(И. Бунин)

"Шагай!" — поманила

Лесная дорожка.

И в скором времени зашагал

По дорожке Алёшка!…

Ведь летом на лесу

Интересно, будто на сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И наркотик зелёная

Мягче подушки!… (Борис Заходер)

(Русский лес)

Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении на природе и жизни человека. Для сего мы отправимся на увлекательное экскурсия на подсолнечная леса.

Учитель литературы: А спутником нашим довольно поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века.

II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.

Учитель биологии: А с тем чтобы наше экскурсия состоялось, вам по всей видимости ответить на немного вопросов.

Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).

Почему растения считают живым организмом?

Каково смысл растений на природе?

Какие жизненные формы существования растений вы знаете?

Как подразделяют растения по продолжительности жизни?

III. Путешествие на подсолнечная растений и поэзии.

Учитель биологии: Итак, отправляемся путешествовать по лесу. Во година путешествия занесите на таблицу названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу).

Учитель литературы: Прочитаем изречение нашего урока.

– Как вы понимаете «душа, язык природы»? (Если предупредительно вглядываться вокруг, троян – наш друг, коль мы будем любить ее, она нам вернет целиком своей красотой и добротой.)

Учитель литературы: Русские поэты на своих стихотворениях воспели неброскую красоту драгоценный природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.

— Послушаем литературоведа (Жовтовская Маша).

(Аполлон Николаевич Майков славянин поэт, родился на Москве на 1821 году на старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич беспредельно любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою питание поэзии.)

— Давайте послушаем часть из стихотворения А.Н. Майкова «Пейзаж» и совершим с вами вдевятером с поэтом прогулку на раннеосенний лес. Слово чтецам (Дергачева Даша)

Учитель биологии: Слушая стихотворение, не забывайте вносить на таблицу…

Люблю дорожкою лесною,

Не зная самопроизвольно куда, брести;

Двойной глубокой колеею

Идешь — и отсутствует конца пути…

Кругом пестреет березняк зеленый;

Уже румянит сезон клены,

А ельник зелен и тенист;-

Осинник нежно-желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, будто ковер, устлал дорогу…

Идешь, будто четко бы по водам,-

Нога шумит… а лабиринт внемлет

Малейший шорох на чаще, там,

Где щегольской папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят…

— Грустная, но прекрасная срок осени навевает без числа разных чувств.

— С каким чувством создатель описывает осень? (Любовь и грусть)

— В каких строках важно грусть? Почему грусть?

— Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей?

— Какие цвета вы бы добавили, коль бы вам попросили нарисовать раннеосенний лес?

— Найдите изобразительно-выразительные средства (сравнения, олицетворения)

— Какова их роль?

— Сейчас мы работали надо поэтическим языком стихотворения, но миловидность природы удивляла и композиторов. Послушайте песню Г.В. Свиридова «Осень».

Идет радиопрослушивание песни Свиридова.

– Какой натура музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный.)

– Какие картины осени вы представили?

— Найдите строки на произведении, созвучные музыке.

Дыхательная гимнастика.

Учитель биологии: Представьте, словно на вашей ладони осыпавшийся раннеосенний листок. Мы должны на него дуть по-черепашьи и равномерно, с тем чтобы он кружился на воздухе надо ладонью и не улетал. Вдох черезо нос, небыстродействующий выдох путем рот. Смотрим во година выдоха на листок. Он надо кружиться надо ладонью. Приготовились, начали.

Повторяем 3 раза.

Учитель литературы: Русский березняк прекрасен и на зимнюю пору… Давайте послушаем часть из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы». Но вначале дисфемизм литературоведу (Казаков Иван).

(Иван Саввич НИКИТИН родился в1824 на Воронеже на зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное година уделял чтению книг и поэтическому творчеству.)

(Леонтьева Ольга)

Поутру прошлое дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

…В зюйд дождик перестал

И, словно седоголовый пушок,

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть простор у нас, -

Где желательно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не корпуленция привыкать, -

Пусть погода твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

— Каково дух ощущение, которое возникает близ прочтении? (Сказочность, торжественность).

— Какие поэтические строки сего стихотворения вам исключительно взволновали, покорили? Почему?

— С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?

— Любил единица поэт русскую зиму? Почему вы к примеру сказать думаете?

— Какие двум картины противопоставляет поэт? Как называется данный контрприем противопоставления? (Антитеза).

— Как меняется расположение автора на стихотворении? Как он это показывает?

— Какой образ долго останется на вашей памяти?

— Для кого из вам холод является любимым временем года?

Знакомство с картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

– Посмотрите на картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Он нарисовал её на 1904 году, черезо 100 лет постфактум того, будто написал своё вырабатывание И.С. Никитин. Обратите сосредоточенность на то, будто созвучны два произведения, будто поэт и аниматор увидели и передали красоту зимней природы.

– Что вы чувствуете, рассматривая эту картину?

Учитель биологии: Ребята, на этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вдогонку за поэтами ещё один раз войдем недолго на лес.

Учитель литературы:

Когда ты входишь на лес,

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И строгой тишины,

Встречает титька твоя так

Радостно и жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Учитель биологии: А в настоящее время мы предоставим дисфемизм биологам

(Сообщение Алексеевой Кристины о сосне)

(Сообщение Гурьяновой Вали о березе).

Просмотр клипа «Берёзы»

Учитель биологии:

– Где используется берёза?

– Каковы места обитания?

Учитель литературы: Сейчас я предлагаю рассмотреть вновь одно картину.

— Какое година изображено на картине?

— Как вы догадались?

— Что приносит нам березняк летом?

— Может бог весть кто узнал картину? (Пластов «Летом»)

Учитель биологии: Но березняк – это не едва растения, это вновь и его обитатели. Кого разрешено встретить на лесу? За помощью разрешено обратиться к таблице.

(Ответы детей).

Учитель литературы: Ребята, вы получили домашнее задание, найти стихотворения русских поэтов, посвященных лесным животным. Кто хочет прочитать нам четверостишия?

(Ответы детей).

Учитель литературы: С каким чувством поэты изображают жителей леса на своих произведениях?

IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.

Учитель биологии: Сегодня мы убедились, будто многообразен подсолнечная леса. Как он ценный и с тем чтобы человека, и с тем чтобы животных, и с тем чтобы самой природы. Мы с вами порцион природы и должны тонко относиться к ней.

В последнее година многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено на Красную книгу Российской Федерации.

В нашей Чувашской Республике 243 вида растений подлежат строгой охране с полным исключением сбора.

— Назовите эти растения.

— Как мы с вами можем помощь природе?

V. Кроссворд.

Учитель биологии: А в настоящее время мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.

VI. Таблица.

VII. Итог урока (оценки за урок).

VIII. Рефлексия.

Учитель литературы: У вам на партах лежат листочки тремя цветов: зеленые, желтые и зеленые, коль вам острастка понравился и у вам хорошее расположение на конце урока, держите сине-зеленый листок, коль что-то не напрочь получилось, что-то было загадочно – нежно-желтый листочек, коль вам было грустно, есть надо нежели поработать – семожно-красный листочек. Предлагаю украсить нашу березу листьями.

Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку на осенний, зимний, раннелетний лес. Я видела, словно увиденные пейзажи тронули ваши души, восхитили ваше воображение.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не с тем чтобы каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Мы с чистым сердцем желаем вам будто разрешено почаще встречаться с красотой на жизни и оставить пышный и приснопамятный рудимент на земле

Учитель биологии: Пусть это довольно рудимент любви и доброго отношения к природе. Ведь «Нет хорошо изобретательнее, нежели природа», — говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание по литературе: выучить наизусть любое палинодия о природе России, неужели написать мини-сочинение «В осеннем/зимнем/ лесу»

Домашнее задание по биологии: подготовить реферат о растении, занесенном на Красную книгу Чувашской Республики, которое произрастает на окрестностях города Новочебоксарска.

Спасибо за урок!

Файлы: урок.zip
Размер файла: 1610816 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология