Автор конспекта:
Автор(ы): — Кияев А.П.
Место работы, должность: — МБОУ «Советская СОШ», учитель
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: — Закрепление и углублениетеоретических знаний, трудовых умений и навыков.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Технология. Под редакцией В. Д. Симоненко
— —
Используемая методическая литература: — — Рихвк, Э.В. Мастерим из древесины.-М: Просвещение, 1988.
Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.-М: Просвещение, 1988.
Используемое оборудование: —
шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины
Краткое описание: — изучение с учащимися инструментов для строгания; обучение приемам строгания.
Тема: СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ
Цель: изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания.
Тип урока: Изучение новой темы.
Методы: объяснение, демонстрация, работа с учебником, практ. работа.
Оборудование:шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Мобилизующее начало (тема, цель урока).
2. Повторение пройденного материала.
1. Беседапо вопросам:
— Какое пиление называют поперечным, а какое продольным?
— Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?
- Перечислите правила ухода за верстаком.
2.Выполнение практических заданий.
- выполнить распиловку заготовки в стусле.
- Произвести уборку верстака.
3.Словарный диктант. Дать определение понятиям: смешанное пиление, стусло, базовая кромка, режущая кромка, шаблон.
4.Определите и запишите название видов пил в той последовательности, в которой учитель будет показывать пилы:
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1.Вводная беседа.
- Кому из вас приходилось строгать древесину?
- Для чего выполняется строгание?
— Какие меры безопасности необходимо соблюдать при строгании?
2.Обработка заготовки до нужного размера.
Учитель. Для того чтобы обработать заготовку до нужногоразмера, нужно выполнить следующие операции:
5)фуганок намного длиннее рубанка, поэтому им можно получить ровные, плоские поверхности.
3.Объяснение устройства рубанка.
Учитель. Рассмотрим устройство рубанка. Он состоит из:колодки; ножа; клина; ручки. (Учитель демонстрирует устройство рубанка на рисунке и на самом инструменте.)
4.Выполнение практического задания.
1)Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осуществляют операции с рубанком:
- разборку;
- сборку;
- регулировку.
Учитель.Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими, комбинированными.Основной режущей частью стругов является нож, который имеет форму клина. Перед строганием производят правильную установку ножа. Лезвие должно выступать у шерхебеля на 1-3 мм, у рубанка – на мм.
(Учитель демонстрирует регулировку ножа.)
Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осуществляют операции по регулировке ножа.
УчительПеред началом работы заготовку надежно крепят на верстаке, используя упоры и клинья. Рубанок берут двумя руками. Устанавливают лезвием вниз и проталкивают вперед, осуществляя нажим на переднюю часть. Совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность. Держать рубанок необходимо крепко, чтобы не соскользнули руки.
5.Инструктирование по правилам безопасности при работе со стругами.
Учитель.Работая со стругами, необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
- надежно закреплять заготовку;
- работать с хорошо заточенным ножом;
- не проверять заточку ножа рукой;
- очищать инструмент только деревянным клином;
- класть инструмент на верстак боком.
IV. Применение новых понятий и способов действия.
Практическая работа.
Выполнение заданий:
Проверьте качество строгания (самостоятельная проверка и
взаимопроверка).
V. Итог урока.
Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает допущенные ошибки.
VI. Дома.стр.31, § 8, рис.30, 31, зарисовать, выписать Т. Б. в тетрадь, ответить на вопросы в конце параграфа.
—
Тема: СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления.
Оборудование: дрели, коловорот, сверла, заготовки.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1.Мобилизующее начало (тема, цель урока).
1. Беседа по вопросам:
- Расскажите о назначении и устройстве рубанка.
- Отчего зависит толщина снимаемой стружки при строгании?
- Для чего предназначен шерхебель?
2.Выполнение практических заданий.
1)Покажите, как правильно нужно держать рубанок при строгании.
2)Покажите, как проверить заточки ножа.
3.Сообщение темы и цели урока.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Иллюстративный рассказ.
Учитель. Отверстия в детали могут быть сквозными или глухими. Отверстия в поперечном пилении могут быть:
- круглые;
- овальные;
- квадратные;
- прямоугольные;
- шестигранные и др.
Наиболее распространенными являются круглые отверстия, они выполняются с помощью различных сверл:
- спиральное;
- центровое;
- шнековое;
-ложечное.
2. Самостоятельная работа по учебнику.
Учитель.Прочитайте материал в учебнике о процессе сверления со слов: «До начала сверления…».Расскажите, что вы узнали о процессе сверления различными сверлами.
3.Устройство инструментов сверления.
Учитель.Хвостовая часть сверла предназначена для закрепления его в патроне коловорота или ручной дрели и др.Давайте рассмотрим устройство коловорота по рисунку. (Учитель рассказывает об основных деталях инструментов и их назначении, демонстрирует их действие на практике.)Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы режущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку. Каким образом необходимо производить сверление? (Ответы учащихся.)
Последовательность действий должна быть таковой:
4.Инструктирование по правилам безопасности при сверлении.
Класть инструмент на верстак сверлом от себя.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
1.Закрепите заготовку изготовляемого вами изделия в зажиме верстака, ориентируясь на рисунок «Приемы сверления».
2.Разделите центры будущих отверстий.
3.Подберите нужный диаметр сверла.
4.Произведите сверление намеченных отверстий.
IV. Итог урока.
Оценка практической работы учащихся.
VI. Дома: стр.34, § 9.рис. 33, 34, 35 зарисовать, правила безопасной работы выписать в тетрадь, ответить на вопросы в конце параграфа.
Тема: УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ.
Цель: изучить устройство моделей токарного станка по дереву ТД-120, СТД-120М; рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.
Тип урока:Изучение новой темы.
Методы обучения:Самостоятельная работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: токарные станки по дереву, заготовки и готовые изделия из древесины.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Мобилизующее начало (тема, цель урока)
2.Повторение пройденного материала.
1)Беседа по вопросам:
- Назовите три составляющие части машины и их назначение.
- Приведите пример цепной передачи.
- Из каких звеньев состоит цепная передача?
- Чем отличается шлицевое соединение от шпоночного?
ПI. Изложение программного материала.
1.Иллюстрированный рассказ.
Учитель.На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную — довольно сложная задача.
Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.Токарный станок предназначен для обработки заготовок из металлов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование и развертывание. Главное движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) — режущим инструментом.
История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
Различают следующие токарные станки:
- винторезные;
- револьверные;
- карусельные;
- многорезцовые;
- центровальноотрезные;
- с ручным приводом;
- с ножным приводом.
На современных промышленных предприятиях применяются станки различных конструкций и назначений, в том числе:
- станки-автоматы;
- станки с программным управление (ПУ).
УчительПодробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промышленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.
Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей ТД-120, СТД-120М.(Далее учитель рассказывает об основных узлах станка ТД-120 по рисунку и на модели):
Учитель. Рассмотрим различия станков СТД-120М и ТД-120. Особенностью обоих станков является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали
- патрон — применяемый для крепления коротких заготовок
- трезубец — применяемый для крепления длинных заготовок с
поджатием центром задней бабки; - планшайба — применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра.
Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.
(Учитель показывает образцы крепления.)
Вращательное движение заготовки при точении называется главным.
Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.
Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.
Регулировка частоты вращения осуществляется установкой ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.
(Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя.)
Обратимся к кинематической схеме станка.
2.Объяснение схемы:
1)Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.
2)Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.
3)Инструктирование по правилам безопасности при работе на токарном станке.
Учитель.Запомните правила безопасной работы на токарном станке:
Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.
IV. Применение новых понятий и способов действия.
Практическая работа.
Выполнение заданий:
а)расстояние между центрами;
б)расстояние от линии центров до станины;
в)величина вылета патрона.
3.Заполните таблицу.
Ч частота вращения
шпинделя
Р расстояние между ц центрами, мм
Р расстояние от ли- и нии центров до
станины, мм
В величина вылета п патрона
4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).
V. Итог урока.
Оценка практической работы.
VI.Дома.стр.46, § 9, рис.32 зарисовать в тетрадь, описать устройство станка, выписать правила Т.Б. Ответить на вопросы в конце параграфа.
Файлы: Профессиональная ориентация младших школьников.zip
Размер файла: 118720 байт.