Автор конспекта:
Автор(ы): — Ящук Елена Ивановна
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Обучающие цели: 1. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных. 2. Первоначальное ознакомление с понятиями « кормильцы», «едоки». 3. Формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе. 4. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации; на умение разрешать поставленные проблемы. 5. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: 1. Создать условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; мелкой моторики рук. 2. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли устно и письменно. 3. Способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитательные цели: 1. Содействовать развитию умения общаться между собой. 2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Задачи: 1. Научить различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных. 2. Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей. 3. Сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды. 4. Учить школьников работать с различными источниками информации. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию. Учить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов. 5. Продолжить обучение работе в группе. Планируемые достижения учащихся: Предметные навыки. 1. У учащихся будут сформированы представления о различиях групп живых организмов, увидят общие и специфические особенности растений и животных; об основах питания, размножения, образа жизни, привычках и т.д. 2. Учащиеся получат возможность применить знания из области, математики, русского языка, риторики, литературы в новых условиях и тем самым актуализировать базовые представления из данных областей. Общеучебные умения и навыки . 1. Учащиеся получат представления ( актуализируют представления) о том, как искать информацию, используя разные источники ее получения, анализировать, обобщать данные, представлять их в систематизированном виде в виде проекта, схемы, таблицы, осуществлять экспертизу работ. 2. Учащиеся актуализируют умения составления высказываний в устной и письменной форме. 3. Учащиеся получат представления о проектной деятельности и ее структуре. 4. Учащиеся приобретут умения совместной деятельности, принятия решений. Психологические эффекты: 1. Формирование проектного мышления школьников. 2. Формирование классных коллективов. 3. Развитие у школьников умений совместной деятельности и принятия решений, формирование умения вставать на позицию другого. 4. Развитие познавательных процессов, речи, рефлексии. 5. Формирование уверенности у школьников.
Используемое оборудование: —
- цветные карандаши, альбом;
- таблицы ; шаблоны схем; кроссворд, презентация.
- компьютер, Интернет.
- музыкальные эффекты.
Используемые ЦОР: —
Единая коллекция ЦОР
Региональная коллекция ресурсов Красноярского края
Другое
Краткое описание: — Урок-исследование с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Представленный урок – второй урок раздела «Живые обитатели планеты» учебного курса «Окружающий мир» ОС «Школа 2100» — с использованием мультимедийных технологий, создает условия для развития ключевых компетентностей, знакомит с живыми обитателями планеты, их сходствами и различиями, помогает установить связь живого и неживого; поднимает на более высокий уровень интерес детей к учёбе, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а значит, и повышает качество образования. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; различать части растения, отображать их на рисунке, схеме, приводить примеры. Представленные компетентно – ориентированные задания направлены на развитие у детей информационных , коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, отвечать на заданные вопросы. В ходе самостоятельного исследования, учащиеся ответят на вопрос – Что такое жизнь? Итогом работы должен стать вывод о том, что для гармоничной жизни человека и природы её нужно знать и уметь себя правильно вести в ней.
I. Организационный момент.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое пчелой забралось на цветок,
А третье — лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Сообщение темы и целей урока.
Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока — Тайны живых обитателей планеты.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? — Узнаем новое о жизни живых обитателей планеты, об их тайнах
А о чём конкретно мы будем говорить, вы узнаете, разгадав кроссворд:
Ответы: 1. Подорожник. 2. Фиалка. 3. Одуванчик. 4. Чистотел. 5. Мята. 6. Клён. 7. Боярышник. 8. Ель
Учитель:
Посмотрите на слова кроссворда. Какое общее слово к ним можно подобрать? Что они означают?
— Растения.
Прочитайте, какое слово получилось выделенной строке кроссворда?
— Животные.
Вот вы сами и назвали тех, о ком будет идти речь на уроке. Рассмотрим признаки животных, их отличия от растений.
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация опорных знаний.
Что же мы уже знаем о природных объектах? Рассмотрите схему и заполните пропуски.
Модель ответа:
2. Создание проблемной ситуации.
1). Чем похожи растения и животные?
Проверка домашнего задания. Ответы детей. Все ответы сводятся в таблицу:
КОЗ 1. Компетентность коммуникативная. Аспект продуктивная групповая коммуникация, обработка информации. Уровень I
Чем же отличаются растения от животных? Как бы вы ответили на этот вопрос? Может быть, весёлые рисунки помогут вам? Рассмотрите рисунки на с.2-3 учебника. Постарайтесь, глядя на них найти эти отличия.Обсудите в группе поставленную проблему и заполните таблицу.
Проводите обсуждение следующим образом:
- сначала каждый член группы высказывает своё предложение по данному вопросу;
- затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения , записывается совместное решение.
Модель ответа:
Учитель:
Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда.
Растения служат кормом для животных. Они их – «КОРМИЛЬЦЫ»
А животным требуется пища другая – растения, насекомые, животные, более слабые и мелкие, чем те, которые ими питаются.
Животные едят готовую пищу – они «ЕДОКИ»
И это первая тайна живых обитателей нашей планеты.
Дети, а где вам легче дышится – в лесу или на улицах города?
Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выдыхая углекислый газ. Но лишь растения на свету сами выделяют кислород, снабжая им все организмы.
И это вторая тайна живых обитателей нашей планеты.
КОЗ 2. Компетентность информационная. Аспект обработка информации, извлечение вторичной информации. Уровень I
Изучите предложенную на с. 6 учебника памятку и ответьте на вопрос — могут ли растения жить без света?
Модель ответа:
Растения не могут долго жить без света. Они теряют зеленый вид, болеют и погибают. Так как, для того, чтобы жить, растениям нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода и ВКУСНЕЙШИЕ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ. Это их еда.
Учитель:
А скажите мне ребята, гриб – это растение или животное?
Если вы считаете, что гриб – это растение, то почему он не зелёный, как все растения.
А если считаете, что гриб – это животное, то почему он не передвигается, как все животные?
К следующему уроку найдите и внимательно прочитайте информацию о грибах .
Ответьте на вопрос: Гриб – это растение или животное?
Что вы выбрали? Объясните причины своего выбора. И вы узнаете третью тайну живых обитателей нашей планеты.
3. Закрепление изученного материала.
Ответьте на вопросы:
- Из чего строят свой организм растения?
- Что служит кормом для животных?
- Как называют растения?
- Чем обогащают воздух растения?
- Кому нужен кислород?
- Чего не могут делать животные в сравнении с растениями?
- Чем питаются животные?
- Как называют животных?
- Что умеют животные , но не умеют растения?
4. Итог урока.
Выполните это задание.
Проверка.
5. Домашнее задание.
Задание для 1 группы: Компетентность информационная. Аспект планирование и поиск информации. Уровень II
Найдите и внимательно прочитайте информацию о грибах. Ответьте на вопрос: Гриб – это растение или животное? Что вы выбрали? Объясните причины своего выбора.
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
- ссылка 1
- ссылка 2
- ссылка 3
Модель ответа:
Грибы часто выделяют в отдельное царство – ЦАРСТВО ГРИБОВ. Они представляют собой очень тонкие нити, не состоящие из клеток, как другие растения. Они получают пищу, поглощая жидкости из мертвых, гниющих растений и животных. Большую часть года грибы представляют собой тонкие белые нити в почве. Осенью они растут вверх, образуя шляпку и ножку. В верхней части грибов (шляпке) образуются массы мельчайших частиц, называемых спорами. Они разносятся ветром и дают начало новым грибам.
Отличия от растений: не вырабатывают кислород, окраска.
Отличия от животных: неподвижны.
Задание для 2 группы: Компетентность коммуникативная. Аспект публичное выступление. Уровень I
Найдите информацию на тему:«Почему человек придумал науку «ЭКОЛОГИЮ».
Подготовьте план, отберите наглядные материалы, сделайте презентацию, выступите перед товарищами. Будьте готовы ответить на вопросы.
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
- ссылка 1
Критерии оценивания:
Задание для 3 группы:
Изучите предложенную на с.3 учебника памятку . Составьте план своих дей-ствий, проведите опыт и докажите , что растения не могут жить без света.
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
- ссылка 1
Задание для всех:
Попытайтесь найти ответ на вопрос – Кто такой человек?
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
- ссылка 1
Файлы: urok-issledovanie.doc
Размер файла: 151040 байт.