Автор конспекта:
Автор(ы): — Рыщенко Людмила Ивановна

Место работы, должность: — МБУ СОШ №89 г.о. Тольятти, учитель географии

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цели:
1.Познавательная: актуализация знаний о роли моногородов в жизни государства, моделирование ситуации в реальной жизни на примере Тольятти.
2. Развивающая: развивать у учащихся следующие компетентности: готовность к видению проблемы, определять альтернативные пути решения проблемы, добывать необходимую информацию, обрабатывать ее, пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.

3. Воспитательная: формировать у учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, своей значимости в образовательном процессе, воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели, уважать мнение других.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник географии 9 класс, Атлас по географии для 9 класса

Используемое оборудование: —

Экономическая карта мира и карта Самарской области, атласы для 9 класса, тетради, раздаточный материал: тексты на группу и рекомендации.

Используемые ЦОР: —

авторская презентация

Краткое описание: — Открытый урок по географии в 9 классе с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Деление класса на группы (экономисты, социологи, экологи, эксперты)

3.Сообщение целей и задач урока.

Стадия вызова. — Какие вопросы у вас возникли в связи с заявленной темой?
1. Что мы знаем о Детройте?
2. Почему мы его сравниваем с Тольятти?
3. Что такое моногород? В чем заключаются проблемы этого города? Стадия осмысления.

1. Можно ли Тольятти назвать моногородом? (работа с картой Поволжья, стр. 34 в атласе)
2. Почему Тольятти сравнивают с Детройтом?
(На основе текста выявить характерные черты Детройта и доказать факты его сходства этих городов).
Прием « Фишбоун».

В голове скелета обозначаем проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках отмечаем причины возникновения проблемы ( на примере Детройта), а напротив, на нижних косточках- факты, характерные для Тольятти .
Итак, п р о б л е м а – Можно ли Тольятти назвать Детройтом?

Проанализировав рисунок, согласно этим данным делаем вывод:
Да, можно.
Моногород – это город, в котором на главном предприятии работают25% населения или выпускается 50% от всей продукции, которую выдают предприятия города.
Причина:
1. Монотипный характер экономики.
2. Падение спроса на продукцию машиностроения.
3. Незначительная доля малого и среднего бизнеса.
4. Безработица
Факты по Тольятти:
1. ВАЗ — градообразующее предприятие.
2. Снижение темпов роста продажи автомобилей.
3. Мировой экономический кризис коснулся и Тольятти.

4.Сокращение «лишних» рабочих работников завода.

— Какая участь постигла Детройт? Может ли Тольятти стать Детройтом? Способен ли Тольятти уйти от статуса моногорода?
Задание экспертам (работа в группе):
Используя различные источники информации, учитывая опыт других городов мира, каждый со своей позиции предлагают варианты выхода из кризисной ситуации. (5 мин)

Защита проекта. ( Учитывается умение отвечать на вопрос и отстаивать свою точку зрения, умение отвечать на провокационные вопросы)(2 мин.)
Другие группы задают вопросы, за уточнение получают баллы.
Итог дискуссии:
Пути решения проблемы:
ЭКОНОМИСТЫ: (кейс, карта атласа, стр.38)
Реализация программы сроком до 2015 года. Поддержка малого и среднего бизнеса, создание особой экономической зоны, тольяттинского производственного — технологического парка, IT-парка, налаживание производств инновационного типа, реконструкция и модернизация производства на ВАЗе, выпуск новых моделей, конкурентоспособных на мировом рынке.
СОЦИОЛОГИ: (кейс, карта атласа, стр.6)
Снижение социальной напряженности за счет создания новых рабочих мест в ЖКХ, дорожном хозяйстве, транспорте и связи. Ремонт и оснащение образовательных учреждений города, реализация важнейших образовательных проектов, за счет которых появится возможность выплачивать пособие родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Реконструкция и строительство новых обьектов здравоохранения, модернизация мед.оборудования, открытие межрайонных центров и отделения восстановительного лечения. Вовлечение молодежи в социальную практику, развитие добровольческих движений.
ЭКОЛОГИ: (кейс, карта атласа, стр.28-29)
Охрана и безопасность окружающей среды. Развитие рекреационных ресурсов. Утилизация и вывоз обезвреженных отходов, хранимых на территории бывшего « Фосфора».
ЭКСПЕРТЫ: На реализацию комплексной программы социально-экономического развития нашего города будут направлены колоссальные средства всех уровней бюджетов. За 10лет планируется освоить 319 млрд. рублей, из них 12,7 млрд. из городского бюджета, 138 млрд. из областного и 53 млрд. из федерального. 115 млрд. рублей- средства из внебюджетных источников. Будет использован опыт других городов в подобных ситуациях.

Стадия рефлексии. — Так станет ли Тольятти Детройтом?
— От кого это зависит?
Итог урока, заключительное слово учителя.
Домашнее задание: обсудить ключевую проблему дома с родителями и записать в тетради решение данной проблемы.
Файлы: кейс экономистов.pdf
Размер файла: 350215 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология