Автор конспекта:
Автор(ы): — Кицель н.Н.

Место работы, должность: —

МБОУ СОш с. Пилюгино, репетитор географии.

Регион: — Саратовская ответвление

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее торфообразование

Класс(ы): — 8 бизнескласс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое антропография ресурса: —

Реки. Части реки. Речная система


Реки. Части реки. Речная система

Кицель Надежда Николаевна, репетитор географии

Статья отнесена к разделу: Преподавание географии

Цели:

  • сформировать у учащихся действо о реке, ее частях, частях речной системы и долины;
  • научить измерять длину реки вдоль географической карте, определять правые и левые притоки;
  • познакомить с крупными речными системами решетка и России, научить показывать их на географической карте;
  • представление о реках своей местности;
  • оказать эмоциональное суггестивность на учащихся посредством литературно-художественных средств обучения.

Тип урока: изучение и блокирование новых знаний (комбинированный).

Оборудование: Географические игра полушарий и России, демонстрационные таблицы “Речная долина”, “Речная система”, атласы и контурные карты.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока. Изучение нового материала

Учитель: Темой нашего урока хватит разгадка следующих загадок.

Не конь, однако бежит, не лес, однако шумит.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в сулу ушла.

– Вы ранее поняли, подобно что днесь мы будем говорить о … (реках).

– Посмотрите на карту мира, и вам увидите на ней бездна голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты. Через горы, равнины, нить несут они свои воды – чистые и мутные, студеные и теплые, пресные и соленые. Одни реки – могучи и полноводны, другие скромны и незаметны. Сколько же этих рек, больших и малых, на нашей планете Земля? Считал ли их кто-нибудь?

Есть в мире пруд пруди всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый бережок вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы вслед за этим синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть бездна – больших и скромных…

– Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся житьишко человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов. На Руси навеки любили реки. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как: “ Волга– матушка, Амур – батюшка, Ока – красавица, Енисей – богатырь”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, пруд пруди прекрасных строк они посвятили им.

О, Волга! Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, что я?
(Н.А. Некрасов)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре вой его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М.Ю. Лермонтов)

– Сегодня, используя карту, мы познакомимся с новыми понятиями, научимся находить, показывать, произносить и безошибочно писать названия крупнейших рек мира, сформируем первоначальные знания о крупнейших речных системах мира.

Что же такое река?

Река – натурный водный поток, подтекающий в выработанном им углублении – русле реки.

Каждая река имеет свою схему строения речной долины. Работа с тускарора 57, с. 87 учебника.

Углубление, в котором располагается русло, называется речной долиной.

Части речной долины:

Углубление, в речной долине, вдоль которому безотлучно течет зажор – русло.

Часть долины, которая затопляется в половодье, называется поймой.

Постепенно река углубляет свое русло, вслед, вслед за этим понижается ее пойма. О прежней пойме напоминают террасы, которые мирово видны на рисунке.

– Откуда же в реке появляется вода?

Дождевые и талые воды не всего испаряются, просачиваются, а и стекаются, образуя ручейки, малые реки, которые, соединяясь, образуют реки.

– Почему текут реки? Рельеф дольный поверхности не ровный, потому зажор течет оттуда, где выше, туда, где ниже.

– Все реки имеют исток, устье, притоки. Изобразите в тетради “Схему речной системы” и подпишите ее составные части. (См. Приложение .)

Исток – место, где река беретка свое начало.

– Одна река начинается из родника…

Вот отсюда, наиболее отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое невидаль –
Русская река река.

– Вторая вытекает из… (Болота.)

Все обходят это место:
Здесь хасс что точно тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры чтобы ноги.

– Третья зарождается на склонах гор…

Много лет в горах подряд
Снег подходит и сыплет град.
Слой осадков вслед за этим велик,
И зовут его… (Ледник.)

– А четвертая начинается из… (озера).

Должен ответить, миленочек безо труда:
Что менее моря, а вдоль большей части пруда?

– Течет река сотни километров и где–то впадает в океан, море, озеро, разве другую реку.

Устье – скотоместо впадения реки в океан, море, озеро, другую реку.

– Подтвердим полученные знания, используя карту,

Задание: Найдите на карте примеры истоков и устьев рек (например: верховье Волги – Валдайская возвышенность, однако устьице – Каспийское море-озеро, верховье Ангары – оз. Байкал, ее устьице – р. Енисей, верховье Амазонки – в Андах, устье– Атлантический океан, верховье Енисея в горах Саяны, устьице – Карское море.)

– Перед вами сценарий речной системы, рассмотрите ее и покажите на схеме исток, устье, адресование течения, притоки: невиновный и левый.

Впадая в реку, другая река становится ее притоком. Например: Ока – невиновный наплыв Волги, однако Кама – левый наплыв Волги.

– Как мы определим, какой левый, какой правый? Нужно представить, подобно что вам стоите внешне к устью главной реки (вниз вдоль течению). Если наплыв впадает в главную реку направо – он правый, коль слева – он левый.

Задание. По тускарора 58 с. 89 учебника определите, каким притоком – правым разве левым являются: Вилюй и Алдан чтобы Лены, Иртыш чтобы Оби.

Река со всеми ее притоками образует речную систему.Название речной системе дается вдоль главной реке. Например, способ Волги, Амазонки, Лены. Самые крупные речные системы решетка – Амазонка, Конго, Миссисипи, Миссури, Обь с Иртышом. (Работа с картой.)

Площадь, с которой в речную систему попадает вода, называется бассейном реки. Каждая река имеет свой бассейн. Так, бассейном Амазонки является Амазонская низменность, однако имплювий Оби – Западно-Сибирская равнина.

Границей посредь соседними бассейнами являются водоразделы (горы, гряды, повышения рельефа).

Задание 1. Назовите сырт рек Волга и Обь. (Уральские горы.)

Задание 2. Что является водоразделом рек Лена и Яна? (Верхоянский хребет.)

– А днесь мы должны научиться измерять длину рек. Как дозволяется измерить длину извилистой реки? (С помощью ниточки и линейки). Верно. Вы ранее знаете, подобно что нитку накладывают на изгибы реки. Затем часть нити совмещают с линейкой, получившееся стежок в сантиметрах умножают на называемый масштаб.

Задание. Измерьте длину рек: Нил (1ряд), Амазонка (2 ряд), Обь (3 ряд).

– Реки дозволяется сравнить посредь собой вдоль длине, площади речного бассейна и вдоль количеству приносимой в их руслах воды. Давайте найдем на карте крупнейшие реки решетка и обозначим их на контурной карте.

Нил – самая длинная река мира.

Путь мутный и глинист –
Он райские реки затмил,
Святой, полноводный
Извечный кормилец наш… (Нил.)

Амазонка – властительница рек. Имеет наиболее важный речной бассейн. Самая полноводная река мира.

На далёкой Амазонке.
Не бывал я никогда.
Только “Дон” и “Магдалина” –
Быстроходные суда.
Только “Дон” и “Магдалина”
Ходят вдоль морю туда.

Конго – вдоль обилию вод уступает всего Амазонке.

Миссисипи – река американская река. Название ей дали индейцы, в переводе означает “отец вод”.

Ганг – священная индийская река.

Тигр и Евфрат – реки Месопотамии.

Как старый и низший брат,
Текут плохо шага Тигр и… (Евфрат)

Россия – страна рек. В ее пределах насчитывается сверх 2,5 млн. рек и ручьев, общей протяженностью более 8 млн. км.!

Волга – река водка река.

К морю Каспию она
Течет порядочно долго.
Источником была река,
Ну однако зовется… (Волга.)

Енисей – могутный богатырь.

Новый ультимо набирается силы.
Там, где дикие стаи гусей.
И осенний, а всё-таки милый,
Сонно катит волну Енисей.

Ангара – доча Байкала.

Лена – сибирская красавица

У тебя краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное девичье.

Обь – свое имя получила от народа коми, подобно что в переводе означает “бабушка”

Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся, блестя, зимой белея,
В твердом льду и дымчатом снегу,
Знать не впустую кормилицей назвали.
(Волга – матушка, однако Обь – бабушка)

Дон – крупнейшая в России, река нашего края. Какие всего слова-эпитеты и прилагательные не присовокупляют к названию как-то полновесной и могучей реки: “батюшка”, “кормилец”, “Тихий” (что подразумевает и величие, и дремлющую мощь)!..

Течет река на просторе,
Поит Азовское море,
Вдоль ее берегов
Тула, Воронеж, Ростов.

– Обозначим на контурной карте крупные реки России.

– А в настоящий момент вернемся к началу урока. Мы говорили о реках, воспетых в прозе, поэзии, фольклоре…. Какие опять вам приготовили стихотворения, загадки, легенды о реках?

3. Закрепление полученных знаний. Выставление оценок

– Теперь давайте проверим, что вам усвоили новые понятия.

Вопросы:

  • Что такое река?
  • Какие части реки вам можете перечислить?
  • Какие части речной долины вам запомнили?
  • Оценивание работы учеников.

    – Мы изучили тему сегодняшнего урока, на следующем уроке продолжим постижение рек.

    4. Домашнее задание

    Учебник – § 30 (п.1,2).вопросы 2,3 с. 94. Знать и уметь показывать на карте крупнейшие реки решетка и России.

    Рельеф влияет опять на две величины: дегрессия и выработка реки.

    ПАДЕНИЕ – это различие высот посредь истоком и устьем в метрах.(Приложение 1

    Н = Н1 – Н2, где
    Н1 – абсолютная ординар истока
    Н2 – абсолютная ординар устья.

    – Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, мера ступень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, мера ступень поверхности воды является высотой истока реки.

    III. Решение задач на спецификация падения реки (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

    Учащиеся используют чтобы орпеделения маслораздаточный материал «Реки России». (Приложение 2 )

    № 1

    Определить дегрессия реки Волги.
    Исток – Валдайская благородство ~ 300 м
    Устье – Каспийское сулу – (– 28 м)
    300 – (– 28) = 328 м.

    № 2

    Определить дегрессия реки Ангары.
    Исток – ньяса Байкал – 456 м
    Устье – река Енисей – 76 м
    456 – 76 = 380 м.

    № 3

    Определить дегрессия реки Невы.
    Исток – Ладожское ньяса – 4 м
    Устье – Финский заливка – 0 м.
    4 – 0 = 4 м

    № 4

    Определить дегрессия реки Лены.
    Исток –Байкальский даба – 930 м
    Устье – сулу Лаптевых – 0 м
    930 – 0 = 930 м

    – Величина падения влияет на другую важную характеристику:

    УКЛОН – эквивалентность падения реки (в см) к ее длине (в км) (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

    I = Н : L, где

    I – уклон;
    H – падение;
    L – длина.

    Решение задач на спецификация уклона рек. (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

    № 1

    Определить выработка реки Ангары.
    Падение = 380 м = 38000 см
    Длина реки 1826 км
    Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

    № 2

    Определить выработка Волги.
    Падение = 328 м = 32800 см
    Длина реки = 3531 км
    Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

    № 3

    Определить выработка Невы.
    Падение = 4 м = 400см
    Длина = 74 км
    Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

    № 4

    Определить выработка реки Лены.
    Падение = 930 м = 93000 см
    Длина реки = 4400
    Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

    – Уклон реки влияет на прыть течения реки. Чем вдоль большей части уклон, единица вдоль большей части прыть реки.

    – Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается аналект из летописи)
    В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз вдоль течению реки Волхов, которая беретка происхождение в озере Ильмень, однако впадает в Ладожское озеро. Но паром понесло в обратную сторону, в ньяса Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» что «знаменье Господне», и бискуп Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
    Объясняется это обнаружение просто. Оказывается выработка поверхности, вдоль которой протекает Волхов, позарез небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, ступень воды в низовьях становится выше, нежели в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

    – А днесь поработаем с атласами и контурными картами.

    Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

    Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

    IV. Многие поэты посвящали свои стихи рекам. (Ребята в к/к подписывают реку, однако репетитор зачитывает стихотворение)

    Николай Якушев о Волге: (СЛАЙД)

    Не приметен ничем, не широк,
    По просторам Валдайского края
    Еле что будто журчит ручеек,
    Меж каменьями колея выбирая.
    То он моет литоральный песок,
    То вдруг в кустах пропадает,
    И не знает опять ручеек,
    Что его спереди ожидает.
    Сколько верст ему надоть пройти,
    Сквозь какие преграды пробиться,
    Сколько рек с ним сольется в пути,
    Сколько чай по-над ним закружится.
    Сколько долгих минует годов,
    Сколько волн разойдется кругами,
    Сколько встанет больших городов
    Над крутыми его берегами.

    Молчанов-Сибирский об Ангаре: (СЛДАЙД)

    Коварная, лихая, сумасбродная,
    Родная доча Байкала – старика,
    Ты вдоль тайге посредь сокол течешь, свободная,
    Могучая сибирская река.

    А. Пономаренко про Обь:

    Обь родная – что опять теплее
    О тебе в стихах сказать смогу?
    Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
    Летом – вся блестя, зимой белея,
    В твердом льду и в дымчатом снегу.
    Знать, не впустую кормилицей назвали
    Мы тебя – не единожды твоею лишь
    Добротой мы, ханты, выживали…
    И богатства перечтешь насилу-насилу ли
    Те, подобно что ты после пазухой хранишь.
    Лишь с весною освободятся воды,
    Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
    Островами движутся плоты…
    Города, поселки и заводы
    На себя на норд тащишь ты…

    А. Софронов о Доне: (СЛАЙД)

    Откуда Дон беретка начало,
    Где скрыта вечная струя,
    Что вниз вдоль руслу величаво
    Уходит в дальние края?
    Под невысокою березкой
    Начало Дон свое берет;
    Из-под травы земли Московской,
    Ивана – озера берет.

    Леонид Попов о Лене: (СЛАЙД)

    У тебя, пригожество – река,
    Женское обличье,
    Даже имя у тебя
    Нежное, девичье.
    Ласковым тебя не зря
    Окрестили словом,
    Несмотря подобно что родилась
    Ты в краю суровом.

    М. Ю. Лермонтов о Тереке:

    Расступись, о старикан – море,
    Дай обиталище моей волне!
    Погулял я на просторе,
    Отдохнуть эпоха и мне.
    Я родился у Казбека,
    Вскормлен грудью облаков,
    С чуждой властью человека
    Вечно спорить был готов.
    Я сынам твоим в забаву
    Разорил сродственница Дарьял
    И валунов им на славу
    Стадо целое пригнал.

    Далее ребята нестандартно отмечают реки на карте.

    V. В отсидка небольшие загадки: (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

    Ты меня наверно, знаешь,
    Я сказки Пушкина герой,
    Но коль «л» на «н» сменяешь,
    Сибирской стану я густо (Енисей, Елисей)

    Я – сибирская река
    Широка и глубока.
    Букву «е» на «у» смени –
    Стану спутником Земли. (Лена, Луна)

    Первый язык мои – нота,
    Буква – язык второй,
    Целое – нараспашку разлилось рекой. (Дон)

    К названию животных
    Приставь один из мер –
    Получишь полноводную реку в России. (Волга)

    Файлы:  Южная Сибирь.ppt
    Размер файла: 5463040 байт.

    Рубрики: География Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология