Автор конспекта:
Автор(ы): — Перова Наталия Вячеславовна
Место работы, должность: — МОУ – СОШ № 2 р.п. Степное, учитель
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — 1. раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; 2. развивать умение анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы; 3. воспитывать гражданско-общественную позицию учащихся через творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
тексты сказок
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, выставка иллюстраций к сказкам
Используемые ЦОР: —
презентация урока
Краткое описание: — Настоящий урок предназначен для учителей литературы, работающих в 10 классе ( базовый уровень). Он может быть использован при подготовке и проведении урока полностью или в виде фрагментов. Урок предполагает исследовательскую деятельность учащихся, работу с тестами, иллюстрациями, позволяет углубить знания учащихся о средствах выразительности, использованных М.Е. Салтыковым-Щедриным в сказках
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
М.Е. Салтыков-Щедрин свою жизнь посвятил родной литературе, и прежде всего такой трудной ее области, как сатира.
Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное. В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.
Пока у русского читателя будет существовать спрос на идеалы, до тех пор сочинения Щедрина не отойдут в историю.
М.С. Ольминский
II. Актуализация знаний.
1. Учитель: давайте вспомним:
1. Что такое сказка? (слайд № 4)
2. Какие виды сказок вы знаете? (слайд № 4)
3. Чем для вас является сказка? (слайд № 5)
2. Пленительный мир сказок входит в нашу жизнь в детстве и не покидает нас до старости.
Сказки словно подчинили себе время. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина стали продолжением традиций русской народной сказки и литературных сказок А.С. Пушкина, П. Ершова, Аксакова (слайд № 6).
3. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста», «Для детей от 7 до 70 лет». В форму сказки он как бы переливает все идейно-тематическое богатство своей сатиры и таким образом создает малую сатирическую энциклопедию для народа.
Учитель: Обратимся к словарю литературоведческих терминов. Что же такое сатира? (слайд № 7)
4. За небольшим исключением сказки создавались писателем в течение четырех лет (1883 – 1886).
Учитель: Дайте характеристику внутренней политики России в начале 20-х годов ХIХ века (слайд № 8)
Сказки дали Салтыкову-Щедрину возможность бичевать реакцию, несмотря на страх либеральных редакторов и вопреки неистовству цензуры.
5. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 тематические группы (слайд № 9)
6. Сказка «Коняга – вопль боли о Родине» (слайд № 10)
РАБОТА ПО СКАЗКЕ.
Задания:
1. краткий пересказ;
2. анализ;
3. какой из рисунков и почему кажется наиболее выразительным?
Учитель:
7. В чем же заключается своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина? (слайд № 11)
8. Поиск излюбленных приемов Салтыкова-Щедрина в сказках:
1. гипербола («Премудрый пескарь»);
2. гротеск («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»);
3. эзопов язык («О верном Трезоре», «Коняга») (слайды № 12, 13, 14).
III. Контроль усвоения знаний.
Тест (слайд № 15)
9. Вывод: Сказки Салтыкова-Щедрина – великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости (слайд № 17)
IV. Анализ и оценка итогов работы.
V. Домашнее задание (слайд № 16)
Файлы: Салтыков-Щедрин.ppt
Размер файла: 2205696 байт.