Автор конспекта:
Автор(ы): — Апакова Алсу Насыбулловна

Место работы, должность: —

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 101" Советского района г. Казани

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Конспект урока географии по теме Происхождение материков и океанов для учащихся 7 класса с презентацией.

/sites/default/files/ckeditor/53753/files/происхождение материков и океанов.docx

Урок географии в 7 классе

«Происхождение материков и океанов»

Учитель географии и экономики первой квалификационной категории МБОУ «Школа №101» Советского района г. Казани Апакова Алсу Насыбулловна.

Цель урока:

— разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения;

— продолжить формирование знаний о строении литосферы;

— познакомить учащихся с особенностями формирования, строения и развития земной коры;

— дать представление о теориях происхождения Земли и развития земной коры (теория дрейфа континентов и литосферных плит );

— продолжить формирование умения работать с географическими картами

Учебно- наглядный комплекс: Физическая карта мира, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение, презентация , справочно-информационный материал, атласы

Термины и понятия:Гипотеза, земная кора (материковая и океаническая), гипотеза дрейфа материков, теория литосферных плит, литосферные плиты, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, платформы, сейсмические пояса, гидротермы.

Географические объекты: Плиты: Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая; Курильский желоб, Японские острова, Анды, Гималаи, Средиземное море. Исчезнувшие океаны и моря: Тетис, Пангея, Лавразия и Гондвана

Имена:А.Вегенер, О.Ю. Шмит

Ход урока:

1. Организация урока 1-2 мин

2. Объяснение нового материала 10-13 мин

3. Практическая работа – 20 мин

4. Закрепление (тесты) – 7-10мин

5. Домашнее задание – 1-2 мин

Учитель:

Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с происхождением материков и океанов(слайд №2).

Как вам уже известно, Земля небольшое космическое тело, часть Солнечной системы. Как же родилась наша планета? Ответить на этот вопрос пытались еще ученые античного мира. Существует много различных гипотез. ( см. справочный материал №1).

Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространена гипотеза О. Ю. Шмидта об образовании Земли из холодного газово-пылевого облака. Частицы этого облака, вращаясь вокруг Солнца, сталкивались, «слипались», образуя сгустки, нараставшие как снежный ком. (слайд №3)

Существуют и гипотезы образования планет в результате космических катастроф — мощных взрывов, вызванных распадом звездного вещества.

Земная кора — самая верхняя часть литосферы. Она представляет собой как бы тонкое «покрывало», под которым скрыты неспокойные земные недра. По сравнению с другими геосферами земная кора кажется тонкой пленкой, в которую обернут земной шар. В среднем толщина земной коры составляет всего 0,6% от земного радиуса. (слайд №4)

Внешний облик нашей планеты определяют выступы материков и впадины океанов, заполненные водой. Чтобы ответить на вопрос, как они образовались, надо знать различия в строении земной коры.(слайд №5)

Как же объяснить различия в строении земной коры? (слайд №6)

В последние годы создана теория строения земной коры, основанная на представлении о литосферных плитах и на гипотезе дрейфа материков, созданной в начале ХХ в. немецким ученым А. Вегенером. Однако в то время он не мог найти ответа на вопрос о происхождении сил, перемещающих континенты.

Согласно теории литосферных плит земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигают мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на несколько очень больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Границы между плитами проходят по срединно-океаническим хребтам — гигантским вздутиям на теле планеты или по глубоководным желобам ущельям на океаническом дне. Есть такие трещины и на суше. Они проходят по горным поясам вроде Альпийско-Гималайского, Уральского и др. Эти горные пояса похожи на «швы на месте залеченных старых ран на теле планеты». На суше есть и «свежие раны» — знаменитые Восточно-Африканские разломы. (слайд №7,8)

Выделяют семь громадных плит и десятки плит поменьше. Большинство плит включает как материковую, так и океаническую кору. (см. карту «Строение Земной коры» в атласах)

Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества в верхней мантии.Мощные восходящие потоки этого вещества разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы. Эти разломы есть на суше, но больше всего их в срединно-океанических хребтах на дне океанов, где земная кора тоньше. Здесь расплавленное вещество поднимается из недр Земли и расталкивает плиты, наращивая земную кору. Края разломов отодвигаются друг от друга.

Плиты медленно перемещаются от линии подводных хребтов к линиям желобов со скоростью от 1 до 6 см в год. Этот факт был установлен в результате сопоставления снимков, сделанных с искусственных спутников Земли. Соседние плиты сближаются, расходятся или скользят одна относительно другой.Они плавают на поверхности верхней мантии, как куски льда на поверхности воды.

Если плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая материковую, сближаются, то покрытая морем плита изгибается, как бы ныряя под континент.При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты, например Курильский желоб, Японские острова, Анды. Если сближаются две плиты с материковой корой, то их края вместе со всеми накопленными на них осадочными породами сминаются в складки. Так образовались, например, на границе Евразийской и Индо-Австралийской плит Гималаи. (слайд №8)

Согласно теории литосферных плит на Земле когда-то был один материк, окруженный океаном. Со временем на нем возникли глубинные разломы и образовалось два континента — в Южном полушарии Гондвана, а в Северном – Лавразия. Впоследствии и эти материки были разбиты новыми разломами. Образовались современные континенты и новые океаны — Атлантический и Индийский.

Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть и в будущее Земли. Предполагают, что примерно через 50 млн. лет разрастутся Атлантический и Индийский океаны, Тихий уменьшится в размерах. Африка сместится на север. Австралия пересечет экватор и придет в соприкосновение с Евразией. Однако это только прогноз, который требует уточнения. (слайд №9)

Ученые пришли к выводу, что в местах разрыва и растяжения земной коры в срединных хребтах образуется новая океаническая кора, которая постепенно расползается в обе стороны от породившего ее глубинного разлома. На дне океана работает как бы гигантский конвейер. Он переносит молодые блоки литосферных плит от места их зарождения к континентальным окраинам океанов. Скорость движения маленькая, путь длинный. Поэтому эти блоки достигают берега через 15-20 млн. лет. Пройдя этот путь, плита опускается в глубоководный желоб и, «ныряя» под континент, погружается в мантию, из которой она образовалась в центральных частях срединных хребтов. Так замыкается круг жизни каждой литосферной плиты.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов, происходит не менее 95% всех землетрясений. Сейсмические области протянулись на тысячи километров и совпадают с областями глубинных разломов на суше, в океане — со срединно-океаническими хребтами и глубоководными желобами. На Земле более 1300действующих вулканов, извергающих на поверхность планеты много лавы, пепла, газов и водяного пара.

Знания о строении и истории развития литосферы важны для поисков месторождений полезных ископаемых, для составления прогнозов стихийных бедствий, которые связаны с процессами, происходящими в литосфере. Предполагают, например, что именно на границах плит образуются рудные ископаемые, происхождение которых связано с внедрением магматических пород в земную кору.

А сейчас выполним практическую работу

Практическая работа на контурной карте

Выявление зависимости форм рельефа от внутреннего строения Земли.

Цель работы:

— продолжить работу по изучению карты мира;

— научить сравнивать информацию карт разного содержания;

— выявить зависимость рельефа от внутреннего строения Земли.

Ход работы:

1. Подпишите самые крупные платформы, выделить их цветом и крупные литосферные плиты (римскими цифрами) используя карту в атласе "Строение земной коры".

2. Согласно "Физической карте мира", подпишите равнинные формы рельефа- низменности, равнины, плоскогорья и крупные горные области.

3. Сделайте вывод, зависят ли формы рельефа от внутреннего строения

земной коры и как?

По окончанию выполнения практической работы, выполните тест(Тестирование можно провести и до практической работы, тогда в случае нехватки времени практическую работу можно закончить дома.)

1. Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. Обозначьте

пару цифрой и буквой.

1- Восточно-Евопейская равнина а- Тихоокеанский сейсмический пояс

2- Среднесибирское плоскогорье б- Африкано-Аравийская платформа

3- Амазонская низменность в- Русская платформа

4- Великие равнины г- Альпийско-Гималайский сейсмический пояс

5- Анды д- Сибирская платформа

6- Гималаи е- Северо-Американская платформа

7- Альпы ж- Южно-Американская платформа

8- Курильский желоб

9- Перуанский желоб

10- Эфиопское нагорье

2. Укажите характеристику срединно-океанических хребтов:

а- мощные поднятия на дне океанов;

б- протягиваются вдоль всех океанов;

в- соединяются друг с другом;

г- общая протяженность 75 тыс.км;

д- являются центральной частью литосферных плит;

е- сопровождаются глубокими разломами.

3. К чему привело сближение Евразийской, Аравийской и Индостанской литосферных плит?

а- возникло Армянское нагорье и Кавказ;

б- уничтожен древний океан Тетис;

в- возникло высочайшее в мире нагорье Тибет;

г- возникли горные цепи Гималаев, Памира и Каракорума.

4. Какие из следующих литосферных плит входят в состав современного материка Евразии?

а- Австралийская

б- Антарктическая

в- Евроазиатская

г- Аравийская

д- Индостанская

5. Установите соответствие между платформами и формами рельефа.

1- Южно-Американская а- плоскогорье Декан

2- Индийская б- Центральные равнины

3- Китайско-Корейская в- Русская равнина

4- Восточно-Европейская г- Амазонская низм., Бразильское плоскогорье

5- Сибирская д- Великая Китайская равнина

6- Северо-Американская е- Среднесибирское плоскогорье

Список использованной литературы

1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенева «География материков и океанов»: Учебник для общеобразовательных учреждений, — М.: Дрофа, 2008.

2. http://do.gendocs.ru/docs/index-91554.html

Справочно-информационный материал №1

Основные геологические теории /современные и исторические/.

Теория

Кто и когда

предложил

Сущность теории

Значение теории

Нептунизм

А.Вернер, немецкий геолог, 1870-е гг.

Д.Геттон, шотландский геолог, 1795г.

Все горные породы Земли произошли из вод первичного Мирового океана.

Ведущую роль в геологическом прошлом Земли играли внутренние силы.

Развивает исторический подход к изучению Земли.

Представляет Землю как систему, находящуюся в динамическом, подвижном равновесии.

Плутонизм

Теория

контракции

Ж. Эли де Бомон,

Французский геолог, 1852 г.

Так как Земля остывает и уменьшается в объеме, земная кора сминается в складки.

Объясняет процессы складкообразования

Фиксизм

В. В. Белоусов, амер. учёный Х. О. Мейерхоф и др.

Решающую роль в развитии Земли имели вертикальные тектонические движения; горизонтальных почти не было

Обосновывает неизменность положения материков на поверхности Земли

Мобилизм

/дрейф материка/

А.Вегенер, немецкий геолог, 1912 г.

Большие участки земной коры совершают горизонтальные перемещения

Объясняет динамику развития земной коры и рельефа

Теория тектоники литосферных

плит

Середина ХХ в.

Плиты перемещаются по астеносфере в горизонтальном направлении за счет поступления вещества мантии

Развивает теорию дрейфа материков

Справочно-информационный материал

Внутренние и внешние процессы, формирующие земную кору.

Вид процесса

Проявление в рельефе

Сущность процесса

I. Внутренние /эндогенные/

1.Тектонические движения

2.Землетрясения

3. Вулканизм

Образование гор, равнин, желобов срединных хребтов

Образование трещин, сдвигов, оползней

Образование вулканов, лавовых покровов

Сочетание вертикальных и горизонтальных движений литосферы, появление складок и разломов

Толчки и колебания поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере

Излияния магмы на поверхность Земли

II. Внешние /экзогенные/

1. Выветривание

2. Действие ветра

3. Действие воды

Образование осыпей, "каменных рек"

Образование песчаных гряд, барханов, дюн

Образование оврагов, балок, дельт рек, морен, оползней

Разрушение горных пород

Перенос ветром рыхлых отложений

Перенос или размыв пород водой

/sites/default/files/ckeditor/53753/files/Происхождение материков и океанов 7 класс.pptx

Файлы: Происхождение материков и океанов 7 класс.pptx
Размер файла: 813030 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология