Автор конспекта:
Автор(ы): — Подовинова Е.В.

Место работы, должность: — БОУ г.Омска «СОШУИОП №73″, учитель технологии

Регион: — Омская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Технология

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Краткое описание: — ЗАДАЧИ УРОКА: Изучить правила снятия мерок Снять мерки с фигуры человека Записать мерки в таблицу, используя условные обозначения

Ход урока

1.Орг. момент.

Приготовьте рабочую тетрадь, см ленту и поясок.

Итак, здравствуйте, садитесь.

Кто сегодня отсутствует на уроке?

2.Актуализация опорных знаний.

Слайд 1

На прошлых уроках мы с вами подробно изучили натуральные волокна, их происхождение и свойства. Вы теперь знаете, как и на чём производят ткани. Вы научились работать на швейных машинах, выполнять различные виды швов, которые обязательно пригодятся при изготовлении фартука.

Ну а сегодня, мы приступаем к следующему разделу – это «Конструирование и моделирование изделий».

Этот раздел очень интересен тем, что вы побываете в роли разных профессий: и художника – модельера, и модельера – конструктора.

Т.е. вы сами будете зарисовывать модели фартуков, придумывать им оригинальные украшения, модные детали. Затем будете измерять свою фигуру и по этим измерениям чертить выкройку будущего фартука.

Слайд 2

Так вот, задача нашего урока и заключается в том, чтобы

  • Изучить правила снятия мерок
  • Снять мерки с вашей фигуры и
  • Правильно записать их, используя условные обозначения.

Слайд 3

Открываем тетради и записываем тему урока:

«Снятие мерок для построения чертежа фартука»

Кроме достижения поставленных задач сегодня мы поговорим об одежде, о её видах и назначении; а также попробуем разобраться к какому виду одежды относится фартук.

3.Изучение нового материала.

?: Девочки, подумайте, как сформулировать определение, что такое одежда? ………………(ответы детей)

Слайд 4(одежда)

Хорошо, молодцы, запишите определение в тетрадь:

Одежда– это совокупность предметов, которые облекают тело человека…

Но это не совсем полное определение, давайте рассмотрим цели одежды, т.е. для чего нужна одежда.

Слайд 5(общие цели одежды)

Итак, цели одежды:

  • Защита от холода, жары, дождя, ветра и т.д.
  • Прикрытие наготы (что соответствует культуре поведения)
  • Украшение (мода)
  • Гигиена
  • Вспомогательные функции (например, карманы)
  • Сигнальная функция (в одежде заложена информация
    • О социальном статусе
    • О возрасте
    • О поле
    • О национальности
    • О наличии вкуса
    • О некоторых психологических особенностях человека)
  • А сейчас дополните определение «одежда» исходя из рассмотренных целей.

    Слайд 6(одежда первобытных людей)

    ?: А как вы думаете, что служило одеждой у первобытных людей? ……………….(ответы детей)

    Да, верно, у первобытных людей материалом для одежды были шкуры, а также листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали рыбью кожу птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды.

    ?: Скажите, как называется станок, на котором изготавливают ткани?…………………………

    — ткацкий, молодцы

    ?: Вы не забыли как он работает?

    — нет, хорошо, умницы

    Слайд 7(одежда древних греков и римлян)

    С появлением тканей одежда всё равно не очень походила на современную. Она мягко окутывала тело человека и закреплялась на плече и талии. Посмотрите на древних греков и римлян.

    Проходили века, менялась одежда, её становилось больше, и в гардеробе человека появились вещи для разнообразных ситуаций и занятий.

    Слайд 8(гардероб)

    ?: Кто из вас может ответить, что такое гардероб?

    —шкаф для хранения одежды

    —помещение для хранения одежды

    —одежда одного человека

    ?: Для каких случаев жизни должны быть вещи в гардеробе современного человека?

    • Для занятий в школе
    • Для торжественных случаев
    • Для работы по дому
    • Для отдыха
    • Для занятий спортом

    Хорошо, То есть одежду по назначению мы можем разделить на определённые группы:

    Слайд 9(по назначению одежду делят)

    • Повседневную
    • Нарядную
    • Домашнюю
    • Спортивную
    • Форменную
    • Рабочую

    Слайд 10(повседневная одежда)

    Повседневную одежду носят в будничные дни. Она должна быть строгой, удобной, красивой, не слишком ярких цветов, со скромной отделкой.

    ?: Назовите примеры повседневной одежды?……………………….

    Слайд 11(нарядная одежда)

    Применяется в торжественных случаях. Сшита из более дорогих тканей, может быть очень яркой, блестящей, с броской отделкой, подчёркивающая вашу красоту. Вы видите примеры нарядной одежды на слайде.

    Слайд 12(домашняя одежда)

    Домашняя – это та, которую носят дома. Она должна быть удобной, красивой, обязательно чистой, опрятной, желательно из натуральных материалов, которые пропускают воздух, впитывают излишки влаги, приятные на ощупь.

    ?: Какие примеры домашней одежды вы знаете?…………………..(ответы детей)

    Молодцы, следующий

    Слайд 13(спортивная одежда)

    Спортивная одежда, вы уже знаете, для занятий спортом. Она не должна стеснять движения при выполнении физических упражнений. Для разных видов спорта сконструировали разные виды одежды. Ткани для этого вида подбирают эластичные и очень прочные.

    На слайде вы видите костюмы фигуристов, в которых они выступают на соревнованиях, костюм лыжника и тренировочный костюм маленькой гимнастки.

    Слайд 14(форменная одежда)

    Форменная одежда –

    Слайд 15(рабочая одежда)

    Рабочая одежда – используется на производстве, то есть это специальная одежда для выполнения различных работ. Главная функция рабочей одежды – это защита от загрязнения и удобство в работе.

    Здесь вы видите костюм дорожника, строителя, грузчика, повара.

    ?: А представителям какой профессии ещё необходима рабочая одежда?………………..(ответы детей)

    Молодцы, вы замечательно справились с устными ответами, а теперь проверим, насколько вы хорошо запомнили виды одежды и её назначение.

    Слайд 16 (таблица №1)

    У вас в рабочей тетради приготовлена таблица №1, которую необходимо заполнить по образцу. Например,…………Время выполнения 5 минут……………..Всё закончили.

    Итак, какие примеры рабочей одежды вы привели?………….(ответы детей)

    Слайд 17(виды рабочей одежды)

    Хорошо, а я также привела вам самые известные примеры рабочей одежды: это

    • Комбинезон
    • Халат
    • Фартук

    Запишите это в тетрадь: Виды рабочей одежды:

    • Комбинезон

    Представителям какой профессии необходим комбинезон? (Механизатору, строителю, слесарю, рабочему у станка: токарю, фрезеровщику.)

    • Халат

    — А кому нужен халат? (Врачу, медсестре, санитару, фармацевту, лаборанту, воспитателю, продавцу, повару.)

    • Фартук

    — А кто наденет фартук? (Художник, официант, парикмахер, продавец, мойщик автомобилей, домашняя хозяйка.)

    Фартук, девочки, служит человеку очень давно. Из всех видов одежды он самый старший.

    ?: Скажите, а кто знает, что означает слово «фартук», из какого языка оно к нам пришло?………..

    В переводе с немецкого«ФАРТУК» означает«ПЕРЕДНИК»,

    а дословно«ВПЕРЕДИ ПОЛОТНО», т.к. Vor– «ПЕРЕД», Тuch– «ПОЛОТНО»

    Во многих национальных костюмах фартук – это необходимый элемент. Пожалуйста, обратите внимание на русский народный костюм. Он состоит из рубахи, сарафана или юбки-понёвы и фартука-передника, который называли «завеска» или «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного. Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет был не только красивым, он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, думали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.

    ?: Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук, и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды.

    Итак, записывайте в тетрадь: требования к одежде:

    1. Гигиенические. — Обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека. В одежде не должно быть жарко или холодно, она должна пропускать воздух. В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.

    2. Эксплуатационные. – Удобен ли фартук? Фартук не должен стеснять наши движения, он должен быть прочным и долго носиться.

    3. Экономические. – Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.

    4. Эстетические. – Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того чтобы мы сами чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть.

    Учёные доказали, что цвет влияет не только на нашу психику и настроение, но и на аппетит.

    А сейчас две девочки из вашего класса примерят фартуки.

    (Примерка большого и маленького фартуков.)

    ?: Как вы думаете, удобно ли будет девочкам работать в этих фартуках, и если нет, то почему?…………. (Фартуки сшиты не по их размерам.)

    ?: А что нужно сделать, чтобы сшить фартук, подходящий по фигуре?…… (Нужно сделать выкройку по их меркам.)

    — Давайте прочтём в учебнике, что такое мерки и как правильно снять мерки.

    (Работа с учебником.)

    — Перед началом практической работы я покажу вам на манекене, как вы должны будете снимать мерки друг с друга.

    В первую очередь вы фиксируете эластичной тесьмой линию талии. Сняв мерку, сразу же записываем её в таблицу. Не забывайте, что мерки длины нужно записывать полностью, а обхваты делить пополам.

    (Демонстрация приёмов снятия мерок на манекене.)

    4.Закрепление изученного.

    — Расскажите, для чего снимают мерки.

    — Какие мерки длины снимают для построения чертежа фартука? Покажите, как их снять.

    — Какие мерки записывают в половинном размере?

    — Покажите, как снять мерку Сб.

    А сейчас вы начнёте выполнять практическую работу – снимать мерки друг с друга и записывать их. Таким образом, каждая из вас побывает в роли клиента ателье по пошиву одежды и в роли мастера, принимающего заказ. Помните, что клиенты не шумят, а работник ателье должен быть очень деликатным и не произносить в полный голос результаты измерений.

    5.Практическая работа (по парам).

    Контроль учителя в ходе выполнения работы, текущий инструктаж.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок за практическую работу. Задание к следующему уроку: повторить правила снятия мерок, принести линейку закройщика, бумагу для выполнения чертежа в натуральную величину.

    Проверочный ТЕСТ:Тема «Снятие мерок для построения чертежа фартука»

    1.С помощью чего снимают мерки?

  • С помощью линейки и циркуля
  • С помощью сантиметровой ленты и пояска
  • С помощью рулетки
  • 2.Какие мерки записываются в полном размере?

  • Мерки длины
  • Мерки ширины
  • Мерки обхватов
  • 3.Как обозначается полуобхват талии?

  • Сб
  • Дн
  • Ст
  • 4.Что определяет мерка полуобхват бёдер?

  • Определение длины пояса
  • Определение ширины фартука
  • Определение высоты нагрудника
  • 5.Какую мерку измеряют от линии талии вниз до желаемой длины?

  • Дн
  • Сб
  • Днч
  • Файлы: Опорный конспект.docx
    Размер файла: 128283 байт.

    Рубрики: Технология Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология