Автор конспекта:
Автор(ы): — Рыкалин Александр Юльевич

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Музыка

Краткое описание: —

Активные формы проведения занятий это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

Использование активных форм проведения занятий

с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Рыкалин А.Ю. , педагог дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования.

Используя на занятиях определенной формы активные методы, я добиваюсь значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. При этом сама форма занятий приобретает активный характер.

Почему я отдаю предпочтение активным формам проведения занятий? Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:

- добывание и применение знаний носят поисковый характер;

- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;

- предполагается совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения;

- включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим преимущества активных форм проведения занятий.

  • Моделирование учебных ситуаций.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Свою роль я свожу не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Проектируя учебные ситуации я учитываю , что они строятся с учетом:

- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

- специфики занятия;

- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии педагога).

Создание учебной ситуации предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих умений;

- выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у детей умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

- включение содержания занятия в контекст решения значимых жизненных задач.

  • Совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения.

Организация совместной деятельности воспитанников не должна являться самоцелью, она лишь способствует реализации образовательного и воспитательного потенциала занятия. Для этого я, как педагог, выполняю такие действия:

- обоснованно отбираю формы и содержание совместной деятельности детей разновозрастных групп, подбираю средства и способы, которые будут стимулировать их совместную работу;

- объясняю детям важность совместного занятия, указывая на полезность данной работы для каждого;

- помогаю каждому освоить цель занятия и найти в ней смысл для себя конкретно;

- использую разные методы и формы взаимодействия старше и младшеклассников, при этом учитываю опыт их взаимодействия во внеучебной деятельности;

- четко определяю содержание деятельности, роли и функции младших и старших на каждом этапе занятия;

- обеспечиваю динамику качественного и количественного состава микрогрупп, смену ролевых позиций.

Очень важно стимулировать взаимодействия детей.

Различными способами организации и стимулирования взаимодействия детей разного возраста могут выступать:

- постановка общей задачи или проблемы, которая будет доступной и привлекательной для всех;

- формирование разновозрастных групп, которые будут выполнять решение общей задачи или ее части, выполнять творческие задания и при подготовке, и при проведении урока;

- включение исследовательских заданий, организации ситуации поиска;

- совместное обсуждение результатов решения задачи, проведение соревнований и конкурсов, игровая, проектная и театрализованная деятельность.

  • Включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

Включению детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности придаю очень важное значение. Это позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком своей роли в конкретной учебной ситуации, что обеспечивает более успешную социализацию ребенка, помогает ему ощутить свои конкурентные преимущества, формирует более устойчивый характер, уверенность в своих действиях.

Одним из современных направлений развития активного обучения является также интерактивное обучение. В своей практике я активно использую данную форму. Выполняя функции организатора и помощника, я стремлюсь к тому, чтобы коллективное обучение в маленьких группах стало основной формой организации занятия. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют детям вступать в «живой» интерактивный диалог. А это позволяет мне вести непрерывное диалоговое взаимо-действие с детьми, помогает управлять ходом занятия, регулировать скорость усвоения материала.

Использование активных форм обучения на занятиях позволяет мне сделать их интересными, более продуктивными. Я отмечаю повышение мотивации у детей, отсутствие конфликтных ситуаций на занятиях, большую заинтересованность родителей тем, чем занимаются их дети. А это самое главное для педагога.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология