Автор конспекта:
Автор(ы): — Коптева Елена Михайловна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №21, г. Ковров

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: — Скорректированная программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы

Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5—6 классах:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В основу вводного курса информатики для 5-6 классов положены такие принципы как:
1. Непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
3.Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
4.Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
5.Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
6.Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
7.Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности).
8.Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
9.Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получить представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе информатики 5-6 строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Содержание курса информатики и информационных технологий для 5—6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
1. Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.
Темы для изучения:
Информатика и информация.
Многообразие форм представления информации.
Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Кодирование информации.
Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
Системы счисления,
Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
Единицы измерения информации.
Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
Исполнители алгоритмов, СКИ.
Способы записи алгоритмов.
2. Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.
Темы для изучения:
Аппаратное обеспечение компьютера.
Виды памяти в компьютере.
Информационные носители.
Файл, основные операции с файлами.
Программное обеспечение компьютера.
Назначение операционной системы.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
3.Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Графический редактор: назначение и основные функции.
Калькулятор и его возможности.
Мультимедийные технологии.
4. Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.
Темы для изучения:
Предыстория информатики.
Основные этапы развития вычислительной техники.
Роль информации в жизни общества.
Информационная этика.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
5 класс
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс
Учащиеся должны:
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь составлять простые алгоритмы, используя СКИ;
уметь производить отладку программы;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Тематическое планирование к учебно-методическому комплекту по информатике для 5-6 классов (автор Л,Л. Босова). Разработано на основе методического пособия Босовой Л.Л. «Уроки информатики в 5-6 классах» — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.
Поурочное планирование по информатике 5 класс,
1 час в неделю, всего 34 часа

№ урока
Тема
Кол-во часов
Практическая работа
1. Информация и компьютер
— — Цели:
1. Сформировать представления о предмете изучения информатики, информационных процессах, основных устройствах компьютера.
2. Сформировать первоначальные навыки пользования мышью и клавиатурой.
1
Информатика и информация. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
— 2
Виды информации. Информационные процессы
1
— 3
Устройство компьютера
1
— 4
Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.
1
Освоение мыши, Раскраска
5
Главное меню. Запуск программ.
1
Запуск программ
6
Основные элементы окна программы
— Исследовательская работа
7
Клавиатура. Основные группы клавиш
1
Клавиатурный тренажёр в режиме игры
8
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер
1
Клавиатурный тренажёр в режиме ввода символов
9
Проверочная работа. Клавиатурный тренажёр. Освоение клавиатуры
— Клавиатурный тренажёр в режиме ввода предложений
2. Информационные процессы
— — Цели:
1. Сформировать представление об истории развития информационных носителей, средств передачи информации; способах представления и кодирования информации.
2. Сформировать умение изменять формы представления информации и обработки информации с помощью компьютера.
10
Хранение информации
1
Тестирование памяти
11
Носители информации
1
— 12
Передача информации
1
Работа в локальной сети
13
Кодирование информации
1
Исследование способов кодирования команд в окне приложения
14
Формы представления информации. Метод координат
1
— 15
Обработка информации
1
Вычисления с помощью калькулятора
16
Табличная форма представления информации. Проверочная работа
1
Решение логических задач
3. Обработка текстовой информации
— — Цели:
1. Сформировать умение вводить, редактировать и форматировать текст с помощью текстового редактора.
17
Ввод текста
1
Ввод текста
18
Редактирование текста
1
Редактирование текста
19
Работа с фрагментами
1
Копирование, вставка, найти — заменить
20
Изменение формы представления информации. Систематизация.
1
Создание таблицы
21
Форматирование текста
1
Работа со шрифтом
22
Проверочная работа
1
Создание газеты
4. Обработка графической информации
— — Цели:
1. Сформировать представления о компьютерной графике.
2. Сформировать умение использовать инструменты и палитру графического редактора для создания изображений на компьютере; создавать комбинированные документы.
23
Компьютерная графика
1
— 24
Инструменты графического редактора
1
Знакомство с инструментами рисования графического редактора
25
Обработка графической информации. Конструктор готовых форм.
1
Копирование, масштабирование, поворот…
26
Работа с фрагментами рисунка
1
Конструирование из кубиков
27
Мозаика. Орнамент
1
Создание рисунка
28
Проверочная работа
1
Конструирование из кирпичей
5. Вычисления
— — Цели:
Сформировать умение использовать программу «Калькулятор»; создавать анимацию в POWER POINT
— — 29
Выполнение вычислений. Калькулятор
1
Вычисления
30
Обмен информацией.
1
Создание комбинированных документов
31
Преобразование информации по заданным правилам
1
Логические игры
32
Разработка плана действий и его запись
1
Логические игры
33-34
Создание движущихся изображений
2
Анимация

Поурочное планирование по информатике 6 класс.
1 час в неделю, всего 34 часа

№ урока
Тема
Кол-во часов
Практическая работа
1. Информация и компьютер
— — Цели:
1. Сформировать представления о представлении информации в памяти компьютера.
2. Сформировать умение создавать папки, выполнять действия с файлами, выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.
1
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности
1
— 2
Файловая система.
1
— 3
Файлы и папки.
1
Операции с файлами и папками
4
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. История развития.
1
— 5
Позиционные и непозиционные системы счисления.
1
Проект «Система счисления»
6
Двоичное кодирование числовой информации.
1
— 7
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
1
Перевод чисел с помощью инженерного калькулятора
8
Тексты в памяти компьютера
1
Определение по коду символа в приложении Блокнот
9
Кодирование текстовой информации.
1
Кодирование символов в приложении Word
2. Человек и информация
— — Цели:
1. Сформировать представление о способах представления и кодирования графической информации.
2. Сформировать умение изменять формы представления информации и обработки информации с помощью компьютера.
10
Растровое кодирование графической информации
1
Создание точечного изображения
11
Векторное кодирование графической информации
1
Создание векторного изображения
12
Единицы измерения информации
1
Определение информационного объёма
13
Информация и знания. Подходы к измерению информации.
1
Измерение информационного объёма текста
14
Понятие как форма мышления.
1
— 15
Структурирование и визуализация информации
1
— 16
Содержание и объём понятия
1
— — 3. Алгоритмы
— — Цели:

  • Сформировать понятие алгоритм, исполнитель алгоритма.
  • Сформировать представления об основных алгоритмических конструкциях.
  • Сформировать умение записывать алгоритмы, разрабатывать алгоритмы.
  • 17
    Что такое алгоритм?
    1
    — 18
    Исполнители вокруг нас.
    1
    Логические игры
    19
    Формы записи алгоритмов.
    1
    Создание блок-схемы
    20
    Линейные алгоритмы
    1
    — 21
    Алгоритмы с ветвлением.
    1
    Игра «Ежиные тропы»
    22
    Циклические алгоритмы.
    1
    Игра «Жизнь»
    4. Разработка алгоритмов
    — — Цели:
    1. Сформировать представления о языках программирования.
    2. Сформировать умение разрабатывать простейшие алгоритмы на языке QBASIC
    23
    Структура программы и среда QBASIC.
    1
    Запуск и работа с программой
    24-25
    Исполнитель DRAW
    2
    Практическая работа «Инициалы»
    26
    Цвет и заливка объектов
    1
    Создание изображения
    27
    Копирование объектов
    1
    Создание изображения
    28
    Поворот
    1
    Проект «Полянка»
    29
    Масштабирование
    1
    Проект «Лес»
    30-31
    Исполнитель LINE
    2
    Создание изображения
    32-33
    Исполнитель CIRCLE
    2
    Проект «Лошарик»
    34
    Совместное использование операторов
    1
    Создание изображения

    ‹ Система управления базами данных. 9 класс. Вверх урок деловая игра "Реальна ли школьная газета в среде текстового процессора Microsoft Word?" ›

    Файлы: stroccalculjator.rar
    Размер файла: 4699 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология