Автор конспекта:
Автор(ы): — Жаркова Светлана Тимофеевна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №47″

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Математика

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Интегрированный урок математики и культуры родного края

Тема:Симметрия в чувашских узорах.

Цели:

1) уметь применять симметрию в решении задач;

2) научить видеть и чувствовать симметрию, красоту в чувашских узорах;

3) рассказать учащимся о чувашской вышивке;

4) привить любовь и уважение к народной вышивке;

5) вызвать интерес к языку, народным традициям;

6) развивать чувство цвета и ритма.

Материалы:

1) фотографии;

2) образцы старинной вышивки;

3) карты со значениями вышивки;

4) магнитофон.

ХОД УРОКА:

— Здравствуйте, ребята! Какие чувства рождает в вашей душе эта мелодия?

(- Заставляет думать нас о чувашском крае, о чувашской вышивке).

— Ребята, кто знает слова чувашского поэта Петра Хузангая о чувашской стране?

Ученик: Знаете ли вы эту страну?

И стара она, и вечно молода.

Праздники бывают дивно в той стране

А работой — может сдвинуть горы!

— А какие слова написал Хузангай о чувашском народе?

Ученик: Знаете ли вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен,

И сто тысяч вышивок цветет?

Учитель КРК: Да, с древних времён чуваши свой край называли краем ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. И тема нашего урока: "Симметрия в чувашских узорах". Слово "симметрия" связано с математикой, и мы объединим уроки культуры родного края и математики. На уроке мы научимся видеть и чувствовать симметрию, красоту в чувашских узорах.

А девизом нашего урока выберем слова Вейля: "Симметрия — это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство".

Учитель математики: Слово "симметрия" издавна употреблялось в значении красота, гармония. Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времён у чувашей распространены резьба по дереву и вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.

Давайте же вспомним все, что мы знаем о симметрии. Итак, что такое осевая симметрия?

Ученик: Фигура называется симметричной относительно прямой, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой, также принадлежит этой прямой.

Прямая называется осью симметрии, а про фигуру говорят, что она обладает осевой симметрией.

Учитель математики: Хорошо, а теперь давайте найдём и покажем все оси симметрии на чувашском узоре. (На ватмане изображен чувашский узор).

Учитель культуры родного края: Таким образом, чуваши одежду украшали вышивкой. Чувашия с древних времён славилась своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Красота чувашской вышивки может успокоить душу любого человека, она привлекает любые глаза. Кто приезжает в Чувашию в первый раз, народную вышивку может увидеть везде: в краеведческом музее, в выставочных залах, в магазинах, в клубах и во дворцах культуры, в школах и детских садах. Многие не могут оторвать глаз от красивой, привлекательной как мелодия вышивки. Как она ценна! Можно сказать, что в вышивке хранится сама душа народа. Она поднимет настроение человека, как на веселом празднике. Как будто сама природа подарила эту красоту: в вышивке — гордость волжских волн, красота желтых колосьев пшеницы, теплота солнца — все, все есть.

Чувашская вышивка… Давайте посмотрим на неё. (Показать вышивки на доске).

Чувашская вышивка… Она привлекает нас своеобразной красотой. Вышивка расположена симметрично, рисунки правильны. Проводилась вышивка в четырёх направлениях: по горизонтали, по вертикали и по двум диагоналям, что хорошо видно на примере узора. (Узор на ватмане).

Учитель математики: Возвращаясь к математике, давайте вспомним, как построить точку, симметричную данной точке относительно прямой. (Ученик показывает, какие для этого необходимо выполнить действия).

— Молодец! Перейдем к следующему заданию. Пусть к доске выйдут двое желающих. Вам необходимо нарисовать от руки фигуры, симметричные данным фигурам относительно вертикальной оси. (Идёт работа у доски).

Учитель КРК: Все фигуры, с которыми вы сейчас работали — это разнообразные швы чувашской вышивки. Найдем , давайте, эти швы на фрагментах вышивок.

Всего в чувашской вышивке насчитывают 32 шва и около 40 их разновидностей. У каждого шва своё название, каждый шов является…

Изображенем какого-либо объекта . Например , один узор напоминал человека , другой – рога , — третий – водный поток.(Показать на узорах).

Из всех швов самым трудным был «ухмах тĕрĕ». Этот шов , похожий на подкову коней, могли выполнить только самые хорошие мастерицы. По преданию, этот шов появлялся во время свадьбы.

1 ученик . В самом разгаре шла свадьба . Среди всех поющих, танцующих людей оказался человек, который не желал добра молодой невестке . Вдруг он закричал:»Плохая жена будет из неё, она не умеет вышивать!»

2 ученик . Девушка покраснела как красна ягода, но как молния засверкали её красивые глаза. Разве есть на Земле стыд? Как выйти из положения? Как победить обидчика?

3 ученик . Вдруг она увидела танцующих около себя лошадей. В это время подруги дали ей нитку с иголкой. На белом холсте она вышивала узоры , похожие на копыта лошадей. Вышивались они быстро, радостно. Но потом подруги невесты, как ни старались, ни одна не смогла выполнить такой шов. В народе дали этому шву название»ухмах тĕрĕ».

Учитель КРК:Вот такова история рождения одного из швов. Очень много швов, которые изображают дерево жизни. Некоторые из них напоминают колос, некоторые-дерево с большими плодами. Они присутствуют во многих узорах. Например, дерево жизни мы видим и на гербе, и на флаге нашей республики.

Существует легенда о том , как появилось дерево жизни:»Создал Бог небо, воздух и воду. А земля оказалась под водой. Послал Бог за землей селезня. Три раза нырял селезень, но не смог достать землю. Увидел это сатана и послал в помощь утку. Только в третий раз сумела утка ухватить клювом кусок земли . Как только она вынырнула- земля в клюве начала расти. Выплюнула утка землю, и выросла Земля до огромных размеров. А в середине этой земли начало расти до небес дерево,корни которого дошли вниз до мира сатаны. На ветках дерева жизни поселились утка и селезень-это мужчина и женщина. И пока существует дерево жизни. Будет жить и чувашский народ».

Вот такую легенду знают чуваши о древе жизни.

Чувашские вышивальщицы начинали узоры с контура рисунка, который выполняли черными нитками. Это была ответственная часть работы , требовавшая от мастерицы большой точности, ведь если она ошибалась на одну лишь нитку , симметрия рисунка нарушалась.

Учитель математики.В том, что эта работа трудная и требующая внимания, вы можете убедиться сами, «вышивая» цветными карандашами узоры на листе бумаги . Сейчас каждый из вас получит карточку , на которой изображена часть узора и проведены две его оси симметрии. Вам необходимо восстановить весь узор. (После того, как задание закончено, правильность его выполнения сравнивается с заранее заготовленным рисунком).

Учитель КРК :Ребята, а где вы могли видеть такие узоры?

(-На салфетках, на полотенцах).

Правильно! Чуваши верили в победу над неправдой и злом, в дружбу, в благородность работы. И все это появилось в вышивке. Вышивали на белом холсте. Большое значение в вышивке играл цвет. Используется 5 цветов: черный, красный, синий и зленный. И у каждого цвета в вышивке было свое значение.

Натали вышивает.

На сорочке вдруг цветы расцвели

Для кого кладет кресты Натали?

Холст домашний, как снежок,

Ровен, бел.

В каждой нити видит толк Натали.

Свой у вышивок язык, и они

Говорят не хуже книг. Искони.

В нитях – полночь и рассвет,

Смех и стон.

Для того, кто в их секреты посвящен.

А теперь давай рассмотрим значения цветов. Какой цвет что обозначает.

(Плакат).

Чаще всего использовали красный цвет – цвет крови, жизни, торжества. Но самым красивым считали желтый – цвет солнца. Для выполнения контуров рисунка используется черный цвет – цвет земли, плодородия. Зеленый – природа, синий – голубое небо.

Учитель математики: Давайте еще раз обратим внимание на слова Вейля. Ведь сегодня каждый из вас попытался сам создать красоту, приобщиться к тому, как воспринимали окружающий мир наши предки, как постигали его порядок, красоту, совершенство.

И хочу обратить ваше внимание на герб и не флаг Чувашии. Как вы видите, герб симметричен. Мы снова убеждаемся в том, какое ощущение спокойной уверенности и возвышенной красоты придает рисунку симметрия.

Учитель КРК: Чудесную вышивку может сделать лишь такой народ, который богат душой, у которого большой ум – разум. Это – чувашский народ, наш родной народ. Не даром говорят(на доске):

Мастерство

Красота

Счастье

Вышивка — это Судьба

Жизнь

Мечта

Душа

Звучит гимн Чувашской Республики.

Файлы: классный час Набережные Челны.rar
Размер файла: 4117909 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология