Автор конспекта:
Автор(ы): — Пустынникова С.А.

Место работы, должность: — учитель технологии

Регион: — Хабаровский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Урок снятие мерок для построения выкройки фартука

Тема: Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения выкроек фартука.

Цели: ознакомить с правилами измерения фигуры человека; показать необходимость учета особенностей тело­сложения и облика человека в целом; развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; научить определять по­ложение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки), воспитывать любовь к труду, коммуникабельность.

Оборудование и материалы: плакат «Измерение фигуры человека»; сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии — по 1 шт. на каждых трех учениц; линейки в мас­штабе 1:4; форма инструкционной карты, интерактивная доска.

На классной доске выписаны термины: конструирование, полуобхват талии, полуобхват бёдер, линии чертежа.

Ход урока

I. Сообщение познавательных сведений.

По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.

К бытовой - относится повседневная, домашняя, нарядная; к производственной — спецодежда для выпол­нения различных работ; к форменной — одежда школьни­ков, военных и др.

При выполнении домашних работ по уборке квар­тиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают воз­можность попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной тка­ни, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стирают­ся и утюжатся.

Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и ук­рашение костюма, фартуки могут быть и дополнением на­родного костюма.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынка или ша­почка).

Фартук (или передник) — широко распро­страненная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, со­стоящие на государственной службе, пользовались прими­тивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, ко­торый представлял собой узкую полоску кожи или связан­ные (сплетенные,) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, приклады­валась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одеж­ды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, пова­ра… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой ча­стью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал при­надлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два фартука составляли юбку. В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюрге­ров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во вре­мена правления Людовика XIV (1660 — 1710) повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красны­ми завязками.

Интересен фартук конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельче­ские календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Напри­мер, 2 мая — «Борис — Глеб — сею хлеб», 31 мая — «При­дет Федот — земля примется за свой род».

Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье)

традиционный фартук сохранялся в качестве части празд­ничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщи­ны должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает су­ществовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в до­машних условиях, также являясь производственной одеж­дой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно ут­рачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных про­изводственных факторов разрабатывается новая специаль­ная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из «гардероба» домохозяек.

Возможно, что этот вид одежды со временем оста­нется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.

Учитель показывает иллюстрации и натуральные образцы специальной одежды (рис. 16) и предлагает уча­щимся ответить на следующие вопросы:

1. Для кого и для чего предназначены различные виды спецодежды?

2. Из каких тканей их изготовляют?

3. Какую спецодежду носят официантка, повар, продавец, кузнец, сталевар, хирург, сапожник?

4. Где применяются фартук и косынка (шапочка)?

Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т. д. Для ее изготовления используются различные ткани.

Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и изно­соустойчивые со специальными пропитками или проклад­ками.

При выборе ткани для изделия надо обратить вни­мание учащихся на то, что материал, предназначенный для производственной одежды, должен хорошо отстирываться, быть достаточно прочным, чтобы предохранять одежду от загрязнения.

Для работы с пищевыми продуктами фартук и ко­сынку рекомендуется изготовлять из хлопчатобумажной или льняной ткани — белой или светлых тонов, гладко­крашеной или с мелким рисунком; для уборки помещения — из более темной и плотной.

Снятие мерок.

Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.

Учитель поясняет: «Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру».

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина — 2 см.

На концах ленты — металлические заклепки, предо­храняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантимет­ровой лентой.

Чтобы узнать размер одежды человека, надо изме­рить обхват груди и разделить величину снятой мерки по­полам. Полученная цифра соответствует размеру одежды.

Используя манекен, учитель объясняет учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположе­ние основных точек и линий на фигуре человека.

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них прово­дят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка…

Линия воды находится на линии шеи .

Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин.

По линии воды будет расположена линия груди.

Потом вода дошла до самого узкого места фигуры— это будет линия талии.

На 12 — 14 см ниже линии талии будет располагаться линия бедер.

На уровне середины колена проходит линия колен .

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фи­гуру по этим линиям.

В левую руку надо взять конец сантиметровой лен­ты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.

Сначала снимают мерки обхватов (обхват головы, шеи, груди, талии и т. д.) и ширины, затем мерки длины.

Записывают мерки в той последовательности, в ко­торой они снимались.

При снятии мерок нужно помнить следующее.

1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

2. Талию предварительно опоясывают шнурком.

3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

4. Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чер­теж строят на одну половину фигуры.

Текущий инструктаж. Учитель показывает на одной из учениц приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения чертежа фартука»

Последовательность работы и обозначение мерок

Ст

Сб

Дгр

Ди

Название мерок

Полуобхват талии

Полуобхват бёдер

Длина грудки

Длина изделия

Как снимать мерки

Измеряется по самому узкому месту туловища

Измеряется по линии бёдер горизонтально

Измеряется от линии талии до нужной длины

Измеряется от линии талии до желаемой длины

Назначение мерки

Для расчёта длины пояса

Для расчёта ширины фартука

Для определения дины грудки

Для определения длины фартука

Мои мерки

Практическая работа.

Снятие мерок.

Практическую работу по снятию мерок целесооб­разно проводить бригадным методом (по 3 ученицы): пер­вая снимает мерки со второй, третья записывает их. Каж­дую мерку учащиеся снимают вслед за учителем, который держит сантиметровую ленту на манекене до тех пор, пока не убедится, что все учащиеся сняли эту мерку правильно. Сняв первую мерку, девочки меняются местами. Это удоб­но, потому что все учащиеся работают одновременно и учителю легко контролировать правильность снятия мерок.

В процессе работы можно использовать прием на­меренно неверного показа мерок, что привлекает внимание детей, побуждает их к активной мыслительной работе.

Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бе­дер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина грудки и нижней части фартука.

Повторение.

На интерактивную доску выводим слайды по снятию мерок:

1 слайд – Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука-передника.

2 слайд – Расшифровка названия мерок фигуры.

3 слайд. Повторение швов – Напишите названия швов.

4 слайд – Задание на смекалку и владение ИКТ технологиями - Собери из различных фигур свой фарту и залей его цветом.

Выставление отметок. Рефлексия.

Файлы: шиповые соединения.разраб урока.doc
Размер файла: 1312768 байт.

Рубрики: Технология Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология