Автор конспекта:
Автор(ы): — Перова Наталия Вячеславовна

Место работы, должность: — МОУ – СОШ № 2 р.п. Степное, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1. раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; 2. развивать умение анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы; 3. воспитывать гражданско-общественную позицию учащихся через творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

тексты сказок

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, выставка иллюстраций к сказкам

Используемые ЦОР: —

презентация урока

Краткое описание: — Настоящий урок предназначен для учителей литературы, работающих в 10 классе ( базовый уровень). Он может быть использован при подготовке и проведении урока полностью или в виде фрагментов. Урок предполагает исследовательскую деятельность учащихся, работу с тестами, иллюстрациями, позволяет углубить знания учащихся о средствах выразительности, использованных М.Е. Салтыковым-Щедриным в сказках

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

М.Е. Салтыков-Щедрин свою жизнь посвятил родной литературе, и прежде всего такой трудной ее области, как сатира.

Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное. В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.

Пока у русского читателя будет существовать спрос на идеалы, до тех пор сочинения Щедрина не отойдут в историю.

М.С. Ольминский

II. Актуализация знаний.

1. Учитель: давайте вспомним:

1. Что такое сказка? (слайд № 4)

2. Какие виды сказок вы знаете? (слайд № 4)

3. Чем для вас является сказка? (слайд № 5)

2. Пленительный мир сказок входит в нашу жизнь в детстве и не покидает нас до старости.

Сказки словно подчинили себе время. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина стали продолжением традиций русской народной сказки и литературных сказок А.С. Пушкина, П. Ершова, Аксакова (слайд № 6).

3. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста», «Для детей от 7 до 70 лет». В форму сказки он как бы переливает все идейно-тематическое богатство своей сатиры и таким образом создает малую сатирическую энциклопедию для народа.

Учитель: Обратимся к словарю литературоведческих терминов. Что же такое сатира? (слайд № 7)

4. За небольшим исключением сказки создавались писателем в течение четырех лет (1883 – 1886).

Учитель: Дайте характеристику внутренней политики России в начале 20-х годов ХIХ века (слайд № 8)

Сказки дали Салтыкову-Щедрину возможность бичевать реакцию, несмотря на страх либеральных редакторов и вопреки неистовству цензуры.

5. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 тематические группы (слайд № 9)

6. Сказка «Коняга – вопль боли о Родине» (слайд № 10)

РАБОТА ПО СКАЗКЕ.

Задания:

1. краткий пересказ;

2. анализ;

3. какой из рисунков и почему кажется наиболее выразительным?

Учитель:

7. В чем же заключается своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина? (слайд № 11)

8. Поиск излюбленных приемов Салтыкова-Щедрина в сказках:

1. гипербола («Премудрый пескарь»);

2. гротеск («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»);

3. эзопов язык («О верном Трезоре», «Коняга») (слайды № 12, 13, 14).

III. Контроль усвоения знаний.

Тест (слайд № 15)

9. Вывод: Сказки Салтыкова-Щедрина – великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости (слайд № 17)

IV. Анализ и оценка итогов работы.

V. Домашнее задание (слайд № 16)

Файлы: Салтыков-Щедрин.ppt
Размер файла: 2205696 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология