Автор конспекта:
Автор(ы): — Кияев А.П.

Место работы, должность: — МБОУ «Советская СОШ», учитель

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Закрепление и углублениетеоретических знаний, трудовых умений и навыков.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Технология. Под редакцией В. Д. Симоненко

— —

Используемая методическая литература: — — Рихвк, Э.В. Мастерим из древесины.-М: Просвещение, 1988.
Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.-М: Просвещение, 1988.

Используемое оборудование: —

шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины

Краткое описание: — изучение с учащимися инструментов для строгания; обучение приемам строгания.

Тема: СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Цель: изучить с учащимися инструменты для строгания; на­учить приемам строгания.

Тип урока: Изучение новой темы.

Методы: объяснение, демонстрация, работа с учебником, практ. работа.

Оборудование:шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1.Мобилизующее начало (тема, цель урока).

2. Повторение пройденного материала.

1. Беседапо вопросам:

— Какое пиление называют поперечным, а какое продольным?

— Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?

  • Перечислите правила ухода за верстаком.

2.Выполнение практических заданий.

  • выполнить распиловку заготовки в стусле.
  • Произвести уборку верстака.

3.Словарный диктант. Дать определение понятиям: смешанное пиление, стусло, базовая кромка, режущая кромка, шаблон.

4.Определите и запишите название видов пил в той после­довательности, в которой учитель будет показывать пилы:

  • зубья для продольного пиления;
  • ножовка;
  • зубья для поперечного пиления;
  • лучковая пила.
  • III. Формирование новых понятий и способов действия.

    1.Вводная беседа.

    • Кому из вас приходилось строгать древесину?
    • Для чего выполняется строгание?

    — Какие меры безопасности необходимо соблюдать при строга­нии?

    2.Обработка заготовки до нужного размера.
    Учитель. Для того чтобы обработать заготовку до нужногоразмера, нужно выполнить следующие операции:

  • создание ровной гладкой поверхности;
  • осуществление строгания с помощью стругов;
  • шерхебели осуществляют первичное грубое строгание;
  • рубанок осуществляет окончательное чистое строгание;
  • 5)фуганок намного длиннее рубанка, поэтому им можно полу­чить ровные, плоские поверхности.

    3.Объяснение устройства рубанка.

    Учитель. Рассмотрим устройство рубанка. Он состоит из:колодки; ножа; клина; ручки. (Учитель демонстрирует устройство рубанка на рисунке и на самом инструменте.)

    4.Выполнение практического задания.

    1)Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осу­ществляют операции с рубанком:

    • разборку;
    • сборку;
    • регулировку.

    Учитель.Колодки стругов могут быть деревянными, метал­лическими, комбинированными.Основной режущей частью стругов является нож, который имеет форму клина. Перед строганием производят правильную установку ножа. Лезвие должно выступать у шерхебеля на 1-3 мм, у рубанка – на мм.

    (Учитель демонстрирует регулировку ножа.)

    Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осуще­ствляют операции по регулировке ножа.

    УчительПеред началом работы заготовку надежно крепят на верстаке, используя упоры и клинья. Рубанок берут двумя руками. Устанав­ливают лезвием вниз и проталкивают вперед, осуществляя нажим на переднюю часть. Совершая движение вперед и назад, постепен­но сострагивают обрабатываемую поверхность. Держать рубанок необходимо крепко, чтобы не соскользнули руки.

    5.Инструктирование по правилам безопасности при ра­боте со стругами.

    Учитель.Работая со стругами, необходимо соблюдать сле­дующие правила безопасности:

    • надежно закреплять заготовку;
    • работать с хорошо заточенным ножом;
    • не проверять заточку ножа рукой;
    • очищать инструмент только деревянным клином;
    • класть инструмент на верстак боком.

    IV. Применение новых понятий и способов действия.

    Практическая работа.

    Выполнение заданий:

  • Закрепите надежно заготовку.
  • Прострогайте кромки и пласты заготовки.
  • Проверьте качество строгания (самостоятельная проверка и
    взаимопроверка).

    V. Итог урока.

    Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает до­пущенные ошибки.

    VI. Дома.стр.31, § 8, рис.30, 31, зарисовать, выписать Т. Б. в тетрадь, ответить на вопросы в конце параграфа.



    Тема: СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ

    Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; на­учить приемам сверления.

    Оборудование: дрели, коловорот, сверла, заготовки.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    II.Актуализация знаний.

    1.Мобилизующее начало (тема, цель урока).

    1. Беседа по вопросам:

    • Расскажите о назначении и устройстве рубанка.
    • Отчего зависит толщина снимаемой стружки при строгании?
    • Для чего предназначен шерхебель?

    2.Выполнение практических заданий.

    1)Покажите, как правильно нужно держать рубанок при стро­гании.

    2)Покажите, как проверить заточки ножа.

    3.Сообщение темы и цели урока.

    III. Формирование новых понятий и способов действия.

    1. Иллюстративный рассказ.

    Учитель. Отверстия в детали могут быть сквозными или глухими. Отверстия в поперечном пилении могут быть:

    • круглые;
    • овальные;
    • квадратные;
    • прямоугольные;
    • шестигранные и др.

    Наиболее распространенными являются круглые отверстия, они выполняются с помощью различных сверл:

    • спиральное;
    • центровое;
    • шнековое;

    -ложечное.

    2. Самостоятельная работа по учебнику.

    Учитель.Прочитайте материал в учебнике о процессе свер­ления со слов: «До начала сверления…».Расскажите, что вы узнали о процессе сверления различными сверлами.

    3.Устройство инструментов сверления.

    Учитель.Хвостовая часть сверла предназначена для закрепления его в патроне коловорота или ручной дрели и др.Давайте рассмотрим устройство коловорота по рисунку. (Учитель рассказывает об основных деталях инструментов и их назначении, демонстрирует их действие на практике.)Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы ре­жущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку. Каким образом необходимо производить сверление? (Ответы учащихся.)

    Последовательность действий должна быть таковой:

  • до начала сверления намечают центр отверстия (карандашом или мелом);
  • затем ставят сверло в отмеченную точку перпендикулярно к поверхности заготовки;
  • ладонью левой руки нужно нажать на упор;
  • теперь будем вращать рукоятку по часовой стрелке, в конце сверления упор ослабляется во избежание откалыва­ния древесины.
  • 4.Инструктирование по правилам безопасности при сверлении.

  • При сверлении под заготовку подкладывают доску и крепят к верстаку.
  • При сверлении необходимо соблюдать осторожность, чет­кость, точность, быть внимательным и сосредоточенным.
  • Следует обязательно надежно закреплять заготовку и под­кладную доску.
  • Прочно и надежно закреплять сверло в патроне.
  • Ручку дрели, коловорота вращать без усилий.
  • Класть инструмент на верстак сверлом от себя.

    III. Практическая работа.

    Выполнение заданий:

    1.Закрепите заготовку изготовляемого вами изделия в зажиме верстака, ориентируясь на рисунок «Приемы сверления».

    2.Разделите центры будущих отверстий.

    3.Подберите нужный диаметр сверла.

    4.Произведите сверление намеченных отверстий.
    IV. Итог урока.

    Оценка практической работы учащихся.

    VI. Дома: стр.34, § 9.рис. 33, 34, 35 зарисовать, правила безопасной работы выписать в тетрадь, ответить на вопросы в конце параграфа.


    Тема: УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ.

    Цель: изучить устройство моделей токарного станка по дере­ву ТД-120, СТД-120М; рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.

    Тип урока:Изучение новой темы.

    Методы обучения:Самостоятельная работа с учебником, практическая работа.

    Оборудование: токарные станки по дереву, заготовки и го­товые изделия из древесины.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    1.Мобилизующее начало (тема, цель урока)

    2.Повторение пройденного материала.

    1)Беседа по вопросам:

    • Назовите три составляющие части машины и их назначение.
    • Приведите пример цепной передачи.
    • Из каких звеньев состоит цепная передача?
    • Чем отличается шлицевое соединение от шпоночного?

    ПI. Изложение программного материала.

    1.Иллюстрированный рассказ.

    Учитель.На предыдущих уроках вы убедились, что изгото­вить деталь или изделие цилиндрической формы вручную — до­вольно сложная задача.

    Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.Токарный станок предназначен для обработки заготовок из ме­таллов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование и развертывание. Глав­ное движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движе­ние подачи (поступательное) — режущим инструментом.

    История токарных станков по дереву уходит в далекую древ­ность. Они использовались для изготовления посуды, деталей сто­лов, стульев и других предметов домашнего обихода.

    Различают следующие токарные станки:

    • винторезные;
    • револьверные;
    • карусельные;
    • многорезцовые;
    • центровальноотрезные;
    • с ручным приводом;
    • с ножным приводом.

    На современных промышленных предприятиях применяются станки различных конструкций и назначений, в том числе:

    • станки-автоматы;
    • станки с программным управление (ПУ).

    УчительПодробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промыш­ленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.

    Школьные мастерские обычно оборудованы токарными стан­ками моделей ТД-120, СТД-120М.(Далее учитель рассказывает об основных узлах станка ТД-120 по рисунку и на модели):

  • На направляющих станины установлена каретка с подручни­ком и задняя бабка.
  • Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой пере­дачи, маховика и центра задней бабки (пиноли).
  • Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
  • Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».
  • Учитель. Рассмотрим различия станков СТД-120М и ТД-120. Особенностью обоих станков является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали

    • патрон — применяемый для крепления коротких заготовок
    • трезубец — применяемый для крепления длинных заготовок с
      поджатием центром задней бабки;
    • планшайба — применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра.

    Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.

    (Учитель показывает образцы крепления.)

    Вращательное движение заготовки при точении называется главным.

    Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.

    Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.

    Регулировка частоты вращения осуществляется установкой ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.

    (Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя.)

    Обратимся к кинематической схеме станка.

    2.Объяснение схемы:

    1)Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя че­рез клиноременную передачу.

    2)Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.

    3)Инструктирование по правилам безопасности при ра­боте на токарном станке.

    Учитель.Запомните правила безопасной работы на токарном станке:

  • Не включать станок без разрешения учителя.
  • Не включать станок без огражденной ременной передачи.
  • Не опираться на части токарного станка.
  • Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж.
  • Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немед­ленно сообщать учителю.

    IV. Применение новых понятий и способов действия.

    Практическая работа.

    Выполнение заданий:

  • Ознакомьтесь с устройством станка.
  • Убедившись, что станок отключен:
  • переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;
  • замерьте:
  • а)расстояние между центрами;

    б)расстояние от линии центров до станины;

    в)величина вылета патрона.

    3.Заполните таблицу.

    Ч частота вращения

    шпинделя

    Р расстояние между ц центрами, мм

    Р расстояние от ли- и нии центров до

    станины, мм

    В величина вылета п патрона

    4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).

    V. Итог урока.

    Оценка практической работы.

    VI.Дома.стр.46, § 9, рис.32 зарисовать в тетрадь, описать устройство станка, выписать правила Т.Б. Ответить на вопросы в конце параграфа.

    Файлы: Профессиональная ориентация младших школьников.zip
    Размер файла: 118720 байт.

    Рубрики: Технология Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология