Автор конспекта:
Автор(ы): — Зубанкова Наталья Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Средняя Общеобразовательная школа № 51"г. Астрахани

Учитель начальных классов

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — дополнительное профессиональное образование

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: — В современной начальной школе учитель сталкивается с отсутствием цельного предмета, позволяющего сформировать краеведческие знания у младших школьников. Как правило, придя в школу, дети показывают фрагментарные знания или их отсутствие о родном крае, родители уделяют минимум внимания этому вопросу, поэтому мы наблюдаем восприятие объектов окружающего мира детьми чаще с точки зрения полезности или вредности для человека.

ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК ОСНОВА КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зубанкова Н.Н.

МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 51», г. Астрахань

В современной начальной школе учитель сталкивается с отсутствием цельного предмета, позволяющего сформировать краеведческие знания у младших школьников. Как правило, придя в школу, дети показывают фрагментарные знания или их отсутствие о родном крае, родители уделяют минимум внимания этому вопросу, поэтому мы наблюдаем восприятие объектов окружающего мира детьми чаще с точки зрения полезности или вредности для человека.

«Краеведение — это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края» [1, с. 3].

Именно предмет «окружающий мир» позволяет учителю акцентировать внимание учеников на взаимосвязь: человек → природа → общество, которая подчёркивает интегрированность курса. «Главной целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой» [2, с. 182]. безусловно реализация этой цели невозможно без краеведческой основы изучения предмета.

Краеведческие знания основываются на сформированной у учащихся системе естественнонаучных знаний, включающей в себя знания о живых и неживых объектах, а также о способах взаимодействия между этими объектами, элементарных экологических представлениях о природе (о животных и растениях как живых существах, о сезонности). Всё перечисленное дети получают на уроках «окружающего мира» и экскурсиях, при этом усвоение новых знаний о природе с опорой на имеющиеся, обогащает кругозор, общую осведомлённость младших школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, любовь к природе.

Краеведение является региональным компонентом содержания образования, предназначенного для изучения в школе. Изучение этого компонента возможно по трем вариантам:

1. Интеграция содержания краеведческого образования с базовыми учебными предметами за счёт часов регионального компонента муниципального базисного плана.

2. При изучении учебных предметов инвариантной части за счёт часов базового компонента. В каждой образовательной области, где представлено краеведение (филология, обществознание, естествознание, искусство, технология).

3. Выделение отдельных спецкурсов за счёт регионального школьного компонента.

Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др.

Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Астраханского края..

Цель краеведческого образования — формирование знаний, умений и ценностных ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная — содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Астраханского края.

Ценностная — предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная — способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей Костромского края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая — предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.

Учёт этих содержательных линий позволяет по-другому посмотреть на предмет «окружающий мир».

В практике работы мы стараемся любую тему по предмету направить на краеведческие русла.

Например, на уроке по теме: «Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза» после объяснения перечисленных явлений, главным является вопрос, как это происходит в Астраханской области, какие перелётные птицы живут в нашей области, а какие прилетают из других регионов нашей страны.

Тема: «Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ». Посвящаем урок полезным ископаемым нашей области. Говорим, что Астрахань — это Всероссийская солонка и объясняем почему. В рамках этой темы учащиеся выполняют проекты, посвящённые нашим полезным ископаемым. Учитель организует экскурсии в краеведческий музей и на площадки добычи полезных ископаемых.

В связи с нашим жарким климатом особенно важными становятся вопросы, связанные с круговоротом воды, воздуха, минеральных и органических веществ. Все эти вопросы рассматриваются с точки зрения важности знания законов об общем доме, в котором живёт человек рядом с растениями и животными, пользуется общими воздухом, водой, землёй.

На уроках и во внеурочных занятиях для активизации учащихся используются разнообразные методы и средства. К ним относятся активные методы обучения наряду с традиционными: 1) проблемные эколого-педагогические ситуации (учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся и создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей, развития индивидуальности и творческого мышления); 2) решение экологических задач (задачи – рассказы по экологическому воспитанию служат дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по ознакомлению с природным миром. Решение этих задач способствует установлению детьми фактов определённого отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе); 3) опорные схемы (младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Любой иллюстративный материал несёт в себе элемент абстракции – картины, кинофильмы, диапозитивы, в большей степени таблицы, схемы. Дети изображают простейшие пищевые связи между организмами); 4) кроссворды, ребусы; 5) ролевые и имитационные игры; 6) дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной прироведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.

Таким образом, включение краеведческого компонента в предмет «окружающий мир» необходимо в связи с современным состоянием школьного обучения. Именно школьное краеведение помогает формировать у подрастающего поколения патриотических чувств к своей малой Родине и ответственного отношения к окружающей природной среде.

Используемая литература:

1. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану / под общ.ред. Т.Б. Табардановой. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. — 92 с.

2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология