Автор конспекта:
Автор(ы): — Павлова Галина Николаевна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ Г.Кирсанова Тамбовской обл.

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Данная программа выходит за рамки примерной программы по литературе для основной общеобразовательной школы, она обращает внимание на детскую литературу, показывает сложности, связанные с созданием произведений для детей (мнимая простота тем и текстов, особенный строй языка и композиции…), ее особенности; ориентирована на индивидуальность, творческие способности ученика.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Стихосложение в детской литературе»

(для обучающихся 5 класса)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ города Кирсанова

Павлова Галина Николаевна

Пояснительная записка

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение приобщает обучающихся к общечеловеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Учится целостному восприятию и пониманию художественного произведения, формированию умения анализировать и интерпретировать художественный текст, эстетической реакции читателя. Качество обучения непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитого художественного вкуса.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию текста учениками, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы всех классов и данная образовательная программа дополнительного образования детей «Стихосложение в детской литературе».

Программа соответствует возрастным особенностям подросткового перио­да, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Ориентирована не только на получение знаний, но в первую очередь на практическую деятельность, что позволяет повы­сить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать спо­собности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Программа актуальна. Дети перестали видеть красоту окружающего мира, ориентируются на предлагаемые средствами массовой информации идеалы. Дети не читают и зачастую совершенно не знакомы с лучшими образцами детской литературы. А ведь именно она призвана воспитывать человека, гражданина, читателя.

В 5 классе формируется представление о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней организацией текста. Особенно сложными для понимания являются поэтические тексты, поэтому данная программа нацелена на обучение анализу поэтических текстов и развитие творческих способностей обучающихся.

Данная программа выходит за рамки примерной программы по литературе для основной общеобразовательной школы, она обращает внимание на детскую литературу, показывает сложности, связанные с созданием произведений для детей (мнимая простота тем и текстов, особенный строй языка и композиции…), ее особенности; ориентирована на индивидуальность, творческие способности ученика.

Содержание программы ориентировано на создание условий для самореализации личности.

От существующих программ отличается в первую очередь ярко выраженной творческой направленностью, причем при создании собственных текстов, литературоведческом разборе акцентируется внимание учащихся на содержании, а не на форме произведения. Форма же – техническое обеспечение творческой работы.

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)

Цели:

— Воспитание художественного вкуса, внимания к авторскому слову в художественном произведении;

— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русскому языку и литературе как явлению культуры, основному средству общения;

— формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

— овладение умениями выразительного чтения и начальными элементами анализа художественных про­изведений с привлечением базовых литературоведческих по­нятий.

Задачи:

обучающие

·формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

· расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с теорией литературы.

воспитательные

·воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;

·развитие воображения и фантазии, образного мышления;

·воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности;

развивающие

·развитие творческих способностей;

·всестороннее развитие личности.

В центре изучения находится лирическое произведение малой формы, и знакомство с ним побуждает к ответственному творчеству (выразительное чтение, эмоциональный отзыв на прочитанное, создание собственного сочинения…).

Работа предлагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя:

1. Работа в классе (изучение теории, литературоведческий анализ поэтического текста, выразительное чтение, обсуждение прочитанного).

2. Внеклассная работа (создание творческих работ, самостоятельное чтение и анализ предложенных текстов).

Предполагаемые результаты:

Уроки направлены на выработку у учащихся следующих ЗУН:

·умение видеть в произведении автора, его отношение к написанному, читателю,

· умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

· умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты;

· умение грамотно строить монологические высказывания различных форм;

· умение создавать творческие исследовательские работы.

Так как такая работа предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.

Обучающиеся должны знать, понимать:

— Понимать роль детской литературы в художественной культуре.

— Видеть особенности языка детской литературы.

— Знать различия стихотворной и прозаической речи.

— Различать литературные жанры.

Форма проверки результатов освоения программы:

— тесты, фронтальный опрос по проверке теории литературы,

— литературоведческий анализ текста,

— создание творческих работ по заданным началам и представление своего видения данных тем.

Культурномассовая работа:

1. Массовые мероприятия учебного характера (выпуск газет, участие в конкурсах, концертах).

2. Мероприятия воспитательного характера (выразительное чтение стихов, клубные дни, участие в предметной неделе).

3. Работа с родителями учащихся (дни открытых дверей).

Методическое обеспечение формы и методы обучения

Наглядные: работа с текстами, раздаточным материалом, репродукциями, фонограммами;

Словесные: изучение теоретических понятий литературы, биографических сведений, исторических справок;

Практические: беседы, диспуты по текстам, литературоведческий анализ предложенных текстов (на данном возрастном уровне), создание творческих работ, игра, беседа, заочная экскурсия.

Техническое обеспечение

1. Магнитофон

2. Компьютер

Личный творческий план

Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Стихосложение в детской литературе» (для обучающихся 5 класса)

Основные теоретические понятия, тропы и стилистические фигуры речи:

Особенности детской литературы, адресат. ритм, рифма, сюжет, чувства лирического героя, ямб, хорей, метафора, олицетворение, овеществление, эпитет, литота, гипербола, сравнение, лексический повтор, ряды однородных членов, риторические вопрос и риторическое восклицание, антитеза, сопоставление.

Детская литература и ее особенности

Стихотворения В.А.Жуковского «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», «Мальчик-с-пальчик» ;

Стихотворения Н.А.Некрасова отрывки из произведений «Дедушка Мазай и зайцы», «Сашка», «Крестьянские дети»

Стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…», «Есть в осени первоначальной…» ; А.К.Толстой «Осень», «Колокольчики мои…»;

Стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы», «Полюбуйся, весна наступает…»

Стихотворения А.Н.Майкова «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась», «Летний дождь»;

Стихотворения А.А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Ласточки пропали…»

Стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», «Гуляем», «Кем быть?».

Стихотворения С.Я.Маршака. «Усатый- полосатый», «Велика», «Сказка о глупом мышонке», «Курочка Ряба и десять утят», «Детки в клетке», «Вот какой рассеянный», «Круглый год».

Стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Путаница», «Тараканище».

Стихотворения С.В.Михалкова «Дядя Степа», «А что у вас?», «Трезор», «Рисунок», «Одна рифма».

Стихотворения А.Л.Барто Стихи для самых маленьких. «Игрушки», «Помощница», «Гуси-лебеди», «Уехали», «Не одна», «Вовка — добрая душа».

Стихотворения Е.А.Благиной «Аленушка», «Вот какая мама», «Одуванчик», «Посидим в тишине», «Черемуха», «Эхо», «Простокваша».

Стихотворения З.Н.Александровой. «Мой Мишка», «Ветер на речке», «Подснежник», «Дождик», «Таня и Волчок», «Сарафанчик», «Дозор».

Стихотворения С.А.Баруздина. «Кто построил этот дом», «Шаг за шагом», «Кошка», «Кто сегодня учился».

Творческие лаборатории

Написание стихотворений по предложенным началам, на свободные темы

Открытые заседания поэтического кружка

Наши достижения

Название разделов и тем

Вид занятий

Всего

часов

Часы

на теорию

Часы

на практику

1.

Теория литературы: особенности детской литературы, адресат. ритм, рифма, сюжет, чувства лирического героя, ямб, хорей, основные тропы и стилистические фигуры речи (олицетворение, овеществление, метафора, эпитет, литота, гипербола, сравнение, лексический повтор, ряды однородных членов предложения, риторические вопрос и восклицание, антитеза, сопоставление).

Беседа, практическая

отработка, лекция

8

4

4

2.

Детская литература, стихотворения В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.Н.Майкова, И.С.Никитина, А.А.Фета, В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Маршака, А.Л.Барто, Е.А.Благиной, З.Н.Александровой, С.А.Баруздина

Творческая лаборатория

13

0

13

5.

Творческая лаборатория

Индивидуальная работа

10

0

10

8.

Открытые заседания поэтического кружка

Уроки-концерты с элементами беседы

2

0

2

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Замечания

1

Введение в стихосложение.

1

2-3

Техническая сторона организации стихосложения: ритм, рифма

2

4-5

Смысловая сторона организации стихосложения: сюжет, чувства лирического героя

2

6-7

Стихотворные размеры. Ямб. Хорей. Работа с текстом

2

8

Детская литература XIXвека как средство всестороннего воспитания ребенка, образец русского стихосложения. Особенности детского стихосложения

1

9

В.А.Жуковский «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», «Мальчик-с-пальчик» ; Н.А.Некрасов отрывки из произведений («Дедушка Мазай и зайцы», «Сашка», «Крестьянские дети») Художественные особенности стихотворений.

1

10-11

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Есть в осени первоначальной…» ; А.К.Толстой «Осень», «Колокольчики мои…»; И.С.Никитин «Встреча зимы», «Полюбуйся, весна наступает…» Художественные особенности стихотворений.

2

12

А.Н.Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась», «Летний дождь»; А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Ласточки пропали…» Художественные особенности стихотворений.

1

13-14

Творческая лаборатория – написание стихотворений по заданному началу («Пропал котенок маленький…», «Кот уснул на мягком кресле…», «У меня пропал щенок…», «Кто-то лает за забором…»). Представление написанных работ

2

15

Литература XXвека для детей. К.И.Чуковский об особенностях детского стихосложения.

1

16

В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», «Гуляем», «Кем быть?». Художественные особенности стихотворений. Написания стихотворений по заданному началу. («Ребята с нашего двора //Крепость строили с утра…»). Художественные особенности стихотворений.

1

17

С.Я.Маршак «Усатый- полосатый», «Велика», «Сказка о глупом мышонке», «Курочка Ряба и десять утят», «Детки в клетке», «Вот какой рассеянный», «Круглый год». Художественные особенности стихотворений.

1

18-19

Творческая лаборатория. Написание стихотворений по заданному началу («Котенок спрятался в шкафу…», «В норке где-то под землей //Жила малютка-мышка…») представление написанных работ

2

20

К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Путаница», «Тараканище». Художественные особенности стихотворений.

1

21

С.В.Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?», «Трезор», «Рисунок», «Одна рифма». Художественные особенности стихотворений.

1

22-23

Творческая лаборатория. Написание стихотворений по заданному началу («Я пишу стихотворенье…», «Нарисую я цветок…», «Мы сидели во дворе…») Представление написанных работ.

2

24

А.Л.Барто Стихи для самых маленьких. «Игрушки», «Помощница», «Гуси-лебеди», «Уехали», «Не одна», «Вовка — добрая душа». Художественные особенности стихотворений.

1

25

Е.А.Благина «Аленушка», «Вот какая мама», «Одуванчик», «Посидим в тишине», «Черемуха», «Эхо», «Простокваша». Художественные особенности стихотворений.

1

26-27

Творческая лаборатория. Написание стихотворений по заданному началу («Расскажи-ка сказку мне…», «Скучно стало детворе…», «Мы гуляли во дворе…») Представление написанных работ

1

28

З.Н.Александрова. «Мой Мишка», «Ветер на речке», «Подснежник», «Дождик», «Таня и Волчок», «Сарафанчик», «Дозор». Художественные особенности стихотворений.

1

29

С.А.Баруздин. «Кто построил этот дом», «Шаг за шагом», «Кошка», «Кто сегодня учился». Художественные особенности стихотворений.

1

30-31

Творческая лаборатория. Написание стихотворений по заданному началу. («За окном пролился дождь…», «Я измерил десять луж…») Представление написанных работ

2

32-33

Открытое заседание кружка «Мы творческие люди»

2

Список литературы для учителя:

1. Т.Г.Браже «Искусство анализа художественного произведения» Москва «Просвещение» 1971г

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985г

3. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г

4. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе» Москва «Просвещение» 1985г

5. Хрестоматия по детской литературе. Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ. Составители М.К.Боголюбская, А.Л.Табенкина Москва «Просвещение» 1969

Список литературы для учащихся:

1. Произведения В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, С.Я.Маршака, Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, А.А.Фета, А.Н.Майкова, В.В.Маяковского, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Е.А.Благиной, З.Н.Александровой, С.А.Баруздина

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985г

4. Толковый словарь.

Файлы: Война синквейн Фролова.docx
Размер файла: 301416 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология