Автор конспекта:
Автор(ы): — Рубцова Людмила Михайловна.

Место работы, должность: —

Учитель начальных классов МБОУ "Генеральская ООШ" Рубцова Людмила Михайловна.

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Методическая разработка занятия

для учащихся 4 5 классов

Тема: Святой Сергий строитель русской духовной культуры.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Родионово-Несветайского района

«Генеральская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ « Генеральская ООШ»)

Методическая разработка занятия

для учащихся 4 – 5 классов

Тема: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры».

Учитель начальных классов – Рубцова Людмила Михайловна.

2013-2014 учебный год

«Святой Сергий – строитель русской духовной культуры».

Занятие для учащихся 4-5 классов.

Проблема: Почему Сергия Радонежского называют заступником Русской земли и покровителем русского образования?

Педагогическая цель: Способствовать развитию духовно – нравственного просвещения детей, формированию у них целостного мировоззрения, уважения к православной культуре как к важной составляющей российской и мировой культуры.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; этические чувства и эмоционально-нравственная отзывчивость; целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, обработка и передача информации; построение рассуждений, обобщений.

Регулятивные УУД – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД – договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности; формулировать собственное мнение, позицию; умение слушать собеседника.

Цель занятия: познакомить учащихся с важными событиями жития святого Сергия Радонежского, помочь им понять, почему его называют заступником Русской земли и покровителем русского образования.

План занятия:

1.В классе оформлена выставка книг, в которых можно прочитать о преподобном Сергие Радонежском.

2.В центре классной доски — икона с ликом святого Сергия Радонежского и запись слов русского философа Г. Федотова: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей России: в них мы ищем откровение нашего собственного духовного пути».

Имя в миру: Варфоломей

Рождение: 1314

Смерть: 1392

Прославлен: в середине

шестого века

Покровитель: учащихся

Дни памяти: 8 октября, 18

июля

Ход занятия:

1. Учитель предлагает детям послушать тишину, задать себе вопрос: «Зачем человеку дана жизнь?»( В это время на экране демонстрируются умиротворенные пейзажи природы.) Учитель просит учеников обратить внимание на лик святого, спрашивает, что им уже известно о Сергие Радонежском.

2.Педагог объявляет тему и проблему занятия, просит детей предположить цели занятия. При необходимости учитель помогает ученикам сформулировать цели.

3.Учитель создает рабочие группы, раздает задания.

1 группа должна найти значение слов, которые непонятны: преподобный, псалмы, просфора, Псалтирь, инок, старец, постриг, монах. (Работа со словарем.)

2 группа читает текст, готовит пересказ и выбирает из предложенных учителем иллюстраций те, которые послужат дополнением к рассказу. (Учебное пособие «История религиозной культуры» А.В. Бородина, 2003 г. Страница 276-277)

3 группа изучает поучения преподобного Сергия Радонежского и пробует их понять, «толковать». Поучения:

Внимайте себе, братие. …иметь чистоту душевную и телесную

Прежде имейте страх Божий, и любовь нелицемерную.

Чистоту душевную и любовь Смирением украшать себя,

нелицемерную… единомыслие друг с другом хранить.

4.После выполнения заданий участники 1 и 2 групп демонстрируют, как они справились с задачей. Ребята 1 группы записывают на доске и разъясняют значение слов. Выступающий из 2 рабочей группы рассказывает: Преподобный Сергий родился в городе Ростове, при крещении получил имя Варфоломей. Рос он кротким и послушным. Но учение давалось ему с трудом.

Однажды Варфоломей искал в поле убежавших жеребят и увидел молящегося старца. Мальчик попросил его помолиться о нем Богу: ему очень хотелось научиться читать и писать. Старец помолился и дал Варфоломею кусочек просфоры. Мальчик упросил старца зайти к его родителям. Перед обедом старец велел мальчику читать псалмы, но тот отказывался, потому что не умел читать. Старец продолжал настаивать, и Варфоломею пришлось взять Псалтирь. К всеобщему удивлению, Варфоломей стал правильно читать. После этого случая он стал хорошо учиться.

Подрастая, мальчик стал уговаривать родителей отпустить его в монастырь, но родители просили заботиться о них, пока были живы. Когда родители умерли, семнадцатилетний юноша с братом Стефаном уединились для монашеского подвига в Радонежском лесу на горе Маковке. Там они построили келью и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Брат ушел в Богоявленский монастырь, а Варфоломей в дремучем лесу мужественно переносил голод, холод, опасности.

Однажды большой медведь забрел к нему в поисках пищи, и Варфоломей разделил с ним свой хлеб. Медведь подружился с иноком и стал часто посещать юношу.

5.Учитель продолжает рассказ: Духовным учителем отрока был игумен ближайшего монастыря Митрофан. Через 7 лет он постриг Варфоломея в монашеский чин и дал ему имя Сергий. Многие люди приходили к преподобному Сергию за советом, молитвой, некоторые оставались и строили себе кельи. Так создавался новый монастырь- Троице- Сергиева Лавра.

Ученики Сергия Радонежского основали 40 новых монастырей. Из них вышли основатели еще 50 монастырей.

Учитель объявляет мини — конкурс на лучшее «словесное рисование» монастыря. Затем демонстрируются иллюстрации с изображениями монастырей.

6.Работа в парах: ученикам даны небольшие тексты, в которых рассказывается об укладе жизни в монастырях, о том, как создавались рукописные книги и о чем они повествовали. Ученики из этих текстов выбирают важную информацию по теме: Монастырь – центр духовной жизни и просвещения. По окончании работы в парах формируется группа выступающих с информацией по заданной теме.

7.Учитель вначале читает текст, нацеливая детей на запоминание содержания, затем просит записать ключевые слова данного текста:

В то время Русь находилась под монголо-татарским игом, выплачивая золотоордынским ханам дань. Преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского и его воинство на битву, состоявшуюся 21 сентября 1380 года на Куликовом поле. Преподобный прозрел победу князя, а во время битвы молился и видел в храме духовными очами все поле битвы.

8.Учитель предлагает ученикам найти слова, называющие действия святого и обратить внимание на важность и значение этих слов: благословил, прозрел, молился, видел.

9.Учитель: Я буду называть утверждения, если вы согласны с ними, то посмотрите на меня добрыми глазами. А если не согласны – пусть ваш взгляд будет серьезным. 1.Святой Сергий – заступник земли Русской, потому что благодаря его молитвам, трудам были побеждены враги и поработители русского народа. 2.Сергий Радонежский –небесный покровитель России, благочестивыми делами и духовным заступничеством он развивал образование в стране. 3.Святому в детстве не давалось учение, а когда он получил этот дар, его стали считать покровителем учащихся. 10.Участники 3 группы выступают с результатами проделанной ими работы, класс подключается к чтению поучений и обдумыванию советов старца.

11.Учитель: Память преподобного Сергия празднуется в осеннюю пору, когда лес, деревья – в пышном золотом и багряном уборе радует нас красотой. Сегодня, в воспоминание об этом празднике, мы выполним коллективную творческую работу «Лес Сергия Радонежского».

Ученики получают индивидуальные задания. В результате выполнения каждым обучающимся части коллективной работы, изготавливается осенняя композиция из различных материалов.

12.Учитель: Сегодня мы узнали о жизни Сергия Радонежского, о том, какой жизненный и духовный путь он избрал. Он молился за всех, к нему и сейчас обращаются с молитвой. Давайте зажжем свечи в память о преподобном

Сергие Радонежском. На экране – «Житие Сергия Радонежского».

13. Дети читают стихи о Сергие Радонежском.

Вот Сергий-старец на исходе дней.

Остались в прошлом подвиги, затворы.

Мы жизнь его окидываем взором,

Хотим понять, что главным было в ней.

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

Он веры протянул живую нить,

Чтоб примирить князей, объединить

Вокруг Москвы и нанести удар

И сбросить иго тяжкое татар…

Давно уже нет старца на земле.

Рассветным сном окутаны просторы.

Но Сергий, никому не видимый, суровый

Русь объезжает на заре дозором.

Он за Отчизну сердцем пламенеет,

Он нашими заботами болеет,

Печалится он нашими скорбями,

И стережет родной земли покой,

И крестит Русь незримою рукой.

14.Учитель: Найдите в стихотворении слова, содержащие ответы на вопрос о том, почему Сергия Радонежского называют заступником Русской земли и покровителем русского образования.

Ученики отвечают, остальные обучающиеся с помощью красок показывают, согласны ли они с рассуждениями, утверждениями одноклассников. Рисуют нежное облачко – значит, «правильно, согласен», а несогласие выражают рисованием темной тучки.

15.Учитель подводит итог занятия, благодарит детей за совместную работу, усердие.

Используемая литература:

1.Великие Святые России. Москва 2012.Автор-составитель Елена Владимирова.

2.Учебно- методическое пособие. Основы православной культуры. Москва 2004. А.В. Бородина 3.Жития Святых. Москва 2011. Протоиерей Константин Островский, Татьяна Вальдина.

4.Я иду на урок в воскресную школу. Москва 2011. Жукова В. Г.

5.Православная культура в школе. Москва 2004. Иеромонах Киприян (Ященко ).

6.Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя. Москва 2006. Е.И. Смольникова.

Сопроводительное письмо к конкурсной работе методических

разработок по теме

«Святой Сергий – строитель русской духовной культуры».

1.Рубцова Людмила Михайловна.

2. Ростовская область, Родионово- Несветайский район, село Генеральское улица Советская 20 «А» квартира 1. Индекс: 346584

3.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Генеральская основная общеобразовательная школа». Ростовская область, Родионово-Несветайский район, село Генеральское улица Советская 34. Тел. 88634024617

Файлы: Рабочая программа МХК 11.doc
Размер файла: 120832 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология